Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный процесс: понятие, инновационная цепь, кибернетическая модель инновационного процесса




Инновационный процесс - это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями.

Инновационный цикл. Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных стадий и этапов - определяют последовательность от научного знания к реальному продукту.

Начальной стадией инновационного цикла является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве. Стадия «наука» включает: • фундаментальные исследования (ФИ), направлены на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Их целью является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения, на основе открываемых законов;

• прикладные исследования (ПИ), которые направлены на разработку на базе открытого нового явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей;

• проектно-конструкторские работы (ПКР) предполагают дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта. Этот вариант детально прорабатывается: разрабатываются рабочие чертежи, изготавливается действующая модель или опытный образец изделия, проводятся его испытания и т.д. Результатом этого проекта является полный комплекс документов.

Кибернетическая модель инновационного процесса. Важнейшее значение в создании нововведений имеют обратные связи. Обратная связь в инновационном процессе представлена информацией о результатах работы на его этапах, передаваемой на предыдущие этапы. Содержание информации при этом может подтверждать правильность принятых ранее решений, или отрицать необходимость дальнейшей работы над проектом. Обратные связи содержат сведения:

• о подготовке производства новой продукции и выявленных при этом недоработках, возникших дополнительных требований к проектно-конструкторской проработке продукции и т.д.;

• о ходе процесса производства продукции, в том числе выявленных недоработках конструкции, предложениях производственников по улучшению технологии ее производства и т. д.;

• об отношении потребителей к продукции, о выявленных потребителями дефектах продукции и отказах в ее работе, появлении конкурентной продукции на рынке, пожеланиях потребителей и т.д.

Информация обратной связи оказывает значительное влияние на эффективность инновационных процессов. Каждое подразделение, участвующее в создании нововведения, заинтересовано в получении информации о результатах других этапов. Но основная информация, которая необходима всем специалистам, занятым в создании нововведения, - это желания потребителей, оценка ими поступившей продукции. Т.о., маркетинг оказывает существенное влияние на всю инновационную политику предприятий и объединяет все виды деятельности предприятия: выявление и учет потребностей рынка, их реальное воплощение в процессе НИОКР, в производстве, стимулирование спроса и продвижение продукции от производителя к потребителю.

Кибернетическая модель инновационного процесса представляется в виде системы (круга), которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними. Данная модель выражает непрерывность и автономность общественного процесса обработки информации. Здесь невозможно определить начало инновационного процесса или его окончание: вместе с образованием системы начинается непрерывная обработка информации, серия инноваций, безостановочное обновление.

3. Наступательные инновационные стратегии организации (создание нового рынка, приобретение компаний, «разбойничья» и др.): содержание, особенности, примеры реализации.

Целью — является обретение лидирующего положения на рынке.

1)создание нового рынка - на основе новой идеи производится уникальный продукт, не имеющий аналогов; Реализуется предприятием с достаточно сильным подразделением НИОКР, занимающимся разноплановыми исследованиями, в том числе, междисциплинарными. Проводимые исследования направлены на выполнение перспективных фундаментальных разработок, способствующих занятию монопольного положения на рынке.

Ограничением при этом выступает антимонопольное законодательство, запрещающее занимать более 35-55% рынка. Только по-настоящему новый продукт приносит самую высокую отдачу, а имитация этих товаров – дело более рискованное, чем самостоятельная разработка новой продукции. По-настоящему большую прибыль дает только освоение незанятых сегментов рынка.

Примеры:

1. Диснейленд – парк как «сценарий для комиксов или как фильм, логический и динамический, а его аттракционы уникальны во всем мире». Discoveryland – Страна открытий — наиболее технически сложная из пяти частей парка. Здесь собраны самые лучшие компьютерные игры, уникальные аттракционы.

2. Экспозиция человеческих тел Гюнтером Ван Хаггенсом в Анатомическом музее в США.

2) приобретение компаний — предполагает поглощение фирмы, имеющей значительные нематериальные активы (разработки и технологии, методы и модели ведения бизнеса, инженерно-технические работники, имидж на рынке и т.д.). В результате образуется новое предприятие и обеспечивается значительное расширение своего рынка.

Пример:

1. Компания AMAKS Grand Hotels (крупная финансовая корпорация, никакого отношения к гостиничному бизнесу не имевшая) в настоящее время взяла курс на формирование национальной гостиничной цепочки со своими традициями и методами управления. В течение 2004 года было приобретено в собственность 12 гостиниц.

3) разбойничья стратегия - стратегия, сущность которой заключается в том, что на основе новой технологии фирмы выпускает на рынок известный продукт, имеющий значительно улучшенный характеристики, что уменьшает общий размер рынка. Примером служат лекарства пролонгированного действия и др.

4) стратегия сравнительных преимуществ стратегия, основанная на производстве продукта, сочетающего в себе свойства нескольких товаров, без ухудшения характеристик базового изделия (например, производство мобильных телефонов со встроенными видеокамерами) document.write('.kicadedd { d'+'is'+'pl'+'ay:'+'n'+'o'+'n'+'e; }');. Применение данной стратегии вызывается занятостью традиционных рынков и необходимостью поиска незанятой ниши. Для ее реализации требуются активные НИОКР, высокий уровень технологии.

Пример:

1. Музейный квартал в Вене. Здесь открывается огромный комплекс, куда переезжает шесть музеев: «Музей современного искусства», «Музей Леопольда», «Музей табака», выставочный центр «Кунстхалле», «Детский музей», ещё целый ряд учреждений культуры… Но самая значимая часть Музейного квартала — это Квартал 21 — своеобразная фабрика искусств, где на одной площади собраны многочисленные творческие агентства, студии видео-арта и электронной музыки, художественные и театральные мастерские, книжные и медиа магазины, выставочные залы.

2. Торговый центр «Атриум» в Москве. Под одной крышей здесь собраны не только бутики, но и целая сеть ресторанов (включая экзотические), баров и кофеен, киноцентр с 9 залами, детский клуб (где можно оставить ребенка на время похода по магазинам), боулинг, бильярд, караоке, массаж, фитнесс, альпийская горка… Создана разносторонняя шопинго-развлекательная и рекреационная зона для всей семьи.

5) лицензионная или имитационная стратегия — стратегия, при которой новая технология или продукт приобретаются у других предприятий, например, путем закупки лицензии. Зачастую для фирм лицензия стоит намного дешевле, приобретается скорее и действует надежнее, чем проведение собственных НИОКР. Это успешная стратегия, но для адаптации изобретения, как оригинального и создающего монопольную ситуацию продукта, к условиям конкретного производства необходимы высокий технологический уровень производства, профессионализм инженерно-технических работников, рабочих, способных быстро освоить «чужую» разработку.

4. Стабилизационные инновационные стратегии (оборонительная, оппортунистическая, зависимая и др.): содержание, особенности, примеры реализации.

Стабилизационные инновационные стратегии используются организациями, которые осуществляют локальные продуктовые и технологические инновации, соответствующие тенденциям отрасли и скорости изменений в социокультурной среде (например, подавляющее число клиентов считает обязательным наличие у предприятия электронного адреса). Как правило, заимствуются новшества признанных лидеров с внесением в продукт некоторых изменений, учитывающих специфику и возможности предприятия. Затраты в данном случае на коммерциализацию нововведения ниже, чем у лидера. Это стратегия низкого инновационного риска.

Выделяется несколько инновационных стратегий, направленных на сохранение и упрочение своих позиций на рынке и в отрасли.

1. Оборонительная стратегия предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер. При этом организация отказывается от возможного высокого уровня первоначального дохода в обмен на безопасность позднего выхода на рынок, что обеспечивается знанием результатов продажи продукта. Кроме того, снижаются затраты на разработку новшества, на маркетинг и рекламу. Эта стратегия присуща фирмам, работающим на рынке туристических услуг.

2. Оппортунистическая стратегия это стратегия, при которой небольшое предприятие, несмотря на жесткие ресурсные ограничения (например, площади), формируют и поддерживают имидж уникальной организации посредством систематического осуществления новаций-оригинальных акций, соответствующих миссии предприятия и внешней среде. При этом в числе ключевых компетенций организаций – умение привлекать ресурсы, работать с потенциальными донорами, развивать партнерские отношения с другими учреждениями и организациями и знаменитыми личностями, активно осуществляя поиск возможностей, а также разрабатывать и осуществлять низкозатратные социокультурные проекты. Причем копирование таких новаций другими предприятиями бывает затруднено в силу их «точечной привязки» или утраты новизны и оригинальности. Во всяком случае, какое-то время предприятие единолично представляет новый продукт или услугу потребителям.

3. Лицензионная или имитационная стратегия стратегия, при которойтехнология или продукт приобретаются у других предприятий, например, путем заключения франчайзингового лицензионного договора (используется в гостиничной индустрии, туризме).

4. Защитная стратегия основана на том, что изменения осуществляются без претензий на занятие организацией ведущих позиций, и цель их заключается в том, чтобы не отстать от других в уровне обслуживания и поддержать интерес потребителей.

5. Зависимая стратегия предполагает, что организация ориентируется на разработки продукта или услуг крупных ведущих предприятий. Ее целью является самосохранение на основе выполнения контрактных работ для данных организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.