КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркетинговая среда организаций культуры 9 страницаМенеджмент в сфере культуры пика излагаются только под углом зрения стимулирования труда. Кроме того, кадровые службы имеют свои функции, которые присущи им при любой структуре управления персоналом. Их перечень формируется по-разному соответствующими специалистами с различной степенью детализации и использованием неодинаковой терминологии. Однако, по существу, они большей частью сводятся к ■> отбору персонала; <■ оформлению трудовых правоотношений; ■ф- социальной адаптации принятых работников; <• стимулированию труда; ■о управлению дисциплинарными отношениями; •ф- оценке трудовой деятельности; ❖ подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; -ф- перемещению персонала; •Ф- ведению кадровой документации. Структура кадровых служб определяется ее задачами, функциями и взаимосвязями с другими управленческими подразделениями. Отделы управления персоналом подчиняются президенту (главе) учреждения или его заместителю - вице-президенту по кадрам. В крупных фирмах выделяются старший вице-президент по человеческим ресурсам и вице-президенты, или исполнительные директора, по отдельным направлениям. Например, по текущему управлению, стратегическому управлению кадрами, международным трудовым ресурсам, планированию и системам человеческих ресурсов и т д. В этих условиях формируются большей частью центральные отделы управления персоналом и подчиненные ему подразделения, имеющие свои более частные задачи и функции. В менее крупных организациях создаются отделы кадров с секторами, например, по найму служащих, подготовки и нродвиже- Глава 6. Управление персоналом ния кадров, стимулирования и оплаты труда, изучения кадров, трудовых отношений, профориентации и адаптации служащих, стратегического управления, охраны труда и безопасности. В организациях с небольшой численностью работников соответственно и кадровые отделы невелики по своему составу и не имеют своих подразделений. Инструкторы-менеджеры таких отделов выполняют одну или несколько функций, вмененных в обязанности их службе. Передовой опыт управления персоналом в зарубежных странах определяет подход к численности кадровых служб, исходя из 130-150 служащих организации на одного менеджера по кадрам. Россия значительно отстает в этом вопросе, и большей частью организации экономят средства за счет числа кадровых работников. Отделы по персоналу различаются не только в зависимости от направления деятельности организации, ее кадровой политики, объема производства, численности служащих и т. д., но и от стадии развития учреждения. Структура и функции кадровой службы меняются вместе с развитием организации, усложнением форм и направлений деятельности. На стадии зарождения организации управление персоналом в основном занимается наймом и увольнением работников, ведением личных дел, участием в разработке и обеспечении функционирования модели оплаты труда. Расширение организации, специализация ее деятельности, увеличение числа подразделений и рынка сбыта товаров или услуг усиливают внимание к поиску квалифицированных кадров, их подготовке и тренингу в соответствии с должностными обязанностями. Расширение организации и усложнение направлений ее работы, диверсификация производства и повышение профессионализации управления предполагают более высокий статус кадровых служб, получение ими большего объема информации, автоматизацию ее обработки и выдачи и широкое участие в социально-психологических аспектах управления, ориентированных на получение результата деятельности. Период развития, связанный с усилением интеграции различных процессов, дальнейшей диверсификацией производства, со-424 Менеджмент в сфере культуры зданием децентрализованных систем, проектной и матричной формой управления, отражается на функциях кадровых служб, ориентированных на интеграцию способов воздействия на коллектив, расширение кооперации с другими менеджерами, широкое применение информационных технологий, стимулирование инноваций и т. д. Наиболее эффективные современные формы развития культуры сотрудничества, создание адаптационных систем в соответствии с изменениями во внутренней и внешней среде опираются на кадровые службы, расширяя и углубляя их функции и одновременно интегрируя их в единый процесс управления. Делаются акценты на долгосрочное планирование человеческих ресурсов, эффективность их использования. В культурно-досуговой сфере развитые кадровые структуры, выполняющие достаточно полный объем функций, присущи только федеральным и региональным органам управления, крупнейшим учреждениям федерального подчинения, некоторым туристским фирмам и централизованным системам, паркам культуры и отдыха, выделяющим управление кадрами как специальную функцию. Исследование авторов показало, что из 148 опрошенных сотрудников, работающих в культурно-досуговой сфере, только 9 % наделили начальников кадровых служб руководящим статусом, остальные считают их простыми исполнителями, отвечающими за кадровые документы. 89 % опрошенных указали, что в течение 5 лет работы сталкивались с кадровыми службами не более трех раз. Причем наиболее типичные случаи обращения в отделы кадров связаны с получением трудовых книжек для представления в другие учреждения, оформлением пенсий, выдачей страховых документов и форм военно-учетного стола. 91 % респондентов считают, что роль кадровиков в процессе их служебной аттестации имеет формальный характер, а должностные перемещения находятся только в компетенции непосредственно начальника и высшего руководства учреждения. 98 % опрошенных высказали мнение, что кадровые службы не имеют никакого отношения к оплате и стимулированию их труда. Роль менеджеров по персоналу в поддержании трудовой дисциплины признали 2 % сотрудников культурно-досуговых Глава 6. Управление персоналом учреждений. 99,5 % ответов фиксируют полную отстраненность этих менеджеров от разрешения служебных конфликтов и создания имиджа организации, причем 40 % даже специально отметили, что уровень работы их кадровых служб формирует отрицательный имидж учреждения. Наиболее высокий рейтинг получило выполнение таких функций, как: <• подбор кадров (41 % опрошенных признают их эффективность); <• организа! шя повышения квалификации (32 % опрошенных признают их эффективность); ■Ф- оформление кадровых документов (73 % опрошенных считают вполне удовлетворительным). Причины неэффективной работы кадровых служб сотрудники культурно-досуговой сферы видят в недооценке их роли со стороны высшего руководства, низком уровне профессионализма, недостаточной технической оснащенности. Но особенно тревожным является тот факт, что каждый четвертый участник исследования считает, что роль кадровых служб в организации ограничена, они не являются частью системы управления и должны быть задействованы как вспомогательное подразделение. Несмотря на то что социологический опрос не может претендовать на репрезентативность, он достаточно убедительно показал, с какой ситуацией придется столкнуться менеджеру по персоналу в дальнейшем. В настоящее время приемам общения уделяется большое внимание: издано много книг, инструкций и других видов публикаций, которые обобщают обширные эмпирические данные, опыт эффективных фирм и выдающихся менеджеров. Однако в этом потоке много псевдонаучных материалов, обещающих благодаря применению некоторых приемов менеджмента гарантированный успех. Естественно, что такое простое решение сложных задач привлекательно и пользуется популярностью. На деле оно должно настораживать, поскольку управление персоналом - сложный, многогранный и противоречивый процесс, 426 Менеджмент в сфере культуры дающий положительные результаты только при глубоко продуманном системном подходе. Наиболее ярко проявляются сложности общения в сфере социально-культурной деятельности. Это может показаться парадоксальным, так как культурный уровень кадров достаточно высок. Они знакомы с правилами этикета, но в спонтанных прояв-лепиях выступает совсем другой образ человека. Люди творческого склада обычно амбициозны, ранимы, им необходимо постоянное подтверждение высокого статуса, уважение, восхищение, признание уникальности их работы. Стремление «показать себя» часто является превалирующим мотивом деятельности, и даже материальные успехи приобретают значимость не столько сами по себе, сколько как признание их общественного вклада. 6.4. Приемы делового общения Атмосфера, складывающаяся в группах, объединенных общей задачей, существенно влияет на резул ьтаты деятельности организации. Создание и поддержание благоприятного климата в группах - важная задача менеджера. Одним из приемов воздействия является формирование «образца» сотрудника, на которого ориентируются остальные. Дань уважения к нему, некий ореол оказываются эффективным средством. При этом не допускается его противопоставление остальным, а напротив, имеет место отождествление с членами группы. При непосредственном общении с группой руководитель может применить следующие приемы: ■> показать важность выполняемой группой работы для организации в целом; ■Ф- проявить понимание к интересам rpyi uii.i, уважение к сформированным ею ценностям; •Ф- подчеркнуть, что работа отдельных членов группы оценивается по общей результативности их труда; Глава 6. Управление персоналом <>■ признать заслуги наиболее эсрфективных работников и их роль в общем развитии процесса производства; ■Ф- постараться укрепить авторитет лидера как представителя группы, выражающего ее чаянья. Общение с группой требует предварительной подготовки, изучения состояния дел, этапа ее развития, «узких» мест и перспектив. В то же время желательно показать заинтересованность в дополнительной информации из первых рук, ее важность для руководителя, не считающего себя непререкаемым авторитетом. Контактируя с членами группы, умелый менеджер не стремится создать внутри ее соревновательные побуждения, иначе группа может потерять свои преимущества единой организации. Возможно направить соревновательный дух на сопоставление результатов группы с результатами других подразделений внутри учреждения и вне его. Такой подход связан с проявлением такта, отсутствием назидательности и основывается на раскрытии перспектив интересной и хорошо стимулируемой работы. Бывают случаи, когда группа перестает выполнять свои функции. Это не всегда означает, что требуются организационное решение, ее роспуск, перевод в другие подразделения. Меры могут быть приняты на уровне регулирования межличностных отношений. Иногда приходится идти на смену лидера. Такое действие нельзя провести приказом. Требуется тактичный показ преимуществ другого сотрудника и слабых сторон лидера, противоречивости его позиций; при этом необходимо подвести группу к собственной переориентации, а не штзязывать ее. Достаточно эффективно введение в группу нового сотрудника, обладающего качествами более сильного лидера, чем предыдущий. Если в группе один или несколько человек начинают пренебрегать своими обязанностями, используя общую благожелательную обстановку и солидарность, целесообразно сделать так, чтобы группа ощутила, что она имеет дополнительную нагрузку или потери из-за необязательности коллег, и сама приняла соответствующие меры. 428 Менеджмент в сфере культуры Благоприятные отношения в коллективе зависят не только от руководителей, но и от всех его членов. Поэтому кадровые службы активно участвуют в выработке определенных приемов общения сотрудников и руководства организаций. К таким правилам можно отнести: -с- информирование непосредственного начальника о несогласии с решением вопросов, обращение к вышестоящим руководителям в соответствии с их компетенцией и только в случаях, если проблема не решается на обычном уровне; о- соблюдение этических норм поведения со всеми членами коллектива и в любых ситуациях; ❖ лояльность по отношению к своей организации, поддержание ее репутапии и общего имиджа; -с- недопущение влияния на деловое общение личных неурядиц, настроения и других случайных обстоятельств; <■ критика решений руководителя, а не его личности; ❖ ответственность за свои слова и оценки, даже если они даны в неформальной обстановке; <• максимальное дистанцирование от своих сим патий и антипатий при проведении совместных работ; •> стремление служить общему делу, а не «угождать» руководителю; -Ф- неприменение методов сталкивания людей на базе личных интересов, слабостей и амбиций. Эти правила можно продолжить и конкретизировать, но они дают общие представления о приемах делового общения в коллективе. В современных условиях в промышленно развитых странах появилась особая категория сотрудников фирм, работающих дома с компьютером. Это дает им целый ряд преимуществ: экономию времени и средств, гибкий график работы, привычные комфортные условия. Фирма, в свою очередь, выигрывает за счет сокращения рабочих площадей и появления дополнительного стимула у этих ра- ботников, стремящихся сохранить домашний режим. Поэтому многие специалисты считают такое явление перспективным и не исключают, что оно примет в XXI в. массовый характер. Однако очень важно включать подобных сотрудников в систему делового общения, привлекать ко всем коллективным мероприятиям, проводить с ними индивидуальную работу, давать общественную оценку их труда, соблюдать иерархические связи, развивать корпоративную культуру. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) трактуется как столкновение сторон, интересов, мнений, сил. В начале XX в. он рассматривался в управленческих науках как явление, которое должно быть выведено за рамки системы менеджмента. В жестких иерархических структурах типа построений М. Вебера он полностью исключался из управленческого поля, выступая как чисто негативная характеристика. С развитием гуманистических школ научного менеджмента конфликт становится объектом анализа, к нему начинают относиться как к импульсу, поступающему в систему управления, способному повысить ее адаптивность и эффективность развития. Управление конфликтами превращается в один из разделов менеджмента. Проблемы конфликтов изучаются в рамках различных научных дисциплин и научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, математического моделирования и др. В 90-х годах XX в. формируется специальная наука «конфликтология» - область междисциплинарного исследования социального конфликта. Объектом ее изучения являются конфликты между социальными субъектами, индивидуумами, группами на государственном уровне. Отрабатываются социально-психологические концепции и подходы к управлению конфликтами, теоретически осмысливаются данные, накопленные за многие десятилетия. Достижения этой дисциплины обогащают соответствующий раздел менеджмента, так же как и исследования философского и другого характера, рассматривающие различные стороны конфликтов. Большинство современных теорий конфликтов признают их неизбежность даже в эффективно управляемых организациях430 Менеджмент в сфере культуры и, более того, важность для совершенствования системы руководства. Опыт показал, что учреждения, находящиеся в тепличных условиях, и дающие сотрудникам такой высокий уровень привилегий, что они не решаются на столкновения, становятся крайне консервативными, утрачивают интерес к инновациям и в результате теряют свой статус. Конфликт называют основным видом взаимодействия, имеющим творческое ядро, и условием выражения человеческой свободы. Неуправляемые конфликты могут разрушить организацию, изменить вектор ее развития в направлениях, не отвечающих общим целям. В социальной сфере конфликты проявляются особенно остро, их сущность достаточно чисто маскируется, сложна для анализа и неоднозначна. Разрешение конфликтов в этой области требует от менеджера глубокой теоретической подготовки, понимания законов исторического развития, степени и характера управляемости процессами общественного движения. Однако трудность состоит в том, что существуют принципиально различные подходы к сущности конфликта, которые определяют и разные подходы к их развитию и разрешению. Один из них рассматривает конфликт как столкновение, противоречие, борьбу, противодействие. Одни считают, что большинство конфликтов деструктивно, а управление ими - это манипулирование с максимальной выгодой для себя и организаций. Другая точка зрения описывает конфликт как систему отношений, процесс развития взаимодействия. Ее сторонники считают, что в стратегическом плане развития конфликты предпочтительнее их ликвидации. Конфликт выступает в этой плоскости как самореализующаяся система, помогающая достигать поставленные цели. Для того чтобы управлять конфликтами, необходимо понимать причины их возникновения, возможные последствия их развития и знать методы разрешения противоречий различного типа. Глава 6. Управление персоналом 6.5. Конфликты в культурно-досуговой сфере Социологические исследования авторов в учреждениях, где работают выпускники МГУКИ, позволили выявить типичные конфликты, возникающие в процессе культурного обслуживания населения. Они проводились в 199(5 г. среди 65 респондентов, в 1997 г. среди 92 опрошенных и в 1998 г. в кругу 86 менеджеров учреждений культуры. К наиболее острым конфликтам отнесены: <> недостаток ресурсного обеспечения деятельности, заставляющий свертывать определенные направления работы. Особенно ярко они проявляются в музеях, массовых библиотеках, киностудиях и организациях кинопроката, учреждениях клубного типа; <> определенная степень коммерциализации культурно-до-суговых учреждений, противоречия между просветительными целями и необходимостью коммерческой реализации услуг, отвечающих запросам низкого эстетического уровня. Они характерны для большинства учреждений, особенно создающих такие услуги, как: кинопродукция, театральные зрелища, музыкальные представления; <> ориентация на определенный круг потребителей, включающий основные слои населения или элитарную среду. Такие конфликты фиксируют менеджеры, организующие музыкальные, театральные представления, вечера отдыха, презентации, туристские поездки и т. д.; <> распределение внебюджетных средств, протекающее в большинстве организаций в условиях конфликта между подразделениями и лицами, создающими платные услуги, и остальным коллективом, косвенно участвующим в их производстве; <>■ различие в оплате однородного труда в России и в развитых странах Европы, отток наиболее талантливых и перспективных представителей шоу-бизнеса, режиссеров театра и кино в зарубежные страны; 432 Менеджмент в сфере культуры •ф- выбор рекламы, приносящей доходил учреждению, с точки зрения ее содержания, достоверности, формы подачи. Конфликт характерен для массовых коммуникаций - телепрограмм, радио программ, печатных органов; ❖ отношения со спонсорами, стратегия и такта ка их выбора с учетом направленности их деятельности, ее содержания, условий взаимодействия, необходимости переориентации собственного учреждения. Этот конфликт возникает наиболее часто в крупных культурно-досуговых организациях, имеющих свои традиции и устоявшийся имидж; <• ориентация на традиционные национальные формы культурного процесса, зарубежные заимствования, большей частью американских образцов. Проявляется в учреждениях, связанных с репертуарной политикой, организацией благотворительных вечеров, гастрольных туров, кинопоказов, с проведением конкур сов и т. п.; ■Ф- различные этические установки, признание роли культурного обслуживания в нравственном развитии населения, возможностей нравственной цензуры или полной свободы самовыражения. Наиболее остро возникают в сфере шоу-бизнеса; -ф- несовпадение эстетических вкусов, концепций творческих школ, характерное для театральных и музыкальных учреждений; ❖ завышенные требования потребителей к уровню и качеству услуг. Это распространенный конфликт в туристском бизнесе. Перечисленные виды конфликтов большей частью связаны с объективными обстоятельствами как материального характера, так и в области ценностной ориентации, уровнем вхождения в рыночные отношения, реакцией на социальные перемены и отсутствием целостной парадигмы развития отечественной культуры. Эти же причины, усиленные специфическим характером личных проявлений персонала культурно-досуговой сферы, определяют и следующие виды столкновений, которые можно отнести к конфликтам взаимоотношений. Глава 6. Управление персоналом Наиболее распространены: <ф- конфликт амбиций, связанный с представлением о своей незаменимости, абсолютной правоте и низкой оценке партнеров. Разновидностью такого противоречия в коллективе является «звездная болезнь», выражающаяся в ощущении своей уникальности и вседозволенности в поведении, пренебрежении этическими нормами и нормами этикета; -ф- неприятие формальной дисциплины, противопоставление ее творческому процессу, интенсивной внутренней деятельности, проявлению высокой одаренности; <■ отсутствие реальных перспектив выдвижения, творческого роста, получения общественного признания; ■ф- неуверенность в завтрашнем дне, нестабильность в деятельности организации, отсутствие ясной кадровой политики и защиты интересов персонала; •Ф- резкие различия в материальной обеспеченности, не связанные с оплатой по основному месту работы, вызывающие не только зависть, но и несовпадение круга интересов, полярные различия в образе жизни. Большинство представителей менеджмента культурно-досуговой сферы считают, что конфликты на данном этапе имеют разрушительный характер, приводят к общему ослаблению деятельности организаций, вплоть до их ликвидации и ухода наиболее перспективных сотрудников. В то же время отмечается, что конфликты приводят к размежеванию людей с различными этическими и эстетическими идеалами, порождают структурные преобразования и, как их последствие, формируют новые творческие коллективы, нестандартные учреждения культурно-досугового характера. На практике всегда имеют место недоработки и ошибки в управлении персоналом, а также: объективные причины, приводящие к конфликтам. Поэтому, несмотря на то что мы уже обозначили важнейшие приемы профилактики конфликтов, необходимо проанализировать их с точки зрения конфликте-434 Менеджмент в сфере культуры логии с ее особыми установками и формами управления противоречиями. Выбор методов разрешения конфликтов зависит от их содержания, возможных последствий развития, установок и поведения его участников. При наиболее общем подходе выделяются три способа разрешения конфликтов: S конструктивный, радикальный. Конфликт признается объективно существующим, выявляющим противоречия, в которых надо разобраться, установить тенденцию, способствующую развитию организации, и принять позицию той группы, которая будет этому содействовать. На противоположную сторону влияют средствами убеждения, внушения и даже принуждения. Это возможно, если руководство сохраняет свои властные полномочия, авторитет и доверие коллектива. В противном случае конфликт не только не будет разрешен, но и разрастется, втягивая в свою орбиту зесь коллектив; S компромиссный способ разрептения конфликтов применяется в ситуации, когда само содержание противоречий относительно и обе стороны имеют' определенные позитивные позиции. Кроме того, этот метод выбирается, если заведомо известно, что участники конфликта обладают равной силой, властью, авторитетом, и победа одной из сторон на данном этапе маловероятна; ■S принудительный метод ликвидации противоречий целесообразен, если конфликт лишен реального содержания или его добровольное разрешение невозможно в сложившейся ситуации. Применение этого способа особенно эффективно на ранних стадиях развития конфликта, когда в него втянут ограниченный круг лиц, и только при условии возможности реализации репрессивных мер сильным и авторитетным управленцем. Для конфликтологии очень важно положение, что власть должна применяться в полную силу, если нет другого способа сглаживания противоречий, и доводиться в этих случаях до логического завершения. Попытки изменить положение, которые останутся в области пожеланий, демонстрируют слабость управления и могут дезорганизовать всю его систему. Глава 6. Управление персоналом В литературе распространено деление конфликтов по основанию, связанному с их функциональными последствиями в поведенческой сфере. Рассматриваются варианты, когда проблема решается путем, приемлемым для всех сторон, позволяющим людям ощутить причастность к ее реализации. Если конфликты неуправляемы или управление ими неэффек-тив то, наступают дисфункциональные последствия. Их главными признаками являются: <>■ неудовлетворенность работой, рост текучести кадров, снижение производительности труда; <> меньшая степень сотрудничества в будущем; <> непродуктивное соперничество между группами; <> сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами; <> увеличение враждебности, фетишизация победы в конфликте в ущерб решению реальной проблемы и др. Существуют различные способы управления конфликтами. Все они основываются на анализе фактических причин противоречий и роли субъективного фактора в их развитии, на прогнозе последствий, оценке реальных возможностей направления конфликта в позитивное русло. На этой основе выбирается соответствующая методика управления ситуацией. Применяются структурные методы разрешения противоречий. К ним относятся: S разъяснение требований к работе, определение результатов, ожидаемых от каждого сотрудника и подразделений организации. Уточняются система полномочий и ответственности, правила и процедуры деятельности, общая политика учреждения; S развитие координационных и интеграционных механизмов взаимодействия, устанавливающих иерархию полномочий, упорядочивающих систему принятия решений и информационные потоки в организации. Укрепляются принцип единоначалия, облегчающий иерархическое управление, и осознанная сотрудником необходимость выполнять решения определенного руководителя. 436 Менеджмент в сфере культуры Могут создаваться межфункциональные группы, целевые подразделения, проводиться совещания: S уточнение и разъяснение общеорганизационных комплексных целей учреждения, направление всего коллектива на их достижение. При этом уделяется внимание не только производственным задачам, но и их социальной значимости для общества; S совершенствование системы вознаграждения за труд на комплексной основе. Эта система включает премии, благодарности, общественное признание, повышение по службе. Следует добиться того, чтобы система вознаграждений не поощряла деструктивное поведение сотрудников или групп. Распространены методы управления конфликтами на уровне межличностных отношений. Они поощряют следующие формы поведения: •ф- уклонение от конфликта, сознател ьная отстраненность от слухов, от вхождения в неформальные конфликтные группы, активного участия в поддержке отдельных лиц, а также сосредоточенность на самой работе; ❖ сглаживание конфликта с позиций необходимости солидарности, групповой ответственности, зависимости своего положения от общих результатов деятельности; •ф- достижение компромисса, принятие точки зрения соперников при отстаивании главной составляющей собственной концепции и учете реальных факторов, влияющих на разрешение проблемы; ❖ подчинение принуждению как неизбежному проявлению власти вышестоящего руководства при признании его авторитета и компетентности. Управление конфликтами на уровне межличностных отношений дает быстрые результаты, но часто не решает самой проблемы, загоняет ее внутрь и может в дальнейшем проявиться в более острой форме. Наиболее дальновидным путем ликвидации конфликта, имеющего реальное содержание, является решение самой проблемы. Несмотря на то что объективные противоречия достаточно Глава 6. Управление персоналом разнообразны, выработан общий подход к их минимизации. Он включает: ■о- ознакомление со всеми точками зрения, их научное осмысление в отрыве отличных побуждений и амбиций; ■Ф- определение основополагающих целей, стратегического значения решения проблемы и на этой основе тактических действий; •Ф- рассмотрение возможности разрешения конфликта с позиций, наиболее приемлемых для всех сторон; ■> создание атмосферы доверия, улучшение системы обмена информацией и личных взаимоотношений; <• создание условий для развития второстепенных конфликтов, отвлекающих от основного конфликта, способного вызвать разрушительные последствия. 6.6. Управление конфликтами в условиях перемен Необходимо иметь в виду, что управление, ориентируясь на стратегические цели, в современных условиях направлено на принятие инновационных решений. В то же время изменения, как правило, вызывают сопротивление значительной группы сотру/щиков. Эти изменения связаны с рядом причин, среди которых наиболее значимы: состояние неопределенности; ощущение возможности личных потерь; неверие, что перемены дадут положительные результаты; ощущение снижения уровня своей защищенности; возможность увольнения; угроза снижения собственного статуса; нежелание изменить систему взаимодействия с коллегами.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |