Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие методологических подходов




Тема 5.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда стали выдвигаться требования отделения государственной власти от церковной и придания ей исключительного, монопольного значения.

Основоположником понятия государственного суверенитета считается Жан Боден, главная работа которого «Шесть книг о республике» (1576) была посвящена в первую очередь оправданию правомерности образования во Франции монархии.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Суверенитет – это, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И, во-вторых, независимость ее на международной арене.

Наряду с государственным суверенитетом существует народный суверенитет, национальный суверенитет.

Народный суверенитет – это принадлежность государственной власти народу, его полновластие или верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни.

Национальный суверенитет – это возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение.

5. Характерным признаком государства являются налоги и сборы

Налоги – это принудительные поборы с населения, взимаемые в особом порядке и направленные на содержание публичной власти.

Таким образом, можно предложить одно из определений государства: Государство – это политико-территориальная суверенная организация, осуществляющая управление обществом на правовой основе с позиции властвующих лиц.

 

2. Сущность любого явления – есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.

Таким образом, проблема сущности государства – это определения самой важной, определяющей его характеристики.

В большинстве изданных работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с классовых позиций, как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.

Следует отметить, что установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

В соответствии с современными философскими представлениями сущность государства состоит в его социальном назначении, а именно в регулировании общественных отношений и управлении обществом.



 

3. Функции государства – это основные направления его деятельности, определенная работа, круг его деятельности, осуществляемой по установленной в законе или договоре обязанности.

Необходимо отличать функции государства от функций отдельных его органов. В осуществлении функций государства так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы. Напротив, функцию определенного органа не может подменять никакой другой. В то же время все составные части органа (управления, отделы, и т.п.) должны через свои непосредственные обязанности обеспечивать общие функциональные задачи.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям. Так, учитывая длительность осуществления той или иной государственной деятельности, можно выделить постоянные и временные функции государства. По сфере государственной деятельности различаются внутренние и внешние функции государства. Функции подразделяют также на охранительные и регулятивные.

В настоящее время чаще всего предлагается и единая классификация функций государства, независимо от его типа и сферы деятельности. В этом случае выделяют четыре функции, которые осуществляются любым государством:

1. Экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, планирования производства, организации внешнеэкономических связей и пр.).

2. Политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.).

3. Социальная (охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей граждан, поддержание необходимого жизненного уровня населения, обеспечение необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.).

Важные стороны социальной функции государства составляют также смягчение и преодоление таких трудностей нынешнего переходного периода, как безработица, углубление неравенства; стабилизация уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.

4. Идеологическая (поддержка определенной идеологии, организация образования, науки, культуры и т.д.).

 

4. Понятие формы государства является одной из важнейших характеристик государства.

Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные его сущностью и социальным назначением.

Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране

Форма государства в содержательном отношении выступает разными своими сторонами. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти.

Таким образом, форма государства – это комплексная характеристика внешних признаков государства, состоящая из формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое время ее считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов – формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

 

5. Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, особенности высший и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Монархическая форма правления весьма разнообразна, причем настолько, что на каждый из указанных признаков можно найти исключения. Рассмотрим все-таки подробнее основные черты монархий.

1. Во главе государства находится монарх – один человек, который пользуется титулом.

2. Монарх приобретает власть, как правило, по наследству и на неограниченный срок (т.е. пожизненно).

3. В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона; от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования.

Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь символические полномочия. Такие монархии называются ограниченными, о них речь пойдет позже.

4. Монарх не несет юридической ответственности за свои политические действия.

5. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают абсолютные и ограниченные монархии.

При абсолютной монархии всеми указанными правами монарх пользуется безусловно и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти.

Следует заметить, что абсолютные монархии – категория исторически ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности абсолютные монархии, выполнив свою миссию в большинстве стран мира, либо видоизменились, либо были уничтожены в результате революций (Франция, Россия). В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления.

Если монарх не обладает всей полнотой власти, то ФП приобретает характер ограниченной монархии. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархии.

Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между парламентом и монархом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента. Парламент в ряде случаев подчиняется монарху. Принято считать, что дуалистическая монархия – это промежуточный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. Здесь власть монарха ограничена, но незначительно.

Парламентарная (конституционная) монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Ещё одной формой правления является республика. Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

1. Выборность на определенный срок главы государства и других высших органов власти;

2. Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

3. Наличие юридической ответственности главы государства в случаях, предусмотренных законом.

4. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентские, президентские и смешанные республики.

Суть парламентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом.

Обычно президент в парламентской республике всенародно не избирается, чтобы он, пользуясь поддержкой народа, не мог себя противопоставить парламенту. Такая форма избрания – главный вид парламентского контроля над исполнительной властью.

Президент, как правило, не имеет права на проведение референдума, на введение чрезвычайного положения, на увольнение по собственному желанию главы правительства, обычно не имеет права налагать вето на законы, принимаемые парламентом. Формально президент может быть верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, который подчинен главе правительства.

В парламентской республике любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения их правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность.

Второй разновидностью республиканской формы правления является президентская республика. В ней президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства (главы исполнительной власти). Президент занимает в государственном аппарате очень значительное место. Поэтому иногда по аналогии с монархиями называется дуалистической республикой, т.к. в ней существует два основных центра власти – парламент и президент.

Кроме парламентарной и президентской в реальной жизни существуют смешанные (полупрезидентские) республики. Характеризуются они сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не присущих ни одной из рассмотренных типов черт.

Для смешанной республики характерно то, что президент, будучи главой государства, отделен от исполнительной власти, которую конституция страны возлагает на правительство, и президент, и парламент участвуют в формировании правительства, правительство ответственно и перед президентом (отставка), и перед парламентом (вотум недоверия), возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

В литературе говорится о том, что иногда вообще трудно провести грань между парламентской и президентской республикой. В определенных случаях возникает по существу новая форма республики: полупрезидентская, полупарламентская, с преобладанием черт той или другой республики, а иногда и с такими чертами, которые не были присущи ни президентской, ни парламентской.

В последние годы происходят изменения в теоретическом понимании формы правления в целом, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляется возможным с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями.

 

6. Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.

По форме государственного устройства различают унитарные, федеративные государства и конфедерации.

Унитарное (от лат. unus – один) – является единое, целое государство, части которого не обладают признаками государственности.

Выделяют следующие признаки унитарного государства:

1. Состоит из административно-территоривльных единиц.

2. Действует единая система высших органов власти и управления.

3. Одна конституция и единая система законодательства.

4. Единая денежная система.

5. Общая налоговая и кредитная политика.

6. Одно гражданство.

7. Единые вооруженные силы.

 

Более сложной формой государственного устройства являются федерации.

Федерация (от лат. foedus – союз) – сложное союзное государство,

Характерными признаками федерации являются:

1. Образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого субъекта федерации;

2. В то же время субъекты федерации могут иметь собственное законодательство, судебную, налоговую системы, собственные войсковые формирования; но основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы

3. Территория федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов;

4. Каждый гражданин субъекта федерации является и гражданином всей страны.

В основе различия между унитарными и федеративными государствами лежит форма деления территорий и система организации органов государственной власти. Вместе с тем национальный состав населения оказывает определенное влияние на форму государственного устройства, поскольку можно выделить административные федерации и национальные федерации.

Одной из важных форм, хотя и менее распространенной является конфедерация – это союз суверенных государств, образованных для решения совместных политических, экономических или военных задач.

Конфедерация в отличие от федерации не образует единого государства, поскольку государства, образовавшие конфедерацию, не утрачивают своего суверенитета; цели образования конфедерации отличаются от целей образования федерации; за членами конфедерации признается право выхода из союза, тогда как у субъектов федерации такого права нет; государства, образовавшие конфедерацию, продолжают иметь собственное гражданство, системы органов власти и управления, правосудия, имеют собственную конституцию, самостоятельные источники дохода, собственную армию.

Для координации совместных действий государства-члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях.

Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено, носит временный характер на пути движения государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия, Речь Посполитая).

 

7. Под политическим режимом понимается совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.

Исходя из понятия политического режима, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества.

Значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежние) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Все многообразие политических режимов можно свести к двум большим группам – демократическим и антидемократическим.

Каждый из этих видов в зависимости от того или иного этапа развития общества, сущностных и содержательных характеристик государства и права, исторических, национальных и иных обычаев и традиций, а также множества других обстоятельств может в свою очередь подразделяться на отдельные подвиды и разновидности. В рамках демократического политического режима выделяют либеральный или либерально-демократический. Существует и несколько разновидностей антидемократических режимов: авторитарный, тоталитарный, фашистский и т.д.

Политико-правовую сторону демократического режима можно охарактеризовать следующими чертами:

· плюрализм в общественно-политической жизни;

· периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

· реализация на практике принципа разделения властей;

· защита прав и свобод граждан;

· свобода слова, печати, митингов;

· право народа избирать и быть избранным;

· существование различных форм собственности.

 

Что касается антидемократических режимов, то рассмотрим только две его разновидности – авторитарный и тоталитарный.

Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа.

Крайне недемократичным является тоталитарный режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.

В целом можно сказать, что антидемократическому режиму характерны противоположные черты:

· господство единой политической партии, одной официальной идеологии, одной формы собственности;

· сведение к минимуму каких бы то ни было политических прав и свобод граждан;

· примат государства над правом;

· акцент на карательные меры и принуждение;

· агрессивность во внешней политике.

 

Контрольные вопросы к теме 4

1. Какие подходы к определению государства существуют?

2. Какие признаки государства выделяют?

3. В чем заключается сущность государства?

4. Какие функции характерны для государства?

5. Из каких элементов состоит форма государства?

6. Какие формы правления выделяют?

7. Какие формы государственного устройства существуют?

8. Что такое политический режим?

9. Какие критерии положены в основу демократического политического режима?

10. Какие виды недемократических политических режимов выделяют?

 

 

Понятие права:

Л. 5.1.

1. Причины многообразия подходов к определению права

2. Позитивное право и его разновидности

Л. 5.2.

3. Естественное право

4. Социологическая школа права

5. Психологическая школа права

 

Основные понятия и определения:

Право, сущность права, позитивное право, юридический позитивизм, нормативизм, основная норма, марксизм-ленинизм, нормативность, системность, формальная определенность, всеобщность, социологический подход к пониманию права, живое право, психологическая школа права, свобода индивида, свобода воли, психологические особенности личности.

 

1. Поиск научного правопонимания ведется тысячелетия, и поскольку общество, складывающиеся в нем условия жизни людей постоянно развиваются, то изменяются и представления людей о праве.

Юриспруденции известны десятки, сотни правовых теорий, по-разному раскрывающих природу права. Существует несчетное количество дефиниций права, среди которых нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми, кто его изучает. И это обусловлено не только тем, что развитие общества позволяет обнаруживать все новые и новые черты, признаки права. Необходимо учитывать также социальные и гносеологические факторы, предопределяющие разнообразие в понимании права и его определениях.

Социальные факторы, обусловливающие многообразие правовых концепций, заключаются в неоднородности правового сознания. Гносеологические предпосылки многообразия правовых концепций коренятся в субъективном восприятии людьми правовых явлений. В процессе познания права, как и других явлений природы и общества, всегда существует возможность увлечься какой-либо одной или некоторыми сторонами явления, придать ей (им) главенствующее значение в ущерб другим, подчас более существенным. Отсюда и разные определения права, многие из которых носят субъективный характер.

Можно согласиться с мнением, что все определения права в какой-то мере полезны с познавательной точки зрения, поскольку они отражают хотя бы какую-то его сторону. Для науки полезны и ошибочные утверждения, отвергая которые можно увереннее приближаться к истине.

Самые большие разногласия в правопонимании возникают при определении права как идеального и реального объектов познания. В этом смысле можно выделить два основных подхода к определению права: эмпирический и рационально-идеалистический. Эмпирический подход предполагает изучение во всем его историческом многообразии и выделение на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм, обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др.

Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм.

В рационально-идеалистическом правопонимании смешиваются две вещи: право как оно есть и право как идеал.

Поиски абсолютной умопостигаемой сущности права привели к многовариантной концепции так называемого естественного права и многим другим идеальным гипотезам права.

Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться во мнениях на сущность и назначение права и так далее, но если вопрос ставится в практическую плоскость, следует искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. Но на самом деле: если правом руководствуются граждане, если юрист-практик обращается к праву для вынесения правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граждан и должностных лиц, если это всеобщий масштаб поведения, то должна быть полная определенность хотя бы в одном – к источникам следует обращаться, из каких источников черпать решение.

 

2. Несмотря на множество определений права, все они распределяются на две группы в зависимости от трех критериев: во-первых, соотношения права и закона, во-вторых, соотношения права и государства, и, наконец, восприятия естественных прав человека как содержания права.

Позитивизм - это все направления в правопонимании, которые не признают другого права, кроме установленного в государстве. Т.е. - это право, которое зафиксировано в документах. Позитивное право – это совокупность норм, правил поведения, установленных либо санкционированных государством.

Юридический позитивизм включает в себя нормативный подход, марксистско-ленинский, историческую школу права.

Таким образом, можно выделить основные признаки позитивного права:

· нормативность

· формальная определенность

· системность

· всеобщность

· обязательный (принудительный) характер норм

· устанавливается, охраняется и гарантируется государством

· обязательная внешняя форма права (источник).

 

Нормативизм. Родоначальником и наиболее видным представителем нормативистской школы права был австрийский ученый-юрист Ганс Кельзен (1881 – 1973).

Самая известная работа Г. Кельзена «Чистая теория права». Под чистой теорией права он понимал учение, из которого устранены все элементы, чуждые юридической науке. Ученый полагал, что юриспруденция не должна заниматься проблемами социологии, психологии, политологии, а должна искать в них предпосылки правовых установлений, и исследовать содержание собственно права, т.е. юридические нормы.

Право в названной теории рассматривается как иерархическая (ступенчатая) система норм, представляемая в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

На вершине этой пирамиды находится некая «основная норма», которая непосредственно связана с Конституцией (если таковая есть).

Норма не может быть «хорошей» или «плохой», поскольку это только форма, модель должного поведения, неисполнение которого содержит угрозу применения санкции.

Нормативизм не разграничивает объективное и субъективное в праве, не делит право на частное и публичное.

Несостоятельность нормативного подхода проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени адресатов правовых норм, субъективных прав личности, моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития.

Сам по себе нормативистский подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально государство. Ведь оно создает нормы, акты. В силу разных причин в определенных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью. Немало законов не действуют, «остаются на бумаге».

 

Марксистско-ленинское понятие права. Эта теория официально признавалась в СССР, как единственно верная и отступление от нее считалось враждебным проявлением.

В отличие от кельзеновского нормативизма марксизм признает обусловленность права материальными условиями жизни, интересами господствующих в обществе классов.

Под правом понимается совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих волю и интересы господствующего класса, определяемые материальными условиями его жизни. Фактически право – это воля господствующего класса, выраженная через государство. Государство понимается как политическая организация господствующего в обществе класса, как организация классового насилия.

Марксизм-ленинизм отрицает естественные права человека. Не бывает прав человека вообще, а есть буржуазные права и свободы, которые охраняют частную собственность и позволяют собственникам средств производства эксплуатировать наемный труд, есть и права трудового народа в социалистическом государстве, гарантирующие трудящимся бесплатное получение от общества необходимых социальных благ. Таким образом, марксизм-ленинизм отрицает правовую свободу и частную собственность как ненужные классу наемных рабочих и заменяет их уравнительным распределением обобществленного национального дохода. Считалось, что со временем и государство, и право отомрут, так как в них не будет никакой необходимости.

 

К представителям исторической школы права можно отнести Густава Гуго (1764 – 1844). Фридриха Карла Савиньи (1779 – 1861), Георга Фридриха Пухта(1798 – 1846).

Основное отличие данного типа правопонимания от других позитивистских концепций заключается в том, право имеет национальный характер. Сознание права возникает еще в семьях, но сознание смутное. Оно коренится в природе народного духа и в этом отношении подобно языку.

Г. Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний, от случая к случаю, потому что другие говорят или делают так.

 

3. Учение о естественном праве – это совокупность разнообразных содержанию концепций права, согласно которым существует право, созданное людьми, и право, вытекающее из другого начала - природы, божественного установления, разума или из сущности человека как духовно-нравственного и разумного существа.

Естественно-правовые теории значительно отличаются друг от друга, но все они покоятся на одном общем основании: наряду с любым действующим правом существует более высокое по своему статусу право естественное. За пределами этого постулата естественно-правовые теории нередко не имеют ничего общего.

Соответственно, выделяются следующие основные версии естественного права.

1. Космологическое естественное право - совокупность вечных и неизменных природных законов мирового порядка.

2. Теологическое (теономическое) право - божественное установление права и соответствующая ему иерархия законов.

3. Рациональное естественное право - право, установленное и обоснованное разумом, исходящее из него и доступное его пониманию.

4. Антропологическое естественное право - нормативный порядок, вытекающий из самой человеческой сущности.

5. Естественное право с изменяющимся содержанием - всеобщие правовые принципы, которые актуализируются и конкретизируются во времени и пространстве.

 

4. Формирование социологического подхода в теории права началось на стыке XIX – XX вв.

К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Евгений Эрлих, Герман Канторович, Роско Паунд, Макс Вебер, и др.

Социологическое понятие права получило распространение в странах англосаксонской правовой системы, где судебные прецеденты являются основными источниками права.

Сторонники социологической школы права признают, что социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения, поэтому право творят судьи в процессе решения конкретных дел.

Закон является пустым сосудом, который жизнь наполняет конкретным содержанием. Это идея «живого права», состоящего из норм, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает», т.е. обнаруживает и фиксирует их. Таким образом, право находится в постоянном развитии, всегда обгоняя жесткое и немобильное положительное (позитивное право).

Социологическое понятие отождествляет право с судебными, а также административными решениями. Содержание «живого права» в значительной степени зависит от внезаконотворческих факторов: личности судьи, его профессионального искусства и социально-политического пристрастия, искусства адвокатов и прокуроров, господствующих в обществе морально-этических норм, религии, экономической и политической ситуации в стране, общественного мнения и настроения и т.д.

 

5. Психологическая школа права сформировалась в первой половине ХХ в. Существует несколько вариантов психологической теории права, но наиболее известна психологическая концепция права Льва Иосифовича Петражицкого (1867 – 1931).

Право, по мнению Петражицкого, представляет собой продукт психических переживаний людей. Общественные переживания проявляются в положительном праве, содержащимся в нормативных актах, индивидуальные переживания проявляются в автономном (субъективном праве). Таким образом, область права безгранично расширяется, поскольку к нему отнесено и внутреннее, интуитивное право индивидов. Фактически отсутствует грань между правом и правосознанием.

Специфическая природа права, нравственности, эстетики, их отличия друг от друга и от других переживаний коренятся не в области интеллектуального, а в области эмоционального, импульсивного. Не позитивные нормы, а «императивно-атрибутивные переживания и нормы» интуитивного происхождения ставятся во главу угла.

Многие тонкости теории Петражицкого обнаруживается там, где он объясняет деление права на объективное и субъективное, интуитивное позитивное, официальное и неофициальное. В связи с этим можно отметить, что законодательная и правоприменительная практика могла бы использовать некоторые его выводы. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологических особенностей индивида. Психологические процессы – это такая же реальность, как и экономические или политические процессы. Право опосредуется ими, проявляет через них свою эффективность.

 

Контрольные вопросы к теме 5

1. Почему существует множество подходов, концепций в правопонимании?

2. На какие группы можно распределить существующие определения права?

3. Каковы признаки позитивного права?

4. Что считается правом с точки зрения нормативистского подхода?

5. По каким положениям теория Кельзена подвергается критике?

6. В чем отличие нормативистской теории права от марксистской?

7. Что общего у всех естественно-правовых концепций?

8. Когда началось формирование социологического подхода к пониманию права?

9. Кто является представителем психологической школы права?

10. Какие положительные и отрицательные моменты можно выделить в рамках психологической школы права?

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 51; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.17.193
Генерация страницы за: 0.259 сек.