Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики Роршаха, Люшера, Векслера. Бине-Симона




Приемы исследования художественно-творческой одаренности детей и подростков в области искусства

Формы и методы исследования детской художественной деятельности

Зарождение и развитие интереса исследователей (психологов, педагогов, художников) к детскому творчеству (К. Риччи, Г. Кершенштейнер, Лампрехт, В.И.Киреенко, Е.И.Игнатьев и др.)

Значение исследовательской деятельности в педагогической практике учителя изобразительного искусства

Совокупность психического отражения человеком действительности. Психология творчества исследует психологические закономерности различных видов творческой деятельности человека – конструкторской, литературной, изобразительной. Основные задачи психологии художественного творчества. Проблемы исследования психологической природы и процесса художественного творчества. Методы психологии.

Исследования сущности и механизма развития творческих способностей через воображение и творческое мышление в работах: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, Г.С. Овчинникова, Б.П. Никитина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, С.Е.Игнатьева, А. Маслоу, Т. Рибо, Дж. И. Низонберга и других.

Метод «срезов» как отражение процесса художественной деятельности (на основе работ Е.И.Игнатьева). Рисунок как «объективная картина субъективного мира ребенка». Методика проведения рисуночных тестов. Проблема диагностики интеллекта в психологии и педагогике. Использование адаптированной шкалы Бине – Симона, тесты Векслера, матрицы Равена, пятна Роршаха, тест Люшера, рисуночный тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека». Комплекс методик по диагностике общего и художественного развития детей по их рисункам Полуянова Ю.А.

Способности и задатки. Признаки способностей. Классификация способностей по объективным, субъективным условиям, уровням. Теории, освещающие природу гениальности. Психологическая характеристика художественных способностей (по В.И. Киреенко и В.Меуману). Методы выявления одаренных детей. Работа педагога с одаренными детьми на позициях подхода Л.А Венгера и на основе теории Л.С Выготского

Знакомство с методиками определения уровня развития познавательных процессов психики человека. Определение цветового предпочтения человека. Значение методик Роршаха, Люшера, Векслера. Бине-Симона в практической деятельности педагога изобразительного искусства.

 

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков

 

6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и подростков - Н.А. Лепская «5 рисунков», Ю.А.Полуянов «Композиция», «Изображение», Фигурный тест Торренса, Туник Е.Е. «Употребление предмета», «Заключения», Опросник Г.Дэвиса, Л.Я.Гозман «Самоактуализирующийся тест»

Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Методики «Композиция», «Изображения» по работе Полуянова Ю.А. Показатели методики «Композиция». Цель обработки результатов обследования - реконструировать спосо­бы, которыми каждый испытуемый строил расположение на рисунке не­скольких изображений, различных по смыслу и внешнему виду. Показатели методики позволяют по рисунку воссоздать процесс распо­ложения в рабочем поле (лист бумаги и картина для аппликации) изображе­ний, которыми испытуемый строил образ события, реализующий его замы­сел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразитель­ной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень - среди рисунков карандашом преобладают, построенные композиционно (При определении этого и всех остальных уровней не учитываются последние по исполнению рисунки карандашом, если они не закончены или построены на более низком уровне, чем тот, который характерен для всех остальных.); второй уровень - количество рисунков карандашом, по­строенных композиционно, преобладает и приблизительно равно коли­честву, построенных по третьему и/или четвертому типу; третий уровень - при преобладании третьего и/или четвертого типа, хотя бы один рисунок карандашом построена компо­зиционно; четвертый уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу; пятый уровень - преобладают рисунки карандашом, по­строенные по второму-третьему типу; шестой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по второму типу; седьмой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по первому-второму типу; восьмой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по первому типу.

Показатели методики «Изображения» Цель обработки результатов обследования - выявить уровень развития интеллектуальных компонентов воображения испытуемых. На рисунках, сделанных по методике «Ком­позиция», выделяются изображения прежде всего людей, затем (или если людей нет) — животных и, дополнительно, строений, машин, растений и т. п. На всех рисунках информативно изображение фигуры человека, поэто­му результаты ее анализа имеют решающее значение для показателей мето­дики. Изображения анализируются по трем следую­щим показателям. Состав изображения устанавливается по наличию (или отсутствию) всех или отдельных частей и важных для опознания элементов действительно­го объекта. В изображениях человека - это часть тела, черты лица, детали одежды. Форма изображения определяется по тому, как передается на рисунке объемность всех или отдельных частей объекта действительности. Для изо­бражения человека - это толщина тела, рук, ног, шеи и т.п. Дополнительно (как индивидуальная особенность) учитывается своеобразие формы очерта­ний по преобладанию или округлых, или угловатых, или соединение тех и других, а также частое повторение на рисунках вытянутых и сильно сужен­ных или, наоборот, укороченных и чрезмерно расширенных фигур. Конструкция изображения распознается по тому, какой вид объедине­ния частей объектов действительности в единое изображение постоянно по­вторяется на рисунках испытуемого: расчлененный, составной или целост­ный. При анализе рисунков по этим показателям конструируются три основ­ных способа изображения разных объектов, соответствующих определен­ным периодам детства, а внутри них - ряд подвидов каждого способа. На рисунке основные способы изображения и их подвиды (обо­значены буквами) иллюстрируются копиями рисунков детей разных возрас­тов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.