Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Легионы завоевателей / Legions of ConquestКульт порядка / The Cult of OrderПадение империи / The Fall




BBC: Древний Рим. (Римская Империя). Расцвет и падение империи BBC: Ancient Rome. The Rise and Fall of an Empire

Год выпуска: 2006
Страна: Великобритания, коллекция BBC
Продолжительность: 300 мин.
Описание: Фильм повествует о расцвете и падении Великой Римской Империи и о шести ключевых переломных моментах в ее истории. Основан на обширном историческом исследовании. Фильм показывает, как жажда власти и амбиции великих мужей Рима, таких как Цезарь, Нерон, Константин создали Империю. Фильм рассказывает историю войны Рима с Карфагеном, который был завоеван Цезарем, а также - как было подавлено еврейское восстание, и как Рим принял Христианство. С помощью актеров и компьютерной графики удалось воссоздать захватывающие сцены из истории Древнего Рима во всех подробностях.

1-я серия (Безумие Нерона)
2-я серия (Кинжал в спину Цезаря)
3-я серия (Гнев народа)

4-я серия (Бунт Иудеев)
5-я серия (Константин)
6-я серия (Падение Рима)

 

Рим: сила и величие / Rome: Power and Glory(3 фильма):

Год выпуска: 1998
Страна: США
Продолжительность: 3 х 52 мин
Описание: Портрет Римской империи и подробный рассказ о древних римлянах — героях, завоевателях и творцах, о том, какое наследие оставила Римская империя современному миру и что роднит нас с древними римлянами.
Легионы завоевателей: несметные легионы вымуштрованных воинов, завоевавшие огромнейшие территории, раскололись на враждующие группировки. Почему они не сумели удержать захваченные земли? Римскую армию, несравненный символ военного могущества, погубили алчность и коррупция…
Культ порядка: Культура и зодчество Древнего Рима нашли свое отражение в западном искусстве, архитектуре, медицине и городском планировании. По мере роста империи языческие верования смешивались с новыми убеждениями. Так родилось христианство, во многом противоречащее ценностям римской культуры.
Падение империи: К концу IV века шаткая военная машина Римской Империи уже не могла противостоять вторжению варваров. Близок был тот роковой час, когда Рим, сердце империи, оказался во власти вандалов. Но захватчиков ждал неприятный сюрприз: их встретила лишь тишина пустых улиц и запустение в ветхих домах. Империя рушилась на глазах, но прошло еще сто лет, прежде чем жестокая судьба настигла могучий и славный Рим.

Древние открытия / Ancient Discoveries
Год выпуска: 2007
Страна: Великобритания
Продолжительность: 7 серий по 45 минут
Режиссер: Stuart Clarke, Ben Mole
Описание: Историки античности нередко сталкиваются с удивительным парадоксом: то, что было когда-то создано руками наших далеких предков, можно было воплотить в жизнь, лишь опираясь на современную науку… Как же справлялись со своей задачей инженеры древности. Ведь им удалось создать краны, переносившие грузы весом в десятки тонн, водные гарпуны, которыми можно было потопить корабль, механические пилы, приводимые в действие силой воды и многое другое. Способна ли современная наука разгадать, какими технологиями пользовались древние инженеры? Могут инструменты, которыми пользовались наши предки, найти применение в наши дни?

Фильм 1. Машины Востока

Фильм 2. Китайское оружие

Фильм 3. Баллистические орудия

Фильм 4. Утонувшие города

Фильм 5. Оружие древних

Фильм 6. Величайшие суда античности

Фильм 7. Роботы древности

Загадки древности. [Cекреты Ацтеков, Рыцари-тамплиеры: воинствующие монахи, Древний Рим и его таинственные города, Загадки Великой Китайской стены, Реинкарнация, Древние пророчества, Загадка майя, Магия алхимии, Александрийская библиотека] / Ancient mysteries

Год выпуска: 1995 -1997
Страна: США
Продолжительность: 9 фильмов х 45 мин
Описание:
"Секреты ацтеков". Археологические находки в Теночтитлане и исследования ученых позволяют представить, какой была жизнь ацтеков - великой цивилизации, существовавшей на территории современной Мексики до начала XVI века.
"Рыцари-тамплиеры: воинствующие монахи". Вскоре после первого крестового похода (1118 - 1119 года) в Сирии и Палестине появился французский духовно-рыцарский орден тамплиеров (храмовников). Орден тамплиеров и его судьба - одна из самых драматических и таинственных страниц средневековой истории.
"Древний Рим и его таинственные города". Рим был основой целой империи. Армия Древнего Рима была самой сильной из существовавших в то время. Она завоевывала государства, покоряла народы, строила новые города.
"Загадки Великой Китайской стены". В 1974 году неподалеку от китайского города Линтонг крестьяне, копая колодец, нашли фигуры солдат и лошадей. Так было сделано сенсационное открытие - циньская монументальная скульптура, тысячи терракотовых фигур. Они были захоронены рядом с императором Цинь Шихуанди - инициатором строительства Великой Китайской стены.
"Загадки древности. Реинкарнация". Есть ли жизнь после смерти? Если существует душа, бессмертна ли она? Может ли она возродиться в другом теле? Какие доказательства могут подтвердить реинкарнацию? Что иудаизм и христианство говорят о переселении душ?
"Древние пророчества". Можем ли мы объяснить феномен провидцев прошлого и их предсказаний? Какой смысл заложен в загадочных центуриях Нострадамуса?
"Загадка майя". О народе, который играл в футбол, принося проигравших в жертву богам, и полагал, что знает точную дату конца света. Путешествие в Паленке - религиозный центр древних майя.
"Магия алхимии". Алхимики пытались получить золото из неблагородных металлов, искали секрет бессмертия. Алхимией увлекались многие ученые, например - Исаак Ньютон. История алхимии хранит множество загадок.
"Александрийская библиотека"

Утраченные сокровища древнего мира. Древний Рим / Lost treasures of the ancient world. Ancient Rome

Год выпуска: 1999
Страна: США
Продолжительность: 48 мин.
Описание: Древний Рим относиться к Западному типу древних цивилизаций и связан с завершением истории античного общества. Древние римляне оставили после себя большое количество научных открытий, грандиозные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инженерной техники, реалистический, доходящий до беспощадности портрет в скульптуре, высокие образцы монументальной живописи и произведения монументального искусства.
Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов и прежде всего древних греков. Но выросла она на земле, где была уже собственная самобытная древнеиталийская культура, начало которой восходит ещё к 3 тысячелетию до н. э. (культура этрусков). Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на всё последующее развитие Европы.

 

 


[1] Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х тт.Т. 1. М., 1972, с. 178-179.

[2] Мы воспользовались здесь идеей С.С. Аверинцева, данной им при характеристике античной

парадигмы культуры: «Греки не только создали свою культуру – конкретную, исторически неповторимую со своими специфическими характеристиками и локальными ограничениями; одновременно в двуедином творческом процессе они создали парадигму культуры вообще. Парадигма эта, отрешившись от греческой «почвы» еще в эпоху эллинизма, а от обязательной связи с греческим языком – в Риме, осталась значимой и для Средневековья,и для Ренессанса и далее, вплоть до эпохи индустриальной революции»// См. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 145.

[3] Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, с. 460.

[4] Флоренский П.А. Соч. в 4 тт. Т. 3\2. С. 22.

[5] Определение человека как «совершенного деяния» содержится в древнем ведическом тексте «Айтарейе араньяке» II (1.3,3,3).

[6] Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии М., 1996. С. 16.

[7] О ней говорится в древнейшей эпической поэме «О все видавшем» («Поэма о Гильгамеше»). Избытком этой способности наделены создатели индийских Вед, совершенномудрые Риши. Проблема различия «зрения» и «видения» является центральной в знаменитой индийской «Йога-сутре». В текстах Древнего Китая способность «видения» характеризуется как путь к познанию «истинной реальности» и источник «всех искусств». В Древней Греции важнейшей из способностей, которой наделяет людей Прометей, является именно «способность видения». Особое место занимает проблема видения в учении Платона. Благодаря этой способности философ способен осуществить «перелет» из мира вещей в мир идей, являющийся, по его мнению, «истинной реальностью».

[8] «Культурность» - качество, определяющее способность человека «возвысится над самим собой». В культурах Индии, Греции и Китая оно не дано обычному человеку от рождения, а является результатом определенной системы воспитания (санкхья-йога, пайдейя, вэнь-жень).

[9] См. Флоренский П.А. Термин. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 3 (1), X-XI.

[10] Это связано с тем, что человеческое зрение, которое греки считали «источником величайшей пользы» (Платон), воспринимает мир в трех измерениях, т.е. «скульптурно». В диалоге «Тимей» Платон говорит, что из «орудий промыслительной способности души» важнейшими являются глаза, ибо они «несут с собой свет», что только благодаря зрению становятся видимыми результаты деятельности рассудка и ума – способностей, которыми обладает невидимая душа. Благодаря зрению они «сопрягаются» с видимыми телами: огнем, водой, землей и воздухом. Способность видения – признак мудрости, т.к. дает возможность представить все существующее и мыслимое в их единстве («как одно»). Поэтому «зрение для нас – источник величайшей пользы» («Тимей» 46 d-e, 47a).

[11]Характеризуя решение этой задачи Платоном, А.Ф Лосев пишет: «…вся эта детальнейшим образом разработанная космология является только идеальным образцом для теории идеального человека и идеального общества» (Платон. Соб соч. в трех томах. Т. 3 (1). М., 1971, с. 659). В равной степени такая же характеристика подобных текстов классической Индии и классического Китая является вполне правомерной.

[12] Следует различать тот смысл, который вкладывали в этот термин «откровение» люди Древнего мира и человек Средневековья. Для древних этот термин обозначал особое знание. Оно дано только мудрецам, которые обладают способностью «видения», позволяющей им представить истину в ее незамутненном виде. Обычные же люди могут получить это знание только как авторитетное свидетельство об истине, полученное непосредственно от мудрых и зафиксированное в «священных книгах».

[13] Конрад Н. И. История всемирной литературы. (макет) М., 1967, с.145-148.

[14] Согласно преданию, он получил власть из рук мудрого и добродетельного правителя Шуня (XXIII в. до н. э.), которому ранее вручил ее мифический герой древности Яо, правивший Китаем в течение ста лет.

[15] Первые надписи на черепаховых панцирях, бронзе и камне появились в Китае в XIV-XI вв. до н.э., иероглифические надписи в XII-III вв. до н.э.

[16] Начало разложения родового строя в Китае относится к ХII в. до н.э.

[17] Чжоу было владением династии Чжоу (XI-III вв. до н. э.), имея титул «Сыновей Неба», они одновременно считались правителями всей Поднебесной.

[18] В эпоху династии Ся существовали школы сяо, в эпоху Шан школы сюи, в эпоху Чжоу школы сян. В них помимо общеобразовательных предметов, предполагавших изучение письма, счета, ритуала включалось и обучение «военным искусствам»: стрельбе из лука и управлению боевой колесницей, а также и воспитанию нравственных качеств. Так, в период Чжоу школы были обязаны содержать пожилых людей.

[19] Малявин В. Китайская цивилизация. М., 2000, с. 383.

[20] Термин «Лю и» (6 искусств) позднее стал употребляться и для обозначения 6 канонических текстов

конфуцианского канона, т.н. «Шестикнижья».

[21] «Шицзин». Посещение школы. IV, IV, 3.

[22] Более подробно идейная борьба конфуцианцев и легистов будет рассмотрена при анализе конфуцианской доктрины.

[23]Административная система в империях Цинь и Хань на высшем уровне включала: 1. «Великий воевода» (тан вэй). 2. «Советник» (чэн сян). Под его началом находились 9 министров двора («дзюнцзин») и 13 ведомств.

[24] Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х тт. Т. 1. С. 147-149.

[25] История Древнего мира. Индия. Китай. Страны Юго-Восточной Азии. Минск, 1998. С. 668.

[26] Там же, с. 686-689.

[27] Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.,1965. Гл. 2. Мифы о Нью-ва и Фу-си.

[28]Традиция, связанная с созданием «графического чертежа» вселенной, восходит к древнейшим временам. В 13 главе даоского текста «Чжуан цзы» сохранилось упоминание о древнем архаическом мифе: «Когда появились из [реки] Ло девять [начертаний], порядок установился совершенный, свойства обрели полноту. Предки, как зеркальное отражение, освещали все внизу на земле. Все в Поднебесной их поддерживали. Они-то и назывались высшими предками». (Цит. по: Мудрецы Китая. Ян Чжу. Лецзы. Чжуанцзы. СПб.,1994. С.212.)

[29] Понятие узор – «узорочье» («вэнь») было в Древнем Китае символическим обозначением имени «культура» («культурность). В китайской традиции представление о культуре было неразрывно связано с письменным словом. Его изобретение приписывалось некоему Цан Це, помощнику мифического основателя китайской цивилизации, одному из 5 мифических императоров Хуан-Ди.

[30] Шогуа чжуань. Чжан 1.

[31] Щуцкий Ю. в книге «Китайская классическая «Книга перемен» приводит таблицу связи в «ба-гуа» черт, символов и свойств. С. 14.

Знак Название Свойство Образ
Цин творчество крепость небо
Кунь исполнение самоотдача земля
Чжень возбуждение подвижность гром
Кань погружение опасность вода
Гэнь пребывание незыблемость гора
Сунь утончение проникновенность ветер, дерево
Ли сцепление ясность огонь
Дуй разрушение радостность водоем

 

[32] В комментариях к «Книге перемен» эта теория найдет свое законченное выражение в учении о единстве дао и дэ.

[33] Из комментария к «Книге перемен» «Шогуа Чжуань».

[34] Два типа черт (сяо) делятся на: 1) целые горизонтальные черты ян («световые») и 2) прерванные в середине горизонтальные черты инь («теневые»). Из сочетания трех черт складываются 8 символов (гуа) триграмм, связанных с определенным кругом понятий; а из сочетания в самых различных комбинациях шести таких черт 64 символа гексаграмм, обозначающих действительность.

[35] «Десять крыльев» делятся по на: 1. «Туань-чжуань» («Традиция суждений») в двух частях. 2. «Сянь-чжуань» («Традиция образов») в двух частях. 3. «Сицы-чжуань» или «Да-чжуань» («Традиция афоризмов», или «Великая традиция») в двух частях. 4. «Шогуа–чжуань» («Традиция объяснения триграмм). 5. «Сюйгуа-чжуань» («Традиция о последовательности гексаграмм»). 6. «Цзагуа-чжуань» («Различные традиции о гексаграммах»). 7. «Вэньян-чжуань» («Традиция о знаках и словах»).

[36]«Сицы-чжуань», или «Дачжуань» («Большой комментарий») представляет собою своего рода трактат, в котором излагаются основы философской концепции «Книги перемен» (онтология, космология, гносеология).

[37] В китайском языке слово отождествлялось с его письменным выражением и обозначалось одним термином «вэнь».

[38] Гране М. Китайская мысль. М., 2004. С. 28.

В 30-40-е годы С. Эйзенштейн, штудировавший книгу М. Гране в связи с разработкой им теории монтажа, в своей известной статье «Чет-нечет» писал: в «китайской науке… научные системы построены не по принципам отвлеченного мышления, а по нормам мышления чувственного … не по типу научных систем, а по образу и подобию художественных произведений». (Цит по: «Восток-Запад». Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988, с. 239.)

[39] Там же, с. 25.

[40] Изобретение иероглифики традиция приписывала министру первого императора Хуанди.

[41] «Древность, служащая изначальным идеалом для китайцев всегда и прежде всего представала перед ними в образах правителей – мудрецов», - пишет И.И. Симененко (цит. по: Гране М. Китайская мысль. С. 480.)

[42] Там же, с. 191.

[43] Там же, с. 202.

[44] Число 3 символизировало единство – Дао неба, Дао земли и Дао человека. Число 5, близкое по своему значению как «все» символизировало пропорциональную соотносимость небесных феноменов, пространства и времени, природных стихий и человека (его прародителей и первопредков, его способностей и добродетелей). В текстах древнего Китая речь идет о 5 стихиях(элементах) -У син. О 5-ти священных горах и морях, обозначающих пространство (Поднебесной). О 5-ти основаниях времени. О 5-ти видах злаков – У-гу. О 5-ти основных цветах (У-сюэ) и звуках (тонах)- У-гу. О 5-ти небесных императорах – владыках севера, юга, запада и востока, выступающих и в роли величайших культурных героев, первоправителей и первопредков, научивших людей добывать огонь, заниматься рыболовством, обрабатывать землю, писать и считать. О 5-ти свойствах человеческой природы и пяти добродетелях, которыми он должен овладеть и им неукоснительно следовать. Число 8 использовалось для пропорционального соотнесения восьми направлений пространства и восьми главных государственных дел.

[45] Числа календаря определялись термином «ли шу», они были наиболее подходящими для обозначения положений частиц «ци».

[46] Гране М. Китайская мысль. С. 192.

[47] «Ши цзи» цит. по: «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2. С. 312.

[48] Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». С. 152.

[49] Говоря об упражнениях в искусствах, Конфуций имеет в виду не только пятерку древних искусств «Лю и», но и изучения канонических текстов.

[50] «Хэсюевы времена» - это не только эпоха «золотого века», когда люди, согласно традиции, жили, следуя естественному порядку вещей, но и время перехода к цивилизованным формам жизни, зарождение которых было связано с деятельностью совершенномудрых и добродетельных правителей.

[51] Дао дэ цзин. Чжан 5.

[52] Чжуан-цзы. //Мудрецы Китая. Ян жу, Лецзы, Чжуан цзы. СПб., 1994, с. 157 (В дальнейшем текст «Чжуан цзы» цитируется по этому изданию).

[53]Там же, с. 240, 203.

[54] Там же, с. 176-177.

[55] Древнекитайсуая философия. Собр. текстов в двух томах. Т.1. С. 274.

[56] Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998, с. 460.

[57]«Мудрецы Китая», с. 271. (Это место из текста даоского философа перекликается с замечательным образцом древнекитайской поэзии «Щи цзина», песней-притчей «Белый жеребенок», в которой прекрасный миг жизни, воплощенный в образе белого жеребенка, уподоблен вечности: «Светло-светло-белый жеребенок, В огороде ешь росточки, милый. Привяжу тебя, тебя стреножу. Чтобы это утро вечным было…» («Ши цзин». II, IV, 2).

[58] Цит. по книге: Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, с. 382.

[59] Упоминание об этом предании содержится в тексте «Шу цзын» в главе «Великий закон»

[60] (Ригведа. Мандалы. I-IV. М. 1989. с. 80)

[61] Все ссылки на «Ригведу» даны по: Ригведа. Мандалы I-X. М.. Наука, 1989-1999.

[62] (Атхарваведа. Избранное. М. 1989, с. 32-33).

[63] Варна – каста, сословие. Традиционным считалось деление на три высших касты: брамины –жрецы, кшатрии – воины и правители, вайши – земледельцы и торговцы. Низшей считалась каста шудр – слуг. Позднее появилось множество мелких каст.

[64]Впервые этот термин упоминается в «Ригведе», но для обозначения сословий используется, только начиная с периода брахман (Шатападха брахмана V. 5. 4, 9. VI.4.4., 13).

[65] Брихадараньяка уп-да 111. 9. 8.

[66] Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М., СПб., 1997. С. 156.

[67]Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Изд. 3. Перевод, предисловие и примечания акад. Б. Л. Смирнова. Akademia. 1994, с. 80.

 

[68] Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. М., 1999. С. 88, 323.

[69] (Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Третье издание. М., 1994. С. 38.)

 

[70] Тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. М., 1994, с. 542.

[71] Здесь имеется в виду эволюция йогической практики в постведический период, которая приводит душу к Брахману и одновременно наделяет ее многочисленными сверхспособностями. Столь широкое истолкование практики йоги способствовало ее триумфальному распространению в различных областях духовной деятельности: философской, религиозной, эстетической, этической. (М. Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. СПб., 1999, с.201-207.)

 

[72]Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. С. 136.

[73] Философские тексты Махабхараты. БХАГАВАДГИТА. «A-cad», 1994, с. 3.

[74] Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 1950, 1992, с. 591.

[75] Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 1992. С. 591.

 

[76] Цит. Мастера искусства об искусстве. Т. I. М., 1965, с. 16.

[77] Там же, с. 338-352.

 

[78] Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М., 1996. С. 360, 363, 364.

[79] Невиль П. Ритм и мелодия в камне/ «Индия.Перспективы». Нью Дели. 1999. Декабрь, с. 27.

[80] Артхашастра, или Наука политики. М., 1992. С. 16-17.

[81] Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1.М., 1989, с. 172.

[82] Там же, Гераклит. 13, 71, 90, 112.

[83] Софокл. Антигона. 791-800.

[84] Ж.-П. Вернан.Происхождение древнегреческой мысли. М.,1962. С. 15-16.

[85] Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971. С. 217.

[86] Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. СпбГУ. 2001.

[87] Там же, с. 67.

[88] Там же. С. 87-86.

[89] Наиболее значительным исследованием на эту тему является работа Йохана Хейзинги «Homo ludens» (Человек играющий). М., 1992.

[90] Jager W. Paideia. Bd I. 1933. S. 29.

[91] Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э., с. 115.

[92] Тронский И.М. История античной литературы. М.,1988, с. 151.

[93] Реализовать себя как личность может только индивид, прошедший «школу» самосознания в качестве свободного, «просвещенного» человека. Для этого в античную эпоху не было необходимых предпосылок в силу отсутствия у эллинов приоритетного интереса к индивидуальным сторонам человеческой жизни. В тех же случаях, когда такой интерес возникал, как это было, например, в эпоху Греческого Просвещения и софистов, он вызывал у ревнителей традиционных ценностей полиса решительное неприятие. Свидетельством его может служить критика софистов Платоном (см. «Протагор»).

[94] Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма, 311.

[95] Фрагменты ранних греческих философов. Часть1. М.,1989, с. 42.

[96] Павсаний. Описание Эллады в двух томах.Т.2. М., 1994, с. 28-29.

[97] Античная литература. Греция. Антология. Часть1. М., 1989, с. 93, 95, 124.

[98] Там же.

[99] Античная литература. Греция. Антология. Часть 2. С. 185-186.

[100] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. Домострой, гл. 5, 1-17.

[101] Там же, гл. 6, 4-10.

[102] Там же, гл. 11, 1-23.

[103] С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы.М.1977,с.204-205

[104] Эта система воспитания и ее культурное значение будет рассмотрено в заключительном раздел данной работы

[105] См.: Фукидид. История. Кн.2, 40.

[106]Платон. Государство. Гл.VII. 519 c.

[107] А.Ф. Лосев. Мифология греков и римлян. М.1996,с.305

[108] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.VIII. Кн. 1. С. 407-408.

[109] Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971, с. 210.

[110] Лосев А.Ф. ИАЭ. Т. VIII. Кн. 2, с. 407-408.

[111] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979.11.3, 6.

[112] Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. С. 148. Пифагор, 26.

[113] Антология мировой философии в 4-х тт. Т. 1, часть 1. М., 1969, с. 335-337. Демокрит, 48-62.

[114] Лосев А.Ф. ИАЭ. Т. VIII. Кн. 1, с. 492.

[115] Платон. Горгий. 503e-504a.

[116] Платон. Государство. IV. 433e, 430.

[117] Платон.Тимей. 78 a-b.

[118] Платон. Федон. 110 b-c.

[119] Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т. IV, с. 379.

[120] Фрагменты ранних греческих философов, с. 7.

[121] Там же, с. 239. Гераклит (85).

[122] Там же, с. 217. Гераклит (51).

[123] Там же, с. 181. Гераклит (1).

[124] Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960, с. 33, 237-341.

[125] Аристотель. Политика. Кн.1. a 10-110.

[126] Лосев А. Ф. ИАЭ. Т. VIII. Кн. 2, 216.

[127] Фрагменты ранних греческих философов. Пифагор. 58, b 4.

[128] Там же. Филолай. 13. 11. 4.

[129] Там же. Филолай. 58 В 12.

[130] Досократики. Минск,1999. С. 362. Эпихарм 56.

[131] Лосев А.Ф. ИАЭ.Т.VIII. Кн. 1, 512.

[132] Платон.Послезаконие,976c-979e

[133] Там же, 977 a-b.

[134] Платон. Послезаконие. 990-992.

[135] Там же, 980a-986a.

[136] Лосев А.Ф. ИАЭ.Т.1. М., 1963, с. 92.

[137] Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971, с. 210.

[138] там же. Секст, с. 316.

[139] Лосев А. ИАЭ. Т. II, с. 74.

[140] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. IV 6, 9. III 13,12, 6. IV 7. II 4, 5, 6.

[141] Лосев А. ИАЭ.Т. II, с. 667.

[142] Аристотель. Никомахова этика. II, 21 104 a 26.

[143] Там же. Кн.2 (В)110 b a 30-35.110 a 5.

[144] Лосев А.Ф. ИАЭ.Т. I, с. 996.

[145] Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1935, с. 234, 154.

[146] Платон. Федр. 244 a, 244 е – 245 а.

[147] Аристотель. Никомахова этика. Кн. (В), 110 6. 10.

[148] Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., 1976. С. 22.

[149] Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996. В этой книге была предпринята попытка реконструкции элевсинского ритуала.

[150] Аристотель. Поэтика. 1449, 6. 22-29.

[151] В.Йегер. Пайдейя. С.11

[152] Детальный анализ этой связи определения культуры и занятия земледелием был дан П.А. Флоренским в его статье «Термин».(См.: Флоренский П.А. Т. 2. У водоразделов мысли.М.Правда.1990.С.221-222

[153] Анализ содержания поэмы Гесиода и «Домостроя» Ксенофонта был дан в разделе «Греческий полис и античный идеал».

[154] Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., 1997, с. 35.

[155] Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. Пифагор 21, с. 147.

[156] Там же, с. 492-493(1в).

[157] Там же,с. 491 (7). Эта идея будет впоследствии развита Платоном в его учении о «способности видения истины путем восприятия тела как «знака души» (См.: диалоги: «Кратил» 399с-400с, «Государство». Кн. 6. 518с-519.)

[158] Аристотель. Сочинения в 5 тт. Т. 4. М., 1974. С. 296.

 

[159] Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями философа Гиерокла. М., 1996.

[160] Выдержки из литературного наследия Каллина, Тиртея, Пиндара, Эсхила и Аристофана, которые могут дать представление об особенностях «аристократической пайдейи», приведены в разделе данной работы, посвященном характеристике античного идеала.

[161]Греки не знали термина «природа». Они пользовались термином «фюзис», смысл которого отличается от того смысла, который мы вкладываем в термин «природа». Значение термина «фюзис» состоит в том, что он обозначает одновременно «природу» каждой конкретной вещи и мира в целом, которая проявляется в процессе их становления, но всегда при этом остается сама неизменной. Созданную Демокритом концепцию пайдейи иногда определяют как миметическую (подражательную) в силу той роли, которая отводится в ней «подражанию» природе.

[162] Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М., 1935. С. 147.

[163] Там же, с. 234.

[164] Там же, с. 154.

[165] Там же.

[166] Марру А.И. История воспитания в античности. М.,1998,с.313

[167] Йегер В. Пайдейя. М.1977,с.13

[168] Там же, с.15.

[169] Гиппократ. Избранные книги. М.,1994, с. 94.

[170] Там же. С. 279-305.

[171] Там же, с. 16.

[172] Антология мировой философии в 4-х томах. Т. 1. Часть1. Протагор. С. 316.

[173] Там ж. Секст, с. 316.

[174] Термин «энциклопедическая пайдейя» (в смысле «общее образование»), получивший распространение в первые два века новой эры, не отражал реальной педагогической практики этого времени и не соответствовал понятию «общее образование». Он обозначал набор научных дисциплин, изучавшихся в школах неоплатоников, перипатетиков и стоиков и считавшихся введением в философию.

[175] Цит. по: Лосев А.Ф. ИАЭ. Т. 2, с. 7.

[176] Марру Ф.-И. История воспитания в античности. М., 1998, с. 120-121.

[177] Платон. Протагор. 319 а.

[178] Фукидид. Воспоминания о Сократе. IV. b 9. III,12,6. IV.7.II.4, 5,6. II. 2,3.III.7.III.1-5, 9.

[179] Йегер В. Пайдейя, с. 167.

[180] Платон «Государство», 499 d.

[181] Йегер В. Пайдейя, с. 244.

[182] Фукидид. Воспоминания о Сократе. IV. b 9. III,12, 6. IV.7. II. 4, 5, 6. II. 2, 3. III. 7. III. 1-5, 9.

[183] Платон. Филеб b1в.

[184] Платон. Законы. Гл.З, 697.

[185] Там же, гл. 5, 730 c.

[186] Платон. Государство. Кн. 7. 534 b-c.

[187] Платон. Послезаконие. Собр. соч. в трех томах. Т.3 (2), с. 799.

[188] Платон. Протагор, 321-322d.

[189] Платон. Федон 69b.

[190] Платон. Кратил 415d.

[191] Платон. Кратил 400с.

[192] там же.

116 Платон. Законы. Кн.1. 644-645.

 

 

 

 

[195] Платон. Протагор 329е.

[196] Платон. Законы. Кн.1. 631d-e.

[197] Платон. Государство 376е.

[198] Платон. Законы 804 c-d.

[199] Там же, 656с.

[200] Историческое значение этой мысли, - пишет Марру,- трудно переоценить, ею открывается новая эпоха в истории педагогики. Ведь Платон формулирует здесь ни больше ни меньше, как идеальное понятие и специфическую программу того, что можно было бы назвать средним образованием. (Марру А.-И. История воспитания в античности, с. 111.)

[201] Платон. Государство. 540 a-b.

[202] Там же.

[203] Там же 591c-d, 592a-b.

[204] Аристотель. Политика.1253а.9.5

[205] Аристотель. Политика.1332b. 7. 5-10.

[206] Там же.1334б.22.25

[207] Аристотель. Большая этика.1187а.29

[208] Там же,1190а.30

[209] Там же.1185в15

[210] Там же.1185а 35.

[211] Проблема добродетели детально рассматривается Аристотелем в его трактате «Никомахова этика». Кн. 1-10.

[212] Аристотель. Политика.1334 а. 24-25.

[213] Аристотель. Большая этика.1191 б. 25-29, 1200 а 31-34.

[214] Аристотель. Никомахова этика.1180 б. 25.

[215] Аристотель. Метафизика.980а.

[216] Аристотель. Политика. 1340б.11-14.

[217] Аристотель. Политика.1342б 1-20

[218] Этруски: Италийское жизнелюбие. Пер. с англ. М..ТЕРА. 1998

[219] Хайдеггер М. Время и Бытие. Статьи и выступления. М.,1993. С. 192-220.

[220] Там же, с.196.

[221] Лукиан из Самосаты. Избранная проза.М.1991. Сновидения или жизнь Лукиана,9-15

[222] Авл Геллий. Аттические ночи. Томск, 1993, с. 182.

[223] Так например, в IV в. н. э. епископ медиоланский Амвросий, переложив этот труд Цицерона в духе христианского вероучения, опубликовал сочинение под названием «Об обязанностях священнослужителей». В эпоху Ренессанса идея humanitas, которой был привержен Цицерон, легла в основу идеологии ренессансного гуманизма. В эпоху Просвещения один из выдающихся его идеологов Вольтер называл трактат Цицерона “Об обязанностях” одной из наиболее значительных произведений, которые он когда-либо читал.

[224] Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975, с. 388.

[225] Цицерон. Философские трактаты. М., 1985, с. 111.

[226] Цицерон. О природе богов. LXII.

[227] Цицерон. Философские трактаты, с.151-152.

[228] Сенека. Письма к Луцилию 88, 89, 90.

[229] Цит. по: Муратова К. М. Мастера французской готики. М., 1988, с. 61.

[230] См. Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века. – В кн. «Богословие и культура Средневековья». Киев,1992,с.14.

[231] Цитируется по: Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002, с. 118.

О необходимости изучения в «определенных пределах» т.н. «свободных искусств», т.е. наук, имеющих отношение к интеллектуальной, прежде всего философской деятельности, говорит

Аристотель в трактате «Политика». Кн. 8. II, 1-2.

[232] Говоря о христианской духовности, следует учитывать ее принципиальное отличие от понимания духовности в античном мире, основу которого составляет процесс самоодухотворения человека. «Христианство – ни в коем случае не религия духа, - замечает С.С.Аверинцев, - это религия «Святого Духа». Его идеал – не самоодухотворение, а «покаяние», «очищение», «святость». «Взятый же сам по себе дух или душа, это то, что лишь оживляет тело и наполняет его жизнью и не имеет прямого отношения к божией благодати. Поскольку она проявляет желание, она – воля, поскольку вспоминает – память, поскольку рассуждает и различает, она – разум, поскольку отдается созерцанию она – дух, поскольку полагает способность чувствовать – душа есть чувство», - пишет Августин в трактате «О душе».

[233]Здесь Августин следует также неоплатоническим идеям, которые выражены в словах неоплатоника Прока, утверждавшего: «Сколь велика польза математики для других искусств можем представить, поняв, что математика придает законность и порядок теоретическим наукам, как риторика, и всем тем наукам, которые воплощаются в речи, и дает им обрести полноту первого, серединного и конечного, подобно математике» (Цит. по Адо, с. 137).

[234]Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990, с.172.

[235] Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002, с. 230.

[236] Ле Гофф Ж. Рождение Европы. М., 2007, с. 36.

[237]Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.1, с. 118-119.

[238] Флоренский П.А. Соч. в 4-х т.Т.3(2). С. 23. М., 1999.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.214 сек.