Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальные традиции в деловом этикете чиновника




Чиновное высокомерие и неуважение к человеку, сознание своего всесилия и вседозволенности – явление не новое. Еще в «Дневнике писате

ля» Ф. Достоевский писал: «Всякий знает, что такое чиновник русский, из тех особенно, которые ежедневно имеют дело с публикою: это нечто сердитое и раздраженное, и если не высказывается иной раз раздражения видимо, то затаенное угадывается по физиономии. Это нечто высокомерное и гордое, как Юпитер. Особенно это наблюдается в самой мелкой букашке, вот из тех, которые сидят и дают публике справки, принимают от вас деньги и выдают билеты и проч. Посмотрите на него, вот он занят делом, «при деле»: публика толпится, составился хвост… И вот он на вас не обращает никакого внимания… вы говорите – он вас не слушает, он обернул голову и разговаривает с сзади сидящим чиновником, он взял бумагу и с чем-то справляется… Грубость, невнимательность, пренебрежение, враждебность к публике, потому только, что она публика, и главное – мелочное юпитерство. Ему непременно нужно выказать вам, что вы от него зависите… Ему нужно кому-то отомстить за какую-то обиду, отомстить вам за свое ничтожество». [1]

Не преодолен этот порок и сегодня. Только 4,7% опрошенных в ходе аналитических исследований, проведенных учеными РАГС при Президенте РФ, отметили, что к их просьбам в государственных учреждениях отнеслись доброжелательно и реально пытались помочь.

Необходимо дифференцированно подходить к местной специфике в области служебного этикета; с одной стороны, надлежит блокировать и всемерно пресекать попытки моделирования служебной субординации по меркам сословно – кланового корпоратизма, «знатности, влияния, богатства рода» и т.п. С другой, – необходимо учитывать те регионально – местные традиции управленческого поведения, которые способны служить делу гражданского согласия, а тем самым – устойчивости и эффективности всей системы государственной службы.

У каждого народа есть свои, веками складывающиеся, обычаи и традиции. Уважение к этим традициям и следование им – еще один принцип современного делового этикета. Сегодня в связи с активным расширением международных связей на всех уровнях этот принцип приобретает особую актуальность, становится гарантом взаимопонимания с другими культурами. Следование этому принципу избавляет служащего от неприятных минут неловкости, вызванной незнанием особенностей национального этикета страны, с представителем которой вам пришлось вступить в деловое общение. Даже самые лучшие побуждения и самые галантные манеры не защитят вас от осуждения, если вы, например, в Китае захотите поцеловать руку девушке, при встрече с японским коллегой примете от него визитную карточку левой рукой, попытаетесь преподнести подарок – от чистого сердца – американскому государственному служащему, или, беседуя с коллегой из мусульманского региона, будете упорно смотреть ему в глаза.

Решение обоих задач связано с поддержанием конструктивного баланса между общегосударственными официально – формализованными нормативами управленческого поведения и его местно – региональными вариантами.

Современный подход к определению доминанты такого соотношения базируется на ряде положений Конституции Российской Федерации. В числе таковых – принцип гражданского равноправия независимо от национальной принадлежности, отношения к религии, пола, образования, имущественного и социального положения, рода занятий; принцип равного доступа к государственной службе и обязательного для всех граждан страны соблюдения законов, иных действующих юридических актов. Эти установления исключают из этикета служебных отношений на государственной службе любые проявления дискриминации, поддерживают настроенность на взаимное уважение, взаимообогащение культурными ценностями различных народов многонациональной России.

Применительно к деловому этикету особое значение имеет учет языковой ситуации (общегосударственной и местной), а также различий в правилах вежливости, ведения деловых встреч, переговоров, в нормативах управленческого поведения, которые обусловлены местными традициями и обычаями, передающимися из поколения в поколение, закрепляясь в неписаных кодексах поведения.[1]

Задачи государственных служащих в силу специфики их деятельности, предусматривающей широкое общение с людьми разных национальностей, с коллегами из различных национально-административных и территориально-административных образований Российской Федерации, состоят в том, чтобы знать этнокультурные особенности делового этикета отдельных регионов, уметь пользоваться этим знанием. Наличие познаний в тех национальных традициях, которые преломляются в этикете служебного поведения и общения, является одним из важных показателей управленческой культуры в многонациональной России.

 

Заключение.

Прежде всего, в заключении следует подчеркнуть, что профессия «государственный служащий», государственная служба как особый вид профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов должны иметь свою профессиональную этику (как ее имеют врачи, учителя, юристы и другие профессиональные группы).

Это необходимо, во-первых, потому что авторитет власти напрямую зависит от нравственных качеств чиновников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам. Во-вторых, серьезные аморальные проступки госслужащих являются сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения. В-третьих, сама специфика профессии – быть проводником государственной воли, всегда в центре общественного внимания, работа с населением, определенное ограничение своих гражданских прав и многое другое – диктует необходимость разработки специфических нравственных норм поведения.

Неплохой основой для окончательного определения понятия профессиональной этики государственных служащих (административной этики) может стать формула, выведенная им применительно к управляющей этике вообще: административная этика – это адаптированные к практическим нуждам государственной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяющее воздействующих на служащих и их окружение, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного управления.[1]

Как любая другая профессиональная этика, административная этика не содержит ни одной моральной категории, которой бы не было в общечеловеческой морали. Не может быть какой-либо специфической моральной нормы, свойственной только определенной профессии, этического качества, которое не было бы позитивным для людей разных профессий.

Этика государственной службы вместе с тем имеет и свои специфические признаки, приоритеты, моральный идеал. Определяются они по соответствующим критериям:

Во первых, она должна вобрать в себя те нравственные нормы и принципы, которые абсолютно необходимы для человека, занимающегося государственным управлением на любом его уровне.

Во-вторых, именно в этике госслужащих должен быть определен рейтинг важности этих норм и принципов.

Обобщая, можем отметить, что по структуре нравственность государственного служащего включает в себя:

Нравственные ценности;

Перечень личностных добродетелей служащих, их нравственные чувства и привычки;

Оценочные понятия;

Основополагающие принципы и нормы поведения на службе и в обществе – высококачественное выполнение служебного долга, лояльность к власти, патриотизм.

Они являются своеобразным компасом поведения служащего, кредо, которыми он руководствуется, исполняя обязанности по должности.

Упомянутые ранее процессы в трансформирующихся обществах проявились, в частности, в объективных процессах все большего взаимодействия политики, бизнеса и государственной службы, процессах децентрализации. Они (эти процессы) несут в себе большой положительный заряд, помогают решить многие современные проблемы. И естественным продолжением этих процессов является сращивание этических кодексов перечисленных групп. Неверно говорить, плохо это или хорошо, это есть. Но это совсем не означает, что следует пустить эти явления на самотек. Необходимо изучить их и направить в нужное русло, т.е. искать формы регулирования этих процессов, таким образом, чтобы положительный эффект от них был больше, чем отрицательные последствия. При этом надо учитывать, что этические проблемы и способы решения в одной стране могут разительно отличаться от таковых в другой стране.

На Западе эти явления уже осмыслены не только научной средой, не только самими государственными служащими, но и всем обществом, и решать эти проблемы они будут на основе этого осмысления, на основе уже имеющегося опыта решения этих проблем. В России же эти процессы пока еще не осмыслены ни обществом, ни большинством государственных служащих и только начинают появляться на научном уровне. Об этом свидетельствует отсутствие достаточного количества научной литературы, научных и общественных дискуссий по этим вопросам, государственных и общественных структур, занимающихся проблемами этики государственной службы, практическое отсутствие этического законодательства, практическое отсутствие кодекса государственного служащего.

Все приведенные факты и мнения специалистов доказывают, что анализ, выявление и изучение нравственных норм этики системы государственной службы жизненно необходимы. Данные нормы являются содержательной основой в работе по воспитанию необходимых духовно-нравственных качеств государственных служащих. Они выступают в качестве критерия оценки профессиональной пригодности человека к деятельности в государственных органах, учреждениях, возможностей служебного роста чиновника. Для самого же служащего они выступают как «справочник», ориентир в решении нравственных коллизий. Анализируя путь, пройденный российскими специалистами в этом отношении, можно сказать, что мы движемся в сторону морализаторства: стремимся привить моральные нормы только с помощью нравственного воспитания, принятия кодексов чести, привлечения к моральной ответственности и т.д. Особо хочется отметить, что наиболее эффективно разумное сочетание воспитательно-нравственного воздействия и правового.

Кроме того, необходима моральная диагностика служащего – изучение работника с целью выявления уровня его моральной воспитанности, нравственной культуры. Моральная диагностика крайне важна в кадровой практике. Ведь не секрет, что, принимая на работу человека или обеспечивая его карьерное продвижение, смотрят на него, прежде всего как на специалиста. Каковы же его моральные установки и духовно-нравственные ориентиры, каков уровень моральной устойчивости – интересуются редко.

Пока в нашей системе государственной службы нормы административной этики внедряются медленно, с большим трудом. Многие из них подвергаются деформации или попросту попираются. Вековые традиции, привычки и стереотипы очень устойчивы, старые моральные нормы и оценки сохраняются даже тогда, когда жизнь давно изменилась. Поэтому сегодня, как никогда, необходимы целенаправленные и последовательные усилия по очищению морально-психологической атмосферы аппарата и оздоровлению образа жизни чиновников, ибо общество всегда будет требовательно относится к государственным служащим, предъявляя к ним высокие нравственные требования, т.к. для гражданина чиновник – символ государства и власти.

Отсюда первая для России задача в деле решения этических проблем государственной службы – привлечение всеобщего внимания к данной теме. При этом особенно важным представляется усиление внимания к проблемам этики государственной службы в соответствующих учебных заведениях. Это сыграло бы большую роль в решении данной проблемы.

Список литературы.

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - N 237. - 25.12.1993.

2. Федеральный Закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Информационно-правовая система: Гарант.

3. Федеральный Закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Информационно-правовая система: Гарант.

4. Федеральный Закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе». Информационно-правовая система: Гарант.

5. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Информационно-правовая система: Гарант.

6. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 –2005 годы)» // Российская газета. 23.11.2002.

7. Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005 года № 1437 «О продлении срока реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)» на 2006-2007 годы». Информационно-правовая система: Гарант.

8. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». Информационно-правовая система: Гарант.

9. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». Информационно-правовая система: Гарант.

10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 г. // Российская газета. - № 93, 17.05.2003.

11. Абрамова Л.П. Международные аспекты этики государственной службы и органов местного самоуправления // Итоговая научно-методическая конференция СЗАГС (сборник тезисов докладов) – СПб: Изд-во СЗАГС, 1999.

12. Аверина О.Р. О перспективе этики государственного управления в России. // Власть и управление на Востоке России. – 2003, №1(22).

13. Аверьянов В. Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. Киев, 1996.

14. Административная этика. Учебное пособие. Под общ. Ред. Романова В.Л./М.:Изд-во РАГС. 1999.

15. Александров В.Б. О понятии профессионализма и профессионализме государственного служащего. // Северо-западная академия государственной службы. Ежегодник 2002. – С-Пб.: Изд-во РАГС; Изд-во «Образование-культура», 2003.

16. Алехина Ия. Морально-этические аспекты управления. – М., Дело, 2007.

17. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.

18. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Изд-во РАГС, 2004.

19. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Профессиональная этика: социологические ракурсы. // СОЦИОС. 2005. №8.

20. Баумэн Дж. Уильямс Р. Этика в правительственном аппарате (по результатам опроса государственных служащих США)// Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. №2(22),98. –М.: Изд-во РАГС, С.48-55.

21. Белолипецкий В. К. Профессионализм и профессиональная культура в системе государственной службы. // Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений. Вып. 2 Ростов-на-Дону, 1996.

22. Бойков В.Э. Коллективное сознание чиновников.// Государственная служба – 1999-№1.

23. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы.//Сицис.-1999. -№2.

24. Бойков В.Э. Человек и реформы. // Человек и реформы. Инф. Бюл. Центра соц. Исследований. №1 – М.: РАГС, 1995.

25. Ботавина Р. Н. Этика менеджмента. М., 2002.

26. Боявари З. Приватизация в городском коммунальном хозяйстве. // Государственная служба. Управление городом. Зарубежный опыт. №3 (20), 1997 – М.: Изд-во РАГС, 1997.

27. Васильев Д.В. Дробышев П.Ю. Административная этика как средство противодействия коррупции. – М.: Изд-во Московского центра Карнеги, 2003.

28. Васильев С. Этический кодекс чиновника. Комментарий к проекту // Управленческое консультирование.-2002, №1.

29. Виханский О. С. Наумов А. И. Организационная культура. / Менеджмент. М., 1998.

30. Вульфович Р.М. Проблемы административной реформы в РФ.№// Система государственной власти и управления в России: история, традиции и современность. –С-Пб.: Изд-во СЗАГС, 2003.

31. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1998.

32. Гесль А. Конфликты между управлением и гражданами. // Государственная служба. Социо–психологические аспекты. Зарубежный опыт. Информационно-аналитический бюллетень. №2 (19) 97. – М.; РАГС, 1997.

33. Государственная и гражданская служба в Российской Федерации. Учебное пособие. / Масленникова Е.В., Пресняков М.В., Татаринова Л.Н., Чанов С.Е. – М.: «Ось-89», 2006.

34. Государственная служба. Словарь. М., 2000.

35. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. -М: РАГС, 1999.

36. Государственная служба: организация, кадры, управление. – М. Изд-во РАГС, 1997.

37. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 1998.

38. Государственная служба: Учебное пособие. / Отв. Ред. А. В. Оболонский. – М.: Дело, 1999.

39. Граждан В.Д. Научное обеспечение государственной службы. // Государственная служба. – 1999-№2.

40. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: Учебный курс. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2003.

41. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Искусство, 1989.

42. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. - Екатеринбург: 2005.

43. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. –М.: Художественная литература, 1989.

44. Дубко Е. Л. Политическая этика: Учебник для вузов. М.: Академический Проект; Трикста 2005.

45. Ивантьева Г.А. Реформирование государственной службы. Кадровый аспект. - М.: 2005.

46. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления. М., 2003.

47. Кадровые аспекты государственной службы в странах ЕС // Государственная служба. Вопросы совершенствования работы с кадрами. Зарубежный опыт. Вып. 7. – М.: Изд-во РАГС, 1995.

48. Комаровский В.С., Оболонский А.В. Проблемы реформирования государственной службы России в свете международного опыта и отечественных традиций. // Вестник Московского университета. Серия 12. -«Политические науки»., 1997, №4

49. Корпоративная этика: уч. пос. / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. М., 2003.

50. Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти. // Общественные науки и современность. 1999. -№1.

51. Крамер Самюэл. История начинается в Шумере. – М.: Наука, 1965.

52. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. - М.: 2005.

53. Кузьмичева А. Проблемы морали или права? // Служба кадров, 2001 - №12; 2002 - №1.

54. Кэрол У. Льюис. Этический вызов на государственной службе (реферат книги)// Государственная служба. Вопросы этики. Зарубежный опыт: Вып. 5.–М.:Изд-во РАГС, 1995.

55. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения. М., 2006.

56. Лаврова О. Синдром эмоционального выгорания и методы его предупреждения.// Социальная работа. №4 – 2006.

57. Лики морали: Введение в этику. Учебно-научное пособие. – СПб. ТОО «Ривьера». 1996.

58. Лытов Б. Честь и служба. // Служба кадров. – 2001. №2. –С.33-35.

59. Марченко И.С. Социальный портрет перспективного чиновника // Служба кадров и персонал. 2006. № 7.

60. Мени И. Коррупция в конце века. // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт №2, 98 –М.; РАГС, 1998.

61. Налбандян Дж. Профессионалы в местных органах управления. // Профессионализм управленческих кадров. – М.: Изд-во РАГС, 1994.

62. Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении. (Текст). / А. В. Оболонский; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

63. Оболонский А.В. Бюрократия и государство. Очерки. –М.:ИГиПАН, 1996.

64. Оболонский А.В. Кадры решают не все, но многое. // Открытая политика, 1997 - №2 – С.64.

65. Оболонский А.В. Мораль и право в политике и управлении. – М.: Издательский дом ГУ Высшая школа экономики, 2006.

66. Оболонский А.В. Реформирование государственной службы: этико-нравственный аспект // Право и управление XXI век. 2006. № 1.

67. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской федерации: Учебное пособие. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮристЪ, 2007.

68. Организационная культура государственной службы. М: Изд-во РАГС, 2001.

69. Организационная культура. / Проблемы теории и практики управления. 1997. №3.

70. Основные аспекты управления городами. // Государственная служба. Управление городом. Зарубежный опыт №3 (20), 97 –М.: РАГС, 1997.

71. Партийная этика. Документы и материалы дискуссии 20-х годов. – М.: Политиздат, 1989.

72. Пелих А.С. и др. Имидж делового человека. – М.: Приор, 1997. С.3.

73. Понеделков В. Н. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. – Ростов Н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1995.

74. Протанская Е. С. Профессиональная этика. – М., 2005.

75. Профессионализм в системе государственной службы. (Игнатов В. Г. Белолипецкий В.К. Понеделков А.В. и др.) – Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦ ВШ, 1997.

76. Прохоров А.П. Русская модель управления. – М., ЗАО «Журнал эксперт», 2002.

77. Психология и этика делового общения. Под. Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

78. Рейсмен В.М. Скрытая ложь. Взятки, «крестовые походы» и реформы: Пер с англ. / под общ. Ред. А.М. Яковлева. – М.: Прогресс, 1988.

79. Сембор Э, Лининджер М. Нравственный кризис американской государственной службы и пути его преодоления.// Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. №2(22),98. –М.: Изд-во РАГС.

80. Слепцов Н.С. Проблемы подготовки государственных служащих в РФ. // Материалы научно-практической конференции «наращивание потенциала в области государственного управления в республике Карелия». –Петрозаводск, 1997.

81. Служебная карьера (Гусева А., Иглин В.А. Лытов О.В. и др.); под общ. ред. Е. В. Охотского. – М., ОАО Изд-во «Экономика». 1998.

82. Современный словарь иностранных слов. –М.: 1993.

83. Соколов В. Моральный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации. // Государственная служба, 2004, №2(28)

84. Соколов В. Нравственность времен социальной катастрофы. // Российская провинция. –1994, №5.

85. Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский синдром.//ОНС – 1995-№4.

86. Статьи М. Ханга, С. К. Джилмена, К. Льюиса, М. Ван Уарта, Ж. П. Дидьера, Дж. Баумэна и др. авторов в журнале «International Reviev of Administrative Sciences», международные конференции «Этика в правительственных учреждениях» (1996 г.), «Профессионализм и этическое поведение государственных служащих: задачи на XXI век» (1996 г.), появление морального кодекса Американского общества государственного управления (ASPA) и т.д.

87. Степанов П.П. Этические нормы государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2000.

88. Тарлинский В. Призвание – Истинное? Мнимое? – М. 2004.

89. Теобальд Р. Этические принципы в государственных учреждениях // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный сборник. №2 (22), 1998 – М. Изд-во РАГС, 1998,

90. Технологии политической власти: Зарубежный опыт. –Киев, Высшая школа, -1994.

91. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тэйлор, Г.Форд. –М.: Республика, 1992.

92. Функционирование государственного аппарата управления. Учебно-методическое пособие. М., 1998.

93. Ханеш. В. Кризис и перспективы «Социального города». // Государственная служба. Управление городом. Зарубежный опыт. Реф. Бюл. №3 (20), 97 – М.: Изд-во РАГС, 1997

94. Худ К. Изменения в оплате труда государственных служащих Великобритании.// Государственная служба. Вопросы совершенствования работы с кадрами. Зарубежный опыт. Вып. 7 –М. Изд-во РАГС, 1995.

95. Час Пик, 23 ноября 2006. №46

96. Черноушек М. Психология жизненной среды. Пер с чеш. –М.: Мысль, 1989.

97. Шамахов В.А. Административная реформа в Российской Федерации: цели и задачи // Система государственной власти и управления в России: история, традиции и современность. -С-Пб.:Изд-во СЗАГС, 2003.

98. Шварц Г. Истоки современной модернизации государственной службы // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. Вып.8.- М: РАГС, 1995

99. Шепель В.М. Управленческая этика. –М.: Экономика, 1989. – С.6.

100. Шпенглер О. Закат Европы, / Очерки морфологии мировой истории: Т.2. – 1998.

101. Шувалова Н. Н. Служебное поведение государственного служащего: моральные основы: Учебно-методическое пособие. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.

102. Этика государственной службы // Государственная служба. Проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. Реферативный бюллетень. №2(22), 1998. –М.: Изд-во РАГС, 1998.

103. Ягер Джен. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. / Пер. с англ. – М.: «Джон Уайли энд Санз», 1994.

104. Ведомости, 15 ноября 2006. №215

105. SmartMoney, 4 декабря 2006. №38

106. http://www.fom.ru

Приложение № 1

МОДЕЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Преамбула

Необходимо четко разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего и общественные требования к ним. Этический кодекс не является административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет за собой какого-либо административного или тем более уголовного наказания государственного служащего.

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского общества и государства.

В силу того, что в кодексе собраны воедино и систематизированы общественные требования к нравственности государственных служащих, он:

· служит основой для формирования содержания должной морали в сфере государственной службы;

· призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

· является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в сфере государственной службы:

· выступает как инструмент общественного контроля за нравственностью государственных служащих.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе,

Государственный служащий объективно выступает одновременно как должностное лицо, занимающее определенное место в служебной иерархии, как общественный деятель, оказывающий влияние на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы и конфликты, которые не всегда имеют однозначное решение. Этический кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться в подобных ситуациях.

В Этическом кодексе нельзя предусмотреть всех коллизий, возникающих в практической деятельности госслужащего. Правила Кодекса не заменяют личного нравственного выбора, позиции и убеждений государственного служащего, его совести и ответственности.

Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую деятельность, избирательные права и др. Это обусловлено тем, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной и муниципальной службы. Высшие должностные лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более строгими, и ответственность тем больше, чем выше статус государственного служащего.

Возможны разные формы функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком при приеме на государственную или муниципальную службу, в виде особого документа, с которым он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.

Действия ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после оставления человеком государственной службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с ним служебными отношениями, получение от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг: использование в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

В данном Кодексе понятие «государственный служащий» распространяется также и на муниципальных служащих.

Статья I. Основные нравственные принципы административной морали.

1. Служение государству.

1. 1. Государственная служба представляет собой осуществление полномочий, посредством которых должностное лицо реализует от имени государства его функции. Интересы государства, а через него общества в целом являются высшим критерием и конечной целью профессиональной деятельности государственного служащего.

Моральный, гражданский и профессиональный долг государственного служащего руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.

1. 2. Государственный служащий не имеет права подчинять государственный интерес частным интересам индивидов или политических, общественных, экономических и любых других групп, действовать на пользу частным интересам во вред государству.

2. Служение общественным интересам.

2. 1. Государственный служащий обязан действовать в общенациональных интересах, во благо всех народов России.

2. 2. Государственный служащий не должен использовать свое влияние и власть в интересах какой-либо одной из социальных групп и ее ближайшего окружения за счет интересов других социальных групп.

2. 3. Действия государственного служащего не могут быть направлены против социально незащищенных групп населения. Ни при каких обстоятельствах они не должны подвергаться дискриминации.

2. 4. Конфликт между интересами различных социальных групп государственный служащий должен рассматривать с точки зрения законных прав, социально-политической и экономической целесообразности, общественных представлений о справедливости и моральных ценностях.

3. Уважение к личности.

3. 1. Признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина есть нравственный долг и профессиональная обязанность государственного служащего.

3. 2. Государственный служащий должен уважать честь и достоинство любого человека, его деловую репутацию, не дискриминировать одних путем предоставления другим незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового равенства индивидов.

3. 3. Государственный служащий обязан обеспечить конфиденциальность ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей информации, затрагивающей частную жизнь, честь и достоинство гражданина.

4. Принцип законности.

4. 1. Государственный служащий обязан своими действиями соблюдать и отстаивать Конституцию страны, законы и нормативные акты РФ. Морально недопустимо нарушать законы исходя из политической, экономической целесообразности, по любым другим, даже благородным, мотивам. Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой государственного служащего.

4. 2. Нравственный долг государственного служащего обязывает не только его самого строго соблюдать все нормы законов, но и активно противодействовать их нарушениям со стороны своих коллег и руководителей любого ранга. Моральная обязанность служащего информировать соответствующие инстанции о подобных нарушениях.

5. Принцип лояльности.

5. 1. Государственный служащий обязан соблюдать принцип лояльности осознанное, добровольное соблюдение установленных государством, отдельным и его структурами, учреждениями правил, норм, предписаний служебного поведения; верность, уважение и корректность по отношению к государству, ко всем государственным и общественным институтам; поддержание имиджа властных структур, постоянное содействие укреплению их авторитета.

Нравственным долгом для государственного служащего в случае его принципиального несогласия с политикой, проводимой государством или конкретным органом, где он служит, является уход в отставку.

Принцип лояльности распространяется на отношения:

· ко всем ветвям власти;

· ко всем государственным институтам;

· к законодательно утвержденным общественным институтам, партиям;

· к политическому большинству, находящемуся у власти;

· к другим государственным служащим.

5. 2. Государственный служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом свое мнение, принципиально отличное от политики государства в целом и от политики государственного органа, интересы которого он представляет как должностное лицо, как внутри страны, так и за рубежом.

5. 3. Государственный служащий должен избегать контактов с лицами, вступившими в конфликт с государственной властью.

5. 4. Государственный служащий обязан вести дискуссию в корректной форме, не подрывающей авторитет государственной службы.

6. Принцип политической нейтральности.

6. 1. Государственный служащий обязан соблюдать в своем поведении политическую нейтральность - не высказывать публично в прямом или косвенном виде свои политические симпатии и антипатии, не подписывать любые политические или идеологические документы, не участвовать в качестве должностного лица в любых политических акциях, не афишировать публично свои особые отношения с конкретными политическими деятелями

6. 2. Нравственной обязанностью государственного служащего является необходимость полностью исключить возможность какого-либо влияния политических партий или иных общественных организаций на исполнение им своих должностных обязанностей, на принимаемые им решен и я.

6. 3. Государственный служащий не должен допускать использование материальных, административных и других ресурсов государственного органа для достижения каких-либо политических целей, выполнения политических решений задач. Особенно тщательно он должен соблюдать нейтральность во время избирательной кампании; его нравственным долгом является неиспользование своего положения и полномочий для предвыборной агитации в свою пользу или пользу других кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

Статья II. Соблюдение общих нравственных принципов.

 

1. Государственный служащий в своей деятельности должен руководствоваться нравственными нормами, основанными на принципах гуманизма, социальной справедливости, правах человека.

2. Честность и бескорыстность - обязательные правила нравственного поведения государственного служащего, непременные условия его служебной деятельности.

3. Вступление в государственную должность и пребывание в ней предполагает развитое чувство долга и ответственности. Государственный служащий должен выполнять долг, возложенный на него государством и законом, с величайшей степенью личной ответственности.

4. Нравственным долгом и должностной обязанностью государственного служащего является корректность, вежливость, доброжелательность, внимательность и терпимость по отношению ко всем гражданам, в том числе к непосредственным руководителям и к лицам зависимым от него по должностным обязанностям.

5. Государственный служащий должен проявлять толерантность к людям, вне зависимости от их национальности, вероисповедания, политической ориентации: уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.

Статья III. Выполнение служебных обязанностей.

 

1. Государственный служащий должен исполнять свои должностные (служебные) обязанности добросовестно, ответственно на высоком профессиональном уровне, в целях обеспечения эффективности работы государственного органа.

2. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью государственного служащего является стремление к постоянному совершенствованию, к росту своих профессиональных навыков, своей квалификации, к получению новых знаний.

3. Государственный служащий должен посвящать все свое рабочее время исключительно выполнению служебных обязанностей, прилагать все усилия для эффективной и четкой работы.

4. Нравственным долгом и профессиональной обязанностью государственного служащего является открытость для общества своей работы, обеспечение доступности информации о деятельности своего государственного органа в пределах и порядке, установленных соответствующими законами, иными нормативными правовыми актами.

5. Государственный служащий не должен перекладывать решение подведомственных ему вопросов на других, своевременно принимать обоснованные решения в рамках своей компетенции и нести за них личную ответственность.

6. Государственный служащий обязан выполнять распоряжения руководства, соблюдать служебные нормы иерархии в отношениях с начальством и подчиненными.

7. Государственный служащий имеет право не повиноваться или
игнорировать любое распоряжение, инструкцию или команду даже в том случае, если они имеют законное административное и нормативное обоснование, но находятся в серьезном противоречии с основными правами человека, как о них говорится в Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека. Его долг протестовать против такого распоряжения, его подготовки и осуществления посредством обращения в органы юстиции, общественные организации, высшие инстанции и печать. В этом случае он может нарушить принцип лояльности служебные правила и инструкции.

8. Несмотря на то, что закон не запрещает государственным служащим вступать в предвыборную борьбу со своим руководителем, этические нормы диктуют необходимость вести эту борьбу, уйдя с занимаемой должности.

9. Государственный служащий обязан требовать предоставления ему полной и правдивой информации, относящейся к решению вопросов, находящихся в его компетенции. Он несет ответственность за сокрытие или фальсификацию данных и в том случае, если не настаивал на полной информированности.

10 Государственный служащий должен уважать и защищать специальную информацию, полученную во время выполнения официальных обязанностей. Нравственно недопустимо использовать служебную информацию в неслужебной сфере, для достижения каких-либо личных корыстных целей.

11. Государственный служащий должен использовать только законные и этические способы продвижения по службе. Он имеет право знать, по каким критериям оценивается его профессиональная деятельность.

Государственный служащий не должен признавать и поощрять в любых формах протекционизм, сговор и иные неформальные отношения и решения в кадровых вопросах.

12. Государственный служащий может иметь привилегии. Предоставление привилегий нравственно оправдано, если они:

четко определены открытыми нормативными положениями, инструкциями;

способствуют интенсификации и эффективности труда;

связаны с выполнением определенных служебных функций;

свидетельствуют об особых заслугах и рассматриваются как дань уважения.

 

Статья IV. Коллегиальное поведение.

1. Государственный служащий должен поддерживать ровные, доброжелательные отношения в коллективе, стремиться к сотрудничеству с коллегами. Недопустимы проявления аморальных форм поведения в коллективе, таких, как доносительство, склоки и др.

2. Нетерпимость к руководству, определенным сослуживцам или к их действиям должны проявляться в подобающей форме и при наличии серьезных оснований. Недопустимы при этом грубость, унижение человеческого достоинства, бестактность, преднамеренная дискриминация.

3. Государственный служащий должен придерживаться делового этикета, уважать правила официального поведения и традиции коллектива, не подвергать обструкции законные процедуры выработки и реализации решений, участвовать в коллективной работе, стремиться к честному и эффективному сотрудничеству.

Статья V. Недопустимость корыстных действий.

1. Государственный служащий не имеет права использовать служебное положение для организации своей карьеры в бизнесе, политике и других сферах деятельности в ущерб интересам государства, своего ведомства. Государственный служащий не должен преследовать в своей деятельности достижение любых личных, корыстных интересов.

2. В ходе своей служебной деятельности государственный служащий не может давать никаких личных обещаний, которые расходились бы с должностными обязанностями, игнорировали бы служебные процедуры и нормы.

3. Государственный служащий не имеет права пользоваться какими-либо благами и преимуществами для себя и членов своей семьи, которые могут быть предоставлены, чтобы воспрепятствовать честному исполнению им своих служебных обязанностей. Он не должен принимать какие-либо почести, вознаграждения, поощрения, связанные с определенными условиями, не предусмотренные официальным регламентом.

Должностное лицо не должно давать никакого повода и основания для попытки вручения подарка или другого вида вознаграждения.

4. Государственный служащий не имеет права использовать предоставленные ему любые служебные возможности (транспорт, средства связи и коммуникации, оргтехнику и т.д.) для внеслужебных целей.

5. Государственный служащий не должен использовать как средство извлечения личной выгоды какую-либо информацию, полученную конфиденциально во время исполнения служебных обязанностей.

6. Личные доходы государственного служащего подлежат декларированию и не могут составлять тайны. Он должен объяснить источники своих крупных покупок, затрат.

7. Всякое общественно высказанное сомнение в нарушении законов, норм морали рассматривается в отношении государственного служащего как этическое обвинение и не должно оставаться без внимания.

8. Любой вид гонорарной деятельности государственного служащего (преподавание, консультации, публикации своих работ и т.д.) возможен только в случае получения специального разрешения на это руководства или специального органа и не должен влиять на исполнение им своих основных обязанностей. Сумма всех видов гонораров не должна превышать нормативно установленный уровень официальной годовой зарплаты государственного служащего.

9. Государственный служащий может принимать подарки, вознаграждения и почести только при соблюдении следующих условий:

· вручение происходит официально и открыто;

· награждение или поощрение надлежащим образом объяснено и обосновано;

· вышестоящее начальство поставлено в известность о факте вручения подарка или вознаграждения;

· допустимо принимать подарки, не превышающие установленного предела стоимости;

· Сведения о вознаграждениях, если они носят характер официального признания высокого профессионализма и успехов государственного служащего, могут быть занесены в его личное дело.

· Государственный служащий не может принимать подарки от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с сотрудником государственного учреждения, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от служащего, получающего подарок.

· Морально недопустимо получать подарки в благодарность за совершение каких-либо официальных действий. При этом под «подарком», помимо подарка в прямом смысле этого слова, понимается плата за что-либо, пожертвование, ссуда, передача денег, оказание услуг, а также оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.

10. Государственный служащий не должен быть вовлечен ни в какой бизнес, ни прямо, ни косвенно, так как это несовместимо с добросовестным выполнением служебных обязанностей. Это означает, что государственный служащий не должен в любой форме состоять сам или через членов своей семьи или доверенных лиц в какой-либо коммерческой организации (фирме, корпорации и т.д.), предоставлять им профессиональные услуги, предусматривающие денежную компенсацию; позволять использовать свое имя частным организациям; заниматься деятельностью, которая предусматривает платное попечительство; состоять за денежное вознаграждение членом правления каких-либо ассоциаций, корпораций и т.д.

 

Статья VI. Конфликт интересов.

1. Конфликт интересов возникает в случае, когда государственный служащий имеет личную заинтересованность в ходе осуществления им своих служебных обязанностей, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное их исполнение.

Личная заинтересованность государственного служащего включает в себя любую материальную, карьерную, политическую и всякую иную выгоду для него лично, для его семьи, родственников, друзей, а также для лиц и организаций, с которыми он имеет какие-либо деловые, политические или иные отношения и связи.

2. При поступлении на государственную службу, при назначении на должность, при выполнении соответствующего рода служебных обязанностей, распоряжений руководства государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него какой-либо личной заинтересованности в решении вопросов деловых, политических и всяких других организаций или отдельных лиц (наличие акций, участие в деятельности, предложения о сотрудничестве, о работе и т.д.).

3. Нравственный долг государственного служащего при конфликте интересов заключается в том, чтобы:

· ответственно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов;

· принимать все необходимые меры по предотвращению и урегулированию столкновения интересов;

· доводить до сведения вышестоящего руководства информацию о любой коллизии интересов, как только государственному служащему станет об этом известно;

· подчиниться любому окончательному решению, требующему разрешения конфликта интересов: отказаться от ведения дела или от возможной выгоды, породившей столкновение интересов.

4. Государственный служащий обязан осуждать и разоблачать любые виды коррупции и коррупционеров любого уровня. Он может требовать, а в некоторых случаях обязан это делать, публичного признания случаев коррупции судебным порядком или в средствах массовой информации.

В разоблачении случаев коррупции государственный служащий не должен считаться с принципом служебной иерархии и коллегиальности.

 

Статья VII. Общественный контроль.

1. Общественный контроль за соблюдением государственными служащими должной морали осуществляется посредством обращения граждан в соответствующие, предусмотренные законом, государственные органы, через специально созданные для этого объединения граждан, через политические и другие общественные организации, средства массовой информации,

2. В законодательном порядке должно быть предусмотрено обязательное гласное рассмотрение соответствующими государственными органами обращений граждан, политических, общественных и иных организаций, средств массовой информации, депутатов законодательных органов, принятие по ним соответствующих решений и информирование об этом населения.

3. Целесообразным является создание в государственных органах, ведомствах, учреждениях этических комиссий. В их состав могут быть избраны наиболее уважаемые сотрудники ведомства - как работающие в нем, так и работавшие ранее, представители администрации, профсоюзной организации, общественные деятели, представители культуры и другие лица.

Задачами этических комиссий является формирование, поддержание и развитие должных этических норм служебного поведения государственных служащих, разрешение различного рода моральных конфликтов.

Этические комиссии вправе выносить государственным служащим за аморальное поведение общественные порицания, ставить вопрос перед соответствующими государственными службами, структурами об административном наказании их, рекомендовать уволить с работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.