Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по выполнению практических заданий




Проблема развития психологических познавательных процессов в трудах современных психологов (А.И.Савенков, Ю.А.Полуянов, Л.Б.Ермолаева-Томина)

Модель творческих процессов в создании художественного образа. Понятия «творчество» и «творческость». Единство и различия. Принципы творческого развития личности. Приемы развития «творческости».

Тема. Диагностическое обеспечение определения уровней развития творческого (дивергентного) мышления детей и подростков - Н.А. Лепская «5 рисунков», Ю.А.Полуянов «Композиция», «Изображение», Фигурный тест Торренса, Туник Е.Е. «Употребление предмета», «Заключения», Опросник Г.Дэвиса, Л.Я.Гозман «Самоактуализирующийся тест»

Специфика проведения эксперимента в естественных условиях образовательного учреждения Специфика проведения эксперимента в естественных условиях образовательного учреждения

Процедура группового обследования - во-первых, испытуемые рассаживаются по одному на более значи­тельном расстоянии друг от друга; во-вторых, по ходу изложения задания испытуемые могут активно включаться в перечисление и толкование «разрешительных» и «запретительных» условий (при фрон­тальном обследовании это делает только экспериментатор). Индивидуальное обследование имеет тот недостаток, что мотивация к успешному выполнению задания у части детей оказывается более низкой, чем при фронтальном или групповом, потому что в ситуации проверки од­ного ребенка (без присутствия других) почти полностью снимается стимул соревновательности.

 

Исследование детских рисунков по следующему ряду критериев. Композиционно-пространственное решение изображения (однофризовое, двухфризовое, трехфризовое, с высоким горизонтом, развернуто-плановое построение, многоплановое построение, с элементами перспективы, в единой системе перспективного построения). Объемно-пространственное построение изображения (плоскостное, «прозрачное», элементы загораживания, перспективное построение изображения, соблюдение пропорций, конструктивное построение изображения, передача свето-теневых отношений в графике, свето-теневых отношений в живописи). Линия (проволочная, сложная. штриховая, валерная). Цвет (простой из палитры, сложный, колористическое решение, технические навыки работы с живописным материалом). Художественное решение ведущего композиционного элемента изображения. Размер изображения, выделение ведущего элемента через тон, цвет, «пробел». Организация смысловой связи. Художественное решение ведущего композиционного элемента изображения. Художественно-образное решение изображения (схематическое, плоскостное, декоративное, реалистическое, образное, детализация образов, цельность, симметричность, асимметричность композиционного построения, ритмичность, передача движения, развернутость действия, оригинальность решения композиции)

Уровни художественной выразительности в работах детей – (высокий, «фрагментарный», дохудожественный).

К самому высокому уровню – «уровню художественной выразительности» - относятся рисунки двух типов. Первый тип – рисунки, в которых проявилась самостоятельность ученика в выборе содержания рисунка, где ученик выходит на уровень художественного обобщения, яркую эмоциональную выразительность, где проявилось отношение автора к содержа­нию рисунка и где ученик владеет навыками художественно-графической выразительности. Рисунки второго типа отличаются той же степенью художественного обобщения, что и первый. В них просматриваются эмоциональная вырази­тельность, динамика, но художественное воплощение самого рисунка ни­же, чем в рисунках первого типа. Уровень «художественности» в этих ри­сунках определяется уровнем творческой работы в сфере замысла.

Второй уровень - «уровнь фрагментарной художествен­ности». К этому уровню относятся рисунки третьего и четвертого типа. Рисунки третьего типа выполнены по оригинальному замыслу, который предполагает передачу эмоциональных или динамических состояний объектов изображения, но автор такого рисунка не выходит на художественное обобщение, а художе­ственно-графические средства выразительности не соответствуют разви­той форме его замысла.

В рисунках четвертого типа, ученик владеет довольно развитой формой художественно-графической вырази­тельности (передает пространство, пропорции, владеет композиционными навыками), но замысел его рисунка не имеет развитой формы: содержание рисунка не предполагает передачу эмоциональных и динамических со­стояний объектов изображения.

Третий уровень рисунков – это «уровень дохудожественности». К нему относятся рисунки пятого типа, когда замысел ученика базируется на личных наблюдениях, но не имеет развитой формы, не предполагает пере­дачу динамических и эмоциональных состояний. Уровень владения художе­ственно-графическими средствами нельзя назвать выразительным: есть изображение, но нет «выражения». К шестому типу рисунков, входящих в этот же уровень, относятся все стереотипные рисунки, когда ученик идет по пути копирования, тиражирования, репродуцирования, не проявля­ет самостоятельности в выборе содержания рисунка.

 

Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Методики «Композиция», «Изображения» по работе Полуянова Ю.А. Показатели методики «Композиция». Цель обработки результатов обследования - реконструировать спосо­бы, которыми каждый испытуемый строил расположение на рисунке не­скольких изображений, различных по смыслу и внешнему виду. Показатели методики позволяют по рисунку воссоздать процесс распо­ложения в рабочем поле (лист бумаги и картина для аппликации) изображе­ний, которыми испытуемый строил образ события, реализующий его замы­сел. Каждый из способов соответствует определенной стадии изобразитель­ной деятельности детей. Критерии определения уровней развитости образного (невербального) компонента воображения для испытуемых всех возрастов: первый уровень - среди рисунков карандашом преобладают, построенные композиционно (При определении этого и всех остальных уровней не учитываются последние по исполнению рисунки карандашом, если они не закончены или построены на более низком уровне, чем тот, который характерен для всех остальных.); второй уровень - количество рисунков карандашом, по­строенных композиционно, преобладает и приблизительно равно коли­честву, построенных по третьему и/или четвертому типу; третий уровень - при преобладании третьего и/или четвертого типа, хотя бы один рисунок карандашом построена компо­зиционно; четвертый уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу; пятый уровень - преобладают рисунки карандашом, по­строенные по второму-третьему типу; шестой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по второму типу; седьмой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по третьему типу, но есть и по первому-второму типу; восьмой уровень - преобладают рисунки карандашом, построенные по первому типу.

Показатели методики «Изображения» Цель обработки результатов обследования - выявить уровень развития интеллектуальных компонентов воображения испытуемых. На рисунках, сделанных по методике «Ком­позиция», выделяются изображения прежде всего людей, затем (или если людей нет) — животных и, дополнительно, строений, машин, растений и т. п. На всех рисунках информативно изображение фигуры человека, поэто­му результаты ее анализа имеют решающее значение для показателей мето­дики. Изображения анализируются по трем следую­щим показателям. Состав изображения устанавливается по наличию (или отсутствию) всех или отдельных частей и важных для опознания элементов действительно­го объекта. В изображениях человека - это часть тела, черты лица, детали одежды. Форма изображения определяется по тому, как передается на рисунке объемность всех или отдельных частей объекта действительности. Для изо­бражения человека - это толщина тела, рук, ног, шеи и т.п. Дополнительно (как индивидуальная особенность) учитывается своеобразие формы очерта­ний по преобладанию или округлых, или угловатых, или соединение тех и других, а также частое повторение на рисунках вытянутых и сильно сужен­ных или, наоборот, укороченных и чрезмерно расширенных фигур. Конструкция изображения распознается по тому, какой вид объедине­ния частей объектов действительности в единое изображение постоянно по­вторяется на рисунках испытуемого: расчлененный, составной или целост­ный. При анализе рисунков по этим показателям конструируются три основ­ных способа изображения разных объектов, соответствующих определен­ным периодам детства, а внутри них - ряд подвидов каждого способа. На рисунке основные способы изображения и их подвиды (обо­значены буквами) иллюстрируются копиями рисунков детей разных возрас­тов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.