Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение как способ организации педагогического процесса




 

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Всякое целенаправленное обучение дает ребенку образование.

Обучение как процесс имеет задачную структуру, движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся). Обучение как процесс двухкомпонентный: содержит в себе преподавание и учение.

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования.

Преподавание – специальная деятельность взрослых направленная на передачу детям суммы знаний, умений, навыков и воспитание их в процессе обучения.

Общая структура преподавания включает в себя:

– педагогическую обработку передаваемых детям знаний, умений и навыков;

– искусство их воспроизведения и разъяснения;

– выявление детских задатков, способностей;

– стимулирование детской познавательной деятельности;

– осуществление диагностики;

– организация практической деятельности (учения детей).

Учение – специально организованная, активная самостоятельная познавательная трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоения знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.

Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики.

Дидактика – отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Итак, процесс обучения можно рассматривать как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Только в процессе обучения познание приобретает форму особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учения.



В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям.

Логика обучения

1 уровень

Образование представлений Восприятие конкретного предмета

2 уровень

Обобщение представлений Формирование понятий

 

Эта логика, закономерная для обучения в начальных классах используется и при организации обучения старших школьников и взрослых.

1 уровень – чувственное познание (живое созерцание). Созерцание следует рассматривать в широком смысле как чувственное проникновение человека в сущность предмета при помощи всех органов чувств. В основе чувственного познания лежат первичные познавательные процессы: ощущение и восприятие.

При организации восприятия как целенаправленной деятельности, т.е. наблюдения, необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор.

Однако в обучении пропускную способность регулирует не сам анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в экспериментах и подтверждено опытным путем, на одну единицу информации, подлежащей усвоению, необходимо давать две единицы пояснений, т. е. дополнительной информации.

На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности частота передачи, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учениками задачи, от мотивов его деятельности и установок, эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.

2 уровень – абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение). Образы и представления как результаты деятельности восприятия всегда имеют определенное смысловое значение. Это объясняется тем, что восприятие теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности воспринимаемых предметов и явлений. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. соотнести с определенной группой, классом предметов, обобщить его в слове.

Понимание сообщаемой информации осуществляется через установление первичных, в значительной мере обобщенных, связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функционирования. В основе понимания лежит установление связей между новым материалом и ранее изученным, что в свою очередь является основанием для более глубокого и разностороннего осмысления учебного материала.

Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на сложные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимания его социального, в том числе и практического, значения и личной значимости. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний.

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к определению понятия. Научные понятия всегда абстрактны, поскольку в них фиксируется отвлечение от конкретных предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, к формированию суждений. Сопоставление суждений приводит к умозаключениям, к самостоятельным выводам и доказательствам.

Учитывая возможность применения в обучении как аналитической так и дедуктивно-синтетической логики учебного процесса, надо особо заметить, что обобщение завершает (в основном) обучение, если избран индуктивно-аналитический путь. При дедуктивно-синтетической логике, наоборот, обобщенные данные в виде понятий, определений, теорий, законов вводятся в начале изучения темы или же в процессе ее изучения.

Применение знаний (практика). Необходимыми структурными компонентами процесса усвоения являются тесно взаимосвязанные закрепление и применение знаний. Закрепление предполагает повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого с целью введения нового материала в структуру личного опыта ученика. Оно естественно требует задействования механизмов памяти, однако не может сводиться к механическому заучиванию фактов, определений, способов доказательства и т. п. Эффективность закрепления обусловлена системой упражнений в применении знаний на практике.

Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.

Принципы обучения определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

По мере развития практики и теории обучения открывались новые принципы обучения, видоизменялись старые.

Один из первых принципов – принцип природосообразности был сформулирован Я.А. Коменским [3]. Он отмечал, что как все в природе начинается с весны, так и обучение в жизни человека должно начинаться в весне жизни (детстве). Утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно особенностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения как постепенность, последовательность и самодеятельность. Впоследствии, спустя 150 лет А. Дистерверг сформулировал принципы природосообразности и культуросообразности. Суть последнего заключается в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура [ ].

Принципы обучения, сформулированные К. Д. Ушинским [ ]:

– обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

– обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

– порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

– обучение должно развивать у учащихся самодеятельность, активность, инициативу;

– обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным, не чрезмерно легким;

– преподавание всякого предмета должно идти непременно таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Все принципы могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических принципов). Такое деление методически правомерно, так как помогает ответить на вопрос: как учить и чему учить.

Содержательные принципы обучения:

1. Гражданственности – выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее социальной зрелости.

2. Принцип научности образования соответствие содержания образования уровню развития современной науки. Принцип научности определяет требования к разработки учебных планов, учебных программ и учебников.

3. Принцип воспитывающего обучения – этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности.

4. Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения – связь обучения с жизнью, теории с практикой. Процесс обучения предполагает ориентированность на единство знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из признанного в отечественной педагогике и психологии единства сознания и деятельности, согласно которому сознание вытекает, возникает, формируется и проявляется в деятельности.

Организационно-методические принципы обучения:

1. Преемственность – касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик. Она позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации, в единый целостный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений, между предметами и явлениями мира. В каждый временной интервал обучения педагог решает конкретные задачи.

2. Последовательность и систематичность – принцип обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей, с другими понятиями и категориями.

3. Принцип единства группового и индивидуального обучения – учебный коллектив создает наилучшие условия для общения, взаимодействия, обособления личности, обеспечивает социализацию и развитие личности. Групповое обучение обеспечивает опыт оценки и взаимооценки. Этот опыт становится главным фактором развития рефлексии. Вместе с тем важна индивидуализация обучения. Поэтому последнее десятилетие разрабатывались идеи программированного обучения, самостоятельной работы, индивидуальные творческие задания, индивидуальные консультации.

4. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или не соответствуют им. Одновременно с возрастными имеют место и индивидуальные особенности. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности школьников.

5. Принцип сознательности и творческой активности обучаемых–активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, выполнение задания по заданным алгоритмам. В то же время реализация принципа способствует применению различных форм самоуправления в учебном процессе. Отказ от чрезмерной регламентированности поведения учащихся, от ненужной опеки является необходимым условием реализации самоуправления в обучении.

6. Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности – требует отказа от эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, учета уровня развития познавательной сферы обучаемых.

7. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики», согласно которому при обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного – 25 %, их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.

8. Принцип продуктивности и надежности обучения – исходит из положения о том, что если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Обучение должно быть продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект. Это обязывает каждого преподавателя заботиться о надежности обучения, о прочности, основательности, и гарантированности достижений обучения.

Методы обучения

Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила и, соответственно, свои методы. Обучение предполагает осуществление двух основных видов деятельности: преподавания и учения, проявляющихся в их диалектическом единстве, поэтому, в педагогике речь идет о методах обучения. Классификация методов обучения:

1. По источнику передачи и восприятия учебной информации:

– словесные – рассказ, лекция, беседа, конференция, объяснение;

– наглядные – наблюдение, демонстрация;

– практические – упражнение, лабораторные работы.

2. По логике передачи и восприятия информации: дедуктивные, индуктивные.

3. По степени управления учебной работой: – управляемая работа с книгой; – самостоятельная работа с книгой.

4. По степени самостоятельности и активности мышления участников:

репродуктивные:

– объяснительно-иллюстративные – беседа, устное изложение;

– наблюдение;

продуктивные:

– проблемное изложение (метод, при котором вывод делает учитель): решение проблемы учителем, проблемная ситуация, проблемная задача;

– частично-поисковый (при котором вывод делается совместно): эвристическая беседа, диспут;

– исследовательский (метод, при котором вывод делает ученик): опытническая работа, исследовательская, научная работа.

Функции обучения:

1) вооружить детей знаниями, умениями и навыками, формирование мировоззрения школьников;

2) подготовить ребенка к активному участию в производстве и общественных отношениях;

3) общее психическое, интеллектуальное, эмоциональное, волевое развитие детей. Чем организованнее и интенсивнее обучение, тем интенсивнее и эффективнее развитие ребенка. В процессе жизни обучение и развитие взаимодействуют между собой: обучение ведет за собой развитие, становление способностей, дарований, а развитие расширяет возможности обучений;

4) общеобразовательная школа закладывает основы профориентационной работы с детьми, в плане выявления и развития задатков, способностей, интересов, дарований и склонностей. В процессе обучающего и производительного труда, приобретая конкретные знания и навыки в области той или иной профессии, акцентируя личный интерес на определенных общеобразовательных знаниях, школьник получает возможность ориентации и выбора профессии, непосредственного перехода в сферу производства или продолжения образования в высшей школе.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.158.55.251
Генерация страницы за: 0.096 сек.