Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование фандрейзинговой кампании 1 страница




Планирование фандрейзинга организации должно опираться на общую стратегию развития данной фирмы. Это может быть общая маркетинговая стратегия, но может быть и специальная стратегия фандрейзинга.

Мнения и опыт

Примером может служить «Модель стратегии работы со спонсорами», разработанная в Пермском театре оперы и ба­лета. Она включает в себя следующие позиции.

7. Разработка стратегии работы со спонсорами.

1.1. Разработка Титульного списка мероприятий, требу­ющих внебюджетного финансирования

1.2. Разработка и реализация функционирования Книги меценатов.

1.3. Создание и утверждение графика переговоров с по­тенциальными спонсорами.

1.4. Принятие решения о работе с Фондами.

1.5. Подготовка предложений в ЗС области о налоговых льготах меценатам.

1.6. Разработка программы контактов со спонсорами. (Юбилеи, дни рождения руководителей, и т. п.).

1.7. Создание системы «меценатских спектаклей» с до­рогими билетами, встречами с артистами и т. д. Для этого необходимо осуществлять планомерную рабо­ту в области фандрейзинга:

2. Контакты с меценатами.

2.1. Переговоры со сгонсорами.

2.2. Работа с депутатами по плану.

2.3. Постановка и проведение выездных поздравлений.

2.4. Постановка и проведение эксклюзив-спектаклей.

Общие этапы проведения фандрейзинга могут быть пред­ставлены в табличной форме.

Этапы фандрейзинга Составляющие этапа
1. Планирование - Разработка содержательной программы привлечения средств. - Определение расходов организации культуры на предстоящий период. - Выбор видов фандрейзинга
2. Реализация - Выбор методов проведения фандрейзинга. - Установление ответственности за проведение фандрейзинга. - Выделение средств на реализацию фандрейзинга
3. Контроль - Осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга. - Корректировка планов с учетом произошедших изменений
4. Анализ - Определение эффективности этапа планирования. - Анализ эффективности этапа реализации. - Оценка эффективности конечных результатов

Планированию проведения конкретной кампании фандрей­зинга должна предшествовать разработка собственно содержа­тельной программы или проекта, под которые будут привлекать­ся средства. Такую программу организаторы фандрейзинга долж-

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

ны иметь на руках за 4-6 месяцев до начала фандрейзинговой кампании. Это необходимо для тщательной подготовки кампа­нии. Речь идет о подготовке всех необходимых информационных материалов (обращений, предложений, описаний проекта и т. д.), а также для оценки перспективности фандрейзинга, определе­ния круга возможных доноров, баланса расходов и возможных поступлений.

Оптимальный срок для начала фандрейзинговой кампании -6-9 месяцев до главного итогового мероприятия проекта, под который ищутся средства. Начинать их искать за месяц до сро­ка - несерьезно. Средства под большие масштабные проекты надо начинать искать за год-полтора, а то и больше.

Определение круга доноров. В принципе, этот круг совпада­ет с рассмотренными ранее источниками финансирования уч­реждений культуры. Отличие заключается лишь в том, что при планировании фандрейзинга эти источники должны быть пред­ставлены в виде перечня юридических и физических лиц - ад­ресатов запросов на поддержку. Поэтому в самом общем виде можно говорить о четырех основных группах доноров и жерт­вователей средств:

<> государственные и межгосударственные организации и инстанции (отечественные и зарубежные);

<;- коммерческая сфера, включая банковскую, промышлен­ную, торговую, сферу услуг;

♦ некоммерческая сфера, прежде всего благотворительные фонды (отечественные, зарубежные, международные);

•> частные лица.

Определяясь по каждой из основных групп применительно к конкретной фандрейзинговой кампании, не следует гнаться за количеством, распыляя силы и средства. Лучше сконцентриро­ваться на главных, потенциально наиболее перспективных доно­рах. Иногда отдачи только от одного донора оказывается вполне достаточно для того, чтобы оправдать все усилия по привлече­нию средств.

Кроме того, не стоит привлекать к участию в поддержке од­ного и того же проекта конкурирующие организации (напри­мер, «Кока-колу» и «Пепси-колу») - ничего хорошего из этого не получится. Лучше привлекать разнородные организации и фирмы, принадлежащие к одним и тем же финансовым груп­пам, или дополняющие друг друга. В последнем случае их учас­тие в поддержке одного и того же проекта может стать, поводом установления контакта, развития партнерства и т. д.

Баланс расходов и возможных поступлений зависит от мас­штабов кампании фандрейзинга и круга возможных доноров, с которыми будет вестись работа. При этом следует помнить, что обычно процент реализации ожиданий при работе с возобнов­ляемыми донорами не превышает 90 %, а с новыми донорами -30 % от стартового списка.

Информационное обеспечение фандрейзинга

Информационное обеспечение фандрейзиговой деятельно­сти включает в себя подготовку информационной базы данных (сведений о донорах, с которыми будет вестись работа), необ­ходимых информационных и рекламных материалов, а также задание системы учета.

Сведения о донорах (информационная база данных) долж­на содержать необходимую информацию о всех потенциальных донорах и жертвователях, отобранных для работы по упоминав­шимся основным четырем группам (государственные органи­зации, коммерческие организации, некоммерческие организа­ции и частные лица). По каждой из четырех групп (категорий) необходимо составить перечни адресатов. А по каждому потен­циальному донору иметь, как минимум, следующие сведения:

❖ полное и сокращенное название организации; ее адрес;

<■ телефон, если имеются - факс, E-mail; •Ф- фамилии, имена, отчества, социальный статус (должности, звания, степени и проч.) первых должностных лиц, а так-

Глава 4 Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

же лиц, принимающих решения по вопросам спонсор­ства, благотворительности, патронажа;

<• их личные пристрастия в сфере культуры, хобби и т. д.;

■> сфера (виды) деятельности фирмы, ее потребители, кли­енты, товары, партнеры;

<• экономическое состояние фирмы;

<■ географическая зона деятельности фирмы;

❖ какие сферы и виды деятельности являются /тля этого до­нора предпочтительными для оказания поддержки;

❖ в каких формах и объемах традиционно оказывается под­держка.

«Глубина» информа1 (ионной базы данных может быть и боль­шей, что зависит от целей, опыта, имеющихся контактов и т. п. Обычно база данных по каждой категории составляется по тер­риториальному (географическому) признаку. Он является наи­более естественным в плане социальной среды фирмы-донора, в которой формируется ее репутация, имидж, общественное мнение. Хотя все чаще географический фактор оказывается не столь существенным.

Источники сведений о потенциальных донорах могут быть самые различные:

S всевозможные справочники (телефонные справочники, из­дания типа «Кто есть кто» и т. п.). Они необходимы как при работе «с нуля», так и на всю последующую фандрейзин-говую деятельность;

/ списки клубов, ассоциаций, союзов (клубы меценатов, ро-тари-клубы, промышленные и банковские союзы, ассоци­ации и т. д.), объединяющих деловой мир - помимо про­чего, сами эти организации могут стать донорами и жерт­вователями;

^ интернет - практически все крупные фирмы, благотвори­тельные фонды имеют сейчас свои сайты, серверы, на ко­торых обязательно содержится информация об их спон­сорстве, благотворительной деятельности, а также об ус­ловиях их оказания;

S информация СМ И о деловой жизни (какие банки и ф>ир-мы действуют в данном регионе), о поддержке культур­ной деятельности (кто и как оказывает поддержку);

•S круг общения учредителей организации-фандрейзера или членов комитета поддержки, личный круг общения фан-дрейзеров;

S информация, которой располагают конкуренты - другие организации-фандрейзеры, и которая может быть предо­ставлена на паритетных, договорных началах (обмен спис­ками, сотрудничество, распределение сфер деятельности по времени или различным программам).

К информационным и рекламным материалам фандрейзин­га относятся все те документы и материалы, которые могут ис­пользоваться в работе с потенциальными донорами по привле­чению их средств:

<• уставные документы организации (устав, положение), ве­дущей фандрейзингазую кампанию:

❖ краткое описание организации (ее предыстория, история создания, деятельность, цели, достижения), оформленная в виде буклета или релиза. Оно может дополняться крат­ким описанием жизненного пути и деятельности первых лиц организации (или организаторов кампании);

<> подборка откликов, оценок в прессе и других СМИ, вы­ражающих общественное мнение об организации-фанд-рейзере и ее деятельности;

<■ визитные карточки, бейджи фандрейзеров и добровольцев;

<■ документы и материалы, характеризующие конкретные проекты и программы (описания, тексты предложений, сметы и т. п.). Об этих материатах будет сказано подроб­нее чуть позже.

Применительно к проведению каждой фандрейзинговой кам­пании, т.е. применительно к каждому конкретному проекту или программе, потенциальных доноров следует разделить на две части: так называемые «горячий» и «холодный» списки. В пер-

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

вом случае речь идет о потенциальных донорах, работа с кото­рыми является первоочередной: то ли отдача от них наиболее вероятна и наиболее масштабна, то ли с ними уже установились прочные отношения. «Холодный» список включает менее ве­роятных доноров, отдача от которых не так существенна. Сде­лать такое разбиение необходимо для оптимального распреде­ления сил и времени. Иногда отдачи от одного донора оказыва­ется достаточно, чтобы решить проблему обеспечения проекта. В любом проекте всегда оказывается некая основная группа доноров. Кроме того, уже имея существенную поддержку, на­много легче добирать другие средства, работать с другими до­норами. Главные первоначальные усилия должны быть сосре­доточены на работе по «горячему» списку. «Горячий» и «холод­ный» списки могут меняться в зависимости от проектов и программ: кому-то из доноров интересны одни проекты, а дру­гие - менее интересны.

Важным моментом информационного обеспечения являет­ся подготовка так называемой «лифтовой речи». Лицо, занима­ющееся фандрейзингом (фандрейзер или первое лицо учреж­дения культуры) должны быть в состоянии в любой ситуации (например, оказавшись с потенциальным донором в кабине лиф­та и располагая только временем этого общения) кратко и внятно рассказать о сути своего проекта. Такой спич надо буквально вызубрить, чтобы потом не сожалеть, что вы что-то забыли важ­ное, не так сказали и т. п.

Система учета должна содержать сведения о ходе и итогах (промежуточных и окончательных) фандрейзинговой кампании:

<> перечень (картотека) доноров-вкладчиков - фактически, основная база данных;

* постоянная переписка - копии всех предложений, писем, ответов (по категориям доноров);

<> данные оперативного анализа - копии текущих сведений о встречах, звонках и т.д. После получения средств или отка­за эти сведения переходят в основную базу данных;

<> сведения о фандрейзинговых действиях, обычно в таблич­ной форме, характеризующие ход работы с каждым потен-циальным донором (даты и результаты контактов, пере­писки, содержание обещаний и т. п.); ❖ сведения о полученных средствах - номера счетов, квитан­ций, даты перечисления и получения, размер средств, дата отправки благодарственного письма.

Каждый из указаннглх блоков данных учета может представ­лять содержание отдельного директория (файла) в единой ком­пьютерной базе данных фандрейзинга конкретной кампании или организации в целом.

Контакты с потенциальными донорами

Непосредственным контактам и даже письменным обраще­ниям должен предшествовать предварительный телефонный звонок в офис потенциального донора. Во время этого разгово­ра, предварительно представившись, фандрейзер, сообщает о намерении его организации обратиться за поддержкой, уточня­ет наименование и адрес организации-донора, фамилии, имена и т. д. первых лиц фирмы или также должностных лиц, кото­рым необходимо направить предложение. Все эти сведения мо­жет сообщить секретарь приемного офиса или референт фир­мы. Беспокоить первых лиц на этом этапе нет необходимости.

После таких предварительных звонков осуществляется рас-сыл письменных обращений с предложениями оказать поддерж­ку конкретному проекту. Текст обращения должен быть кратким, лучше - не более одной страницы, но не более 2-3 страниц. Текст предложения должен отвечать ряду требований формального и содержательного плана.

S Обращение - в идеале должно быть персонфинировано («Многоуважаемый Сергей Павлович!»). При наличии доброт­ной базы данных в компьютерной технологии обеспечить пер­сонифицированное гь каждого обращения не представляет про­блемы. Обращение типа «Уважаемый (ая)............», где на сво­бодное место от руки вписываются или впечатываются на машинке данные адресата, оставляют у получателя неприятный

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

осадок. В этом случае лучше уж использовать вежливое безлич­ное обращение типа «Многоуважаемые коллеги» и т. п.

S Важны стиль и интонация обращения - доверительные, не засушенные «канцеляритом», но и без неуместной фамиль­ярности и игривости, а самое главное - не униженно-проситель­ные. Речь идет, фактически, о приглашении к сотрудничеству. 11оэтому и стиль письма, манера обращения должны быть соот­ветствующие - приглашение (с чувством собственного досто­инства) к партнерству в реализации интересного проекта.

S Собственно текст должен с самого начала, желательно в одной фразе, содержать суть предложения («Предлагаем Вам принять участие в реализации такой-то программы»). Получа­тель письма должен сразу, без долгих предисловий понять, что собственно ему предлагается.

S Затем должны следовать сведения о сроках и месте реали­зации предлагаемого проекта или программы. Иногда этих све-/юний уже оказывается достаточно получателю, чтобы сориен­тироваться относительно привлекательности предложения.

S Необходимо также сообщить об уникальности и социаль­ной значимости предлагаемого проекта.

S Далее в письме должны следовать сведения об организа­торах (координаторах) реализации проекта (организации или лицах), а также об их компетентности, имевшемся опыте про­ведения аналогичных работ.

•S Важно сообщить также об отношении органов власти к дан­ному проекту, даже если они не выделяют средств на его реали­зацию, важно знать - в курсе ли властные инстанции, поддер­живают ли они эту деятельность. Такие поддержка и одобрение важны для уверенности доноров в том, что их не втягивают в со­мнительную махинацию, привлекательности развития PR фир­мы по отношению к органам власти и т. п.

/ В обращении должны также содержаться сведения о дру­гих потенциальных или реальных донорах, которые уже про­явили интерес к данному проекту, или на чью поддержку фанд-рейзеры рассчитывают. Это важно для того, чтобы получатель понял, в какой компании он окажется, откликнувшись на это об-ращение. В этой связи заслуживает внимания такая уже упоми­навшаяся деталь американского опыта фандрейзинга, как «мэт-чинг грэнтс», когда фирма обещает предоставить помощь, на­пример на 1 доллар, при условии, что организаторы найдут под­держку на 4 доллара у других доноров. Формула «мэтчинг грэнтс» может быть различной (1/10, 1/1 и т. д.). Главным дос­тоинством такой практики является стимулирующее воздей­ствие, поиск более широкого круга доноров, большая ответствен­ность учреждения культуры, которое принимает комбинирован­ную помощь нескольких фирм. Кроме того, потенциальный донор убеждается, что он не первый и последний «у раздачи». Правда некоторые доноры предпочитают как раз оказывать под­держку именно в одиночку, но такое встречается не очень часто.

S Полезно также сообщить, привлечено ли к программе вни­мание СМИ и каких, будет ли освевщться реализация проекта, заключительное мероприятие в СМИ.

■S Интерес у адресата, несомненно, могут вызвать сведения о льготах и преимуществах, которые может дать ему поддержка данного проекта (реклама, налоговые льготы, преимущества сотрудникам и их семьям и т. п.).

Необходимо сообщить также - на что именно необходимы средства поддержки. При отсутствии таких сведений возника­ют вполне обоснованные подозрения, что либо организаторы -типичные «романтики» и толком не представляют экономичес­кую сторону дела, либо они пытаются испрашивать деньги на факт собственного бытия. Конкретные суммы в предваритель­ном обращении лучше не сообщать, так же как и прикладывать конкретную смету расходов. Но формированию доверия доно­ра к заявителям будет способствовать фраза типа «С полной сметой расходов вы можете ознакомиться при личной встрече».

S Той же цели может служить и приглашение потенциаль­ному донору войти в оргкомитет, принять участие в итоговом совещании и прочих мероприятиях, имеющих отношение к кон­тролю использования средств.

•S Полезно также ближе к концу текста предупредить адре­сата, что в течение ближайшей недели после получения им об-

Главг. 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

рашения его будут беспокоить телефонным звонком относитель­но договоренности возможности личной встречи для конкрет­ного обсуждения возможного сотрудничества и во время кото­рой он получит дополнительную информацию.

S И наконец, в основном тексте обращения должны содер­жаться сведения о контактом телефоне и конкретных лицах, у которых потенциальный донор может получить дополнитель­ные сведения.

S Подписан текст обращения может быть как организатора­ми проекта (эти сведения могут ничего не говорить адресату) или также кем-то из известных лиц с репутацией, входящих в группу поддержки проекта.

S Обращение может дополняться приложениями (информа­ционными материалами, откликами в прессе и т. п.). Однако на этом, сугубо предварительном, этапе не следует перегружать адресата информацией. Лучше оставить предъявление этих до­кументов и материалов до личной встречи.

J Текст обращения и приложений должен иметь приличный дизайн (на фирменном бланке, с использованием хороших шрифтов и т. д.

S Дизайн текста предложения должен дополняться соответ­ствующим дизайном конверта. Однако не следует слишком ув­лекаться оформлением конвертов (шелкография, золотое тис­нение и т. п.) - это может только насторожить потенциального донора, натолкнув его на небезосновательные мысли о том, на что могут пойти его средства. Дизайн рассыла вообще должен выдерживаться в стиле, что называется «скромно, но со вкусом».

Рассыл может осуществляться как по почте, так и с нароч­ным. Дата расыла должна быть зафиксирована и введена в ба^у данных учета.

За рассылом, спустя несколько дней, должен следовать те­лефонный звонок, целью которого является договориться о лич­ной встрече с ответственным должностным лицом.

В случае достижения договоренности (а значит и проявлен­ного интереса) проводится собеседование. Сам его факт - уже немалое достижение фандрейзеров. Поэтому необходимо за­крепить этот успех. К собеседованию важно тщательно подготовиться. Необхо­димо подготовить все необходимые документы и материалы -(устав, положение, полное описание проекта, сметы затрат и до­ходов, отзывы, рекомендации, справка о налоговых льготах, га­рантийные письма других доноров, иллюстративные материалы, фотографии, схемы и т. д.), чтобы быть готовым дать ответ на вопросы, которые могут возникнуть при встрече. На встречу фандрейзеру лучше идти не одному, а привлечь к участию в ней (или в наиболее важных встречах) авторитетного и известного члена правления, оргкомитета или группы поддержки. Это мо­жет решающим образом сказаться и на ходе беседы и на ее ре­зультатах.

На саму встречу лучше не опаздывать и являться вовремя. Заранее приходить в офис и ждать назначенного времени тоже не стоит. И в этом случае полезно помнить, что фандрейзинг -не попрошайничество, а фандрейзер - не проходимец или уни­женный проситель, речь идет о возможном сотрудничестве и партнерстве в социально важном деле, которое может отвечать интересам обеих сторон. После представления и знакомства, сле­дует кратко и внятно изложить суть дела и ваше понимание вза­имных интересов сторон, ответить на возникшие вопросы.

Ни в коем случае не следует настаивать на однозначном от­вете по итогам встречи. Это право потенциального донора. Если он сочтет возможным это решение принять - вы сэкономите некоторое время. Со стороны же фандрейзера единственным результатом встречи может быть договоренность о сроках при­нятия решения потенциальным донором и способе информиро­вания об этом решении (кто кому и когда звонит или направля­ет письмо, факс).

При любом исходе встречи, вернувшись в свой офис, необ­ходимо подготовить и направить вашему собеседнику письмо или факс с благодарностью за внимание, проявленное к проекту и участие в его обсуждении. Такая письменная благодарность -не навязчивость, она необходима функционально:

❖ прежде всего это дополнительное напоминание о том, что «существует такой вопрос»;

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

■> ее получатель понимает, что попал в цепкие руки профес­сионалов;

<■ самое главное, вы действительно добиваетесь представле­ния о себе как о профессионалах: эти ребята умеют благо­дарить и от благодарности не переломятся.

Кроме того, человек действительно нашел время для встре­чи и обсуждения. И разумеется, такую письменную благодар­ность необходимо направить после получения окончательного решения - вне зависимости от его характера. А в случае поло­жительного решения и получения поддержки (есть, все-таки, некоторая разница между «я тебе дам» и «на, возьми») такую письменную благодарность надо оформить в респектабельном дизайне, она должна быть подписана известными людьми-чле­нами вашей группы поддержки или оргкомитета. Донор будет хранить ее, демонстрировать партнерам и коллегам. Для него это элемент его PR и в этом ему надо помочь, сполна удовлетво­рив эту его потребность.

В случае позитивного решения вопроса соответствующие данные заносятся в систему учета. В случае отказа - обязатель­но (категорически обязательно!) необходимо выяснить причи­ну отказа. Это выяснение - долг профессиональной чести фан­дрейзера. Мы видели общность интересов, но она не состоялась. Значит, мы в чем-то ошиблись и для нас важно понять - в чем. Успокоенность простым отказом, с одной стороны, свидетель­ствует о несерьезности обращения о поддержке (сами, навер­ное, не верят в успех дела, работают «на арапа»), а с другой - не дают перспективы дальнейшей работы. Поэтому профессио­нальное отношение к фандрейзингу предполагает обязательное уяснение мотивов отказа.

Между тем разъяснение отказа может стать новой перспек­тивой сотрудничества - все дело в том, как к нему относиться и как строить последующие отношения, учитывая мотивы потен­циального дарителя. Если отказ мотивируется отсутствием де­нег («нам бы кто помог!»),они могут появиться потом: раз кон­чаются деньги, должно когда-то закончиться и их отсутствие. Если все деньги идут на развитие банка или предприятия - от­лично, открывается перспектива в дальнейшем. Если круг ока­зания помощи уже определен - тоже хорошо. Это значит, что на этой фирме имеется специальная структура и есть специаль­ные люди, профессионально занимающиеся организацией бла­готворительности. Значит, во-вторых, в такой организации боль­ше шансов получить поддержку и помощь. Задача заключает­ся, в-третьих, в том, чтобы узнать сроки и порядок рассмотрения заявок. Если же отказ мотивируется тем, что «нас уже обманы­вали», то, тем более, стоит сохранить профессиональное «лицо» и продолжить знакомство, попытаться наладить контакты и от­ношения без выделения средств и финансовых обязательств на первых порах.

И в любом случае не следует воспринимать отказ близко к сердцу как проявление пренебрежения к Вашему делу и Вам лично. Фандрейзинг - это работа, имеющая свою специфику и предполагающая определенный профессионализм. Поэтому не следует утрачивать чувство профессионального и личного дос­тоинства, а также, что весьма немаловажно, чувство юмора.

Развитие хороших отношений. Как только предложение будет принято, надо определиться в порядке оказания поддер­жки: кто готовит договор, или будет простое перчисление средств, или будет произведена оплата счетов.

При любом исходе контактов по поводу конкретного проек­та профессиональный подход к фандрейзингу предполагает выстраивание долговременных отношений с донорами - реаль­ными и потенциальными. Этой цели служит формирвание у них чувство сопричастности, ответственности за дело фандрейзер-ной организации. Для этого необходимо ненавязчивого систе­матически втягивать доноров в орбиту интересов вашей орга­низации. Подобная деятельность по созданию благоприятной почвы для развития отношений с донорами («окучивание») может включать в себя: ознакомление доноров с планами рабо­ты, новыми программами; информирование о проводимых ме­роприятиях; знакомство с итогами работы, отчетами о реализа­ции проектов; приглашения на заседания правления и прочие

Глава 4. Разработка и реализация проектов и программ в сфере культуры

мероприятия; рассыл билетов, приглашений, программ. Эти и другие действия могут быть направлены на первых лиц и лиц, принимающих решения по поводу фандрейзинга, других сотруд­ников, коллективы, членов семей.

Если поддержка оказывается вследствие личных симпатий ответственных лиц, спонсируемая организация и проект оказы­ваются весьма уязвимыми. Чем глубже корнями уйдет спонсор­ство в деятельность некоммерческой организации, тем дольше будут продолжаться обязательства спонсора, а значит, успеш­нее будет проект. Важным условием успеха является поддер­жание тесного контакта со спонсором в течение всего периода осуществления проекта. Чем теснее сотрудничество, тем успеш­нее будет проект, а это обещает и более продолжительную даль-нейшую связь со спонсором.

Не лишним будет и предоставление донору официального финансового отчета об использовании его средств. Во-первых, такой отчет может пригодиться донору в его контактах с фи­нансовыми и налоговыми органами, а во-вторых, будет способ­ствовать развитию доверительных отношений.

Однако, зависимость от спонсора в ежедневной деятельнос­ти делает организаторов уязвимыми при изменения политики или кадрового состава руководства спонсирующей организации. Поэтому полезно следовать правилу «не класть все яйца в одну корзину» и работать с достаточно широким кругом доноров.

Специальные мероприятия

В фандрейзинге широко практикуются специатьные разовые мероприятия - балы, вечера, конкурсы.чествования, марафоны, аукционы, подписки, презентации, конференции, обеды и т. д. -во время подготовки и проведения которых и привлекается вни­мание потенциальных доноров к проекту или программе, и од­новременно собираются необходимые средства.

Их организация отнимает достаточно много сил и времени, и уже обсуждавшиеся методы должны быть использованы пер­выми, но их проведение может создавать хорошую рекламу про-ектам и организации, вовлекать штатных и добровольнх сотруд­ников в реальную работу Многие организации и учреждения культуры весьма предрасположены к устройству таких акций, ибо это их естественная творческая деятельность: спектакли, концер­ты, праздники... Специальная акция представляет собой обычно яркое событие, достойное внимания широкой общественности. Но для этого надо поработать со СМИ, разослать программы, приглашения, обеспечить рекламу. Подобные акции надо по воз­можности делать регулярными, придавая им статус «фирменно­го блюда», «лица», «визитной карточки» организации.

Список приглашенных на такое мероприятие разрабатыва­ется за 7-8 недель. При рассыле приглашений в конверт вкла­дываются конверт для ответа и заготовка этого ответа. Все ма­териалы рассыла должны быть оформлены в добротном дизай­не, потому что для каждого получателя приглашение на такое мероприятие является подтверждением его высокого социального статуса и репутации. На вечернее мероприятие разумно пригла­сить вместе с супругой или супругом. Через пару недель следует позвонить тем, кто не дал ответа, и спросить смогут ли они прид­ти и затем забронировать места. Тем, кто отклонил приглашение, необходимо послать письмо, выражающее надежду на то, что они смогут посетить другое мероприятие в этом году. Тем, кто при­нял приглашение, необходимо сообщить всю необходимую до­полнительную информацию.

Приглашенные участники мероприятия могут получать в рамках поддержки конкретного проекта различный статус. На­пример, если он приобрел 10 билетов по $1000, то он может при­обрести статус патрона, т.е. получает почетное место, право на участие в коктейле или ужине по окончании мероприятия. Если участник приобретает 10 билетов по $500, то он получает ста­тус спонсора, т. е. например получает право на специальное ме­сто и участие в коктейле. Иногда в ответе приглашенные изви­няются за невозможность участия в мероприятии, но посылают чек на определенную сумму или сообщают о соответствующем перечислении средств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.