Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет андрагогики




Темы рефератов

1. Общественное воспитание и социальная работа.

2. Причины кризиса современной семьи.

3. Модели семейных отношений.

4. Ошибки семейного воспитания.

5. Правила семейного воспитания.

6. Виды отклоняющего поведения у детей.

7. Технология и искусство воспитания.

8. Комплексный подход к воспитанию.

9. Этические воспитательные дела.

10. Социально- ориентированные воспитательные дела.

11. Эстетические и физкультурные воспитательные дела.

12. Экологические и трудовые воспитательные дела.

13. Компьютерная поддержка воспитания.

14. Методы формирования создания личности.

15. Методы организации деятельности.

16. Методы стимулирования.

 

Рекомендуемая литература

1. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 299 с.

2. Зайцева Т. П. Энциклопедия современного учителя / Т.П. Зайцева. – М.:Астрель, 2000. – 264 с.

3. Сластенин В. А. Педагогика: учеб.пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 565 с.

 

Глава 4. АНДРАГОГИКА КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

 

В условиях перехода экономики России к рыночным отношениям, качественных изменений в сфере науки, техники и технологий, развития возможностей самореализации личности закономерно происходит усложнение функций и структуры сферы образования взрослых людей. Во второй половине XX в. В сфере образования взрослых сформировались новые принципы обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых – андрагогика. Андрагогические основы и технологические приемы обучения взрослых, находясь в периоде становления и развития, тем не менее, уже оказывают воздействие на всю сферу образования.

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом и имеет греческое происхождение (андрос мужчина, человек; агогейн – вести), таким образом, андрагогика – это «ведение взрослого человека».

В Российском педагогическом энциклопедическом словаре дано следующее определение андрагогики: «Одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых» (2003 г., Б.М. Бим-Бад). Как синонимичные в литературе используются такие термины как «педагогика взрослых», «теория образования взрослых».

В странах Европы, Америки андрагогика рассматривается как научный подход к процессу учения взрослых. В этом значении андрагогика – наука понимания (теория) и поддержки (практика) образования взрослых на протяжении всей жизни.

И как любая развивающаяся наука она имеет свои особенности. Из них мы выделим несколько: это – социальные мифы, существующие вокруг образования взрослых, объект и предмет андрагогики. Попробуем сделать обзор перечисленных особенностей.

Одна из многих проблем андрагогики выражается в противоречии между потребностью взрослых получить новое или расширить старое образование и архаичности воззрений современного общества. На основе этого противоречия развилось немало социальных мифов. Например, такие:

− образование дается один раз и на всю жизнь;

− учеба – дело малоприятное;

− взрослым учиться неприлично – это унизительно;

− взрослым учиться не нужно: общественное мнение ограничивает с помощью социального неодобрения деятельности людей, особенно в стадии поздней (свыше 60 лет) взрослости, вынуждая их вести определенный «приличный для этого возраста» образ жизни (помогать, но не более);

− взрослые не могут успешно учиться в силу возрастных изменений, ухудшения памяти, например.

Проанализируем их. Миф первый: «образование – явление однократное». И.В. Гете (немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель) еще на рубеже XVIII-XIX вв. утверждал, что «наши предшественники могли довольствоваться тем уровнем образования, который они получали в своей молодости. Но что касается нас, то мы должны снова приступать к учебе каждые пять лет, если не хотим отстать от жизни». Можно смело сказать, что это положение не только не потеряло свою актуальность в связи с высокой скоростью научно-технического прогресса.

Миф второй: «учеба – дело малоприятное». Конечно, учеба – дело непростое и, часто, очень интересное. Учеба – обычное дело для любого живого существа. Мы каждый день встречаем что-то новое и чему-то учимся, за счет чего приспосабливается к изменяющейся среде. Не вызван ли этот миф издержками не собственно учебы, но образования в жестких рамках социалистического строя, когда обучающий просто не имел возможности учесть индивидуальные особенности каждого своего подопечного в силу избытка обучаемых в классах (30-40 человек), жесткого учебного плана, «спущенного сверху». Этот план лимитировал учебное время (независимо от индивидуальных особенностей всем обучающимся отпускается определенное время), темп учебного процесса, было регламентировано также содержание образования. Результат известен – масса осложнений в самом учебном процессе и, в конечном итоге, фальсификация результатов обучения. Последнее достигалось господством, во-первых, ограниченной системы оценок (3,4,5 – все положительные), во-вторых, негласным, но всем известным запретом на отрицательные результаты обучения («неудовлетворительные оценки ставить нельзя»), в-третьих, субъективностью оценивания знаний учащихся учителем (в условиях отсутствия квалифицированного тестирования).

Миф третий: «взрослым учиться неприлично – это унизительно». Развеять этот миф легко. Дело в том, что в андрагогической модели обучения ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся – активен, он один из равноправных субъектов обучения.

Миф четвертый: «взрослым учиться не нужно, их функция – помогать молодым». Продолжительность жизни человека изменилась – возросла с 30 лет в начале XIX в. до 70-75-85 лет – в XXI в. Состояние его здоровья улучшилось, благодаря достижениям медицины (практике переливания крови, системе прививок от инфекционных заболеваний, открытию антибиотиков, синтезу сульфаниламидов и т.д.). Условия жизни населения изменились кардинально благодаря электричеству, водопроводу, канализации, современному транспорту и другим благам цивилизации. А архаичные воззрения на деятельность людей в определенных возрастах остались. Это характерно для России, особенно – для провинциальной России.

Миф пятый: «взрослые не могут успешно учиться в силу возрастных изменений». Конечно, каждый возраст человека имеет свои характеристики и свои ограничения и болезни. Но вспомним, что, например, у Ивана Петровича Павлова русского ученого с мировым именем (1849-1936) научная карьера имела три этапа. Первый был посвящен изучению физиологии пищеварения. В 1904 г. И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за эти исследования. Свою вторую карьеру он начал в 50 лет, приступив к изучению психических рефлексов. Третий этап научной карьеры начался, когда Павлову минуло 80 лет, и он занялся поиском причин психических болезней. Результатом этой работы стала книга, названная «Условные рефлексы и психиатрия», которая считается выдающимся вкладом в психиатрию.

Отсюда, социальные мифы, существующие вокруг образования взрослых, – это просто мифы, считаться с которыми не стоит. Доказательством этому утверждению можно считать популярность андрагогики в мировом образовательном пространстве.

Обсудим собственно понятие андрагогика. Окончательно сформулировал основы андрагогики в 1970 гг. Малкольм Шеппард Ноулз (американский ученый) в монографии «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». Отечественные ученые С. Змеев, М. Кларин, В. Исаев, А. Бояршинов в соответствующих источниках обсуждают проблемы новой науки в отечественном образовательном пространстве. К таким проблемам относятся актуальность андрагогики (работа на обширный рынок образования); отличия андрагоги от педагогики (образования взрослых от образования невзрослых); принципы; технологии обучения и результаты.

Андрагогика как наука предлагает принципы, методы и средства, которые обеспечивают развивающую, социализирующую и адаптирующую роль образования в жизни взрослого человека.

Функцией андрагогики является разработка теоретических и методологических основ учебной деятельности, помогающих приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения науки и культуры, выявление более действенных методов, способов мотивации в обучении взрослого человека.

За счет синтеза информации о взрослости как качестве, определяющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения квалификации.

Развитие теории и практики обучения взрослых в международном опыте прошло несколько этапов. Первым этапом в становления андрагогики можно считать почти столетний период, начиная с середины 30-х гг. XIX в. Для многих стран Европы и Америки это было время стихийного накопления опыта просвещения взрослого населения (преимущественно народных масс), инициированного бурным развитием промышленного производства и социальными преобразованиями.

Во второй половине XIX в. в России и за рубежом получают распространение воскресные и вечерние школы, народные школы, музеи, библиотеки. Появляются публикации, в которых признанные научные деятели высказывают свои соображения о задачах и специфике обучения взрослых на основе имеющегося опыта.

В конце XIX в. понятие «обучение взрослых» было выделено в качестве самостоятельного явления, идея самодеятельности взрослого населения в процессе культурно-просветительской работы стала ориентиром в деятельности соответствующих общественных институтах, появляются яркие личности, вносящие вклад в образование взрослого населения.

Поскольку образование пересекло пределы традиционно установленных возрастных границ, обучение взрослых прочно вошло в практику образовательных учреждений закономерно появились вопросы о том, как учить взрослых.

Возникла необходимость в формировании специальной области знания, посвященной проблемам образования взрослых.

Оформлению статуса андрагога способствуют создание в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования кафедр соответствующего профиля, разработка специальных учебных и образовательных программ и открытие курсов по подготовке и переподготовке андрагогов, выпуск учебных пособий, адресованных «учителям взрослых», рост интереса к различным формам обмена опытом андрагогической работы.

На рубеже веков вся эта работа в значительной мере координируется на международном уровне в организационном (конгрессы, конференции), исследовательском (научные программы, кросс-культурные исследования), практическом (проектная деятельность) планах.

Как наука, познающая и обобщающая практику обучения взрослых, андрагогика позволяет обоснованно формулировать и реализовывать образовательные цели взрослых людей. Разрабатывая теоретические и методологические основы деятельности, помогающей приобретать общие и профессиональные знания, осваивать достижения культуры, формировать нравственные ориентиры, андрагогика рассматривает образование в контексте жизненного пути человека. Она раскрывает принципы, методы и средства, с помощью которых в жизни взрослых обеспечивается развивающая, социализирующая и адаптирующая роль образования. За счет синтеза информации о взрослости как качестве, определяющем структуру и содержание образовательных потребностей, андрагогическое знание позволяет формировать уровень научно-методической оснащенности, более обобщенный по сравнению с дидактикой высшей школы, педагогикой профессионального обучения и повышения квалификации. Андрагогическая подготовка делает реальным решение проблемы образования в течение жизни.

Таким образом, линии исторического развития андрагогики как науки, сферы социальной практики и учебной дисциплины выстраиваются следующим образом:

– расширение практики образования взрослых и усложнение социальных и личностных потребностей в сфере образования;

– поиски и формирование государственно-общественных предпосылок и механизмов реализации непрерывности образования на этапе обучения взрослых;

– углубление знания о внутренних закономерностях, обусловливающих активность и успешность образования взрослого во все периоды и во всех социальных ситуациях его жизни;

– совершенствование путей интеграции внешних и внутренних факторов, обусловливающих эффективность образования взрослого населения;

– интернационализация проблематики образования взрослых.

Многие российские ученые рассматривают андрагогику как самостоятельную науку и научную дисциплину, как область научного знания и как отрасль педагогической науки (Б. М. Бим-Бад, С. Н. Гавров, С. И. Змеёв и др.). Научный контекст андрагогического знания определяется рассмотрением таких категорий, как:

– человек (в его целостности на этапе жизнедеятельности, характеризуемом как взрослость);

– взрослость (качество, задающее возрастной и социальный диапазон рассмотрения специфики взрослого человека как субъекта обучения);

– образование (социокультурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества (образа) на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношениях обучения и воспитания);

– образование взрослых (находящийся в контексте непрерывного образования процесс профессионально-личностного становления человека, осуществляющийся в вариативных формах);

– непрерывное образование (образование, рассматриваемое в соотнесении с целостным пространством жизнедеятельности человека);

– андрагог (общее название для специалистов, содержание работ которых связано со сферой обучения взрослых).

Современное поле исследований в области андрагогики включает:

– изучение образовательных потребностей различных категорий и групп населения с учетом возраста, пола, социального статуса, уровня профессиональной подготовки, состояния здоровья;

– изучение и моделирование направлений, форм и функций образовательной деятельности взрослого человека на уровне базового и дополнительного профессионального образования, самообразования, образовательного досуга, просветительской деятельности, духовного развития;

– разработку содержательно-целевого, технологического, кадрового обеспечения системы образования взрослых.

Принципами формирования и развития андрагогического знания являются: интегративностъ, практико-ориентированность, гуманитарность.

Таким образом, предмет андрагогикипринципы, методы и средства обучения взрослого человека в контексте его жизненного пути, при этом обучение – есть средство развития способности личности к самореализации и саморазвитию.

Освоение андрагогики как сферы социальной практики предусматривает приобретение профессиональных установок, знаний, умений, навыков, ценностных отношений, соответствующих смыслам и сущности деятельности по обучению взрослых.

В России процент взрослых, нуждающихся в дополнительном, профессиональном и общекультурном обучении, постоянно растет в силу ряда причин:

– компенсация пробелов в базовом общекультурном образовании взрослых (коммуникативные способности, социальная адаптация, владение компьютером и др.):

– расширение наукоемких производств повышает требования к уровню квалификации сотрудников, инициируя повышение их квалификации и переподготовку кадров;

– потребность переобучения людей, потерявших работу;

– необходимость обучения мигрантов находящихся на территории российского государства для обеспечения трудоустройства;

– необходимость овладения новыми профессиями и социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас;

– потребность в непрерывном профессиональном образовании и интеграции в общество взрослых инвалидов;

– социальная реабилитация и духовное развитие людей, совершивших правонарушения и находящихся в тюрьмах, с помощью различных форм образования и просветительства.

Андрагог – это человек, основной профессиональной функцией которого является обучение взрослых. Однако андрагогическую (образовательно-воспитательную) функцию может и вынужден принимать на себя любой специалист, работающий в системе «человек – человек».

Основные андрагогические принципы, которые составляют теоретические и методологические основы обучения взрослых людей:

принцип систематичности обучения, предусматривающий соблюдение соответствующих целей, содержания, методов, способов, форм, средств обучения и оценивания его результатов;

принцип опоры на опыт обучающегося, используемого в качестве одного из источников их обучения;

принцип развития образовательных потребностей, согласно которому процесс обучения строится в целях формирования у обучаемых новых образовательных потребностей, которые конкретизируются не только после, но и в процессе достижения определенной цели обучения;

принцип актуализации результатов обучения, предполагающий безотлагательное применение на практике приобретенных обучаемым знаний, умений и компетенций;

принцип индивидуализации обучения, предусматривающий использование индивидуальных образовательных программ, учитывающих конкретные потребности и цели обучения, опыт и исходный уровень подготовки обучаемых, их когнитивные и психофизиологические особенности;

принцип эклектичности обучения, означающий предоставление обучающимся определенной свободы выбора целей, содержания, методов, форм и средств обучения, сроков, времени и места обучения, самоооценивания его результатов;

принцип совместной деятельности, предусматривающий совместную учебную деятельность обучающегося с обучающим-преподавателем, а также с другими обучающимися – коллегами по группе;

принцип контекстного обучения, предусматривающий соответствие профиля содержания и осваиваемых студентами образовательных программ предметным областям их производственной деятельности, потребностям их личностного саморазвития и профессионального становления, успешного выполнения их социальных ролей.

Сформулированные принципы обучения взрослых не являются чем-то совершенно противоположным принципам педагогики. Они не являются конкретными рекомендациями, не иерархичны, предполагают обязательное использование, как принципы теории обучения. Теория обучения включает такие принципы, как системность и индивидуальность.

Главное их отличие от педагогических принципов заключается в том, что они предписывают обязательную совместную деятельность обучающегося и обучающего в процессе обучения. Это, так называемые субъект-субъектные отношения в педагогическом процессе. Смело можно сказать, что субъект-субъектные отношения – это «сон золотой» педагогики.

Описанные особенности принципов, процессов и результатов андрагогики напоминают знаменитый «Дальтон-план», созданный и внедренный в педагогическую практику США Е. Паркхерст в начале ХХ века. Это система индивидуализированного обучения, рассчитанная на социальную зрелость обучающихся. Обучающиеся свободно (осознанно) выбирают последовательность изучения материала и вид занятий. Время обучающихся не то что не лимитируется, но и не структурируется обучающим. Они должны были сделать это сами. Таким образом, дальтон-план позволяет приспособить темп обучения к возможностям обучащихся и побуждает их к самостоятельному поиску рациональных приемов работы для оптимального достижения результата. Контроль результатов проводится по специальной системе учетных карточек («сдал-не сдал»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 5678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.