Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды обучения и их характеристика




 

Традиционное обучение является самым распространенным (особенно в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. При таком обучении ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов учителя. Причем со стороны учителя преобладает авторитарно-директивный стиль управления и инициатива учащихся чаще подавляется, чем поощряется. В познавательной деятельности учащихся преобладают репродуктивные задания, действия по образцу, упражнения в заданных способах решения.

Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций (Г.М. Коджаспирова, В.Л. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев) [ ].

Проблемное обучение – стимул к творческой деятельности, при котором происходит активизация всех сфер психики ребенка, в том числе умственной и эмоциональной. Проблемная ситуация – начальный момент мыслительного процесса обучающихся, осознанное затруднение, пути преодоление которого необходимо самостоятельно найти. Проблемное задание (познавательная, поисковая задача) – задание, способ выполнения и результат которого учащимся неизвестны, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.

Выделяют три формы проблемного обучения: проблемное изложение, когда учитель сам ставит проблему и решает ее; совместное обучение, при котором учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; творческое обучение, при котором и формулируют проблему и находят ее решение сами ученики.

Проблемное обучение в отличие от любого другого обучения способствует не только формированию у учащихся необходимой системы знаний, но и достижению высокого уровня умственного развития школьников, развитию у них способности к самообучению, самообразованию.

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

В российской педагогике сложился ряд концепций развивающего обучения, трактующих этот вопрос по-разному. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах Л.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского и других зарубежных и отечественных психологов. Научное обоснование этой теории впервые дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. [ ].

Сущность развивающего обучения:

– решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению, происходящему в «зоне ближайшего развития личности»



(Л. С. Выготский);

– педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, развивая целостную совокупность личностных качеств: знания, умения, навыки; способы умственных действий; самоуправляющиеся механизмы личности, эмоционально-нравственную и деятельностно-практическую сферы;

– ребенок является полноценным субъектом деятельности и своего развития;

Основными методическими подходами развивающего обучения являются следующие:

– отрицание концентрического построения учебных программ;

– непризнание универсальности использования конкретной наглядности в начальной школе;

– свобода выбора и вариативность домашних заданий, имеющих творческий характер;

– особенностями урока в данной системе являются коллективная мыслительная деятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей;

– допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет не с готовым знанием, а с вопросом;

– на первом этапе обучения основным методом является метод учебных задач, на втором – проблемное обучение; учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию;

– качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся;

– оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Интерактивное обучениеэто тип обучения, который основан на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Коммуникативное пространство урока заключается в создании между педагогом и учащимися взаимопонимания на основе гуманистических ценностей и толерантности. Совокупность всех характеристик, с помощью которых выстраивается это коммуникативное пространство, называется образовательным дискурсом. Суть интерактивного обучения в диалоговом взаимодействии преподавателей и учащихся. Диалог образует и поддерживает совместную учебную деятельность, в которой и происходит развитие всех участвующих в этой деятельности субъектов.

Дистанционное обучениеэто получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение. Современные информационные образовательные технологии дают возможность получить образование учащимся с ограниченными возможностями – незрячим, глухим, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам.

Такая форма обучения позволяет учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Выделяют следующие формы дистанционного обучения: лекции, консультации, лабораторные работы, контрольные работы. Недостатком дистанционного обучения можно отметить отсутствие живого общения преподавателя и учащегося, однако доступность такого обучения делает его все более востребованным в наши дни.

Программированное обучение–это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение учащимися знаний при помощи обучающей программы. Обучающая программа – последовательность шагов (алгоритм) каждый из которых представляет собой микроэтап овладения единицей знаний или действий. Программированное обучение – управляемое усвоение учебного материала, осуществляемое по специально составленной пошаговой обучающей программе, реализуемой с помощью обучающих устройств или программированных учебников. Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (кадров, файлов, шагов), подаваемых в определенной логической последовательности.

Принципы программированного обучения:

– определенная иерархия управляющих устройств, т. е. ступенчатая соподчиненность частей в системе при относительной самостоятельности этих частей;

– осуществление обратной связи, т. е. передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь) и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющего (обратная связь);

– осуществление шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала;

– индивидуальный темп продвижения и управления в обучении, создающий условия для успешного изучения материала всем учащимся, но в индивидуально необходимое время для каждого отдельного ученика;

– использование специальных технических средств или пособий.

Каждый из видов обучения достаточно редко реализуется в чистом виде. Каждое из них включает элементы другого.

Обращение ко всем существующим видам обучения целесообразно, поскольку, теоретически обоснованное соединение этих направлений обучения может действительно реализовать творческое использование основных характеристик образовательного процесса: его управляемость, соотнесенность с психологическими особенностями усвоения, особенностями мыслительной деятельности обучающегося, его индивидуальными особенностями.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских занятиях:

1. История происхождения и сущность понятия «дидактика».

2. Обучение как способ организации учебного процесса.

3. Логика обучения, принятая в традиционной педагогической практике. Характеристика уровней познания.

4. Принципы обучения. Содержательные и процессуальные принципы обучения.

5. Методы обучения. Классификация методов обучения.

6. Виды обучения и их характеристика.

 

Задания для практической работы:

Перед вами – ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный.

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!».

2. «А что тебе смешно?».

3. «Ну, и ради бога!».

4. «Ты что, дурачок?».

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение».

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

Ваша реакция:

1. «Твое дело – учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс?».

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» – Какой должна быть реакция учителя?

1. «Не хочешь – заставим!».

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?».

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?».

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?».

6. «Давай сядем и обсудим – может быть, ты и прав».

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 34; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.158.31.149
Генерация страницы за: 0.096 сек.