Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матерь-Сва- Слава




 

Наши предки состояли в неразрывном родстве с Природой, были её частью и познавали естественные законы мироздания изнутри, через себя. Именно поэтому их религиозно-философское воззрение было живым, динамичным и многомерным, как сама Природа.

 

Вся объёмность понятий и представлений наших предков о Земле и Космосе воплощалась в образах почитаемых ими славянских богов. Одного из них — удивительного образа Матери-Сва-Славы, — мы намерены коснуться в данном исследовании.

 

Этот образ был до сих пор неизвестен, вернее настолько забыт, что не упоминался ни в одной из существующих ныне древнеславянских летописей, ни даже в славянском фольклоре и мифологии. Хотя какие-то отголоски его, видимо, сохранились, что позволило исследовательнице Марии Гимбутас в книге «Боги и богини» (изд. в 1973 г.), говорить о славянской «великой Птице-Богине», образ которой был раскритикован Б. А. Рыбаковым в силу «недостаточной обоснованности». Но вот «Птица-Богиня» предстаёт перед нами на страницах «Велесовой книги» во всём блеске и красоте! К нашему счастью, не в беглом упоминании вскользь, а в многократных описаниях и повторениях даётся довольно полное представление о сущности, функциях и даже облике названного божества.

 

Матерь-Сва-Слава — Прародительница всех славян. Причём изначально это была совершенно конкретная женщина, матерь Слава, о которой рассказывается в дощ. 9-А: «В давние времена был Богумир, муж Славы, и имел трёх дочерей и двоих сыновей... И мать их, которую звали Славуня, заботилась об их потребностях». Желая выдать дочерей замуж, Богумир отправился на поиски мужей для них. В те времена люди ещё близко общались с богами, и боги часто принимали участие в их судьбе и жизни. И вот Даждьбог послал Богумиру троих небесных вестников — Утренника, Полуденника и Вечерника, за которых вышли замуж дочери Богумира. От них произошли племена древлян, кривичей и полян, а от сыновей — северян и русов. Как уже отмечалось, это были ещё времена матриархата (эпоха его заката), поскольку Богумир назван «мужем Славуни», а не наоборот, и названия племён произошли от имён её дочерей (Древа, Скрева, Полева), а не зятей.

 

Датировать этот период можно концом 2, началом 1 тыс. до н. э., поскольку «Велесова книга» говорит, что роды Богумира обитали «за морем в Краю Зелёном» «за две тьмы до Дира» (то есть за две тысячи лет до Дира, жившего в IX в. н. э.) и «за тысячу триста лет до Германареха» (жил в IV в. н. э.). То есть события происходят в XI—IX вв. до н. э.

 

Основное занятие обитавших там племён — скотоводство. Поэтому кажущееся на первый взгляд не более чем образным выражение «мы — потомки Славуни и Даждьбога, родивших нас через корову Земун, и мы были кравенцы (коровичи), скифы (от “скуфе”, — “скот” — скотоводы), анты, русы, борусы и сурожцы» (дощ. 7-€) содержит в себе зашифрованные события прошлого. Славяне действительно произошли от Славуни и в известной мере от Даждьбога, поскольку именно он послал мужей её дочерям, так же как в своё время послал отрока отцу Тиверцу, имевшего двух незамужних дочерей (дощ. 16). А рождение «через корову Земун» символизирует скотоводческий, пастушеский культ, опять же в его женской ипостаси — Корове, а не Быке, который будет главенствовать в последующие патриархальные времена.

 

Эту родословную славяне всегда чтут и помнят: «Мы имеем имя Славы, и славу эту доказали (врагам), идя на железо их и мечи» (дощ. 8/2). «Мы — потомки Славуни, можем быть гордыми и не беречь себя», (дощ. 6-Г). «Мы — потомки рода Славуни, который пришёл к ильмерцам и поселился до (прихода) готов, и был тут тысячу лет» (дощ. 8). (Мы почитаем) «Даждьбога отцом нашим, а матерью — Славу, которые учили нас чтить богов наших и вели за руку по стезе Прави. Так мы шли и не были нахлебниками, а только славянами, русами, которые богам славу поют и потому суть — славяне» (дощ. 8/2).

 

Таким образом, «Велесова книга» прослеживает самый исток этногенеза славян, раскрывает смысл этого понятия и относит время его возникновения к концу 2 — началу 1 тыс. до н. э.

 

С течением веков конкретный первообраз размылся, поэтизировался, возможно, слившись с другими неизвестными нам образами, приобрёл новые черты, поднявшись до уровня божества.

 

Матерь Слава стала МАТЕРЬЮ-СВА-СЛАВОЙ — Всеобщей Матерью, на что указывает определительное местоимение «сва», то есть «вся», «всеохватывающая», «всеобщая», подобно тому как СВА-РОГ является Всеобщим богом, Творцом всего сущего. В Риг-Веде «висва» также обозначает «весь», например Висва-Дева — Всебожество. К тому же в Риг-Веде обнаружилась фонетическая аналогия Матери-Сва — МАТАРИШВАН. «Мудрецы дают Единому Сущему многие имена — это Агни, Яма, Матаришван».

 

Именно функция Дарителя Огня является ключевой как в образе героя древнего индоарийского предания Материшван, похитившего в изначальном мире огонь для богов и первого человека Ману, так и в образе Матери-Сва-Славы, которая в «Велесовой книге» предстаёт в образе Птицы, принесшей на своих крыльях огонь людям. «Матерь» — та прекрасная Птица, которая принесла пращурам нашим огонь в дома их, а также агнца /дала/, — говорится в дощ. 7-Б. «И вот Магура поёт свою песню к сече, а та Птица послана Индрой. Индра же был и вовек пребудет тем самым Индрой, что передал Перуну все бранные стрелы» (дощ. 6-Г).

 

Здесь Магура — иная ипостась Матери-Сва, её индоарийский вариант. (В иранской мифологии она — Птица Симург.) И как Магура является посланницей Индры, или Варуны, «летящай в небе на Златом крыле», так и Матерь-Сва является посланницей Вышнего, или Патера Дыя-Ондры-Перуна. Здесь обнаруживается общий исток индоираноарийских образов и прослеживается тенденция их преемственности. «Матерь-Сва обращается к Вышнему...» (дощ. 37-А). «Мы молимся Патеру Дыю, ибо он производит огонь, который Матерь-Сва-Слава принесла на крыльях праотцам нашим» (дощ. 19).

 

Как заботливая мать, она принесла на крыльях небесный огонь для своих детей-славян, которые хранили его в очагах, а также приносили богам в жертву священного агнца, испечённого на огне. Агни у индоарийцев до сих пор — бог Огня.

 

Когда славяне ушли из Семиречья в поисках новых земель, Матерь «умных вразумила, храбрых укрепила», а сама полетела впереди, указала благодатные края, освятив новые угодья крылами, и славяне осели там, «как велела Матерь-Сва-Слава» (дощ. 13).

 

По своей сути МАТЕРЬ-С В А-СЛАВА - ЭТО ВОПЛОЩЁННЫЙ В ОБРАЗЕ ПТИЦЫ СИМВОЛ ЧЕСТИ И СЛАВЫ РУСИ. В ней заключена память о подвигах отцов и пращуров и слава каждого русича, павшего за свою землю, либо прославившего её иными благими деяниями, чудесным образом перетекает к Матери-Славе и становится вечной. «Матерь-Сва сияет ликом, как Солнце, и предвещает нам победы и гибель. Но мы того не боимся, ибо это — земная жизнь, а выше есть жизнь вечная, и потому мы должны радеть о Вечном, ибо земное против него — ничто. Мы на земле, как искры, и сгинем во тьме, будто и не было нас никогда. Только слава наша перетечёт к Матери-Славе и пребудет в ней до конца концов земной и иных жизней» (дощ.7-€).

 

Нет ничего прекраснее славы геройства, а русы во все времена проявляли множественные примеры доблести, вот почему Птица сияет оперением подобно Солнцу и переливается всеми цветами радуги. «Матерь-Сва распускает крылья, бьёт себя по бокам и вся сияет нам огненным светом. И каждое перо её иное и прекрасное - КРАСНОЕ, СИНЕЕ, ГОЛУБОЕ, ЖЁЛТОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ, ЗОЛОТОЕ И БЕЛОЕ. И сияет, как Солнце-царь, и по колу идёт за Солнцем, и светится семицветьем, завещанным от наших богов» (дощ. 7-Е). Жар-птица из наших сказок — это несомненный отголосок образа Птицы-Славы.

 

Матерь-Сва напоминает русам об их героическом прошлом и зовёт к новым подвигам. В трудный час она приходит на помощь, воодушевляет воинов, предвещает им победу и сама набрасывается на врагов, бьёт их крылами и разит клювом. «Увидели Великую Птицу, летящую к нам, которая набросилась на врагов» (дощ. 14). И русские витязи, прикоснувшись к славе предков, стремясь быть такими же чистыми и сильными душой и телом, идут сражаться за свою землю, за своих жён, детей, отцов, матерей, любимых и, вдохновлённые словами Матери-Сва, вершат ратные подвиги, не жалея ни крови, ни самой жизни. «Как только враг идёт на нас, мы берём мечи и, вдохновлённые словами Матери-Сва, что будущее наше славно, идём на смерть, как на праздник» (дощ. 14).

 

Мы полагаем, что образ Матери-Сва в той или иной мере перешёл во многие более поздние образы славянской мифологии, в частности полуптип-полуженщин Вещей Гамаюн, Алконст и Сирин, неземное пение которых заставляет забыть обо всём на свете, причём от голоса Сирин человек может умереть. Дивное пение Матери-Сва действительно воодушевляло воинов, так что смерть на поле боя казалась им праздником, а сила их в сражении увеличивалась десятикратно.

 

В «Велесовой книге» упоминается также образ Берегини (производное от «беречь», «оберегать») — хранительницы памяти о подвигах русов. Она близка к образу Матери-Сва-Славы и связана с ним: «Те славные (воины русские) не берегли ничего, даже жизни своей, — о них говорит Берегиня. И бьёт крылами Матерь-Сва-Слава и рассказывает потомкам о тех, кто не поддались ни варягам, ни грекам. Говорит та Птица о борусинских героях, которые пали от римлян...» (дощ. 7-Ж). И если Берегиня исполняет конкретную функцию хранительницы памяти о национальных традициях, образе жизни, благих деяниях и ратных подвигах героев во славу Руси, то Матерь-Сва-Слава — более активный образ. Она — побуждение к действию, вместилище энергии, которая проистекает из сохранённой Берегиней славы и памяти.

 

Говоря современным языком, образ Птицы-Сва возникает как определённого рода энергетическое поле, плазменный сгусток, живой, пульсирующий эгрегор в пространстве и времени, «аккумулирующий» волевые и чувственно-образные импульсы отдельных людей в единую субстанцию огромнейшей мощи, сияющую, будто миллионы свечей, будто само Солнце, от которого каждый в свою очередь получает энергетический заряд в качестве «подпитки».

 

В образе Матери-Сва проявляется гармоничное единение личного и общего, славы одного человека и всего народа. Здесь происходит перетекание качественного в количественное и обратно подобно тому, как все цвета радуги складываются в единый цвет — белый, который, воссияв своей первозданной чистотой и белизной, вновь рассыпается завораживающим семицветьем.

 

Вместе с этим Матерь-Слава представляет собой прямое и непрерывное перетекание Времени из Прошлого — через Настоящее — в Будущее, утверждая, что — только помня о славе отцов и пращуров и преумножая её сейчас, славяне и впредь останутся такими же славными и сильными. «И бьёт крылами Матерь-Сва-Слава, и рассказывает потомкам о тех, кто не поддался ни варягам, ни грекам. Говорит та Птица о борусинских героях, которые пали от римлян на Дунае у валов трояновых, и полегли без Тризны... Но мы — их сыновья и потомки и также не отдадим землю нашу ни варягам, ни грекам!» (дощ. 7-Ж).

 

Даже в самые тяжёлые времена, когда Русь была окружена со всех сторон врагами, а славяне стали «сирыми и нищими» и не имели сил встать на защиту, Матерь-Сва поддерживала их и звала к подвигам. «Только Птица Матерь-Слава предрекала нам славу и призывала учиться на славе отцов» (дощ. 21).

 

В образе Вещей Птицы она предупреждает о грядущих бедах: «Бьёт крылами Матерь-Сва-Слава и предвещает нам тяжкие времена засухи и коровьего мора» (дощ. 28). Также в трудный час она подсказывает важные решения. «Захваченные римлянами и настигнутые готами, мы должны были между двух огней тлеть и сгорать... Тут прилетела к нам Птица Божеская и сказала: “отойдите к полуночи и нападите на них, когда они пойдут на селения наши и пастбища ”. Мы так и сделали, — отошли к полуночи, а потом напали на них и разбили их», (дощ. 6-А). «Германарех поддержал гуннов, и мы имели двух врагов на обоих концах земли нашей. И Болорев был в великом затруднении: /на кого идти?/. Тут Матерь-Сва прилетела и сказала ему напасть сначала на гуннов, разбить их и повернуть на готов. /И он сделал так/» (дощ. 27).

 

На поле боя русы также часто выстраивали конницу «птицей», — это был вид боевого построения, которому покровительствовала сама Матерь-Сва-Слава. “Мы строимся /по образу/ Матери-Сва, Солнца нашего: простираем “крылья ” в обе стороны, а “тело”в середине, а во главе — Ясунь, а по бокам его — воеводы славные... (дощ. 7-3). «И мы за Сва также шли, выстроив конницу «птицей», и она врагов “крыльями ” накрыла, а “головой” била» (дощ. 20).

 

В тот самый час, когда к воинам, геройски павшим на поле брани, с небес слетает Перуница, неся рог, наполненный «живой водой вечной жизни», Матерь-Сва поёт им величественную Песнь Славы, поёт так, что боги смерти Мор, Мара и Яма отступают перед погибшими и души их улетают прямо в Сваргу и обретают там вечную жизнь вместе с богами и пращурами. «Матерь-Сва бьёт крылами и славит воинов, которые испили от Перуницы живой воды в сече жестокой» (дощ. 7-Д).

 

После того как в войнах с готами и гуннами разрушилась великая славянская держава Русколань, просуществовавшая тысячу лет (она была образована во времена Ория в VI в. до н. э. и распалась в IV в. н. э.), русы имели предсказание, что Русколань возродится, «когда Коло Сварожье повернётся к нам, и времена те /по слову Птицы/ — Сва придут к нам» (Іощ. 36-А).

 

Кто же она — Матерь-Сва-Слава? Грозная воительница или заботливая мать? Прекрасная девица или мудрая жена? Советчица или указчица? И кто она вообще — Женщина, Птица или просто — Сияние? Она — всё! Чаще всего она предстаёт Птицей с женским обликом в блистающем оперении, но вся она — многолика и многомерна, она меняется и живёт подобно тому, как существуют, всякий раз меняясь, Огонь, Ветер, Вода, Звёзды, Цветы, Деревья, Звери, Птицы и Люди.

 

Функционально образ Матери-Сва-Славы в чём-то перекликается с образами греческой богини Афины и этрусско-римской Минервы — могучих воительниц, грозных и прекрасных, которые обычно изображались в блестящих шлемах и сверкающих доспехах, со щитом и копьём. Однако они выступают как хранительницы и покровительницы в самом широком смысле. Так и Матерь-Сва-Слава порой изображалась облачённой в защитную броню с крылом в форме щита. Однако она не имеет ни копья, ни меча, ни другого оружия. Сила её воздействия в ином — в проникновенном слове Пророчества, Восславления и Призыва.

 

С другой стороны, Матерь-Сва-Слава выступает как богиня Победы. «Посмотрите вокруг — и увидите Птицу ту впереди вас, и она поведёт вас к победам над врагами, ибо куда ведёт нас Сва, там одерживаются (победы)» (дощ. 18-А) И в этом она родственна греческой Нике и римской Виктории.

 

Как видим, образ Матери-Сва очень многообразен, и подобная полифункциональность сближает его с Великой Матерью (Ma-Дивой) крито-микенского мира, культ которой сложился, как отмечает академик Б. А. Рыбаков, в середине 2 тыс. до н. э. Ма-Дивия (или просто Ма) рассматривается как богиня природы и мать всего живого. Однако в отличие от неё Матерь-Сва выступает не как «богиня всего живого», а как Прародительница славяно-арийского народа, исполняющая функции заботливой матери, хранительницы славы и памяти покровительствуемого ею Рода-Племени. Это именно наша русская Великая Матерь, в образе которой при схожести черт со многими другими божествами присутствуют и черты уникальности. Аналогичного божества нет ни в одной мифологии мира. Есть богини Земли, Плодородия, Охоты, богини-Воительницы и Защитницы, богини-Матери, но ни у кого нет такого объёмного образа богини Славы, от которой произошёл целый народ (в данном случае — славяне).

 

Это указывает на самобытность мировосприятия древних праславян, их уникальную, совершенно самостоятельную философию, которая, органично сосуществуя с прочими религиозно-философскими воззрениями, не растворилась в них, а сохранила особенный, только ей свойственный образ мыслей и взглядов на окружающий мир.

 

«Наши боги — суть образы» — говорили предки и устанавливали чаще всего лишь символы своих богов в виде идолов, да и то не всегда. Самой священной иконой для них были Живые Источники, Священные Дубы, Небесные Камни, а храмом — вся Природа. Слишком сложны и многогранны были образы славянских божеств, чтобы запечатлеть их в грубых формах статики хотя бы в одном из многоликих проявлений. Как выразить, к примеру, душу Дерева, запечатлеть мудрость Камня, передать божественное сияние Славы? Вся гамма чувственнообразных понятий передавалась в живую — от поколения к поколению через волхвов и кудесников и жила среди славянского народа как неотъемлемая часть их философско-религиозного бытия.

 

Удивительно, но многие из этих образов живут в нас и поныне! В каждом городе и селе есть памятники, обелиски или монументы Славы. Матерь-Слава по-прежнему взирает на нас с высоких курганов в облике Женщины-Защитницы, Победительницы, Державницы. Она всегда была, есть и будет Покровительницей Руси. Её дивную песнь и сейчас может услышать каждый, кто чтит своих Богов, Пращуров и своё Отечество.

 

«Вот прилетела к нам, села на древо и поёт Птица,

И всякое перо Её — иное, и сияет цветами разными,

И стало в ночи, как днём. И поёт она песни, /призывая/к борьбе и битвам...

Услышь, потомок, Песнь Славы и держи в своём сердце Русь,

Которая есть и пребудет землёй нашей!» (дощ. 8/2.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.