Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар 2. Историко-философские концепции: к логике развития философской мысли (2 час)




Семинар 1. Современное состояние проблемы самообоснования философии (2 час).

1. Вопрос о природе философии и философского знания как основной для самой философии. Современное понимание проблемы.

2. Значимые позиции и работы в этой области философов современности (20 век): Хайдеггер, Ортега-и-Гассет, Мерло-Понти, Делез и Гваттари и др.

3. Обсуждение проблемы конца или трансформации философии в профессиональном сообществе .

Литература:

1. Бадью, Ален, Манифест философии / Сост. и пер. с франц. В. Е. Лапицкого.—СПб.: Machina, 2003.—184 с. (XX век. Критическая библиотека) (Доступен как эл.ресурс).

2. Библер, В.С., Что есть философия?//Вопросы философии.1995, №1.С.159-183.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институт экспериментальной социологии, СПб: Изд-во «Алетейа», 1998.

4. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.

5. Мерло-Понти, М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996.

6. Маритен, Ж. Философ в мире. - М.: "Высшая школа",1994.

7. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? М.:"Наука",1991.

8. Хайдеггер, М., Что это такое философия?//Вопросы философии. 1986, №3.

9. After Philosophy: End or Transformation. Cambridge. 1987 (Есть перевод).

1. Имеет ли философия собственную логику развития или она подчиняется внешним детерминантам?

2. Роль гегелевской истории философии в последующих попытках реконструкции этой истории.

3. История философии как история идей.

4. Философия как жанр литературы.

5. Основания типологии истории философии.

6. Связь истории философии и истории науки.

7. Опыт как основание типологии.

Литература:

1. Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985.

2. Лавджой, А. Великая цепь бытия: История идеи / Пер. с англ. В. Софронова-Антомони. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.

3. Нанси,Ж-Л. Сегодня (1990) / Ad Marginem’93. М.: Ad Marginem, 1994. С.148-164.

4. Рорти, Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов / Вопросы философии. 2003.-№3. С.30-41.

5. Agamben, Giorgio., Infancy and History. The Destruction of Experience. L., N-Y. Verso, 1993.

Семинар 3. Философская онтология и современная научная картина мира (2 час)

1. Обзор онтологических теорий в основных направлениях западной философии.

2. Возникновение современной научной картины мира.

3. Попытка обоснования современного естествознания и соответствующей ему онтологии через их редукцию к эволюционно-биологическим категориям.

4. Теоретико-познавательные и общемировоззренческие проблемы, связанные со сциентистскими онтологиями.



Литература:

1. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии / Отв. ред. Т. А. Кузьмина. – Рига: 3инатне, 1988.

2. Loux M. Metaphysics: a contemporary introduction. 3d edition. – London, New York: Routledge, 2006.

3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

4. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. – М.: Республика, 1993. С. 41-62.

5. Матурана У., Варелла Ф.Древо познания. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. (Ориг.изд.1984)

6. Куайн У.В.О. Слово и объект / Пер. с англ. А.З. Черняк. – М.: Логос, Праксис, 2000.

7. Патнэм Х. Разум, истина и история / Пер. с англ. Т.А. Дмитриева, М.В. Лебедева. – М.: Праксис, 2002.

8. McDowell J. Mind and world: with a new introduction. – Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1996.

9. Катасонов В.Н. Христианство. Культура. Наука. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

Семинар 4. Эпистемология: становление новых типов мышления, исследовательских программ и парадигм (2 час.)

1. Новая эпистемологическая ситуация: от науки фактов к науке эффектов.

2. Знание в состоянии постмодерна.

3. Знание как форма власти.

4. Связь научной и культурно-исторической парадигм.

5. Неклассические концепции истины.

6. Роль рефлексивной методологии.

7. Контуры культурно-исторической эпистемологии.

8. Методология конструктивизма .

Литература:

1. Башляр, Г. Новый рационализм. М.,1987.

2. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998.

3. Соболева, М.Е. Истина: свойство, оператор, событие?/ Вопросы философии. 2008. №2, с.117-124.

4. Фуко, М. Воля к истине: по ту строну знания, власти и сексуальности. М.: Касталь. 1996. 448 с.

5. Хабермас, Ю. (1986). Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003.

6. Хайдеггер, М. Что зовется мышлением? М.: Академич.проект,2007.- 351 с.

7. Цоколов, С. Дискурс радикального конструктивизма. Мюнхен:PHREN, 2000. (Доступно как эл.ресурс)

8. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и ее проблемы (1975) // Рефлексивные процессы и управление. Международный научно-практический междисциплинарный журнал. Т.1,№1, 2001. С.47-54.

9. Знание: собственность и власть. Хрестоматия (в пер.) / - М.: ПРОБЕЛ-2000, 2010. - 248 с.

Семинар 5. Философская антропология: проблема преодоления кризиса идеи субъекта классической философии (2 час.)

1. Значение категории субъекта (и субъект-объектной парадигмы) в классической (новоевропейской) философии и причины ее кризиса.

2. Обсуждение возможности новой этики.

3. Кризис европейского гуманизма и вариации на тему перспектив постгуманизма.

4. Понятие самости.

5. О деэссенциализации и десубстанциализации субъекта.

6. Перспективы персонализма.

Литература:

1. Бадью А. Этика. Очерк о сознании зла. СПб., Machina, 2006.

2. Барт Р. Смерть автора (1968) / Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М.,1989.

3. Мунье Э. Персоналистская и общностная революция (1935). / Мунье Э. Манифест персонализма. М.,1999.

4. Хоружий, С.С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя. //Вопросы философии, 2007.№1.

5. Хайдеггер М. Европейский гуманизм / Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1993.

6. Ячин С.Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. Дальнаука, 2001.

7. Who comes after the Subject? Ed. By E.Cadava, P.Connor, J.-L.Nancy. N.-Y.,1991

8. Schrag, Calvin O The Self after Postmodernity. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1997.

 

Семинар 6. «Кризис европейских наук» и современная философия: к проблеме обоснования науки (2 час.)

1. Актуальность «Кризиса европейских наук» Гуссерля сегодня. Повернулась ли наука сегодня лицом к человеку и его проблемам?

2. Новые типы научной рациональности.

3. Изменение интегративной, методологической, эвристической роли философии в связи с новыми задачами научного познания.

4. Статус междисциплинарных проблем в современной науке.

5. Познание, проектирование и сценирование.

6. Проблема обоснования научного знания. Дискуссия антиреализма и реализма в современной эпистемологии.

Литература:

1. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

2. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология//Вопросы философии. 1992, №7.

3. Касавин, И.Т. Философия познания и идея междисциплинарности// Эпистемология и философия науки. 2004. Т.2. №2.

4. Касавин, И.Т. Наука и иные типы знания: позиция эпистемолога// Эпистемология и философия науки. 2005. Т.4. №5.

5. Лебедев, М.В. Перспективы современных концепций надежности знания // Вопросы философии. 2007. №11.

6. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

7. Лекторский, В.А. Дискуссия антиреализма и реализма в современной эпистемологии/ Познание, понимание, конструирование. М., 2008.

8. Лефевр, В.А. Рефлексия.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 493 с. (Конфликтующие структуры, 1973).

9. Микешина, Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: РОССПЭН, 2010. – 575 с.

Семинар 7. Философия культуры в рамках коммуникативной парадигмы (2 час.)

1. Понимание культуры в рамках коммуникативной парадигмы.

2. Концептуальные проблемы осмысления коммуникации.

3. Коммуникация и общение: безличное и личное.

4. Экзистенциалы и универсалии культуры как основания их взаимопонимания.

5. Принципы респонзитивной феноменологии. Свой и чужой.

6. Культура как эстафета опыта.

7. Дар как принцип взаимодействия культур и личностей.

8. Понятие опыта в современной философии. Проблема деструкции опыта.

Литература:

1. Бергер П.,Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.,1995.

2. Вандельфельс, Б. Мотив чужого. Мн., 1999.

3. Вежбицкая, А. Семантика, культура и познание: общечеловеческие понятия в культуроспецифичных контекстах //Thesis. - 1993. - №3. - С. 185-206.

4. Культура имеет значение (сб.). М.,2002.

5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.

6.Хайд Льюис. Дар. Как творческий дух преображает мир. М.: Поколение, 2007. – 480 с.

7.Ячин С.Е. Состояние метакультуры. Вл-к: Дальнаука, 2010.

8. Agamben, Giorgio., Infancy and History. The Destruction of Experience. L., N-Y. Verso, 1993.

9. Johstone, B. Ethics of gift: according to Aquinas, Derrida and Marion// Australian EJournal of theology.- August, 2004 (Эл.ресурс)

Семинар 8. Метакультурный подход в сравнительном изучении культур (2 час.)

1. Проблема источника развития культур: возвращение к спору диффузионизма и эволюционизма.

2. Роль Иного в развитии культур.

3. Межтекстовый обмен между культурами.

4. Тематизация личностного начала культуры как основание метакультурного подхода.

5. Рефлексивный опыт культуры как основание межкультурного диалога.

6. Философская компаративистика и ее основные проблемы.

7. Метакультурная компаративистика.

8. Опыт метакультурной компаративистики.

9. Смысл как основная категория метакультурной компаративистики.

Литература:

1. Вандельфельс, Б. Мотив чужого. Мн.: «Пропилеи», 1999.

2. Соболева, М.Е. О возможности диалога между культурами // Вопросы философии. 2009. №3. С. 147-157.

3. Колесников А.С. Философская компаративистика: Восток-Запад. СПб: СПбГУ, 2004.

4. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление (1974). М.: Прогресс, 1977.

5. Лотман, Ю.М. Триединная модель культуры // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб: Искусство-СПб, 2002.

6. Лотман, Ю.М. К проблеме типологии культур (1963) / Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.,2002

7. Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур / Ин-т философии.- М.: Восточная лит., 2004.

8. Ячин С.Е. Метакультура – место творчества личности на границе культурных сред // Личность. Культура. Общество. (Международный журнал социальных и гуманитарных наук). 2010, т.12. Вып.1 (№53-54). С.108-116.

9. Ячин, С.Е. Состояние метакультуры. Вл-к: Дальнаука, 2010.

10. Ячин С.Е., Конончук Д.В., Поповкин, А.В. Буланенко М.Е. Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: монография / С.Е. Ячин и [др.] – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 324 с.

11. Nisbett, Richard E. The geography of thought: how аsians and westerners think differently … and why. N.Y.: Free press, 2003. - 264 p. (есть перевод)

Семинар 9. Социальная философия в поиске перспектив развития человечества (2 час.)

1. Спор о глобализме: действительно ли глобальные проблемы являются чем-то новым.

2. Мировая социальная система.

3. Сетевое общество.

4. Изменение социальных институтов и структур. В каком направлении идут эти изменения?

5. Разработка сценариев будущего: роль центров стратегических разработок. На что мы можем надеется и что мы должны делать?.

6. Кризис либерализма, демократизма и новые модели социальных укладов.

7. Политические и экономические трансформации.

8. Модерн как несостоявшейся проект.

Литература:

1. Валерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб: Университетская книга,2001. –416 с.

2. Громыко Ю.В. Век мета: современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. М.,2006.

3. Кастельс, Мануэль, Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.,2000.

4. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. – СПб: Наука, 2007

5. Переслегин С. Новые карты будущего или Анти-Рэнд. М.: АКТ:АКТ МОСКВА, СПб.: Terra Fantastica, 2009.

6. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени (1943). СПб: Алетейя, 2002.

7. Хабермас Ю. (1986). Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003.

8. Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи / М.: Культурная революция, 2006.

9. Florida R. The Rise of The Creative Class and How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. Basic Book, 2002.

Семинар 10. Трансформации философии на путеводной нити языка: некоторые итоги (2 час.)

1. Лингвистический поворот в философии ХХ века.

2. Связь философского внимания к языку с кризисом идеи субъекта в классической философии.

3. Проблематика теории речевого действия.

4. Сущность языка.

5. Различные трактовки языка в философских школах и течениях.

6. Спор о языке в контексте теории врожденных идей.

7. Философия языка и современная лингвистика.

8. Язык, мышление, культура.

9. Спор о теории лингвистической относительности (2).

Литература:

1. Апель К.-О. О трансцендетально-герменевтическом понятии языка // Вопросы философии. 2001. №3.

2. Вежбицкая, А. Семантика, культура и познание: общечеловеческие понятия в культуроспецифичных контекстах //Thesis. - 1993. - №3. - С. 185-206.

3. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М.,1986.

4. Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. Вып.17. М.: Прогресс, 1986. (Особ. Остин Дж.Л., Слово как действие С.22-130, а так же статьи А.Девидсона, П.Ф.Стросона, Д.Франка и др.)

5. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Едиториал УРСС, 2004. –328 с. 2-е изд.

6. Философия языка. Ред.-сост. Дж.Р. Сёрл. М.:Едиториал УРСС, 2004.

7. Хайдеггер М. Язык. (Эл.ресурс)

8. Ячин С.Е. Слово и феномен. М.:Смысл,2006.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 20; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.242.76
Генерация страницы за: 0.213 сек.