Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Андрагогический компонент подготовки преподавателей среднего и высшего учебного заведения




 

Андрагог – это специалист высокой квалификации, обладающий комплексом специализированных андрагогических знаний, умений и навыков, обеспечивающих образовательную деятельность с взрослым населением с учетом специфики его образовательных потребностей и возрастных особенностей.

Андрагоги – это специалисты в области учебной, воспитательной, реабилитационной, информационно-ориентационной и организационной работы со взрослыми.

Преподаватель-андрагог – это главный специалист в области работы с взрослыми людьми. К сфере его деятельности относится подготовка кадров преподавателей для обучения андрагогов и проведение научных исследований в области образования взрослых. Деятельность преподавателя-андрагога сводится к осуществлению совместных с обучающимися действий по психолого-андрагогической диагностике обучающихся, планированию, созданию благоприятных условий, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения взрослых людей.

Важным компонентом андрагогических знаний является то, что методы образования взрослых не должны поощрять дух соперничества, а развивать у обучающихся взрослых чувство солидарности, а также привычку участия, взаимной помощи, сотрудничества и коллективной работы. Специфика деятельности андрагога включает: консультирование, оказание социальной помощи, выполнение образовательных и организационноуправленческих функций в сфере образования взрослых людей.

Педагоги и психологи, осуществляющие образовательную деятельность в системе начального профессионального образования (НПО), высшего профессионального образования (ВПО), дополнительного профессионального образования (ДПО) в дополнение к своей специализации должны обладать андрагогическими знаниями, умениями и навыками. В своей профессиональной деятельности андрагог реализует так называемый «особый междисциплинарный подход», который позволяет учитывать специфику каждой из отдельных групп взрослых при определении содержания образования, при отборе системы форм и методов обучения, позволяющей учитывать возрастные, профессиональные, личностные и другие особенности слушателей.

Соблюсти особенности андрагогики и воплотить на практике ее принципы позволит применение в образовательных (педагогических) технологиях, разработанных несколько позже дальтон-плана, а именно в середине ХХ века. Специфика педагогических технологий в том, что в них учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Опишем кратко некоторые интересные для андрагогики стороны педагогических технологий, а именно, модель полного усвоения, воспроизводимый обучающий цикл, операции полагания целей.



Модель полного усвоения. Идея модели полного усвоения принадлежит Дж. Кэрролл и Б. Блуму (американские психологи и педагоги). Они разработали ее в 60-е годах ХХ века. При этом они доказали на практике, следующие положения:

А. Способности обучающегося определяются его темпом учения не при фиксированных усредненных, а при оптимально подобранных для данного человека условиях. Отсюда, правильно организованный процесс обучения требует свободных временных рамок. Тогда практически 95% обучающихся смогут полностью освоить все содержание обучения.

В. Фиксированным параметром должны стать только результаты обучения. Уровня фиксированных результатов обучения должны достичь в процессе обучения почти все обучающиеся.

Учебный процесс по модели полного усвоения имеет следующую цель: организовать учебный процесс так, чтобы все обучающиеся могли полностью освоить учебный материал. Для этого необходимо осуществить следующие операции:

1. Точно определить критерий усвоения. Для этого осуществляется целеполагание и составляется перечень конкретных результатов обучения.

2. Разбить учебный материал на учебные единицы (модули).

3. Определить результаты изучения каждого модуля. Составит текущие проверочные работы (тесты) на зачет-незачет. Основное их назначение – коррекция процесса.

4. Осуществить подготовку альтернативных коррекционных учебных материалов по каждому тесту. Такие материалы рассчитаны на дополнительную проработку неусвоенного материала. Они дают возможность подобрать свой способ работы каждому обучающемуся. Смысл этого процесса – не позволять ошибкам или неясностям накапливаться.

5. Подготовить заключительной тест, в котором выражен эталон результата. Основа для заключительного теста – уточненные цели и задачи учебной единицы – модуля. Дж. Кэрролл и Б. Блум рекомендовали два способа для выражения эталона результата. Во-первых, результат можно определить через четко сформулированное описание действий ученика. Во-вторых, не менее корректным будет определение результата через указание требуемого числа правильных ответов (80-90%). Итоговая отметка имеет 2 значения: «сдал – не сдал».

Центральная часть модели полного усвоения – воспроизводимый обучающий цикл. Он представляет собой циклический алгоритм действий обучающего и обучающегося. Его можно повторять столько раз, сколько нужно, пока не будет достигнут результат, заявленный в целях и задачах. Это конструктивная, предписывающая схема, которая включает в себя следующие процедуры:

1. Определение общей учебной цели данного учебного пакета.

2. Формулировка учебных задач, достигаемых в рамках данной цели.

3. Предварительное тестирование (проверка имеющихся знаний, умений, навыков и качеств).

4. Освоение набора учебных материалов и инструкций, перечня действий обучающихся.

5. Применение средств текущей самопроверки (промежуточное тестирование).

6. Тестирование для оценки результатов самостоятельной учебной работы – средство заключительной самопроверки.

Отдельно обсудим операции полагания целей. Основоположники образовательных технологий уделяли целеполаганию особое внимание, настолько велико влияние этой процедуры на результаты обучения.

Целеполагание – важнейшая процедура воспроизводимого обучающего цикла и, следовательно, модели полного усвоения.

Цель определяет стратегию курса или занятия. Тактику занятия определяют задачи. Любая цель «раскладывается» в последовательность тактических задач. Существуют особенности формулировки целей и задач в пределах образовательных технологий:

Во-первых, цель и задачи формулируются для обучающихся.

Во-вторых, критерием формулировки целей и постановки задач являются результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся. То есть учебная цель должна быть описана так, чтобы о ее достижении (т.е. о результатах) можно было судить однозначно. Поэтому, принято избегать употребления неопределенных и расплывчатых выражений, таких как «узнать, познакомиться, понять, представить, уяснить для себя». Напротив, используются глаголы действия: для целей – «изучить, освоить, научиться»; для задач – «назвать, дать определение, выбрать, перечислить». Такие глаголы описывают внешне выраженные наблюдаемые действия.

Отталкиваясь от набора целей, обучающий и обучающийся строят учебный процесс как простую последовательность выполнения каждой отдельной задачи и, таким образом, достижения цели.

Воспроизводимый обучающий цикл оформляется в так называемый учебный пакет – особый комплект дидактических материалов, рассчитанных на индивидуальную самостоятельную работу при изучении отдельных разделов учебного материала. Структура учебного пакета такова: учебные материалы и пособия; набор указаний, организующих самостоятельную работу (цели и задачи); средства стандартизированного контроля (тесты, контрольные задания и пр.); средства дополнительного и вспомогательного обучения, предусматривающие достижение запланированных учебных результатов при минимальной помощи обучающего (подсказки, консультации, особенности организации работы).

Технологический подход к обучению не предполагает, что его объектами являются только невзрослые. Характерные черты образования взрослых и образовательных технологий во многом сходны. И в том и в другом случае дидактической целью организации учебной деятельности является достижение заранее описанных замеряемых результатов. Кроме этого, учебная деятельность в рамках образовательных технологий варьирует по содержанию и времени. Это выражается в том, что обучающиеся вырабатывают и осуществляют индивидуальную траекторию обучения самостоятельно. Для этого используются не только рекомендации обучающего, но и личный опыт, который вноситься в содержание образования. И, что очень важно, отсутствует навязанное со стороны структурирование времени и его лимит (ограничение). Фиксированным остается только один параметр учебного процесса – результат, который совпадает с целями и задачами обучения.

Преподаватель в системе обучения взрослых перестает просто передавать знания, информацию, его задача, оставаясь на равных с участниками, организовывать и координировать процесс обучения, способствовать созданию атмосферы сотрудничества, при необходимости – советовать и подыскивать экспертов по определенной проблематике. Качественное своеобразие деятельности андрагога, таким образом, заключается в том, что он становится «сопроводителем» взрослого в процессе самообразования, «ведущим» взрослого на пути его непрерывного образования и саморазвития. Кроме этого, андрагог – носитель и передатчик культуры деятельности, мышления, взаимодействия, а не просто передатчик определенной суммы знаний.

Отечественные специалисты выделяют ряд особенных личностных характеристик, которые должен иметь преподаватель андрагогического профиля для качественного осуществления своей деятельности. Так, в дополнение к компетентности, в широком смысле этого слова, он должен быть способен оказать помощь в восстановлении мотивации к образовательной деятельности, ослаблении «барьеров» восприятия, снижении уровня тревожности, повышении стрессоустойчивости слушателей. Преподаватель должен владеть методологией андрагогического сопровождения процесса самообразования взрослых. В связи с этим выдвигаются профессиональные требования к педагогу начального профессионального образования (НПО), высшего профессионального образования (ВПО), дополнительного профессионального образования (ДПО). Он должен владеть:

− специальными профильными знаниями, умениями и навыками;

− знаниями, умениями в сфере андрагогики;

− общекультурным наследием;

− теориями и технологиями обучения взрослых;

− знаниями об особенностях взрослых: профессиональных, психических, физиологических;

− информацией о социальной, досуговой, бытовой деятельности обучаемых.

Помимо этого, необходимы такие навыки как:

− самопрезентация;

− ораторское искусство;

− актерское мастерство.

Оптимизировать стратегию индивидуального и группового подхода в обучении, построить план непрерывного образования, способствует знание личностных качеств обучающегося. В связи с чем, основными умениями преподавателя являются следующие:

1. Определение образовательных потребностей обучающихся.

2. Определение уровня подготовки обучающихся.

3. Выявление объема и характера жизненного опыта обучающихся и возможности его использования в процессе обучения.

4. Выявление когнитивного и учебного стилей обучающихся.

5. Выявление психофизиологических особенностей обучающихся.

6. Использование различных методик и средств психолого-андрагогической диагностики.

7. Определение целей обучения конкретных обучающихся.

8. Определение стратегии обучения.

9. Отбор и структурирование содержания обучения.

10. Отбор источников, средств, форм и методов обучения.

11. Разработка учебных планов, программ или контрактов.

12. Создание учебных ситуаций и др.

Педагог работающий со взрослыми, также должен обладать следующими характеристиками:

− организаторские способности, ориентированные на организацию образовательного процесса с взрослыми;

− техничность, достигающая современного уровня, и целенаправленность относительно профессиональных и возрастных особенностей взрослых учащихся;

− коммуникабельность во взаимодействии с взрослыми учащимися на уровне партнерства в процессе образовательной деятельности;

− тактичность, позволяющая выслушать личное мнение взрослого учащегося, воспринять его независимо от того, насколько оно обоснованно и грамотно, в дальнейшем направлять это мнение и развивать в необходимом русле.

Андрагог должен владеть не только методами и технологиями, но и определенными формами работы с взрослыми учащимися. Например, в практике обучения сложились самые разнообразные формы групповой работы, среди которых можно выделить групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры с целью воссоздания процесса совместных решений; тренинговые формы.

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских занятиях:

1. Андрагогика как научное направление. Предпосылки возникновения данного научного направления.

2. Предмет андрагогики как современного научного направления.

3. Основные андрагогические принципы, которые составляют теоретические и методологические основы обучения взрослых людей.

4. Сравнительные характеристики педагогической (обучение детей) и андрагогической (обучение взрослых) моделей обучения.

5. Методы исследования в области андрагогики.

6. Профессия – андрагог. Профессиональные требования к педагогу – специалисту в области обучения взрослых.

 

Задания для практической работы:

Напишите краткое эссе на тему:

Практическая направленность предмета «Основы педагогики и андрагогики».

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 50; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.127.133
Генерация страницы за: 0.176 сек.