Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки проектов: экономическая оценка проектов, профиль проекта, критерии отбора




Источники инновационных возможностей: неожиданное событие, потребности производственного процесса, демографические изменения, изменения в настроениях потребителей, новое знание и др.

1.Внезапное событие может быть как положительным для компании, так и отрицательным, например успех или неудача. Естественно, что события со знаком плюс, предоставляют самые благоприятные возможности для внедрения эффективной инновации. Так происходит, к примеру, когда препарат, предназначенный для людей, оказывается возможным применять для животных. Такие инновации гораздо менее трудоемки, а риск их использования практически равен нулю.

2. Искаженное восприятие действительности, вследствие её не правильного анализа. Такое положение возникает тогда, когда люди, стоящие во главе компании, делают свои умозаключения на ложных предпосылках и искаженных представлениях о сложившейся ситуации. Выбранные действия, не смотря на значительные усилия, не могут принести успех, а приводят к потере материальных средств и времени.

3. Потребности процесса производства. Слабые звенья производственного процесса рано или поздно приводят к проблемам развития бизнеса. Возникает насущная потребность в реконструкции проблемных участков, на основе новых знаний, с целью усовершенствования всего процесса. Причиной таких изменений могут стать демографические ограничения, при которых уровень потребления не может быть увеличен ни при каких условиях, кроме как при кардинальной перестройке процесса.

4. Критические ситуации, наступающие внезапно и захватывающие отрасль или весь рынок. Кризис порождает не ограниченные возможности для инноваций. Признаками последующих перемен являются:

· стремительный рост всей отрасли. Опережение объема производства, в рамках области, над темпами прироста населения или общего развития экономики;

· конвергенция (схождение) технологий. Слияние ряда технологий в одну ново созданную влечет за собой глобальные изменения всей структуры данного производства;

· готовность отрасли к существенным структурным преобразованиям. Качественное изменение отдельных производственных операций создает предпосылки для смены структуры всей отрасли. Кризисная ситуация вынуждает каждое предприятие принимать срочные решения и действовать безотлагательно. Сохранение прежней стратегии становиться опасным. Данный вид инноваций является наиболее эффективным, когда на рынке явно доминируют не более 2-х крупных производителей. Такие предприятия, постепенно привыкнув к позиции лидера, теряют бдительность и не замечают успехов своих близких конкурентов.

5.Разнообразные изменения демографического характера. Численность населения, его занятость, возрастной и половой состав, уровень доходов и образования оказывают сильное влияние на качество и объем покупательского спроса.

6. Смена шкалы ценностей и настроения потребителей. Изменение настроений в социуме, перемена в восприятии действительности в сознание людей, появление у них новых интересов создает хорошие возможности для инноваций.

7. Новы знания научного и ненаучного происхождения. Внедрение инноваций на основе новых знаний отличаются от других видов удлинением сроков их проведения. Кроме того такого вида инновации требуют учета сведений из различных областей знаний и особых условий.

6. Инновационный проект: сущность, содержание, проблемы реализации проектного управления.

Инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Инновационный проект отличается от инвестиционного целым рядом специфических характеристик:

• инвестиционный проект имеет своей целью коммерциализацию созданного новшества, а целью - инновационного проекта является создание инновации, внедрение которой способно в будущем принести коммерческий эффект;

• более высокой степенью неопределенности (технической, коммерческой) параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов), которая уменьшает достоверность предварительной финансово-экономической оценки и предполагает использование на практике дополнительных процедур оценки и отбора проектов;

• ориентацией инновационных проектов на долгосрочные, отдаленные во времени результаты, связанные с длительностью решения многих научно-технических проблем, вследствие их сложности и высокой неопределенности конечных результатов;

• вовлечением в реализацию проектов уникальных ресурсов (специалистов высокой квалификации, лиц творческого труда, материалов, приборов и т.д.), что требует тщательной подготовки отдельных стадий и этапов реализации всего инновационного проекта;

• меньшей инерционностью проекта на этапе НИОКР, позволяющей оперативно принимать решения о продолжении или прекращении проекта;

• высокой вероятностью получения в рамках проекта неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность промежуточных или конечных результатов, что предъявляет дополнительные требования к гибкости управления инновационным процессом, к способности быстрого вхождения в новые сферы бизнеса, отрасли, технологии, товарные рынки и т.д.

Инновационный проект обладает новизной воплощаемой идеи и определенной степенью уникальности целей проекта. Поэтому, главной целью инновационного проекта является разработка и применение инноваций: новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие различных систем (экономических, производственных, социальных и др.).

Содержание инновационного проекта. Разработка и реализация инновационного проекта осуществляется в течение длительного времени - от исследований до материального воплощения их результатов.

Содержание научно-исследовательского проекта, направленного на осуществление фундаментальных и прикладных работ, включает следующие разделы:

• фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;

• теоретическое обоснование;

• научное содержание НИР (постановка задачи);

• предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени новизны);

• основные этапы проекта;

• ожидаемые научные результаты;

• современное состояние исследований в данной области, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;

• научный и экспериментальный задел; описание тематики проводимых научной организацией исследований и полученные результаты, разработанные оригинальные методы;

• список основных публикаций, относящихся к данному проекту, имеющихся патентов;

• перечень и характеристика имеющегося оборудования.

Проект, осуществляющий прикладные, производственные исследования по разработке нового процесса (технологии) и/или продукта, а также его коммерциализацию, имеет иное содержание. В литературе как отечественной, так и зарубежной инновационный проект зачастую представляется в виде бизнес-плана. Его главной целью является обоснование эффективности нового вида деятельности и привлечение потенциальных инвесторов. В российской практике сегодня бизнес-план фактически заменил существовавшее ранее технико-экономическое обоснование проекта (табл.).

Таблица. Содержание инновационного проекта

Основные разделы   Содержание    
Исходные данные и условия   Основная идея проекта и его цели. Производственная мощность предприятия и его месторасположение. График осуществления проекта. Экономическая и промышленная политика, содействующая выполнению проекта. Финансовые возможности инвесторов и их роль в осуществлении проекта. Стоимость предпроектных исследований и т.п.  
Анализ рынка и стратегия маркетинга   Общеэкономический анализ. Анализ рынка для определения границ проекта. Результаты маркетинговых исследований: анализ спроса и конкурентной среды, предпочтений покупателей и нужд конечных потребителей, отличия от конкурирующих продуктов. Выводы: возможности рынка, делающие проект реальным, а также рыночные риски, угрожающие ему. Проектирование поступления средств от продаж при оптимальных производственных мощностях, принятой технологии и производственной программе. Основы проектной стратегии. Схема концепции маркетинга. Издержки и доходы маркетинга.  
Материальные факторы производства   Классификация сырьевых ресурсов и материалов, наличие и обеспечение ресурсами. Маркетинг поставок и их программа. Издержки на сырье и комплектующие изделия.  
Расположение предприятия   Местоположение и участок, подходящие для промышленного проекта с учетом технических, финансовых, социальных и экологических факторов, их взаимодействий и соответствие реализуемой государственной политике.  
Проектирование и технология   Предварительный план проектируемого предприятия, его физические характеристики: инфраструктура, заводские и другие здания, их взаимосвязь с коммунальными службами, потоками материалов, монтажом механизмов и другими аспектами строительства и эксплуатации предприятия. Программа исследований. Производственная программа и проектная мощность. Альтернативные технологии, их оценка с точки зрения издержек, возможного иностранного участия, использования местного сырья, влияния на окружающую среду и др. Выбор технологии. Приобретение и передача технологии. Подготовка основной проектной документации. Выбор машин и оборудования. Требования к техническому обслуживанию и замене. Оценка общих инвестиционных затрат.  
Организационное обеспечение   Организационная схема предприятия, основанная на оптимальной координации всех вводимых ресурсов. Расчет всех накладных расходов предприятия  
Трудовые ресурсы   Потребность в рудовых ресурсах по категориям персонала и функциям. Наличие трех категорий трудовых ресурсов: руководителей, специалистов и рабочих, обладающих требуемой квалификацией и опытом. План обучения и переподготовки. Оценка работников тех профессий и навыков, которые могут быть критическими для успеха проекта. Условия отраслевой занятости в регионе, уровень безработицы, тенденции миграции. Прогнозируемые издержки на оплату персонала для каждого подразделения на основе штатных расписаний.  
Планирование процесса реализации проекта   Цели планирования осуществления проекта. Стадии осуществления проекта. Составление графика реализации проекта. Разработка бюджета реализации проекта.  
Финансовый анализ и оценка инвестиций   Цели и задачи финансового анализа. Определение технических и финансовых результатов различных стадий реализации проекта. Определение источников финансирования, а также финансовых последствий задержки инвестирования и производства. Оценка и анализ вложений и отдачи. Анализ оценки издержек. Методы оценки экономической эфф проекта.  
Экономический анализ инновационного проекта   Оценка влияния проекта на развитие национальной экономики: на импорт, экспорт, занятость, экологическую ситуацию и т.д.

Процесс создания и внедрения новшеств на основе методов управления проектами имеет свои недостатки:

• создаваемая проектная группа, не смотря на высокую квалификацию участников, не обладает полной информацией относительно проблемной области. Поэтому, с одной стороны, возникает необходимость в дополнительном обучении исполнителей проекта, а с другой - повышаются требования к компетенции и профессионализму руководителя проекта. При этом остальные члены организации практически не заинтересованы в поиске новых методов решения задач проекта;

• проекты могут оказать большое влияние на распределение ресурсов и положение дел внутри организации. В результате осуществления проекта одни подразделения оказываются в выигрыше, другие - в невыгодном положении, это создает напряженность между ними, и ситуация требует своеобразных политических сдерживающих маневров со стороны руководства, в противном случае ставится под угрозу весь ход реализации.

Составление перечня критериев и получение соответст­вующих ответов на поставленные вопросы служат достаточно простым методом оценки проектов. Он может быть представлен в виде профиля проекта, где каждый фактор получает стандартную оценку (очень плохо, плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо). В профиле проекта не учитывается то обстоятельство, что каждый фактор имеет разный вес, или значимость.

Качественные методы в большей степени применяются к проектам, ведущим к радикальным инновациям. Один из подходов к отбору про­ектов связан с оценкой следующих факторов: 1. Преимущество: стоит ли осуществлять этот проект? 2. Время (срок): стоит ли осуществлять этот проект сейчас? 3. Устойчивость: стоит ли осуществлять этот проект, учитывая из­менения рынка в обозримом будущем? Преимущество проекта зависит от двух фундаментальных факто­ров: технического качества и потенциальной ценности.

Техническое качество определяется на основе субъективной оценки рейтинга, который отражает следующие факторы: - ясность целей проекта: - степень существующих технических препятствий: - степень существующих институциональных и/или рыночных пре­пятствий; - адекватность уровня квалификации имеющегося персонала и тех­нического оборудования; - в случае успешной реализации проекта насколько легко можно найти применение новой технологии, процессу или услуге.

Рейтинг потенциальной ценности проекта основывается на оценке изме­не­ния положения предприятия на рынке, если реализация проекта будет иметь успех.

Таким образом, выбор проектов осуществляется на основе матри­цы, где явно предпочтительны те проекты, которые имеют высокие рейтинги. Проекты, лежащие в «сомнительном районе», следует внимательно изучить с целью возможной их модификации, чтобы сделать более ценными.
Проекты также можно оценивать по двум составляющим (осям):
- горизонтальная ось показывает привлекательность каждого проекта для фирмы. Для получения оценки используются количественные и каче­ственные показатели, отражающие ценность проекта для компании;

 

- вертикальная ось показывает вероятность технологического и/или коммерческого успеха каждого проекта. Эту вероятность определяет ру­ководство фирмы по завершении стадии исследования пли разработки. Двухмерная система координат состоит из четырех квадрантов, ка­ждый проект изображается в ней в виде круга, диаметр которого про­порционален объему необходимых ресурсов:

- «жемчужина» — проекты, представляющие большую привлека­тельность для фирмы и имеющие высокую вероятность успеха;

- «бутоны» - весьма привлекательные проекты, но пока труднореа­лизуемые:
- «хлеб с маслом» — проекты, которые характеризуются достаточно высокой вероятностью успеха, но имеющие среднюю или низкую при­влекательность для фирмы;

- «проигранные дела» — безнадежные проекты с низкими коммерче­ской окупаемостью и вероятностью успеха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.