Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие гос.органарб.Системагос.органоврб




Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Через органы государственной власти в свою очередь народ также осуществляет свою власть. Государственный орган – это образованная в соответствии с Конституцией иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. Для цели настоящего закона под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность президента или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами являются государственными служащими.Признаки, черты государственных органов:Они образуются в установленном государством порядке.; Наделяются государственно властными полномочиями, позволяющими им решать определенные вопросы, издавать акты обязательные исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами.; Каждый государственный орган реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием методов, которые определены нормативными актами.; Все органы государства составляют единую систему государственной власти, т.е. совокупность высших и местных органов.; Эти органы уполномочены государством осуществлять те или иные функции и задачи.;Государственный орган выступает от имени государства.; Органы государства имеют строго определенную структуру.

Под системой понимается совокупность государственных органов РБ. система государственных органов едина. Это проявляется:В том, что государственные органы призваны осуществлять единую государственную власть.,;В том, что все эти органы системы действуют совместно, находясь в тесном взаимодействии и взаимозависимости.

Система государственных органов включает в себя:Президент.;Орган законодательной власти (Парламент).;Местные представительные органы (Местные советы депутатов, областные, городские, районные, поселковые, сельские).;Органы исполнительной власти (Совет министров, Министерство, государственные комитеты, иные республиканские организации, областные, городские, районные, поселковые, сельские исполкомы, местные администрации).;Органы судебной власти (общие и хозяйственные суды, Конституционный суд).;Контрольно-надзорные органы (прокуратуры, комитет государственного контроля).Органы исполнительной власти имеют исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный, потому что они непосредственно исполняют нормативные акты вышестоящих или других органов.Распорядительный характер проявляется в том, что они в свою очередь во исполнении решений вышестоящих органов издают собственные акты, которые обязательны для исполнения нижестоящими органами исполнительной власти, должностными лицами и гражданами.Классификация органов исполнительной власти:По территории деятельности:Центральные (Совет Министров, государственные комитеты и т.д.).;Местные (исполкомы областей, районов, городов, поселков).

По характеру полномочий:Общей компетенции ведущими всеми или многими отраслями (правительство, исполкомы местные администрации).;Специальная компетенция ведущая отдельными отраслями (министерство, государственные комитеты, отделы управления исполкомов).

По организации управления:Коллегиальные (Совет министров, исполнительный комитет).Единоначальный (министерства, отделы управления исполкомов).

Особым статусом обладает:Администрацияпрезидента.;Национальная академия наук.;Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов.;Управление делами президента.

63.Конституционные основы правового положения Президента РБ. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

64. В компетенцию Президента Беларуси входит:1 реализация основных направлений внутренней и внешней политики. 2 представление белорусского государства на международной арене 3. назначение очередных и внеочередных выборов парламента 4. назначение премьер-министра и председателей важнейших судов Беларуси 5. подписание законов 6.помилование осужденных. 7.награждение государственными наградами, присвоение званий и чинов

 

56Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты, депутаты. Предвыборная агитация и формы ее проведения. Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.

Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь осуществляется Центральной комиссией, а кандидатов в депутаты - соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов, а кандидатов в депутаты начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов

предвыборная агитация — деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов в депутаты Палаты Представителей, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществлявших сбор подписей по выдвижению кандидатов в депутаты и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов или против них;

Предвыборная агитация может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
в) путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) в иных не запрещенных законом формах.

58.РЕФЕРЕНДУМ Понятие, виды и цель референдума.

Вопросы, выносимые на референдум

Статья 111. Понятие, виды и цель референдума

Референдум является способом принятия гражданами РБ решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

В РБ могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Статья 112. Вопросы, выносимые на референдум

- На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.

- На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных орг. На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

об амнистии, о помиловании.

На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей настоящей статьи, вопросы, имеющие значение для РБ в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Инициирование и назначение респу-нского референдума

Статья 113. Право инициативы на проведение республиканского референдума. Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту РБ, Палате представителей и Совету Республики, гражданам РБ. Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту РБ.

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города Минска.

 

49. Территориальные единицы РБ: понятие, виды. Территориальными единицами РБ являются: Населенные пункты в которых не создаются местные советы депутатов исполнительной и распорядительной власти. Территория специального режима использования(заповедники, национальные парки). Территории оборонного назначения.

Административно-территориальное деление Беларуси определяется Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года № 154-З «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь». Согласно этому закону, административно-территориальными единицами Белоруссии являются:

Первый уровень: — столица Беларуси (статус города Минска определяется законом) — области

Второй (базовый) уровень: — города областного подчинения — с численностью населения не менее 50 тыс. чел., являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, с развитой производственной и социальной инфраструктурой (этот статус могут иметь города с меньшим населением, имеющие важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения);

— районы

Третий (первичный) уровень:— города районного подчинения— с численностью населения более 6 тыс. чел., имеющие промышленные предприятия, сеть учреждений социально-культурного и бытового назначения, с перспективами дальнейшего развития и роста численности населения;

— посёлки городского типа: 1)городские посёлки — с численностью населения более 2 тыс. чел., имеющие промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания; 2)курортные посёлки— с численностью населения более 2 тыс. чел., на территории которых расположены оздоровительные учреждения, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, культурно-просветительные учреждения; 3)рабочие посёлки— с численностью населения более 500 чел., расположенные при промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах;

— сельские населённые пункты:1)агрогородки — благоустроенные населённые пункты, в которых создана производственная и социальная

инфраструктура для обеспечения социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий; 2) посёлки, деревни, хутора — все остальные населённые пункты.

 

50. Сущность и содержание избирательного права, источники избирательного права. Избирательное право имеет 2 назначения – объективное и субъективное.

Объективное избирательное право – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов.

Субъективное избирательное право – это совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах. В этом значении избирательное право граждан подразделяется на активное (то есть право избирать) и пассивное (то есть право быть избранным) право.

Активное избирательное право – это право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов государственных органов.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

Прямое избирательное право – это право избирать членов выборных государственных органов непосредственно, лично участвуя в голосовании.

Косвенное избирательное право – это право избирать членов выборных государственных органов через ранее избранных представителей.

Источниками избирательного права являются:

§ Конституция РБ;

§ Избирательный кодекс РБ от 11 февраля 2000г. с изменениями и дополнениями.

§ Акты главы государства по вопросам организации и проведение выборов.

§ Постановление Палаты представителей Национального собрания РБ.

§ Акты Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

60.Понятие и принципы деятельности гос. аппарата. В юридической науке понятие государственный аппарат и механизм государства или различаются или используются как синонимы.

Некоторые юристы отождествляют понятия государственный аппарат и механизм государства.

Термин "государственный аппарат" в юридической литературе употребляется в двух значениях.

В широком смысле под "государственным аппаратом " понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается, в этом случае понятие "государственный аппарат" равно по объему понятию " механизм государства " — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государ­ственное управление обществом и защита его основных интересов.

В узком смысле под "государственным аппаратом " понимается подсистема органов государственного управления - исполнительно-распорядительный аппарат.

Характерные признаки государственного аппарата:

- состоит из людей, специ­ально занимающихся управлением;

- представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций;

- функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необ­ходимых случаях и принудительным воздействием;

- призван надежно гаран­тировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается пра­вом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Государственный аппарат – система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимают "наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования".

1. принцип приоритета прав и свобод человека;

2. принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;

3. принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4. принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

5. принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;

6. принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;

7. принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

8. принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии "по горизонтали";

9. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,

10. принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.

3. Государственный аппарат состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого является орган государства.

Согласно закону РБ «О государственной службе в Республике Беларусь»: государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

Признаки государственного органа:

1. определенное социальное, то есть общественное образование;

2. элемент государства;

3. представляет собой целостное образование - систему, имеющую свой состав и свою структуру;

4. наделен государственно-властными полномочиями;

5. имеет свою, установленную законом, компетенцию, в рамках которой он и должен действовать;

6. в рамках своей компетенции выступает от имени государства;

7. имеет свои функции;

8. образуется и действует на основе права (закона)

 

65.Акты Президента РБ. Путем фактических и письменно оформленных действий: 1- Обращается с посланиями к народу и Парламенту; 2- Принимает верительные и отзывные грамоты; 3- Ведет международные переговоры; 4- Вносит проекты законов на рассмотрение Парламенту; 5- Дает поручения и указания подчиненным или подотчетным органам.

Посредством издания правовых актов:

Это главная форма реализации президентских полномочий. Правовой акт Президента – это официальный документ строго определенной формы, подготовка и вступление в силу которого подчинены специальным правилам, издаваемый для осуществления полномочий Президента.

Согласно статье 85 Конституции Беларуси Президент издает 3 вида правовых актов: 1-Указы; 2-Распоряжения; 2-Декреты.

Большинство правовых актов Президента носят индивидуально-правовой характер. Это закономерно, поскольку основным нормотворцем в государстве должен быть Парламент, принимающий законы.

Указы Президента Это самый массовый вид правовых актов Президента. Указ Президента – это индивидуальный правовой или нормативный правовой акт, издаваемый Президентом для осуществления большинства своих полномочий. Существует 2 вида указов Президента: 1- Подконституционные указы Они издаются непосредственно на основе норм Конституции Беларуси, закрепляющих полномочия Президента. Эти указы не уступают по юридической силе законам. Это связано с тем, что они издаются на основе Конституции Беларуси, а не законов. Если возникает противоречие между подконституционным указом Президента и законом Парламента, то верховенством обладает или указ или закон в зависимости от того, в компетенцию Президента или Парламента входит регулирование соответствующего вопроса. Например, если указ Президента об установлении государственных праздников входит в противоречие с законом, который также затрагивает государственные праздники, то приоритет следует отдать указу Президента.

Подзаконные указы Как следует из их обозначения они издаются на основе норм законов, предусматривающих полномочия Президента. Распоряжение Президента – это, как правило, индивидуальный правовой акт, издаваемый Президентом для реализации своих менее существенных полномочий.В последние годы возникла практика издания Президентом актов под названием директива Президента. К настоящему времени издано 3 директивы. Появление Директива Президента – это указ Президента программного характера для решения проблем, имеющих приоритетное общественное значение. Декреты Президента – это нормативный правовой акт (1), имеющий силу закона (2), регулирующий те же отношения, что и закон (3) и издаваемый Президентом

Декреты бывают 2 видов: 1-Делегированные декреты, временные декреты.


66.Основания, порядок смещения с должности и досрочное прекращение полномочий Президента; Должность Президента считается вакантной в случаях: отставки Президента;досрочного освобождения Президента от должности;3- смещения Президента; смерти Президента.

Президент может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента.

Решение о досрочном освобождении Президента от должности принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии. Решения палат принимаются в форме постановлений (ст. 11 Закона «О Президенте Республики Беларусь»). Президент может быть смещен с должности в связи с совершением: 1-государственной измены; 2-или иного тяжкого преступления.

Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления.

Президент считается смещенным с должности, если за решение о его смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей. Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом РБ (ст. 12 Закона «О Президенте Р Б»).

Президент может в любое время подать в отставку (статья 87 Конституции). Отставка Президента принимается постановлением Палаты представителей.

В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру Республики Беларусь. При этом выборы Президента должны быть проведены не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

86. компетенция прокуратуры республики беларусь.

Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений

организаций, общественных объединений. Это выражено в законодательном

закреплении направлений деятельности прокуратуры (ч. 2 ст. 2 Закона «О

прокуратуре»).Под направлениями деятельности прокуратуры следует

понимать те пути, по которым Генеральный прокурор Республики Беларусь и

подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов,

достигают цели, выполняют возложенные на них задачи.
Прокуратура Республики Беларусь действует по следующим направлениям:
1)надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими,

местными оргаами государственного и хозяйственного управления и

контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного

самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами

государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами

хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности,

учреждениями и организациями, политическими партиями, иными

общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и

гражданами (общий надзор);
2) надзор за исполнением законов

органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и

предварительное следствие;
3) надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
4)надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных

предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер

принудительного характера, назначаемых судом;
5)расследование преступлений в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;
6) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.
Направлениядеятельности прокуратуры неравнозначны и могут быть классифицированы натри вида. Первый вид, включающий в себя первые четыре направления представляют отрасли прокурорского надзора. Второй вид включает пятое направление, характерное для работы органов прокуратуры в борьбе с

преступностью. Третий вид составляют два важнейших участка работы –

участие в рассмотрении дел судами и поддержание государственного

обвинения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.