Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В 1945—1970 ГГ




ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

Национал-реформизм. История стран региона в после­военные десятилетия была наполнена борьбой консервативной, реформистской и революционной альтернатив об­щественного развития.

Успехи в промышленном развитии латиноамерикан­ских государств в годы войны и в послевоенные годы, ко­гда существовала выгодная для них внешнеэкономиче­ская конъюнктура (высокие цены на их продукцию), способствовали усилению национальной промышленной буржуазии. Она стремилась потеснить иностранный капитал и традиционную буржуазно-помещичью олигархию, связанную преимущественно с аграрно-сырьевым экспортным хозяйством, создать благоприятные условия для ускоренного роста национальной экономики. Такие наме­рения нашли определенную поддержку у средних слоев, мелкой буржуазии, трудящихся.

На этой почве после Второй мировой войны активи­зировались массовые национал-реформистские партии и движения. Они призывали к единству нации во имя эко­номического и социального прогресса, достижения социальной справедливости, укрепления суверенитета своих стран.

Наиболее массовым и влиятельным движением такого рода стал перонизм в Аргентине — движение сторонни­ков полковника, а затем генерала Хуана Доминго Перона. После военного переворота 4 июня 1943 г., организованного при его активном участии, Перон занял ключевые позиции в правительстве Аргентины. Он выдвинул лозунг сплочения аргентинской нации во имя ликвидации за­висимости и отсталости и построения справедливого процветающего общества на основе сотрудничества классов. Перон критиковал империализм и олигархию, высказы­вался в защиту обездоленных. Он проявил себя умелым политиком и великолепным оратором, сумевшим увлечь за собой народ. Миллионные массы аргентинских трудя­щихся видели в нем своего защитника и покровителя. Опорой Перона стал национальный профцентр страны — Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). Одновременно Пе­рон добился поддержки предпринимателей, обещав обес­печить их интересы и лояльное сотрудничество с ними ра­бочих под контролем властей.

В феврале 1946 г. в Аргентине состоялись всеобщие вы­боры, на которых против Перона объединились все тради­ционные партии страны от консерваторов до коммуни­стов. Однако Перон получил 54% голосов и был избран президентом. На этом посту он оставался более 9 лет (июнь 1946 г. — сентябрь 1955 г.), управляя страной авторитарными методами. В 1947 г. перонистское движение оформилось в правящую Перонистскую, или Хустисиалистскую, партию (от слова «хустисиализм» — «справедли­вость»). Представители ВКТ вошли в правительство, заседали в парламенте — Национальном конгрессе. Перон повысил заработную плату рабочим, ввел всеобщее пенсионное обеспечение, оплачиваемые отпуска. Социальные права трудящихся были включены в конституцию. Правительство Перона выкупило у иностранных компаний и национализировало железные дороги, телефон, Централь­ный банк, некоторые другие предприятия. Был разрабо­тан 5-летний план экономического развития, построен ряд промышленных предприятий, транспортных магистра­лей, поощрялся национальный капитал.



В середине 50-х гг. произошло падение цен на арген­тинский экспорт и сокращение доходов от него, что ог­раничило возможности продолжения широкой эконо­мической и социальной политики. В такой обстановке консервативным противникам Перона удалось в сен­тябре 1955 г. осуществить военный переворот.

В Мексикенационал-реформистская политика утвер­дилась в 40-е гг. Путь к ней открыли преобразования правительства Л. Карденаса. После Карденаса в мексикан­ском правительстве возобладали интересы национальной промышленной буржуазии.

Правящая Институционно-революционная партия (ИРП) — так с 1946 г. называлась прежняя Партия мекси­канской революции — занимала монопольное положение в политической жизни страны как массовая организация всех слоев общества. Главой партии был президент рес­публики. Он выдвигался партией и избирался на всеоб­щих выборах на 6 лет (без права переизбрания). Ведущее положение в ИРП принадлежало партийно-государствен­ной бюрократии.

Организации трудящихся, в том числе многочисленная Конфедерация трудящихся Мексики (КТМ), находились под контролем ИРП и правительства. Среди мексикан­ских рабочих партий прочно укоренилось влияние нацио- налреформизма. Реформистские концепции подкрепля­лись экономическими уступками трудящимся, участием представителей профсоюзов в разного рода комиссиях, привлечением рабочих к участию в прибылях.

Мексиканские правительства в послевоенные десяти­летия активно стимулировали местный промышленный капитал, продолжали осуществление аграрной реформы.

В итоге в послевоенной Мексике сложился устойчивый конституционный режим с регулярными выборами и демократическими правами. Но ему были присущи автори­тарные черты: огромные властные полномочия президен­та, бессменная монополия ИРП на гегемонию в обществе и государстве, засилье партийно-государственной бюро­кратии. Военная элита была включена в политический ап­парат, но лишена самостоятельной роли. Это сильно отли­чало Мексику от многих стран региона, где армия активно вмешивалась в политическую жизнь.

 

Революционные процессы. Кубинская и чилийская революции. В ряде стран региона (Гватемала, Боливия, Никарагуа, Сальвадор) в послевоенные десятилетия пред­принимались радикальные, революционные попытки решения назревших проблем развития. Важнейшими со­бытиями в 50—70-е гг. стали кубинская и чилийская революции.

На Кубе в 1953 г. группа молодых революционеров под руководством адвоката Фиделя Кастро выступила против диктаторского режима генерала Фульхенсио Батисты (1952—1959). Отряд Фиделя Кастро 26 июля 1953 г. ата­ковал военную казарму в городе Сантьяго, но потерпел неудачу. В декабре 1956 г. Ф. Кастро организовал парти­занскую войну в горах на востоке острова. Она была поддержана населением и закончилась 1 января 1959 г. свержением диктатуры и победой революции. Повстан­цы сформировали Революционное правительство, которое в феврале 1959 г. возглавил Фидель Кастро. На острове начались революционные преобразования. Радикальное крыло революционеров во главе с Ф. Кастро стремилось к решительной ломке экономических и социальных ус­тоев общества в пользу беднейших слоев населения. Осу­ществить это, по их замыслу, должна была революци­онная диктатура при опоре на массовые организации трудящихся.

Однако развитие Кубы в условиях революционного ре­жима сопровождалось нарастанием трудностей и противоречий. Осложнили положение разрыв экономических свя­зей Кубы с США, заявившими об экономической блокаде острова, и отвлечение больших средств и людских ресур­сов на оборону. Уже с начала 60-х гг. пришлось ввести карточное снабжение населения товарами первой необходимости. Кубинское руководство в 60-е гг. взяло курс на ускоренный переход к «коммунистическо­му обществу». Были ликвидированы частные хозяйства в деревне (свыше 67 га). Госсектор сосредоточил в своих руках почти 60% всех угодий. Национализации подверг­лись все мелкие и индивидуальные предприятия кустар­ной промышленности, торговли и сферы обслуживания, что отрицательно сказалось на снабжении и обслужи­вании населения. Был ликвидирован рынок, товарно- денежные отношения. Внедрялись уравниловка в оплате труда, бесплатный «коммунистический» труд в сверх­урочное время. Большие надежды возлагались то на уско­ренную индустриализацию, то на стремительное увеличе­ние производства и экспорта сахара, но ни то ни другое не увенчалось успехом.

В 1961 г. основные революционные политические орга­низации Кубы объединились. Единая партия с 1965 г. называлась коммунистической. Первым секретарем ЦК пар­тии стал Фидель Кастро. Отныне это была единственная партия в стране, обладавшая монополией на власть. Неог­раниченные полномочия несменяемого партийно-государственного руководства во главе с Ф. Кастро, господство централизованной огосударствленной экономики привели к формированию в 60-е гг. бюрократического тотали­тарного левого режима. Массовые организации преврати­лись в рычаги контроля над трудящимися сверху.

Другой вариант революционного развития был пред­принят в Чилив 1970—1973 гг. Здесь левые силы — социалисты, коммунисты, радикалы и их союзники — объединились в блок «Народное единство» и попытались мирным, конституционным путем прийти к власти и осуществить революционные преобразования, конечной целью которых был объявлен переход к социализму. Предполагалось достичь этого при сохранении демократи­ческих свобод, многопартийности и разных форм соб­ственности — государственной, кооперативной и частной. Победив на президентских выборах 4 сентября 1970 г., левые силы Чили сформировали правительство «Народно­го единства» во главе с президентом социалистом Саль­вадором Альенде (ноябрь 1970 г. — сентябрь 1973 г.), которое приступило к осуществлению намеченной про­граммы.

«Чилийский эксперимент» закончился неудачей из-за противодействия имущих классов, обострившихся разно­гласий внутри левых сил, роста в их среде революционного нетерпения и экстремизма, оттолкнувшего от прави­тельства значительную часть населения. Большую роль сыграли враждебная позиция США и иностранного капи­тала в отношении правительства Альенде и переход на сторону его противников вооруженных сил Чили. 11 сен­тября 1973 г. правительство Альенде было свергнуто в ре­зультате военного переворота, а сам он погиб при обороне президентского дворца. В Чили установилась военная диктатура генерала Аугусто Пиночета (1973—1990).

«Союз ради прогресса». Кризис традиционных устоев латиноамериканского общества и подъем революционных и демократических движений вызвали перемены в лати­ноамериканской политике Вашингтона. Президент США Джон Кеннеди предложил программу «Союз ради про­гресса», которая была принята 19 латиноамериканскими республиками в августе 1961 г.

Программа была рассчитана на 10 лет. Она предпола­гала ускоренную индустриализацию, уменьшение зави­симости экономики от экспорта аграрно-сырьевых това­ров и импорта машин и оборудования. Должны были осуществляться демократизация общественно-политиче­ской жизни, аграрная реформа, жилищное строительство, улучшение системы здравоохранения и народного образо­вания. На выполнение программы США обещали кредиты и другие виды помощи на 20 млрд долларов.

В 60-е гг. при содействии государства и иностранного капитала ускорилось промышленное развитие. Среднегодовые темпы роста продукции обрабатывающей промыш­ленности в 1966—1970 гг. достигли 7,3% . Было налажено производство автомобилей, электробытовой и радиоаппа­ратуры.

В области демократизации политической жизни замет­ных успехов «Союз ради прогресса» не принес. Напротив, диктаторские режимы в 60-е гг. продолжали существовать в Парагвае, Гаити, некоторых других странах. В 1963— 1966 гг. в результате переворотов военно-диктаторские режимы были установлены в Гватемале, Гондурасе, Доминиканской Республике, Боливии, Бразилии, Арген­тине.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 28; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.81.185.16
Генерация страницы за: 0.086 сек.