Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дело корнета Бартенева




Тень прошлого

К 10 декабря - Дню юриста, к 12 декабря - Дню конституции РФ

Литературное расследование, посвященное жизни и деятельности величайшего российского адвоката.

ФЕДОР ПЛЕВАКО - АДВОКАТ СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

За всю историю отечественной адвокатуры не было в ней человека более популярного, чем знаменитый московский адвокат Федор Никифорович Плевако (1842-1908) - человек, давно ставший легендой. Специалисты в области права и обыватели ценили его выше всех адвокатов как «великого оратора», «гения слова», «старшего богатыря» и даже «митрополита адвокатуры».

Плевако был одним из первых мастеров своего дела. Сама фамилия его стала нарицательной, синонимом адвоката экстра-класса. «Найду другого «Плеваку»», - говорили и писали без всякой иронии. Письма же к нему так и адресовали: «Москва. Новинский бульвар, собственный дом. Главному защитнику Плеваке». Или просто: «Москва. Федору Никифоровичу».

Для того чтобы послушать Плевако, в залы суда набивались толпы народа: каждая его защита превращалась в спектакль, где были и захватывающая кульминация, и неожиданная развязка. С богатых он брал очень большие деньги, бедных защищал бесплатно, да порой еще и содержал их во время процессов - Плевако был очень богат.

Однако до сих пор его жизнь, деятельность и творческое наследие должным образом не изучены, хотя многие судебные речи Плевако еще при жизни стали анекдотами и притчами. В его время их передавали из уст в уста, да и современный юрист нет-нет, да и щегольнет хрестоматийным афоризмом великого адвоката.

Давайте чуть больше прикоснемся к биографию отца судебной риторики, посмотрим короткометражный документальный фильм «Гении и злодеи уходящей эпохи. Федор Плевако» из цикла «Цивилизация» и задумаемся над тем, каким человеком был известный адвокат? Вместе проведем свое небольшое литературное расследование и узнаем, зачем Федор Плевак переиначил отцовскую фамилию на Плевако? За что так и не смог простить своего отца? Как сложилась его семейная жизнь, и были ли у него слабости? Каким даром обладал Плевако, что мог оправдать кого угодно? Чувствовал ли он свою вину, когда спасал виновных?

На самом ли деле задача адвоката - толковать любое сомнение в пользу своего подзащитного? И как совместить высказывание Плевако: «Дело адвоката - не месть, а защита. Тот, кто согрешил и раскаялся, чист перед богом и государством!» стем, чему его в детстве учила мать: черное всегда остается черным, а порок должен быть наказан?

Почему Федора Никифоровича Плеваконазывали адвокатом страстей человеческих?

Итак…

 

...То, что они с братом Дормидонтом незаконнорожденные, не такие, как все, что их отметили какой-то позорной печатью, Федор Плевако понял давно. Еще тогда, когда им пришлось уйти из коммерческого училища - а ведь он так преуспел в арифметике, что его имя было занесено на «золотую» доску. На занятия братья больше не ходили, мать плакала, отец ходил чернее тучи. В конце концов, он определил их в гимназию, но забыть эту историю в доме не могли.

Вскоре отец начал прихварывать, и Федору казалось, что пережитое ускорило его смерть. Он так и не уразумел, почему этот добрый, заботливый, души в них не чаявший человек так и не женился на его матери и выпустил их в жизнь с клеймом бастардов. Что тому причиной - дворянская спесь, а может, обещание, которое он когда-то дал своим родителям?

В те годы Федя не ломал над этим голову, не задумывался и о том, кто такие его отец и мать. Своей родословной он занялся много позже, после смерти отца и брата.

Поступив в университет, Плевако начал одолевать мать расспросами, и она рассказала ему о том, что в детстве жила в богатой юрте, где стены были увешаны коврами и оружием.

Родители не чаяли в ней души, но однажды ночью вокруг стойбища разразилась стрельба, на горизонте поднялось зарево, женщины причитали и плакали, мужчины схватились за оружие. Во время бегства она выпала из арбы, и родители этого не заметили. Девочка брела по степи, сама не зная куда, пока не вышла к большой реке, за которой виднелись бревенчатые дома и купола церквей.

Выбившуюся из сил шестилетнюю кроху заметили женщины, полоскавшие на реке белье. Одна из них привела ее в большой дом, там ее накормили и переодели. В городе Троицке найденыш стала Екатериной Степановой. Ее спасительница работала прислугой в доме управляющего таможней, и Катя прожила там семь лет. До тех пор пока в Троицк не приехал молодой чиновник Василий Плевак.

В свое время Федор с братом так и не расспросили его, кем он был — поляком, литвином или белорусом, а теперь этого уже не узнать. Отец рассказывал им, что родители, небогатые дворяне, отправили его из дома искать счастья с тридцатью рублями в кармане, и он прибился к местной таможне: помогал чиновникам, был на побегушках, за харчи переписывал бумаги, а потом получил первый классный чин и мало-помалу пошел в гору.

Управляющий таможней приглядел Плевака в женихи засидевшейся в невестах дочке, но тому понравилась тринадцатилетняя Екатерина Степанова. Девочку отдали ему в прислуги, и он стал жить с ней как с невенчанной женой.

Начальник Плевака рвал и метал, но сделать ничего не мог. Катя любила человека, забравшего ее к себе домой, но легко ли выносить косые взгляды, слышать за спиной насмешливый шепот, чувствовать себя содержанкой? О браке речь не заходила: Василий Плевак оставался господином, она – его служанкой.

И родив Федора, молодая мать впала в полнейшее отчаяние. Представив, какая судьба ждет ее незаконнорожденного сына, она выбежала из дома и с младенцем на руках бросилась к обрыву, чтобы утопиться. Расхристанная обезумевшая женщина мчалась к реке и лоб в лоб столкнулась с немолодым приехавшим в город по своим делам казаком. На счастье Екатерины и ее сына он оказался бездетен. Умный старик сразу понял, что стряслась какая-то беда. Он остановил ее, выяснил, в чем дело, и забрал ребенка. Казак пообещал усыновить его, любить и заботиться о нем, и Екатерина побрела домой. Через несколько минут на казака, везущего на телеге орущего младенца, наткнулся Василий Плевак. Незнакомец рассказал ему, что взял ребенка у безумной бабы, выбежавшей из дома экспедитора таможни. Плевак вернулся с сыном на руках, приласкал и успокоил Екатерину, но о венчании так и не заговорил. Он дал мальчику свою фамилию, отчество «Никифорович» тот получил в честь слуги Никифора. Василий Плевак был к ним добр, перед смертью составил завещание в пользу Екатерины и своих сыновей.

Узнав о своем прошлом, Федор переиначил отцовскую фамилию Плевак на Плевако. И дело было не только в том, что новая казалась благозвучнее - отца Федор так и не простил.

 

 

19 июня 1890 года в шестом часу утра в казармы расквартированного в Варшаве гусарского полка явился корнет Бартенев. Он попросил доложить о нем командиру. Звякнув шпорами, отдал честь, положил на стол служебный револьвер и отрапортовал ротмистру по всей форме: «Нынешней ночью в доме номер 14 по Новгородской улице мною была застрелена артистка Мария Висновская…»

И застыл, вытянув руки по швам: смертельно бледный, с темными кругами под глазами, безучастный к тому, что произойдет дальше. Ротмистр озадаченно хмыкнул, повертел в руках тяжелый «Смит-вессон» и протянул его Бартеневу. Затем позвонил в колокольчик, в дверях появился дежурный офицер.

- Проводите корнета в соседнюю комнату, а сами встаньте у двери и никого туда не пускайте. А Вы, молодой человек, подумайте над тем, что Вам должно сделать…

Дежурный простоял у двери полчаса, но звука выстрела в комнате так и не услышал. Тогда ротмистр послал за полицией.

В доме номер 14 в квартире, две недели назад снятой корнетом, обнаружили лежащую на разобранной постели молодую женщину: простыни были сбиты, одеяло отброшено в сторону. На ней был кружевной пеньюар, на обнаженной груди запеклась рана от револьверного выстрела с пороховым ореолом - стреляли в упор.

Следователь приподнял закрывавший лицо убитой платок, понюхал его и сказал устроившемуся за столом секретарю:

- Запишите: платок пропитан хлороформом.

Пристав, еще совсем молодой человек, вздохнул: он часто видел Висновскую на сцене и был ее поклонником. Если на свете есть справедливость, то ее убийцу отправят на сахалинскую каторгу лет на двадцать...

…Через восемь месяцев после убийства от перрона московского вокзала отошел скорый поезд на Варшаву. Паровоз набирал ход. Пассажир, плотный, бородатый, калмыцкого типа господин, откинулся на мягкую спинку бархатного дивана и прикрыл глаза - он ехал по делу, и оно обещало быть нелегким. На откидном столике лежала большая картонная папка с надписью: «Дело корнета Бартенева, обвиняющегося в убийстве артистки варшавского театра Марии Висновской». И внизу приписка - «суд назначен на февраль 1891 года».

Родители корнета предложили ему очень хороший гонорар, да и случай обещал быть интересным… Вот только, как ни трудились его помощники, ясности это делу не добавляло. Адвокат до сих пор не понимал, убил ли Бартенев Висновскую из ревности, или действовал под влиянием минутного порыва, в помрачении рассудка.

Если верить газетам, несчастный офицер достоин снисхождения. Корнет уверяет, что он и Висновская решили вместе покончить с собой - ведь его родители не позволили им сочетаться браком.

Плевако вновь взялся за свою папку. Ну что ж, посмотрим, что за человек эта Мария Висновская. Молодая женщина быстро выдвинулась на сцене, через несколько лет после дебюта уже играла главные роли. Большая слава, море поклонников, немало любовников… И, судя по всему, напрочь расстроенные нервы: ее знакомые уверяют, что Висновская очень переживала из-за того, что все еще не замужем. Она часто говорила о самоубийстве, держала при себе маленький револьвер и флакончик с ядом.

С ней все ясно - типичная юная декадентка с надломленной психикой и неясными жизненными целями. Бартенев же на первый взгляд кажется куда менее интересным: заурядный молодой офицерик, по уши влюбленный, до Висновской не знавший

женщин из общества, замкнутый, необщительный, слегка косноязычный…

При этом очень настойчивый. Он преследует Висновскую, словно овод: ходит на премьеры, дарит букеты, часами просиживает в ее гостиной. Делает ей предложение, отправляясь в родительское имение, обещает просить у отца разрешение на брак, но не говорит ему ни слова. А Висновской сообщает, что отец отказал, и при этом ведет себя с ней как муж - требует примерного поведения, устраивает сцены ревности.

Ворочаясь на жестком диванчике, Плевако пытался представить последние, ставшие роковыми дни: чувства остыли, Висновская стала тяготиться этой связью и решила порвать с Бартеневым, собиралась уехать из города, а тот не мог ее отпустить, угрожал самоубийством. И она испугалась, назначила ему свидание в снятой корнетом квартире. Там-то все и произошло…

Но что именно - вот ведь в чем главный вопрос! Двойное самоубийство, у одного из участников которого в последнюю минуту отказали нервы? Или изощренно задуманное преступление?

Ему не нравилось, что Бартенев обманывал молодую женщину, приманивая ее браком, - ох, как же не хочется, чтобы он оказался негодяем! А если не негодяй, то страшно представить, что сейчас должен чувствовать бедный Бартенев - его любимая мертва, а ему не хватило духу последовать за ней…

…В былые времена выступления в суде являлись для Плевако чем-то вроде допинга, но теперь он постарел, устал и в Варшаву ехал без особого энтузиазма. К пятидесяти годам Плевако начал уставать от оборотной стороны своей профессии: одно дело, когда ты, следуя не букве, но духу закона, спасаешь нечаянно оступившегося человека, и совсем иное, если перед тобой хладнокровный убийца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.