Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деколонизация и выбор путей развития




Алан Пис и язык телодвижения

Социономические професии – Человек и человек

Артоноические профессии – человек и художественный образ

Создание или воссоздание объектов искусства

Связана с

1. Созданием /моделированием худ произведений

2. Связаны с воспроизведением /изготовлением/дублированием произведений

Склонности

1. Тяга к творчеству и созданию чего-либо нового

2. Потребность создавать что-либо своими руками

3. Склонность к поэзии

4. Потребность демонстрировать себя и выступать на сцене и привлекать внимания

Качества профессиональные

1. Воображение

2. Образное мышление

3. Склонность к творчеству

4. Гибкость переключения между деятельностями

5. Доп способности – задатки

 

Взаимодействие с др людьми

Связана с

1. Обслуживание людей

2. Воспитание и обучение людей

3. Разъяснение спорных вопросов

Способности

1. Эмоциональная гибкость

2. Эмпатия

3. Коммуникативность

4. Организация людей

5. Анализировать и прогнозировать поведение людей

6. Умение внимательно слушать

7. Умение вступать в различные отношения

8. Гибкость в общении

Проф качества:

1. Эмоц гибкость

2. Коммуникативные способности

3. Способы нейтрализации конфликтной ситуации

4. Быстро востанавливаться – сангвиники и халерики

5. Наблюдательность

6. Эмпатия

7. Переключаемость внимания

8. Склонность к организаторской деятельности

Распад и крушение колониальной системы. До Второй мировой войны в колониях и подмандатных территориях проживало около одной трети населения Земли, колони­альные владения занимали примерно треть ее суши. Такая же доля населения приходилась на полуколониаль­ные страны. Разгром Японии, которая захватила обшир­ные районы Китая и страны Юго-Восточной Азии, и фа­шистских Германии и Италии создали благоприятные предпосылки для национального освобождения народов колониальной периферии в Азии и Африке. Процесс деко­лонизации растянулся на ряд десятилетий. В Азии главные события произошли в первое послевоенное десятилетие. Поражение Японии подняло на освободительную борьбу народы Индокитая, Бирмы, Малайи, Индонезии, которые провозгласили свою независимость при известии о разгро­ме Японии. Красная Армия, ликвидировав квантунскую группировку японских войск, помогла Китаю изгнать японских оккупантов. Обрели свободу и Филиппины.

Германия, Италия и Япония в итоге поражения во Вто­рой мировой войне лишились не только своих колоний и империй, но и части своих территорий. Страны-победи­тельницы тоже утратили свои колониальные владения, хотя каждая из метрополий старалась не допустить этого. Однако процесс перемен в жизни народов колоний был необратим. Не только потому, что были даны обещания и до войны и особенно в годы войны предоставить самоуправление или независимость и их надо было выполнять. В ко­лониях окрепли национально-освободительные движения во главе с национальными лидерами. Бремя управления и сохранения колоний стало непосильным даже для Великобритании. К тому же и США, и СССР, исходя из разных позиций, выступали против возвращения к колониально­му прошлому. Атмосфера в мире после победы над фашиз­мом не оставляла надежд на сохранение прежнего коло­ниализма.



Важнейшим событием в процессе деколонизации было предоставление независимости крупнейшим азиатским странам — Индии и Пакистану. Англичанам не удалось со­хранить колонию на довоенных условиях самоуправления. Во время войны лидеры Индийского национального кон­гресса отказались сотрудничать с англичанами. Разверну­лось и мусульманское движение за создание своего государ­ства. Восстание на индийском флоте в 1946 г. подтолкнуло Англию к окончательному решению. В августе 1917 г. Ин­дия и Пакистан получили долгожданную независимость.

 

 

В азиатских владениях попытки восстановить англий­ское колониальное управление натолкнулись на сопротив­ление партизан. Подавив партизанское движение в Ма­лайе, англичане тем не менее вынуждены были передать власть умеренным националистам в 1957 г. В Бирме, где во время оккупации японцы создали марионеточное пра­вительство, имелись свои вооруженные силы, и Англия даже не пыталась восстанавливать колониальный режим. В 1968 г. Англия объявила об уходе из своих бывших вла­дений и военных баз в Азии к востоку от Суэца.

Мучительно рассталась Франция с дальневосточной ча­стью империи. Война во Вьетнаме (1946—1954) завершилась тяжелым поражением и капитуляцией армии под Дьенбьенфу. Североафриканские колонии тоясе стали проблемой для Франции. В 1956 г. Марокко и Тунис получи­ли независимость. В Алжире война с повстанцами продолжалась восемь лет — до 1962 г.

Прежние итальянские колонии сначала были взяты под опеку ООН. В 1951 г. Ливия и в 1960 г. Сомали стали независимыми.

Ближний Восток Самой нестабильной частью бывшей колониальной пе­риферии был и остается Ближний Восток. Ряд арабских государств возник там после распада Османской империи: Ирак в 1932 г., Египет в 1936 г., хотя Великобритания почти на два десятилетия сохранила там свое военное при­сутствие. В 1945—1946 гг. Франция отказалась от ман­дата на Сирию и Ливан. Тогда же и Англия отказалась от Трансиордании.

Неразрешимой проблемой на Ближнем Востоке стало будущее палестинского мандата, предоставленного Вели­кобритании Лигой Наций еще в 1920 г. Арабские нацио­налисты рассматривали Палестину как арабскую землю. Между тем известная Декларация Бальфура (1917) обеща­ла создание еврейского «национального очага» в Палести­не. И арабские, и еврейские националистические органи­зации стали прибегать после войны к актам террора, и Англия обратилась в ООН с предложением об отмене мандата. Резолюция ООН предусматривала создание в Па­лестине арабского и еврейского государств. В 1948 г. Анг­лия, подвергаясь непрестанным нападкам с двух сторон, вывела свои войска. Тогда же было создано еврейское го­сударство Израиль. Арабское государство создано не было. Более того, фактически в Палестине началась граждан­ская война. Израиль захватил сектор Газа, а Трансиор- дания присоединила Западный берег. Таким образом как бы исчезло пространство, которое могло бы стать террито рией арабского государства. Из Палестины в Ливан, Си­рию и Трансиорданию бежали свыше 600 тыс. арабов. Арабские государства заявили, что они никогда не при­знают государство Израиль.

В последующие десятилетия произошло несколько ара­бо-израильских войн. Израиль опирался на поддержку США и западных стран. СССР поддерживал арабские страны. В 1964 г. возникла Организация освобождения Палестины. Однако среди арабских стран не было доста­точно согласованных действий, что предопределило пора­жение арабов в так называемой Семидневной войне 1967 г. Израиль оккупировал Западный берег и Голанские высо­ты. В Иорданию и Ливан снова бежало более 600 тыс. ара­бов, свыше миллиона оказалось на оккупированных зем­лях. В 1970-е гг. взаимные ссоры и военные конфликты среди самих арабских стран не способствовали решению проблем в регионе. Сталкивались арабский национализм и мусульманский фундаментализм, христиане и мусуль­мане. Среди мусульман не прекращались столкновения сторонников двух ветвей религии — суннитов и шиитов. Воинствующие мусульмане объявили джихад (священную войну) против Израиля, став на путь терроризма. Поиски решения палестинской проблемы продолжаются несколь­ко десятилетий. Ситуация осложняется тем, что и в Израи­ле нет единого подхода к справедливым требованиям ара­бов о праве на организацию своего «национального очага».

Деколонизация в Африке. Африка несколько позднее освободилась от колониализма, чем другие страны. В Се­верной Африке в районе Средиземноморья трудно решала свои проблемы Франция. В 1956 г. французское правительство признало независимость Марокко и Туниса, однако из Алжира, где было около миллиона французов, пришлось уйти после восьмилетней войны с повстанца­ми Фронта освобождения Алжира (1954—1962).

Решающие события в процессе деколонизации Африки произошли в 1960 г., который был назван «годом Афри­ки». В присахарской (Тропической) Африке, где француз­ские и английские владения занимали особенно большие территории, в основном в начале 1960-х гг. образовалось около 45 независимых государств. Позднее, после сверже­ния авторитарного режима в Португалии в 1974 г., Анго­ла и Мозамбик фактически сами завоевали свою незави­симость. Последней из крупных стран на юге континента обрела свободу Намибия в 1990 г.

Деколонизация Африки и проходила в обстановке меж­дународных, внутриафриканских межгосударственных, расовых и межплеменных конфликтов. В большинстве новых государств у власти оказались военные дикта­туры (примерно половина из числа государств Тропиче­ской Африки) или авторитарно-монархические режимы (примерно треть общего числа), и лишь в нескольких госу­дарствах правящие партии были более или менее тер­пимы к политической оппозиции.

В Африке насчитывается несколько миллионов бежен­цев, спасающихся от авторитарно-монархических режи­мов, религиозных и межплеменных конфликтов и междо­усобиц.

В 80-е гг. африканское население составляло примерно 10% населения мира, однако на этот регион приходится только 1% промышленного производства. Всеобщая бед­ность и роскошь малочисленной элиты усугубляются рос­том численности населения. Ежегодное увеличение числа горожан примерно на 6—7% обостряет массовую безрабо­тицу. Общий рост народонаселения вдвое превышает при­рост производства. Трудная проблема Африки — быстро растущая задолженность. Только за период 1950—1982 гг. внешние долги Африки возросли с 6 до 32 млрд. долл.

Возникновение около сотни новых государств на преж­ней колониальной периферии имеет огромное историче­ское значение. Эти государства стали важным фактором в мировой политике. Они составляют примерно две трети государств — членов Организации Объединенных Наций. Еще большее значение деколонизация имеет для развития человеческой цивилизации в глобальном масштабе. Пре­вращение бывшей колониальной системы в систему неза­висимых государств качественно изменило вектор истори­ческого развития Азии и Африки. У народов независимых государств появилась возможность самостоятельного раз­ вития, более того, возможность модернизации и выбора пути развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей.

Выбор путей модернизации и культурно-цивилизационные блоки. Существует несколько формулировок по­нятия «модернизация». Наиболее общая— процесс еди­ного всеобъемлющего структурного изменения общества. Более конкретно и применительно к проблемам Востока имеется широко признанная оценка: «Исторически модернизация — это процесс изменения направления тех ти­пов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Аме­рике с XVII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. — на Южноамери­канский, Азиатский и Африканский континенты». Среди азиатских стран только Японии удалось успешно стать на путь модернизации в конце XIX — начале XX в. Что касается других стран Азии, и тем более Африки, этот процесс «догоняющего» развития только начался в 70—80-е гг. При этом проявилась зависимость выбора путей развития от культурно-цивилизационных традиций. Выявились мощные культурно-цивилизационные регионы, силу тра­диций которых не может подорвать никакое влияние Европы. Таких культурно-цивилизационных регионов в Азии и Африке четыре:

1. Китайско-конфуцианский регион (Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур).

2. Индо-буддийско-мусульманский блок (Индия, Па­кистан, Юго-Восточная Азия).

3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).

4. Центральная и Южная Африка (десятки разнород­ных и нечетко сформировавшихся государств).

Проблема выбора путей развития (модернизации) по­сле второй мировой войны, и особенно после завершения распада колониальных империй и деколонизации, стала общей проблемой для всех стран Азии и Африки. Такая возможность возникла в связи с тем, что практически все страны и народы обрели независимость и перед ними впервые встала практическая потребность «догоняюще­го» развития как проблема глобального масштаба.

Выбор оказался небольшим: социалистический путь, социалистическая ориентация или капиталистический путь. При любом варианте определяющими оказываются культурно-цивилизационные особенности и традиции. В течение трех десятилетий проходил испытания со­циалистический путь развития в Китае, Вьетнаме и Се­верной Корее. Уже в середине 70-х гг. стало ясно, что этот путь привел Китай к тяжелейшему экономическому кри­зису. Пришлось становиться на иной путь — путь рыноч­ных реформ и ослабления государственных оков. Вьетнам к этому времени только успел объединиться. К началу 90-х гг. проблема построения социализма по марксист­ской модели была снята и здесь с повестки дня.

 

Более живуча оказалась идея «социалистической ори­ентации», получившая распространение в целом ряде стран Африки и в некоторых арабских странах. И там умозрительная идея мировой революции, избавления от тяжелого наследия колониализма и отсталости и скачка в царство обеспеченности и свободы потерпела крах. Осу­ществление национализации, кооперирования, установ­ление однопартийной политической системы в конечном итоге обернулись разорением хозяйства, бюрократизацией, коррупцией и установлением авторитарно-диктаторских режимов, которые приводили к серии военных переворо­тов. В большинстве стран, которые избрали «социалисти­ческую ориентацию», приходилось начинать переход к рыночно-частнособственническим отношениям и много­партийности с сильной ролью государственного сектора и регулирования. На этот процесс накладывали печать культурно-цивилизационные особенности и традиции.

5.1.2.Итоги развития большинства стран «третьего мира»противоречивы. Вопреки пессимистическим прогнозам в 50—90-е гг. несколько десятков стран «третьего мира» добились суще­ственных успехов в индустриализации и модернизации экономики и социальной сферы. Речь идет прежде всего о группе малых и средних «тигров» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Турция) и крупных «драконов» (КНР, Индия, Индонезия, Ниге­рия, Пакистан). В среднем валовой внутренний продукт возрастал в странах «третьего мира» в 1950—1993 гг. на 5,1%. Страны «третьего мира» почти вдвое обгоняли по темпам развития ведущие капиталистические страны. Не­смотря на трудности, несколько десятков развивающихся стран сумели создать относительно эффективную эконо­мику и социальные структуры.

Во многом эти результаты связаны с форсированной индустриализацией 50—70-х гг., с расширением внутрен­него потребления и увеличением экспорта товаров и ус­луг, с изменениями в структуре экономики. При создании условий, стимулирующих квалифицированный, высоко­ производительным труд, энергично использовались тради­ции и культурно-цивилизационные особенности. Наряду с рыночным механизмом саморегулирования народного хозяйства важную роль в развивающихся странах играли государственное регулирование и решительная поддерж­ка приоритетных сфер хозяйства, мелкого и среднего биз­неса, экспортных отраслей, социальной инфраструктуры.

В 80—90-е гг. многие страны «третьего мира» вступили в полосу острых кризисов. Трудности преодолели те из них, которые провели эффективные реформы хозяйствен­ного механизма.

Хотя отставание стран «третьего мира» от стран Запада остается почти десятикратным, имеет место существенный прогресс. В целом по странам «третьего мира» удельный вес населения, живущего за чертой бедности, сократился с 45—50% в 1960 г. до 24—28% в 1990 г. Уровень грамот­ности возрос до 69% в 1993 г. Сократилась детская смертность, а средняя продолжительность жизни выросла почти вдвое, до 64—66 лет. Однако, не решены многие социальные проблемы. По- прежнему живущих ниже порога бедности насчитывается свыше 1,2 млрд человек, в том числе в Азии 900 млн, в Аф­рике около 300 млн человек (это половина населения Африки). В 1991 г. на одну пятую часть беднейшего населения мира приходилось всего 1,4% мирового валового продукта.

В последнее десятилетие возникли новые проблемы. В мировой экономике наступила новая фаза, идет процесс перерастания мировых индустриальных производитель­ных сил в научно-технические производительные силы. А это требует со стороны государств «третьего мира» ликвидации неэффективных структур, адаптации тради­ционных институтов к новым условиям, приватизации и постепенной либерализации основных сфер народного хозяйства, развития разнообразных форм предпринима­тельства, совершенствования экономических, социальных, политических и правовых институтов, развития науки.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Расскажите о распаде колониальной системы и последствиях деколонизации.

2. Каково отношение к выбору путей модер­низации в различных культурно-цивилизационных регионах?

3. Как вы оце­ните последствия применения идеи «социалистической ориентации» в ряде афро-азиатских стран?

4. Что общего и особенного было в отношении раз­личных колониальных держав к процессу послевоенной деколонизации?

5. Как вы объясните превращение зоны Ближнего Востока в арену постоянных кон­фликтов и войн? Назовите внешние и внутренние факторы, способствующие периодическому обострению ситуации в этом регионе.

6. Каковы итоги разви­тия стран «третьего мира» в 50—80-е гг.? Почему термин «третий мир» вышел из употребления и утратил свой первоначальный смысл?

7. В чем причины различных темпов развития в разных зонах «третьего мира»?





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 76; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.231.176
Генерация страницы за: 0.089 сек.