Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные пути оптимизации управления дебиторской задолженностью 1 страница




Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии

 

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие продавцу (поставщику) как кредитору по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской задолженностью представ­ляет собой часть общей политики управления оборотными акти­вами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской задолженностью являются:

- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств (т.е. получение предоплаты в размере 50 % на основании условий договора, обеспечение крупных сумм дебиторской задолженности залогом (материальными ценностями, имуществом, поручительством), использование вексельной формы расчетов;

- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины (при соблюдении сроков платежей, а так же при досрочном погашении задолженности при последующей работе с покупателями и заказчиками можно предоставлять со скидкой сопутствующие предмету договора услуги);

- уменьшение бюджетных долгов (при соблюдении сроков погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды сводится к минимуму риск наложения штрафов и начисления пени за просрочку платежей);

- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности (например, при досрочном получении сумм дебиторской задолженности полученные денежные средства можно направить на досрочное погашение кредитов, что снизит сумму процентов к уплате, либо направление полученных денежных средств на закупку материалов, либо направить полученные средства на краткосрочные финансовые вложения).

В настоящее время общая сумма дебиторской задолженности предприятия составляет 12538 тыс. руб. Особенностью этого вида активов является большое число должников предприятия и относительно невысокий уровень задолженности каждого из них.

В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом за 2011 гг. на 450 тыс. руб. (за счет списания сумм просроченной невозможной для взыскания задолженности, и т.д.). Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:

- увеличить в составе предлагаемых услуг долю номенклатурных позиций, имеющих повышенный потребительский спрос;

- увеличить долю предоплаты;

- активизировать работу юридической службы по взысканию просроченной части задолженности.

Также для увеличения эффективности использования оборотных средств (путем снижения периода оборачиваемости) рекомендуется разработать мероприятия по реализации и списанию залежалых материалов, так как их наличие приводит к «омертвению» оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.

Произведем расчет эффективности предложенных мероприятий. Данные для расчетов представим в виде таблицы 17.

Таблица 17

Исходные данные для проведения анализа

Показатель 2010 г План 2011 г. Отклонение
Выручка, тыс.руб.      
Дебиторская задолженность, тыс. руб.     -450
Запасы и материалы на складах     -416
Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб.     -850

 

Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются:

- коэффициент оборачиваемости

Коб = Vр / СО

где Коб — коэффициент оборачиваемости (в оборотах);

Vр — выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

СО — средняя величина оборотного капитала, тыс. руб.

Длительность одного оборота рассчитывается по формуле

Дл = Т / Коб

где Дл - длительность периода обращения оборотного капитала, в днях;

Т — отчетный период, в днях.

В 2010 г. Коб0 = 118396 / 14186 = 8,3

Дл0 = 365/8,3 = 43,9 дней.

В 2011 г. Коб1 = 126278/ 13336 = 9,5

Дл1 = 365/9,5 = 38,4 дня.

Величину абсолютной экономии (привлечения) оборотного ка­питала можно рассчитать двумя способами.

1. Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота определяется по формуле

Δ СО = СО1 –СО0 * Кvp

где СО — величина экономии (—), привлечения (+) оборотного капитала;

CO1, CO0 — средняя величина оборотного капитала организации за отчетный и базисный периоды;

Кvp - коэффициент роста реализации услуг (в относительных единицах).

Δ СО = 16934 - 11437 * 0,8 = 4398 тыс. руб.

2. Высвобождение (привлечение) оборотных средств в результате
изменения продолжительности оборота рассчитывается по формуле

ΔСО = (Дл1 - Дл0) * V1одн,

где Дл1,Дл0 - длительность одного оборота оборотных средств, в днях;

V1одн - однодневная реализация услуг, тыс. руб.

ΔСО = (38,4-43,9)*324 = - 1782 тыс. руб.

Прирост объема реализации услуг за счет ускорения оборотных средств (при прочих равных условиях) можно определить, применяя метод цепных подстановок:

Δ Vр = (Koб1-Koб0) * CO1

Δ Vр = (9,5-8,3) * 16934 = 20321 тыс. руб.

Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращение прибыли ΔР рассчитывается по формуле

Δ Р = Р0 * (Коб1 / Коб0) – Р0

где Р0 — прибыль за базисный период;

Коб1, Коб0 - коэффициенты оборачиваемости оборотных средств за отчетный и базисный периоды.

Δ Р = 1199 * (9,5/8,3) – 1199 = 173,4 тыс. руб.

Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на предприятии ОАО «Восток-Сервис» проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к повышению прибыли предприятия почти в два раза (за счет увеличения коэффициента оборачиваемости и уменьшения периода оборачиваемости оборотных средств), а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

- исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска (при рассмотрении партнеров ОАО «Восток-Сервис» одним из таких является ТСЖ «Металлург»;

- периодический пересмотр предельной суммы кредита;

- использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

- формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных операций с покупателями и стабильность их осуществления;

- репутация покупателя в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери.

Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Финансовое состояние предприятия не может быть хорошим, если покупатели его продукции (работ, услуг) своевременно не расплачиваются с ним. Очевидно, должна быть повышена ответственность предприятий - покупателей за нарушение платежной дисциплины.

Так как ОАО «Восток-Сервис» является поставщиком услуг для многих предприятий, одной из применяемых форм оплаты с ними является вексельная форма расчетов, использование которой может служить инструментом для оздоровления финансового состояния предприятия и повышения качества дебиторской задолженности.

Это обуславливается тем, что векселя являются ценными бумагами, удостоверяющих безусловное обязательство векселедателей уплатить, по наступлении срока, определенную сумму векселедержателям, т.е. владельцам векселей. Эмиссия векселей может осуществляться как банками, так и предприятиями. Если банки эмитируют векселя для расчетов и обеспечивают ими предприятия в качестве платежного средства, они, по существу, увеличивают денежную массу, приспосабливая ее размеры к нуждам предприятий. Дополнительно выпущенная в форме банковских векселей денежная масса должна покрыть первичные неплатежи и по цепочке погасить все последующие неплатежи. В результате в балансах первичных неплательщиков, имеющих кредитовое сальдо по неплатежам, кредиторская задолженность предприятиям-контрагентам будет заменена кредиторской задолженностью банку, предоставившему вексельный кредит. Вместе с тем здесь возникает ряд проблем. Векселя значительно легче поддаются подделке, чем денежные знаки. Кроме того, нет гарантии, что полученный вексельный кредит будет сразу же использован предприятием для погашения задолженности. Наконец, замена взаимной задолженности векселями повысит ее ликвидность, а значит и скорость ее обращения. Это, очевидно, будет стимулировать инфляцию.

Если же векселя эмитируются предприятиями, то, кроме возможности их подделки и влияния на инфляцию, возникает также следующая проблема. Далеко не всегда переводные векселя предприятий-должников могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг и следовательно использоваться как средство платежа при расчетах с предприятиями-кредиторами. Фактически так функционировать могут лишь векселя доходных, финансово устойчивых предприятий, способных погашать задолженность. Векселя же малорентабельных и убыточных предприятий, как правило, не будут приниматься ни банками, ни предприятиями-кредиторами. Поэтому такие векселя только частично могут содействовать укреплению платежеспособности предприятий. Следует также иметь в виду, что ликвидация неплатежей при помощи векселей - весьма длительный процесс.

Действенным средством укрепления финансового состояния предприятий и снижения неплатежей служат зачеты взаимных требований (клиринг). Предприятия, имеющие большую дебиторскую задолженность, не погашенную в срок, прекращают поставки продукции, требуя предварительной оплаты. Одновременно в составе образовавшихся неплатежей остаются нереализованными доходы, часть которых подлежит перечислению в бюджет. Взаимные неплатежи замедляют оборачиваемость средств в расчетах и ведут к увеличению кредитной эмиссии. Проблемы соблюдения сроков платежей, состоятельности плательщика, ликвидности его активов становятся весьма актуальными. Поэтому возрастает роль механизма погашения взаимных неплатежей путем зачета. В настоящее время предусматривается переоформление просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций всех форм собственности срочными долговыми обязательствами. Это позволяет учесть по каждому участнику зачета сумму его просроченной задолженности поставщикам, а также величину просроченной дебиторской задолженности, которая числится за его покупателями. Поскольку платежный оборот включает платежи за сырье, материалы и произведенную из них готовую продукцию, постольку суммы платежей различных предприятий, как правило, не совпадают. Поэтому зачет не может быть стопроцентным. Межотраслевой зачет взаимных требований, по существу, содержит два зачета: зачет взаимной задолженности предприятий и зачет взаимных требований банков. В процессе межотраслевого зачета долговые обязательства предприятий приобретают форму обязательств коммерческих банков и частично Центрального банка (в размере незавершенных межбанковских расчетов по зачету). Конечными плательщиками и получателями средств по результатам зачета являются не предприятия-участники зачета, а коммерческие банки и Центральный банк. Зачет осуществляется двумя способами платежа: передачей кредитных обязательств и собственно зачетом взаимных требований. Межотраслевой зачет начинается с распоряжения Центрального банка коммерческим банкам об оплате на определенных условиях с лицевых счетов по зачету расчетных документов плательщиков с зачислением сумм на лицевые счета по зачету получателей средств. Платежным средством, за счет которого производится оплата, являются долговые обязательства предприятий, преобразованные в обязательства коммерческих банков и Центрального банка. В процессе зачета эти обязательства переходят со счета на счет, осуществляют передачу долгов, и частично остаются в виде незачтенных дебетовых и кредитовых сальдо. В идеале кредитовые сальдо должны направляться на погашение дебетовых сальдо. Однако на практике этого не бывает, так как зачетные операции отразились в дебетовых и кредитовых оборотах лицевых счетов по зачету еще до подведения его итога и, с другой стороны, между предприятиями, имеющими дебетовые и кредитовые сальдо, как правило, нет прямых хозяйственных связей. Поэтому дебетовые сальдо должны погашаться с расчетных счетов плательщиков, а кредитовые сальдо зачисляются на расчетные счета получателей средств по зачету. В результате дебетовые и кредитовые сальдо взаимно погашаются.

Вместе с тем на практике это затрудняется тем, что не всегда на счетах плательщиков имеются средства для погашения их дебетовых сальдо. Дебетовые сальдо лицевых счетов по зачету образуются, несмотря на то, что зачет производится в пределах сумм, причитающихся предприятиям. Очевидно, все поступления средств предприятиям целесообразно направлять на погашение дебетовых сальдо по зачету. Зачет не только погашает взаимную задолженность, но и повышает ликвидность незачтенных долгов. Поэтому кредитовые сальдо по зачету до момента их перечисления на расчетные счета получателей средств могут находиться в обращении. Следовало бы разрешить предприятиям производить платежи с лицевых счетов по зачету в пределах кредитовых сальдо при условии зачисления сумм на лицевые счета по зачету получателей средств. Следует иметь в виду, что исходя из своих кредитовых сальдо, предприятия могут выписывать коммерческие векселя для расчетов с поставщиками. Конечно, после осуществления зачета неплатежи возобновляются, так как не устранены причины, порождающие их. Однако суммы неплатежей и их длительность сокращаются (до образования новой цепочки неплатежей). Как представляется, целесообразно проводить зачеты взаимных требований в условиях нашей экономики два раза в год. Это будет ускорять оборачиваемость оборотных средств и увеличит поступления в доход бюджета.

Положительным моментом в деятельности ОАО «Восток-Сервис» является создание в 2009 г. отдела по работе с клиентами. Работники данного отдела (менеджеры) отвечают за своевременность выполнения договоров, осуществляют поиск потенциальных потребителей услуг предприятия. Так же в обязанность менеджеров по работе с клиентами входит своевременное уведомление покупателей и заказчиков – должников об имеющейся у них задолженности (по данным предоставленными работниками бухгалтерии) путем выставления требований об оплате.

Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «Восток-Сервис» необходимо реализовать такие мероприятия как:

1. Осуществление контроля за состоянием расчетов с покупателями и соотноше­нием дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.

2. Расширение круга потребителей продукции организации с це­лью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупны­ми покупателями.

3. Использование системы скидок при долгосрочной оплате.

3.2. Оптимизация управления кредиторской задолженностью на предприятии

 

Проведенный анализ управления кредиторской задолженностью на предприятии позволил выявить ряд недостатков:

1) кредитная политика исследуется локально, только на третьей стадии (реализация услуг) воспроизводственного процесса, что не отражает ее влияния на первую (снабжение) и вторую (производство) стадии и эффективность всего процесса в целом;

2)система показателей эффективности управления кредиторской задолженностью ориентирована только на локальную оценку эффективности сбытовой сферы предприятия;

3) отсутствует механизм эффективной секьюритизации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия;

4) в политике ценообразования предприятия не отражены издержки формирования кредитного ресурса.

Фундаментальной причиной вышеназванных недостатков является отсутствие оптимизации в части управления кредиторской задолженностью.

Поэтому необходимо:

- раскрыть организационно-экономические особенности природы кредиторской задолженности;

- определить систему показателей состояния и оценки эффективности кредиторской задолженности;

- предложить методы повышения эффективности управления кредиторской задолженностью на основе ее оптимизации (или минимизации).

Представим методику оптимизации кредиторской задолженности в режимах отсрочки оплаты и предоплаты, основывающихся на концепции оптимизации. Ключевым аспектом оптимизации и минимизации управления кредиторской задолженностью является управление материальными потоками, которые возникают в ходе закупки материалов или сбыта продукции и услуг, и сопровождаются финансовыми потоками.

Для каждой схемы движения продукции может быть предусмотрено несколько вариантов организации финансовых потоков, различных по стоимости и риску. Сопоставляя потери и доходы, стоимость хеджирования рисков и возможности их ликвидации, можно построить такие схемы движения материальных и финансовых потоков, в которых общие затраты будут оптимальными.

Вышеизложенное определяет следующие принципы, отражающие подход к оптимизации управления кредиторской задолженностью:

1. Системный подход: материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие для достижения единой цели управления кредиторской задолженностью предприятия.

2. Принцип общих издержек – учет всей совокупности издержек управления основными и сопутствующими потоками.

3. Принцип глобальной оптимизации – согласование локальных целей функционирования всех ресурсопотоков для достижения глобального оптимума при управлении кредиторской задолженностью.

4. Принцип моделирования и информационно- компьютерной поддержки.

5. Достаточность – наличие необходимого объема финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей или покрытия существующего дефицита.

6. Контроль и устранение проблем, связанных с движением финансовых потоков, на основе построения схем и моделей.

7. Принцип устойчивости и адаптивности параметров и структуры финансовых потоков к особенностям оптимальной системы и видам контрагентов.

8. Надежность источников привлечения ресурсов, минимизация рисков и повышение экономичности на основе данных о конъюнктуре рынка.

9. Оперативность изменения схем и цепочек движения финансовых потоков при воздействии факторов внешней и внутренней среды.

Проанализируем традиционный подход к управлению кредиторской задолженностью на предприятии, когда сравнение обычно ведется по параметрам как кредиторской, так и дебиторской задолженности. В этом суть проведения кредитной политики на предприятии.

Объектом управления при традиционном подходе являются дебиторская и кредиторская задолженности при данном объеме выпуска на третьей стадии воспроизводственного процесса.

Целью традиционного подхода является оптимизация размеров дебиторской и кредиторской задолженностей с целью получения максимальной прибыли. Для традиционного подхода характерны локальные методы управления на стадии распределения продукции и на стадии привлечения ресурсов. Принципы традиционного подхода направлены на обеспечение эффективности самой кредитной политики. Традиционный подход воспринимает внешние факторы как данность (при прочих равных условиях).

Таким образом, организация управления кредиторской задолженностью при традиционном подходе не раскрывает потоковую природу процессов кредитной политики, что не позволяет использовать современные технологии сквозного управления потоковыми процессами, не исследует кредитную политику на стадии привлечения ресурсов и распределения продукции и услуг, не обеспечивает сбалансирование всех стадий воспроизводственного процесса, что в конечном итоге отражается на эффективности всего процесса в целом.

Критерием оптимизации кредитной политики предприятия являются минимальные интегральные затраты, включающие затраты на согласование финансовых и материальных потоков и потери, которые зависят от типа запаздывания финансового и материального потока.

Необходимо учитывать два принципиально разных типа запаздывания: запаздывание входящего финансового потока относительно исходящего материального (запаздывание оплаты), когда готовая продукция и услуги реализуется с отсрочкой оплаты; запаздывание исходящего материального потока относительно входящего финансового потока (запаздывание поставки), когда продукция и услуги реализуется по предварительной оплате.

Таким образом, имеем следующую оптимизационную задачу: найти запаздывание между исходящим материальным и входящим финансовым потоком, обеспечивающее оптимум целевой функции – критерия эффективности кредитной политики предприятия в концепции ее оптимизации.

Предложенный механизм кредитной политики позволяет определить:

Во-первых, оптимальные параметры кредитной политики в режиме запаздывания финансового потока (отсрочки платежа за поставленную продукцию и услуги) – дебиторскую задолженность, затраты, потери, цену, рентабельность, спрос и в режиме опережения финансового потока (предоплата за поставленную продукцию и услуги) и кредиторскую задолженность, затраты, потери, цену, рентабельность, спрос;

Во- вторых, оптимальные параметры взаимоотношений с каждым покупателем, группой покупателей и в целом по всем контрагентам.

Вышеизложенное определяет основные направления оптимизации эффективности управления кредиторской задолженностью на предприятии.

Первое. Введение в систему управления предприятия службы контроллинга. Процесс контроллинга можно представить в виде следующей схемы (рис.4).

 

 

 

 

Рис.4. Процесс контроллинга

 

Процесс контроллинга состоит из противодействующих факторов, доведения их до сведения руководителей предприятия, с тем, чтобы заставить его действовать с учетом этих факторов. Данный процесс представляет собой синтез контроля и планирования. Он действует при формировании и координации планов, при их организационном воплощении, координирует и концентрирует информационные потоки и служит основой для предложений о дальнейших целях предприятия.

При этом используются, например, внутренний бухгалтерский учет, статистические показатели, расчеты экономической эффективности, отчетные данные предприятия и сравнение плановых данных с фактическими. Контроллинг связан не только с прошлым, но во многом ориентирован на будущее, поскольку анализ отклонений часто запаздывает в качестве побуждения; при соответствующих значениях «план-факт» может потребоваться новое видение плана, например на основе факторов внешней экономической среды.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что контроллинг имеет наряду с функцией обратной связи функцию обеспечения продвижения вперед. Данное направление, по нашему мнению, сможет существенно оптимизировать процесс управления кредиторской задолженностью, так как ориентировано в конечном счете на экономическую эффективность работы предприятия.

Втрое. Мотивация персонала через премирование. Для этого необходимо разработать положение о премировании сотрудников за улучшение условий договоров поставки услуг, в частности за увеличение отсрочек платежа и получение скидок в цене.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.