Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гнатюк Юлия Валерьевна Гнатюк Валентин Сергеевич




Словари

 

Болгаро-русский словарь. - М., 1953.

Большой немецко-русский словарь: в 2 т. / под ред. О. Москальской. - М.: Русский язык, 1980.

Большой польско-русский словарь. - М.; Варшава: Современная энциклопедия: Ведза повшехна, 1967.

Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М.: Русский язык, 1978— 1980. - Т. 1-^.

Орфоэпический словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989.

Русско-польский, польско-русский иллюстрированный словарь. - Варшава.: Ведза повшехна, 1978.

Сербскохорватско-русский словарь. — М.: Русский язык, 1976.

Словарь древнерусского языка ХІ-ХІѴ в. - М.: Русский язык, 1991.

Словарь русских народных говоров. - JI.: Наука, 1981.

Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1981. - Т. 1-4.

Словарь славянской мифологии. - Н. Новгород: Русский купец, 1995.

Словник староукраінськоі моей ХІѴ-ХѴ ст. - Киев: Наукова думка, 1970.

Словник украінськоі моей. - Киев: Наукова думка, 1970.

Словообразовательный словарь русского языка / под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Русский язык, 1990.

Украінсько-російський словник. — Киев, 1986.

Украінсько-російський словник. - Киев: Наукова думка, 1975.

Чешско-русский словарь. - М.: Русский язык; Прага: Гос. пед. изд-во, 1976.

 

 

 

Велесова книга Художник:

 

В. Крыжанивский Редакционно-издательская группа: Н. Дунаева И. Киселева

 

С. Михайлов В. Мороз В. Питянин Э. Чагулова Лицензия ИД № 02839 от 18.09.2000 Подписано в печать 05.07.2006. Формат 84xl08yi6 Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 8,5 Тираж 3 000 экз. Заказ № 4466 Издательство «Амрита-Русь» 107140, Москва, ул. Краснопрудная, д. 22а, стр. 1 тел/факс: 264-05-89, 264-05-81 [email protected] При участии ООО ПФ «Сашко» Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

 

1 Навь, Правь, Явь - три основных составляющих мира в философии древних славян. Явь — мир видимый, материальный, Навь — мир полевой, мир по обе стороны Яви, где обитают Боги и Души Пращуров; Правь — Истина, или законы Сварога, по которым миры существуют и взаимодействуют между собой. Закон Прави — основной закон Бытия у древних славян.

 

2 В ведической и других мифологиях Вселенная сотворилась из Золотого Яйца.

 

3 Ирий (Вырий, Сварга) — славянский Рай, куда Души, жившие по Прави, попадают после смерти и обретают вечную счастливую жизнь, продолжая мирно трудиться на полях Свароговых и помогая оставшимся на земле сородичам в трудное для них время.

 

4 Мовь — место священного обряда молитвы и омовения.

 

5 Бусова Русь — время правления князя Буса (ГѴ в. н. э.). Во время войны с готами Бус был убит и распят на кресте вместе с 70 воеводами. Русь потерпела временное поражение.

 

6 Полудень — юг.

 

7 Полуночь — север.

 

8 Две тьмы — имеется в виду две тысячи лет (одна тьма состоит из 10 веков). Если исходить из того, что дощечки писались в IX в. н. э., то Исход арийцев произошел в XI в. до н. э.

 

9 Иронцы — аланы (совр. осетины) — соседи арийцев в Приазовье и Предкавказье. За выпас скота на своих землях они брали десятину (об иронцах см. также в дош. 4-А).

 

10 1 Троянов внук (собир.) — славянский люд, оставшийся одиноким перед лицом врагов. «Друзья многие» — соседние народы — не пришли на помощь, и русская земля была захвачена хазарами. В «Слове о полку Игореве» славянский люд именуется «Даждьбожьим внуком».

 

11 Ироны (совр. осетины), называемые «аланами», относятся к группе ираноязычных племён. С первых веков нашей эры жили в Приазовье и Предкавказье по соседству со славяно-арийскими племенами.

 

12 «На втором десятке тысячелетия» — значит «на втором тысячелетии», т. к. тысячелетие у русов состояло из десяти веков. В тексте здесь и ранее речь идёт о двух тысячах лет пребывания славянского люда на Руси после Исхода из Семиречья.

 

13 Варяги названы «сыновьями волков» за их хищнические нападения на Русь, «иже суть хищницы».

 

14 В данной дощечке рассказывается о битве Скотича и Свентояра с готами и хазарами. Одновременно готы, хазары и варяги могли быть на Руси не позднее и не ранее VII в. Поэтому выражение «десенте ста третшіго» читается как «тысяча третьесотого», где «десенте» — это «десять (веков)», по аналогии с упоминаемым выше «двадесенте» — два десятка (веков). Если исходить из этой даты, то сражение Свентояра и Скотича произошло около 675 года. После этого готы ушли на север и исчезли, хазары заняли Киев и Поволжье, а пришедшие варяги побили хазар.

 

15 Десять тысяч. Здесь «тьма» обозначает также «тысячу».

 

16 Видимо, имеется в виду первый приход варягов (в VII в. н. э.).

 

17 Речь идет о готах; о захвате готами Воронежца говорится и в дощ. 24-А.

 

18 Золотые и серебряные монеты с изображением овнов и коней.

 

19 Богуны — богоугодные люди (сохранилась фамилия Богун). По убеждениям русов, умерший на поле боя отправлялся в небесное войско и там вместе с Перуном ковал мечи, чтобы помогать оставшимся на земле собратьям сражаться с врагами.

 

20 Мифологическая, на первый взгляд, картина сражения богов Света с Тьмой содержит в себе реалистические понятия древних славян о гигиене. «Выползающим из тёмной ямы» смертям и болезням они противопоставляли ежедневные омовения, очищение огнём и губительный для всякого разложения и загнивания солнечный свет.

 

21 Дасуни — враги, «те, что за солнцем», в отличие от «ясуни» — «сына солнца». Здесь «дасунями» называются хуны, предки гуннов,, нападавшие на русов в основном по ночам и ассоциировавшиеся для них с понятием «злобной тьмы».

 

22 Возможно, «хвостатыми» хуны названы из-за своих головных уборов, которые представляли собой меховые шапки со свешивающимся лисьим (волчьим и пр.) хвостом.

 

23 «Гора Великая» — это кавказский Эльбрус, где в богатой предгорной долине один из сыновей Ория Кий обосновал первый Киев (по одним хронологиям — в IX в. до н. э., по другим — в VI в. до н. э.).

 

24 Время правления Дира 864—875 гг. (IX в.) — значит, славяне пришли в Карпаны в VI в. до н. э., а в верховьях Днепра поселились в I в. до н. э.

 

25 Карпанские (Карпенские) горы, скорее всего — Кавказ.

 

26 Как свидетельствуют другие источники из архива Ю. Миролюбова, славяне с Кавказа пошли вначале по берегу Чёрного моря к Дунаю, где часть осталась (дулебы), а остальные из-за постоянных войн пошли «на восход солнца», к Днепру.

 

27 Пенджаб — район Пятиречья (Семиречья), где раньше обитали славяно-арийские роды.

 

28 В лот. 29 говорится: «Траян напал на дулебов... за триста лет до нашего времени». Война с римским императором Траяном на Дунае была в 101—102, 105—106 гг. н. э., таким образом «наше время» — начало V века (подробнее см. в комментариях). Значит, война с языгами и отход русов к ляхам произошли в начале III в. н. э.

 

29 Готы Германареха пришли на Русь в IV в. н. э. (годы жизни Германареха — 265—375 гг. н. э).

 

30 Укр. «шалвія», полек, szalwia, лат. salvia, — шалфей. Пряное лекарственное растение, используемі з в народной медицине с глубокой древности. Содержит дубильные вещества, эфирные масла, обладает противовоспалительными свойствами.

 

31 Мара и Морок — боги Смерти и Мрака, антиподы богов Света.

 

32 Morze (попьск.) — море.

 

33 Zlyty (чешек.) — жёлтый.

 

34 Medroocyty (польск.) — голубоглазый.

 

35 От bard (древнекельтск.) — народный поэт, певец («бранд»), то же, что и «боян».

 

36 Невіглас (укр.) — невежда, малознающий человек.

 

37 Имеется в виду, когда варяги впервые захватили над Русью власть (IX век). Приходили же они на Русь гораздо раньше в качестве купцов. В дощ. 4-В рассказывается, как варяги пришли в Киев с купцами и побили хазар, что относится, по-видимому, к VII в. В дощ. 29 также утверждается, что «приходил на Русь иной Аскольд и что было всего три Аскольда — варяга».

 

38 Ted, ted’ko (чешек.) — теперь, сейчас, ныне.

 

39 Возможно, здесь описка: Аскольд, убивший Дира, пришёл в IX в., то есть спустя 1500 лет после Карпенского Исхода. Но может быть, здесь речь идёт о другом Аскольде, приходившем на Русь в VII в. н. э. («Приходил иной Аскольд», дощ. 29).

 

40 Vzdy (чешек.), завжди (укр.), zawsze (польск.) — всегда.

 

41 Полишити (укр.) — оставить, потерять.

 

42 Женути (укр.) — гнать.

 

43 Kark (польск.), закорки (русск.) — верхняя часть спины, низ шеи.

 

44 Персидский царь Дарий напал нв Скифию в 514 г. до н. э. Эта война нанесла большой урон, скифы были вынуждены платить персам дань. Это нашло отражение в барельефе на скале в Бегистуне (Мидия), где изображён Дарий, перед которым стоит ряд связанных предводителей подчинённых народов. Последним в этой связке изображён бородатый скиф в характерном высоком «колпаке».

 

45 Тривалий (укр.) — длительный; витривалий (укр.) — стойкий, выдержанный.

 

46 Илар — Кирилл, которого считают основателем письменности у славян. Однако это не соответствует исторической истине. Письменность у славян существовала задолго до этого, Кирилл изучил её и перевёл на русский язык христианские трактаты, лишь дополнив славянскую азбуку некоторыми греческими буквами.

 

47 Пятиречье (Пянж) и Семиречье — территория в Средней Азии, охватывающая часть современного Афганистана, Пакистана и Индии, где протекает священная река Инд с семью (или пятью) основными притоками.

 

48 Здесь указана точная дата — роды Богумира обитали на территории Семиречья в IX в. до н. э.

 

49 За Волгой.

 

50 Фряги — дружественная русам группа племён, населявшая с V в. н. э. территорию в бассейне рек Одры и Эльбы. По историческим данным, через северную часть Каспийского моря действительно пролегал торговый путь «из Фряг в Чайну», то есть от берегов Балтики в Китай и обратно.

 

51 Монеты с изображением коня.

 

В час опасности русы сменяли занятие земледелием на скотоводство, так как работа в поле требует оседлого образа жизни, люди разобщены и более уязвимы. Гораздо легче угнать скот в другие места и скрыться самим либо организовать мобильные оборонительные дружины.

 

52 Вірмени (укр.) — армяне.

 

53 Nechat (чешек.) — оставлять. 106

 

54 Карпенские горы — Эльбрус.

 

55 Клавдий Птоломей (ок. 90 — 168 гг. н. э.) среди племен, населяющих Сарматию, упоминает вендов, бастарнов и скифов (Античная география, с. 320).

 

56 Русские горы — возможно, современные Карпаты.

 

57 Яма — бог Смерти.

 

58 1 Акинаки — скифские короткие мечи.

 

59 Русы иногда заключали временные союзы с готами в борьбе против Римской империи и других врагов.

 

О таком союзе с Алдорехом и идёт речь (ок. 670 г. н. э.)

 

60 1 Эти данные соответствуют историческим фактам. В «Житии Стефана Сурожского» сообщается о новгородском князе Бравлине, предпринявшем поход на греков и освободившем Черноморское побережье от Корсуни до Сурожи

 

(ок. 790 г.).

 

61 Княжение правнука Боровлена действительно совпадает со временами написания «Велесовой книги» (ок. 880 г.).

 

62 Колунь (Голунь) — древнее славянское городище, основанное арийскими родами после Исхода из Семиречья (ок. VI в. до н. э.), вероятно, где-то в районе Дона и Северского Донца. Геродот (умер ок. 425 г. до н. э.) записал: «За рекой Танаисом (Доном), на север от Меотийского озера (совр. Азовское море), на протяжении 15 дней пути, где нет деревьев, живут савроматы. Выше них живут будины, земля здесь покрыта густым лесом... Будины — племя великое и многочисленное, все они сероглазы и светловолосы. В их области построен деревянный город, название этого города Гелон, длина стены с каждой стороны 30 стадий, она высокая и деревянная, и дома у них деревянные, и храмы...» (Геродот. «История» в девяти книгах. — Л.: Наука, 1972. — С. 192.

 

63 Лише (укр.) — только, лишь.

 

1 Если исходить из даты обоснования славян в Карпенских горах (VI в. до н. э.), то падение Сурожи произошло 1300 лет спустя, то есть в 7 в. н. э., когда Грецколань отбила у русов побережье Чёрного моря и те ушли на север в Новгород и ильмерские леса, где и дождались прихода Аскольда и Рюрика (IX в. н. э.). Это совпадает с утверждением в дощ. І8-Б о двухсотлетием пребывании южных русов в землях новгородщины. Однако ещё и в конце VIII начале IX в. н. э. князь Бравлин отвоёвывал Сурож у греков.

 

64 Если имеется в виду Готская война ГѴ в. н. э., то Кий-отец (а значит, и его братья и отец Орий) жили в IX в. до н. э. Киевоградие (как система городов, то есть княжество) возникло в VI в. до н. э. А из Карпенских гор (Кавказа) арии ушли в I в. н. э. (в других дошечках, напр. 5-А, указывается I в. до н. э. Речь, видимо, идёт о разных племенах, миграция которых с Карпен происходила постепенно).

 

65 В контексте «Велесовой книги» слово «кметь» имеет два значения: «земля» как обработанные угодья и как «воины». В данном случае не совсем ясно, какое значение следует употребить для перевода.

 

Как следует из дощ. 35-А, одну часть славян возглавил Кисек.

 

Умертвил (в другом случае — ранил) отрока Гуларехова. Возможно так же, что данный отрывок имеет окончание в дощ. 6-Д, где в выражении «отрце Гулареха оде Воронение» слово «отрце» приобретает иной смысл и переводится не как «отрок», а как глагол «отбил» — «отбил Гулареха от Воронежца». Боярин (болояр) Сегеня — это, вероятно, тот самый Болояр, воевавший с готами и гуннами ок. V в. н. э.

 

66 Обряд славянского братания — питие из одной чаши (братины) вина, смешанного с кровью всех участников перемирия.

 

67 Мокошь, Макошь — месяц, лунный серп, а также вид военного построения «серпом». Здесь, может быть, указано время — «в час Макоши», или боевого порядка наступающих войск, выстроенных «серпом», то есть «Мокошем».

 

Одоакр (Одонацер) — римский император, был убит готским предводителем Теодорихом (Детерехом) в 493 г. н. э. Оба были выходцами из германских племён.

 

Огидний (укр.) — противный, мерзкий.

 

68 «Наше время» — начало V в. (401 год). Траян нападал на дулебов в 101—102, 105—106 гг. н. э.

 

69 Имеется в виду дата окончательного ухода готов с Руси (VII в. н. э) За 500 лет до ухода готов — во II в. н. э.

 

Таким образом становится известным имя по крайней мере одного из древних славянских летописцев, авторов «Велесовой книги», — это отец Хорыга (подробнее см. в комментариях).

 

Питар Дый — у славян «Питие дающий», является сыном Земли-Матери и Отца-Сварога. Когда наступает засуха, то Мать-Земля просит своего небесного сына Питара послать дождь. Он же — Вергунец-Перунец, заботящийся об урожае. А когда выступает как бог-защитник славян и навергается на врагов, то меняет свой лик и становится Индрой — грозным богом-воином.

 

Как следует из других дощечек (напр., 12, 24-Б), русы славили богов пять раз в день. На утренней молитве они славили Утреннюю Зарю, Перуна и Сурож, в полдень — Хорса, вечером — Зарю Вечернюю, Даждьбога и Сварога. И ещё дважды — перед обедом и перед вечером творили общую молитву всем богам и пращурам.

 

70 Krzyzowac (польск.), krizovat (чешек.) — распинать на кресте.

 

Известный готский историк древности Иордан (VI в.) рассказывает, что Германарех велел разорвать лошадьми свою жену Сванильду. А братья её Амминиус и Сарус (росомоны), отомстили за смерть сестры и ранили Германареха, который вскоре скончался. В «ославяненном» варианте эта история может быть следующей. «Сва-нильда» переводится с немецкого языка как Лебедь — Schwan. Имя одного брата — Сарус — вероятно, означает «царь» (от вавилонского «сар»). Царём, вернее, князем Руси тогда был Боже-Бус. Есть предположение, что Бусов было два — Боже-Бус (старший) и сын его Бус-младший. Старшего Буса готы распяли, а младший Бус (сын, а не брат) собрал Русь и разбил готов.

 

71 То есть на семь лет.

 

72 Рось — это Ра-река, Волга, где до Исхода к Непре жили славянские племена. (Согласно некоторым арабским авторам это и есть не что иное, как библейский «Росъ» и Ashabirr-Ross Корана.) Возможно, отсюда и пошло понятие Россия, то есть территория на Роси. Не зря до сих пор Рось—Ра—Волга считается сердцем России.

 

Имеется в виду обряд питья из одной чаши вина, смешанного с кровью участников предстоящего похода.

 

В украинском народном языке сохранилось слово «баниться», то есть «ругаться, ссориться», в русском — «браниться». Здесь также по тексту аидно, что речь идёт именно о разделении родов (замечено В. Панченко).

 

73 «Жизнь и сила» — формула благополучия у многих древних народов. Жизнь и силу в «Риг-Веде» даёт всему сущему Отец Творения. В Древнем Египте пожелание «Жизнь, Здровье, Сила» стало непременным титулом фараонов.

 

74 Gruchaz (польск.) — ворковать.

 

75 Произошло разделение славян. В дощ. 7—3 также говорится, что Щех и Хорват ушли к закату солнца, а часть чехов осталась с русами.

 

76 Синдика (по Геродоту) — Приазовье. В дощ. 15-Б также говорится, что когда русы были в Карпенах, то потеснены были готами с захода солнца (Синьского края). Эго ещё одно подтверждение тому, что Карпенские горы — это Кавказ (Приэльбрусье).

 

77 В дощечках действительно упоминаются 10 наиболее известных готских князей: Аларех, Алдорех, Бурех, Германарех, Готорех, Гуларех, Детерех, Конорех, Огорех, Одокрех.

 

78 С севера (Коляда) приходили готы, затем варяги; с востока (Яр и Красная Гора) — гунны, языги, ясы и др.; с юга (Овсени) — греки. Три основных празднества говорят о трёх временах года у древних славяно-ариев.

 

79 Вутец — укр. «вуй, вуйко», польск. «wuj» — дядя, так же — уважительное обращение к старшему. Здесь — синоним старшего Отца — старейшины. Но поскольку «старейшина» уже имеется, то «вутец» здесь переводится как «вождь», «предводитель».

 

80 В архивах Ю. Миролюбова есть упоминание, что Индикий — полное имя Кия, так как он основал Киев-первый в Индской (Синдской) земле (Приазовье). А ещё раньше арийские роды ходили в Индию.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.