Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Онтологические модели и научные картины мира




Смысл идеи бытия. Почему вопрос о мире в целом или о единстве мира необходимо встает перед мыслящим? Как этот вопрос связан с природой самого мышления? (Мышление как синтез актов во времени, эффектом которого является преодоление времени). Смысл как реальность и регулятивный принцип (идея) мышления. Почему вопрос о месте человека в мире конституирует онтологическую модель? (Тезис о тождестве онтологии и антропологии). Смысл великого принципа тождества бытия и мышления (от Парменида до Хайдеггера). Проблема статуса Всеобщего. Утратил ли актуальность спор реализма и номинализма? Отношение единого и многого как основная онтологическая проблема: принципиальные варианты решений. Установление онтологические проблематики через вопрос об условиях возможности сущего. (Что значит поставить онтологический вопрос фундаментально?). Что значит быть? Бытие как регулятивный принцип сущего. «Быть – значит относиться» (С.Н.Трубецкой). Бытие как Сеть отношений. Бытие и время (Хайдеггер). Бытие и событие (Бадью). Бытие и ничто (Сартр). Время и вечность. Время и пространство. Обзор онтологических теорий в основных направлениях западной философии. Онтология как попытка преодоления метафизики. Онтологические модели и научные картины мира. Возникновение современной научной картины мира, история её формирования.

Тема 4. Современная эпистемологическая ситуация в философии и науке (2 час.)

Новая эпистемологическая ситуация: от науки фактов к науке эффектов. Методологические основания философского и научного конструктивизма. Возникновение современной научной картины мира, история её формирования, её отличие от предшествующих форм понимания действительности. Философские и религиозные основания современной научной картины мира, её связь с современным мировоззренческим кризисом. Попытка обоснования современного естествознания и соответствующей ему онтологии через их редукцию к эволюционно-биологическим категориям и аналитическая онтология, ориентированная на современное естествознание. Теоретико-познавательные и общемировоззренческие проблемы, связанные со сциентистскими онтологиями и попытки решения этих проблем.

Понятие рациональности. Типология рациональности (разум и вера, разум и чувство, разум и воля, разум и рассудок). Соотношение понятий разум, рассудок и рациональность. Анализ современных неклассических и постнеклассических типов рациональности. Культурно-исторические типы рациональности. Научная рациональность. Классическая, неклассическая и постнеклассическая научная рациональность. Коммуникативная рациональность.

Тема 5. Проблема человека с современной философии (2 час.)

Место учения о человеке в системе философского знания. Изменение постановки вопроса о человеке в современной философии. (От вопроса: «Что есть человек?» к «Что значит быть человеком?»). Является ли отличие человека от животного радикальным? (Проблема достоверного критерия). Ключевое значение идеи бытия-в-мире для философской антропологии и философии в целом. Четыре измерения человеческого бытия и четыре принципиальных подхода к пониманию человека. Уровни человеческого бытия. Значение категории субъекта (и субъект-объектной парадигмы) в классической (новоевропейской) философии и причины ее кризиса. Тезис о тождестве онтологии и антропологии. Принципы дазайнанализа и экзистенциальной аналитики человеческого бытия. Идея «конца человека» в философии постмодернизма. Кризис европейского гуманизма и вариации на тему перспектив постгуманизма. О деэссенциализации и десубстанциализации субъекта. Перспективы персонализма.

 

Тема 6. Основные экзистенциалы и категории аналитики человеческого бытия (2 час.)

Парадокс сущности и существования человека. (В чем сложность постановки вопроса о сущности человека?). Понятие экзистенции. Экзистенциальное априори и экзистенциалы. Различение категорий и экзистенциалов. Принципы экзистенциального анализа (М.Босс, Л.Бинсвангер и др.) Проблема сознания в современной философии. Идея свободы и основные философские версии её понимания. Идея творческой сущности человека. Понятие личности и индивидуальности. Личность и экзистенция.

 

Тема 7. Проблема обоснования природы мышления (2 час.)

Классическое (идущее от Платона) понимание мышления. Что дает основание Гегелю определять философию как «мышление в собственной стихии»? Смысл различения разума и рассудка (мысли и мышления) в классической и современной философии. Понимание и мышление. (Версия: Мышление как дериват понимания). Смысл идеи коммуникативной рациональности. Каковы онтологические условия возможности мышления (в свете принципа онто-феноменологической дифференциации). Феноменальный, символический и нормативные планы мышления. Многомерность способности мышления.

 

Тема 8. Философский образ и дисциплинарные модели человека в современных социогуманитарных науках (2 час.)

Почему и как идея человека фундирует социогуманитарное познание? Антропологический принцип в истории философии. Принципы формирования дисциплинарных моделей человека. Чем вызван кризис дисциплинарности в современном социогуманитарном познании? Связь структуры человеческой мотивации со сферами общественной жизни. «Человек экономический» и философия современной экономики. «Человек политический» и проблематика философии политики. «Человек культурный» и проблематика философии культуры. «Человек естественный» как основание современной идеологии прав человека.

 

Тема 9. Человек как этическое существо. Значение этической проблематики для социогуманитарных наук (2 час.)

Место этической проблематики в системе философского знания. Значение различения сущего и должного для понимания специфики философского познания. Понятия блага и должного. Основные подходы к обоснованию этики. Спор о природе этического сознания в современной философии. Современная коммуникативная теория морального сознания. Человеческое бытие как нравственное усилие. Многомерность моральной позиции человека. Соотношение понятий нравственность, мораль, этика (проблема различения). Экзистенциальное априори нравственного бытия. Моральный конфликт. Моральный выбор. Справедливость как нравственная, моральная и социальная проблема. Значение этики для социогуманитарных наук. Наука и этика: проблема научного этоса и моральной ответственности ученого.

 

Тема 10. Современная теория познания: вопрос о природе знания и истине (2 час.)

Можно ли считать спор рационализма и эмпиризма об источнике знания утратившим свою актуальность? Что называется «знанием»? (Знание как способ бытия человека в мире). Почему вопрос о знании влечет вопрос об истине? Классическая и неклассическая концепция истины. Истина как гносеологическая категория и онтологическая идея (регулятивный принцип). Причины кризиса гносеологической концепции истины в современном научном познании. Вывод о многозначности понятия истины в современной аналитической философии. Проблема критерия истины (в гносеологической версии): критерий эмпирической достоверности, критерий логической связности, критерий эффективности, критерий практики, критерий коммуникативной согласованности. Знание в состоянии постмодерна. Знание как форма власти. Связь научной и культурно-исторической парадигм. Неклассические концепции истины. Роль рефлексивной методологии. Контуры культурно-исторической эпистемологии. Методология конструктивизма. Актуальность «Кризиса европейских наук» Гуссерля сегодня. Повернулась ли наука сегодня лицом к человеку и его проблемам?

Тема 11. Проблематика философии культуры (2 час.)

Культура как смысловая форма человеческого бытия. Многомерность современного понимания культуры. Основные принципы и подходы в анализе культурных феноменов. Культура как культ, как способ деятельности, как форма общения, как воспитание. Культура как эстафета опыта. Коммуникативная парадигма в философии культуры. Аксиологический подход в изучении культуры. Культура как совокупность ценностей, моделей деятельности и символов. Дар как принцип взаимодействия культур и личностей. Обмен, жертва и дар как модели культурного взаимодействия. Деструкция опыта как характерная черта современной культуры. Антиномии культуры: культура и натура, творчество и традиция, норма и ценность, цивилизация и культура.

 

Тема 12. Концептуальные проблемы осмысления межкультурной коммуникации (2 час.)

Межкультурная коммуникация как актуальная тема современной философии культуры. Экзистенциалы и универсалии культуры как основания их взаимопонимания. Личностное начало культуры как основание возможности межкультурного взаимодействия и метакультурных исследований. Проблема источника развития культур: возвращение к спору диффузионизма и эволюционизма. Понятия диффузионизма и эволюционизма в вопросе источника развития культур. Современные аспекты спора. Рефлексивный опыт культуры как основание межкультурного диалога. Рефлексивность как условие эффективности межкультурной коммуникации. Метакультурная компаративистика. Опыт метакультурной компаративистики. Смысл как основная категория метакультурной компаративистики.

 

Тема 13. Природа ценностей и аксиологический подход в социо-гуманитарном познании (2 час.)

Проблематизация. Почему аксиологический подход неизбежен при познании социальных и культурных феноменов? Почему философия ценностей сформировалась только в Х1Х веке, но не возникла в эпоху античности и в средние века? Можно ли считать идею Блага основанием теории ценностей? Роль неокантианства в формировании теории ценностей. Философско-антропологические основания теории ценностей: как связаны категории субъекта и ценности? Ценность и экзистенция. Связь целеполагания и ценности: должна ли цель представлять ценность для субъекта? Необходимость и границы трактовки культуры как мира ценностей. Смысл и ценность. Критика теории ценностей в философии. Ценность и норма.

 

Тема 14. Современная философия языка (2 час.)

Лингвистический поворот в философии ХХ века. Связь философского внимания к языку с кризисом идеи субъекта в современной философии. Сущность языка. Различные трактовки языка в философских школах и течениях. (Почему язык можно понимать по-разному?) Спор о языке в контексте теории врожденных идей. Философия языка и современная лингвистика. Язык, мышление, культура. Проблематика теории речевого действия. Спор о теории лингвистической относительности. Основные модели коммуникации (линейная, круговая, транзакционная, модель Р. Якобсона). Анализ специфики основных моделей коммуникации. Проблемы лингвистической семантики, прагматики и межязыковых взаимодействий в интерпретации А. Вежбицкой.

Тема 15. Социальная философия и современная социальная теория (2 час.)

Проблематика социальной онтологии. Понятие общества. Основной вопрос социальной онтологии как вопрос отношения человека и общества. Понятие социальной формы человеческого бытия. Социальная система. Проблема декомпозиции социальных систем. Проблема соотношение деятельности и структуры в современной социальной теории. Сферы общественной жизни. Характер изменения социальных институтов и структур в современном обществе. В каком направлении идут эти изменения? Разработка сценариев будущего: роль центров стратегических разработок. На что мы можем надеяться и что мы должны делать?

Марксизм и его влияние на современное понимание общественных процессов и социальную сущность человека. Психоаналитический подход к пониманию социального и к решению вопроса об отношении человека и общества. Попытка элиминировать антропологическую проблематику в теории общества Н.Лумана. Диалектика деятельности и структуры в теории структурации Э.Гидденса. Проблема опосредования человеческого и социального бытия в социальной теории (М.Арчер, П.Бурдье).

 

Тема 16. Современная философия истории (2 час.)

Принцип историчности человеческого бытия (В.Дильтей) – связь с понятием опыта и проблемой конечности человеческого бытия. Время и история. Как и почему возникает вопрос о смысле истории? Формирование понятия истории (Р.Козеллек). Историческая наука как наука и культура (искусство) коллективной памяти. (Почему художественность неистребима в историческом дискурсе?) Парадоксы истории и исторического познания. История как реальность и как рассказ (П.Рикёр). Парадокс зависимости смысла прошлого от настоящего момента. (Как и почему каждое последующее событие меняет смысл предыдущих?) История и идеология. (Почему сегодня история вынесена в центр общественного внимания?) Основные концепции исторического развития. Вопрос о «конце истории». История и эволюция. Критерии исторического прогресса и проблема типологии истории. Современное общество в историческом контексте. Именования современного общества. (Что значит «постиндустриальное», «информационное», «сетевое», «общество риска» и др.) Спор о постсовременности и о будущем человечества. Понятие глобальных проблем современности, критерий их выделения. Спор о глобализме: действительно ли глобальные проблемы являются чем-то новым.

 

Раздел 2. Современная методология социальных и гуманитарных исследований (8 час.)

Тема 1. Философское учение о методе и методологическая миссия современной философии (2 час.)

Идея метода в истории философии. Методическая природа мышления. Постановка вопроса об истине и методе в современной философии (Проблематизация). Метод как «душа науки». Общие модусы мышления и универсальные философские методы: диалектический, критический, феноменологический и герменевтический. Методологизация научного познания. Современное состояние общенаучной методологии: системного подхода, исторического подхода, аналитической методологии, проектного подхода и др. Моделирование как общенаучная методология. Предметные методы познания в конкретных науках.

 

Тема 2. Методология комплексной аналитики социальных процессов (2 час.)

Социальный процесс как процесс принятия решений. Критическое осмысление современного состояния (и понятий) теории принятия решений. Антропологические основания структуры принятия решений.Проблема предсказуемости результирующего эффекта синтеза экономической, политической, культурной и «социальной» мотивации при принятии решений. Социальная структура как совокупность позиций социальных агентов. Социальная динамика в логике возможности смены позиций. Системный подход в социальной теории и понятие комплексности. Процесс управления как принятие решений: к философии менеджмента. Границы применимости теории игр в теории принятия решений.

 

Тема 3. Феноменология и феноменологический подход в социогуманитарном познании (2 час.)

Феноменология как философское течение и методологический принцип. Почему феноменология составляет необходимый момент всякой философии? Значение феноменологии Э.Гуссерля для всей современной философии. Феноменологическое движение в современной философии, его ведущие представители (М.Хайдеггер, М.Шелер, Р.Ингартен, Г.Шпет, Э.Левинас, М.Мерло-Понти, Ж.-П.Сартр, П.Рикёр, Ж.Деррида, Б.Ванденфельс). В чем заключаются основания для ревизии некоторых принципов классической феноменологии? Сближения подходов феноменологии и аналитической философии на «путеводной нити языка». Влияние феноменологии Гуссерля на культурологию, психологию и социологию. Феноменология и экзистенциальная аналитика человеческого бытия. Феноменологическая социология А.Шюца. Этнометодология (А. Гурвич, Г. Горфинкель). Феноменология и рефлексивный подход.

 

Тема 4. Герменевтика как методология гуманитарного познания (2 час.)

Понимание как проблема герменевтической онтологии. Понятие герменевтического опыта в философии Гадамера. Универсалистские притязания герменевтики. Язык как горизонт герменевтической онтологии. Основания противопоставления истины и метода в герменевтике Гадамера. Лингвистический поворот в современной философии. (Современная философия языка). Аналитическая философия и феноменология. Понятие нормативности в аналитической философии и в аналитической герменевтике Р. Брендома. Понятие опыта в аналитической философии и в концепции Д.Мак-Доуэла. Герменевтика межкультурной коммуникации в метакультурной перспективе.

 

 

II. Структура и содержание практической части курса (36 час)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.