Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление технологическими разрывами: действия фирм в период приближения к пределу своей технологии (технологическому разрыву)




Эффективное управление технологическими разрывами основано на определении пределов действующей технологии, оценке скорости приближения к технологическому пределу, своевременной разработке и освоении новой технологии.

С точки зрения менеджмента, важно рассматривать техническую отдачу и денежную отдачу НИОКР раздельно.

При этом необходимо получить информацию о каждой из этих составляющих.

Проблема управления технологическими разрывами (перехода на новую технологию) усложняется вследствие ряда факторов.

Управление технологическими разрывами предполагает знание:

1. ключевых факторов заинтересованности покупателей по каждой группе товаров;

2. взаимосвязи покупательских факторов с главными параметрами новой продукции и процесса;

3. уровня использования технического потенциала в главных технологиях;

4. прямых и косвенных конкурентов;

5. пределов возможностей конкурентов, наличия путей их обхода и своих пределов технологии;

6. технической отдачи НИОКР;

7. экономических последствий внедрения новых технологий, как собственной фирмой, так и конкурентами;

8. технологии, наиболее уязвимой к атаке конкурентов.

Кроме того, в каждой организации должны быть разработаны программы или планы реакции фирмы на предполагаемую атаку конкурента, налажен эффективный обмен информацией и идеями между различными службами предприятия и повышена роль главного технолога.

Среди конкретных действий организации в период возможного приближения технологического разрыва могут быть приняты конкретные меры.

Анализ динамики конкурентной борьбы и опыта управления технологическим разрывами позволяет сделать важный вывод: в период перехода к новым технологиям у «наступающих» есть свои преимущества.

11. Научно-техническая продукция: виды, отличительные особенности, характеристика рынка инноваций.

Научно-техническая продукция - это логичный результат интеллектуальной (научно-исследовательской, научно-технической и инновационной) деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на ее основе. При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцем интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

Субъекты инновационного рынка - это государство, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, физические лица (ученые и специалисты).

Объекты инновационного рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

- в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов, технологических линий и т. д.);

- в не овеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

- в виде знаний, опыта, консультирования в сфере консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Общепринятым в мировой практике является обобщение всего спектра экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной, инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии “технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего, экологических).

Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

- он традиционно является новым для выходящей на рынок организации (в силу новизны разработанного продукта приходится иметь дело с незнакомыми потребителями);

- он является неэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;

- он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании.

Во многих случаях создание новой технологии не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.

Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции.

В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

Рыночная неопределенность обусловлена следующими условиями:

- потребитель еще не знает, в какой мере новая продукция может удовлетворить его потребность (или в какой степени новые продукты лучше уже существующих);

- поведение потребителя подвержено влиянию многих факторов и не может быть предсказуемо даже в случае покупки новой продукции;

- в случае признания потребителем достоинств новой продукции возникает проблема ее совместимости с другой продукцией, уже используемой потребителем;

- трудно предсказать скорость, масштабы распространения новшества и насыщения им спроса, определить емкость потенциального рынка и намерения конкурентов.

Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей.

Технологическая неопределенность обусловлена следующими, трудно прогнозируемыми условиями, влияющими на положение и поведение производителя:

- нестабильностью и неразвитостью каналов реализации продукции и угрозой срыва установленных и согласованных сроков ее поставок;

- отсутствием возможностей послепродажного и гарантийного обслуживания;

- проявлением непредвиденных побочных эффектов, несущих в себе риск конфликтов с законодательством и общественностью в случае использования новой технологии;

- сложностью определения своевременности выхода новой продукции на рынок, на котором еще достаточно товаров, к которым привык потребитель.

Формы передачи технологии:

Передача технологии может осуществляться в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутриорганизационной, внутригосударственной и международной. Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

- специальная литература, компьютерные банки данных, патенты, справочники;

- конференции, выставки, симпозиумы, семинары;

- обучение, стажировка, практика;

- перекрестное лицензирование на паритетной основе;

- миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие структуры и обратно и т. д.

Основной поток передачи технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную информацию - фундаментальные исследования, научные открытия и незапатентованные изобретения.

Некоммерческие формы передачи технологии, в том числе внутриорганизационный трансфер, осуществляется свободно и не нуждается в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Основными формами коммерческой передачи информации являются:

- продажа технологии в материализованном виде;

- прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, производств;

- портфельные инвестиции;

- продажа патентов;

- продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков;

- продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности - “ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт и пр.;

- совместное проведение опытно-конструкторских работ, научно-производственная кооперация; инжиниринг и т. д.

Коммерческие формы передачи технологии, как внутренние, так и международные, оформляются в виде договора (лицензионного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договора купли-продажи).

Помимо указанных, можно классифицировать трансфер технологий по следующим признакам:

- по направлению передачи технологий (нижеперечисленные формы передачи технологий на практике могут взаимно дополнять или взаимно заменять друг друга);

- вертикальная передача - это между организационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла “исследование - производство”;

- горизонтальная передача - это внутриорганизационный процесс передачи информации из одной научной области в другую;

По количеству участников и степени их участия:

- активная передача - посредником между передающим и принимающим обязательно выступает какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя его технологии;

- пассивная передача - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски, как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации. инновационный рынок коммерческий

Существуют и другие формы передачи технологий:

- имитационная - ведущая к поддержке процесса производства без его коренного изменения;

- адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике без его существенного изменения;

- инновативная - требующая полного изменения производства.

12. Маркетинговая концепция развития предприятия и концепция «технологического проталкивания»: этапы разработки нового продукта, содержание маркетинга на каждом этапе; виды рыночного тестирования продукции производственного назначения (тестирование типа альфа, бета, демонстрации и др.) и товаров широкого потребления (волновое исследование продаж, имитационное рыночное тестирование).

Маркетинговая концепция— это сравнительно новый в историческом смысле подход к организации предпринимательской деятельности. Ее появление обусловлено рядом причин: во-первых, удовлетворением спроса и насыщением рынка по большинству товаров: во-вторых, усилением конкурентной борьбы, которую еще более обострил научно-технический прогресс, коренным образом изменивший материально-техническую базу современного производства, расширивший его возможности по выпуску новых товаров. Чтобы обеспечить успех своему предприятию, производитель должен был сначала изучить рынок, а затем уже наладить выпуск товара, соответствующего требованиям этого рынка.

Концепция маркетинга - генеральный замысел действий фирмы или предприятия на рынке, определяющий её стратегию действий, выбор системы целей и идеи бизнеса.

Концепция маркетинга предполагает выбор или обозначение целей, которые преследуют предприятия в бизнесе и маркетинге. Идея предпринимательства направлена на выбор способа видения бизнеса, с помощью которого фирма или предприятие утверждается на рынке. Идея маркетинга представляет собой подход предприятия или фирмы к продолжительности своего существования и развития в условиях свободного рынка. Она основана на решениях, принимаемых для удовлетворения потребностей и нужд потребителей. Идеи бизнеса и маркетинга взаимно предполагают друг друга.

Маркетинг, так или иначе, затрагивает интересы каждого, будь то покупатель, производитель, продавец или рядовой гражданин. Но у этих людей могут быть цели, противоречащие друг другу. Что следует ожидать обществу от системы маркетинга? Вопрос актуален, так как органы власти разных уровней регулируют маркетинговую деятельность. Известны четыре альтернативные цели системы маркетинга.

Достижение максимально возможного потребления. Многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга - облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства. За всем этим кроется утверждение, что чем больше люди покупают и потребляют, тем счастливее они становятся. Однако вызывает сомнения, что при достижении некоторого сравнительно высокого уровня потребления возрастание массы материальных благ несет с собой больше счастья.

Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Согласно достаточно распространенной точке зрения, цель системы маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. К сожалению, степень потребительской удовлетворенности трудно измерить. Еще ни один экономист не придумал, как замерить полное удовлетворение конкретным товаром. Кроме того, удовлетворение, получаемое отдельными потребителями от конкретных "благ", имеет и оборотную сторону. Например, вред здоровью, связанный с ожирением или пьянством, ущерб, наносимый загрязнением окружающей среды.

Предоставление максимально широкого выбора. Существует мнение, что основная цель маркетинга - обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предоставить потребителю максимально широкий выбор. Необходимо дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу и позволяют получить наибольшее удовлетворение.

К сожалению, максимальное расширение потребительского выбора требует затрат. Увеличение разнообразия товаров вовсе не означает для потребителя расширения возможности реального выбора. Существуют различные марки пива, но большинство из них имеет одинаковый вкус. В рамках товарной категории насчитывается множество марок товаров с незначительными отличиями друг от друга. Это "изобилие" предоставляет мнимый выбор. Потребители не всегда приветствуют большое разнообразие товаров. Некоторые, видя в определенных товарных категориях избыток выбора, испытывают чувство растерянности и беспокойства.

Максимальное повышение качества жизни. Многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении "качества жизни". Это понятие включает: качество, количество, ассортимент, доступность стоимости товаров, рост разнообразия и объемов услуг; качество окружающей среды и качество культурной среды. Почти все соглашаются с тем, что для системы маркетинга повышение качества жизни - цель предпочтительная и благородная, но признают, что эта миссия весьма трудна, а ее толкований порой противоречат друг другу.

Исходя из целей маркетинга, возникает ряд задач: выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживания системы их распределения и эффективного стимулирования.

13. Интеллектуальная собственность: ее роль в экономическом и социальном развитии; содержание интеллектуальной собственности как права.

Интеллектуальная собственность играет решающую роль в научно-техническом прогрессе.

Среди объектов промышленной собственности большое влияние на научно-техническое и экономическое развитие оказывают, безусловно, изобретения. Отраженная в патентной документации техническая, технологическая и правовая информация дает возможность экономить время, деньги и силы в процессе научно-исследовательской деятельности, не повторять работу, уже выполненную другими.

Патентная документация разрешает применять альтернативные технологи, которыми можно заменить менее современные существующие технологии. На основе анализа патентной документации можно дать оценку конкретной технологии, рассмотреть ее на предмет внедрения или лицензирования.

Патентная документация служит также для выявления предприятий, которые действуют в той или другой технологической сфере, в частности, конкурентов.

Влияние изобретений на экономическое развитие может осуществляться по четырем направлениям:

1. Информация о патентах облегчает передачу (трансфер) технологий и оказывает содействие привлечению прямых иностранных инвестиций.

2. Патенты стимулируют научные исследования.

3. Патенты являются катализатором новых технологий и бизнеса.

4. Бизнес накапливает патенты и коммерциализирует их путем передачи прав через лицензионные соглашения, внесение в уставный фонд предприятий, использование в собственном производстве для получения дополнительной прибыли.

Объекты авторского права и смежных прав, которые вносят вклад в культурное развитие государства, могут иметь и важное экономическое значение как для авторов, которые их создали, так и для предприятия или государства. Рациональное и целесообразное использование интеллектуальной собственности обеспечивает ее собственнику значительные прибыли, положительно влияет на финансовое состояние предприятия.

Использование интеллектуальной собственности дает существенные выгоды предприятию, государству, обществу.

Выгоды предприятия можно распределить на конкурентные преимущества, финансовые выгоды и выгоды от использования интеллектуальной собственности как взноса в уставной капитал.

Конкурентные преимущества вследствие монопольного права компании на результаты интеллектуальной деятельности включают контроль рынка и возможность завоевания новых рынков.

Финансовые выгоды: увеличение дохода предприятия от продажи прав на интеллектуальную собственность, передачи комплекса прав на нее другой лицу, монопольного использования этих прав.

Увеличивается доход и предприятий, которые покупает эти права. Яркий пример - работа по франчайзингу, если одна компания покупает у другой право на использование ее торговой марки.

Коммерциализация интеллектуальной собственности оказывает содействие уменьшению налогооблагаемой базы путем уменьшения налога на прибыль - эта база уменьшается на величину нематериальных активов, а также экономии подоходного налога физических лиц - собственников интеллектуальной собственности, так как вознаграждение собственника патента не относится к заработной плате.

Следующий комплекс выгод связан с использованием интеллектуальной собственности как взноса в уставной капитал, который на этапе создания фирмы позволяет:

• сформировать его более значительным по размеру или существенно изменить его структуру в процессе функционирования;

• увеличить стоимость компании (за счет наращивания уставного капитала) при ее продаже, приватизации или реорганизации;

• привлечь дополнительные финансовые ресурсы с внутреннего и внешнего рынков путем эмиссии ценных бумаг компании за счет увеличения объемов ее нематериальных активов;

• получить под залог объектов интеллектуальной собственности инвестиционные банковские кредиты на выгодных условиях.

Выгоды для государства. Во-первых, внедрение новейших технологических достижений, привлечение инвестиций в экономику за счет возрастания уставного капитала компаний приводят к увеличению темпов экономического развития, а также объема ВВП, часть которого остается в государстве для выполнения функций управления.

Во-вторых, чем ниже уровень правовой защиты рынка интеллектуальной собственности, тем выше объемы продажи контрафактной продукции, от чего страдают не только держатели интеллектуальной собственности, но и государство (недополучение налоговых платежей).

В-третьих, если государство не оказывает содействие развитию рынка интеллектуальной собственности, оно теряет такой источник дохода как поступления от таможенной пошлины, лицензионных и других платежей, которые осуществляют держатели прав при регистрации прав на интеллектуальную собственность.

Выгоды для общества. Потребители получают возможность покупать продукцию по более низким ценам - коммерциализация оказывает содействие существенному снижению налогов.

14. Авторское и смежное право: объекты и охрана.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, которые являются результатом творческой деятельности.

Произведение должно быть результатом умственной работы.

Виды произведений:

- литературные

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения

- хореографические произведения

- любые музыкальные произведения

- аудиовизуальные произведения (кино, слайды и другие телепроизведения)

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна,

- произведения декоративно-прикладного искусства

- произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства.

- фотографические произведения

- различные карты и другие произведения.

Каждый из перечисленных объектов авторского права может быть классифицирован по многочисленным подвидам или разновидностям — по их внешним формам, жанрам, сферам применения. Например, литературные произведения могут быть художественного, научного, учебного и тому подобного характера. Некоторые произведения впервые прямо упоминаются в законе (например, комиксы). Однако все названные и неназванные виды,подвиды и разновидности лишь тогда становятся объектами авторского права, когда они являются результатами творческой деятельности и существуют в какой-либо объективной форме. В силу особой практической важности и специфики правовой охраны в дополнительном пояснении нуждаются, пожалуй, лишь программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем.

Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам.

Производные и составные произведения (они относятся к объектам авторского права)

Производные произведения – рефераты, резюме, переводы, обработки, аранжировки.

Составные произведения – энциклопедии, базы данных, сборники.

Вследствие неповторимости индивидуальных способностей авторов, самостоятельно создающих свои произведения, объекты авторского права всегда оригинальны. Вместе с тем некоторые творчески вполне самостоятельные произведения могут быть органически связаны с другими, служить их новой внешней формой. Такие произведения именуют производными. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства.

Помимо производных произведений к объектам авторского права также относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов.

Объекты смежных прав

Фонограммы, исполнение, постановка, передача организаций эфирного и кабельного вешания.

За нарушение авторских и смежных прав установлена гражданская, уголовная и административная ответственность. Учитывая рост числа нарушений авторских и смежных прав, закон устанавливает широкий круг как способов защиты, так и органов, уполномоченных осуществлять защиту данных прав.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.