Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповые занятия и образовательные технологии




Содержание разделов дисциплины

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Всего 108 часов.

Аудиторные занятия 32 часа, в том числе интерактивных занятий 8 часов.

Самостоятельная работа 40 часов.

 

Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
Всего Аудит. раб. Самост. раб.
Лекции Практ. Лабор.  
1. Риторика как наука и искусство речи          
2. Современная риторика как комплексная дисциплина          
3. Ораторское искусство в европейской культуре          
4. История риторики. Риторика в России          
  Понятие риторического идеала. Античный риторический идеал. Особенности русского риторического идеала          
5. Виды красноречия          
6. Роль общения в социальной практике          
7. Деловое общение          
8. Деловой этикет          
9. Особенности педагогического общения. Речевая деятельность учителя          
10. Культура речи как необходимое условие эффективного общения          
11. Коммуникативные качества речи          
12. Вербальные и невербальные средства общения          
13. Основы мастерства публичного выступления          
14. Техника речи          
15. Основные виды и жанры речей          
16. Риторический канон          
17. Основные смысловые модели (топосы). Хрия          
18. Языковые средства выразительности речи          
19. Полемическое мастерство          
             
             
Итого часов          
з.е.      
№ п/п Наименование разделов дисциплины Содержание раздела
1. Риторика как наука и искусство речи Определение современной риторики. Предмет и задачи современной риторики. Риторика общая и частная. Основные разделы современной общей риторики. Формы и виды словесности, входящие в сферу изучения современной частной риторики. Риторические основы педагогики. Риторика как интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи. Современная риторика как комплексная дисциплина. Место риторики среди других наук.
2. Ораторское искусство в европейской культуре. Риторика в России Древнегреческая риторика: софисты, Горгий, Сократ, Платон, Демосфен. «Риторика» Аристотеля как первая теория красноречия. Древнеримская риторика: риторический идеал Цицерона. «Риторические наставления» Квинтилиана. Особенности риторики средневековья и эпохи Возрождения. Гомилетика. Риторика в российской культуре: традиции древнерусского красноречия. М.В.Ломоносов - основоположник ораторского искусства в России и его «Краткое руководство к красноречию». Учебники по риторике Н. Кошанского, А. Галича, М. Сперанского. Российская риторика Х1Х-ХХ вв.: академическое красноречие: Т.Н. Грановский, Д.И. Менделеев и др.; судебное красноречие: А.Ф.Кони, Ф.Н. Плевако, П.С. Пороховщиков, П.А. Александров и др.; политическое красноречие: В.И.Ленин, П.Н. Милюков, П.А. Столыпин, Л.Д. Троцкий, А.В. Луначарский и др. Речь современных российских политиков.  
  Виды красноречия Социально-политическое красноречие: доклад на общественные, политические, экономические темы; дипломатическая речь; академическое (научное) красноречие: лекция, научный доклад или обзор, научная информация; судебное красноречие: прокурорская, адвокатская (защитная) речь, самозащитительная речь обвиняемого; военное красноречие: боевой призыв, приказ, военные мемуары; богословско-церковное/духовно-нравственное слово: проповедь, речь на соборе; социально-бытовое/бытовое: юбилейная, застольная речь, дружеская беседа; мысленные монологи и диалоги (внутренняя речь):мысленная подготовка к устному и письменному высказыванию, размышления, внутреннее планирование и репетирование.
4. Роль общения в социуме Функции, средства, виды и формы общения. Эффективность общения. Профессиональное общение. Педагогическое общение.
5. Речевая деятельность учителя Стили педагогического общения. Культура речевого поведения учителя. Учитель как коммуникативный лидер. Точность, логичность, выразительность речи учителя. Профессионально-значимые качества голоса учителя. Слушание в профессиональной деятельности учителя. Письмо и говорение в профессиональной деятельности учителя.
6. Культура речи как необходимое условие эффективного общения Роль языка и речи в общении. Понятие языковой нормы, варианта нормы русского литературного языка. Речь правильная и речь хорошая. Коммуникативные качества речи - логичность, точность, ясность, богатство, выразительность – как признаки хорошей речи, обеспечивающие эффективность общения.
7. Основы мастерства публичного выступления Этапы создания устных и письменных высказываний. Виды подготовки к выступлению. Общие принципы управления вниманием аудитории. Требования к поведению говорящего.
8. Основные виды и жанры речей Виды речей по цели. Информирующая речь: требования, структура, разновидности. Аргументирующая /убеждающая речь: требования, структура, разновидности. Призывающая к действию речь, понятие агитационной речи, особенности рекламной речи. Эпидейктическая речь: виды и жанры.
9. Риторический канон Этапы классического риторического канона как модели построения речи. Инвенция – выбор темы и цели выступления; сбор материала; иллюстративный материал; топосы. Диспозиция – композиция речи; виды планов; типы и жанры речевых произведений и их композиция: повествование, описание, рассуждение. Элокуция – словесное воплощение речи, ее «украшение» тропами и фигурами. Меморио – требования к памяти оратора. Акцио – требования к тексту и произнесению речи.    
10. Языковые средства выразительности речи Выбор единиц языка: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, архаизмы, неологизмы, канцеляризмы, заимствования, диалектизмы, термины, фразеологизмы. Синонимические средства языка. Словесные средства выразительности речи. Риторические (стилистические) фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания, периоды, параллелизмы, анафора и эпифора, антитеза, оксюморон, градация, инверсия. Тропы и другие средства выражения мысли: перифраз, табу и эвфемизмы, аллюзия, сравнение, метафора, олицетворение, ирония, гипербола, литота, эллипсис, умолчание, эпитет, каламбур, стилизация, парадокс, афоризм, повтор, цитата.  
11. Полемическое мастерство Дифференциальные характеристики понятий спор, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Классификация споров. Основные полемические приемы. Допустимые и недопустимые уловки в споре. Этика спора. Полемическое мастерство педагога.
Тема группового занятия Компетенция(и) Образовательные результаты Формы группового занятия Образовательные технологии Продукт деятельности
1. Риторика как наука и искусство речи ОК-3 Знает: основные понятия риторики; владеет: основами анализа мировоззренческих, социальных, философских проблем лекция    
2. Ораторское искусство в европейской культуре ОК-3 Осознает: значение культуры как формы человеческого существования лекция    
3. История риторики. Риторика в России ОК-15 Умеет: представить место риторики в историческом процессе, в политической организации общества учебно-практическая конференция    
4. Деловое общение ОК-3, ОК-6; ОПК-6 Знает: виды и формы делового общения; умеет: руководствоваться в общении принципами толерантности и сотрудничества; владеет: навыком построения речи с учетом коммуникативных задач Практическое занятие (ролевые игры)    
5. Особенности педагогичес кого общения. Речевая деятельность учителя ОПК-3, ПК-2, ПК-6, СК-5 Знает: особенности педагогического общения, нормы речевого поведения учителя; умеет: создавать профессионально-значимые типы высказывания; ориентироваться в ситуации общения, бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; владеет: методикой организации диалога-информации, диалога-общения, полилога с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами лекция, семинар    
6. Основы мастерства публичного выступления ОК-6,ОК-16, ОПК-3 Знает: законы неориторики; типологию (виды) речей по целям высказывания; владеет: навыком публичной речи разных видов и жанров в различной аудитории лекция, практические занятия    
7. Техника речи ОПК-3 Знает: свойства голоса как инструмента общения, значение интонации в общении, профессионально-значимые качества голоса учителя Практическое занятие    
8. Риторический канон ОПК-3 Знает: структуру и содержание этапов классического риторического канона; умеет: использовать риторический канон (модель) в подготовке речи, в т.ч. педагогической семинар    
9. Языковые средства выразительности речи ОПК-3, СК-5 Знает: тропы и фигуры, наиболее частотные в «украшении» речи; умеет: анализировать текст с точки зрения его выразительности; применять изобразительно-выразительные средства в своей речи лабораторная работа    
10. Мастерство полемики ОК-3, ОК-16, ОПК-3 Знает: основы эристики как искусства спора, требования к речевому поведению в споре, дискуссии, полемике и т.п.; умеет: принимать роль участника полемики/дискуссии/ спора; учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекает процесс полемики Лекция, Круглый стол    
             

5.4. Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Современная риторика как комплексная дисциплина Проанализировать связь риторики с другими науками: логикой, лингвистикой, психологией и др. Работа с учебником, Интернет-материалами Тезисный план темы
2. Ораторское искусство в европейской культуре Изучить сведения об основных этапах развития риторики, о жизни и деятельности риторов древности и современности. Работа с учебником, словарями, энциклопедиями Сообщения для учебно-практической конференции (работа звеньями по теме, предложенной преподавателем)
3. Риторика в России Изучить особенности развития риторики в России; знать имена и труды русских риторов-теоретиков и учителей. Работа с учебниками Сообщения для учебно-практической конференции (работа звеньями по теме, предложенной преподавателем)
4. Понятие риторического идеала. Античный риторический идеал. Особенности русского риторического идеала Работа над усвоением риторических понятий (по учебникам) Краткий конспект, подготовка к семинару
5. Виды красноречия Ознакомиться с классификацией видов красноречия по сфере реализации речи. Сопоставить число видов в классификациях разных авторов Перечень видов с кратким комментарием каждого из видов
6. Роль общения в социальной практике Определить функции, средства, виды и формы общения Подготовка ролевых игр к практическому занятию
7. Деловой этикет Охарактеризовать составляющие делового этикета: Э. речевой, Э. телефонных переговоров, служебная субординация, дресс-код; национальные особенности этикета Доклад
8. Особенности педагогического общения. Речевая деятельность учителя. Изучить вопросы: Учитель как коммуникативный лидер. Коммуникативные качества речи учителя. Особенности невербального поведения учителя. Слушание в профессиональной деятельности учителя Моделирование ситуаций общения: а) учитель и ученик на уроке (любой этап урока); б) учитель и ученик в обстановке внешкольной (экскурсия/концерт/магазин/поликлиника/пляж…); в) учитель и родители ученика и т.п. Представление и анализ их на практическом занятии
9. Культура речи как необходимое условие эффективного общения Раскрыть понятия: литературный язык, нормы современного литературного языка, функциональные стили речи. Работа с учебниками и справочниками Редактирование текста, содержащего отступления от норм лексических, морфологических, синтаксических (варианты текстов предложены преподавателем или самим студентом)
10. Коммуникативные качества речи Наблюдения над материалами теле- и радиовещания, использование собственного жизненного опыта. Дать характеристику коммуникативных качеств речи Письменная характеристика речи конкретного публичного лица (политика, телеведущего, артиста, педагога…)/видеозапись с комментарием
11. Вербальные и невербальные средства общения Оценка образа оратора (участника коммуникации): речь, интонация; мимика, жесты, позы Доклад/презентация
12. Основные виды и жанры речей Изучить классификацию видов речи в зависимости от цели высказывания, жанры Таблица (по образцу)
13. Основные смысловые модели (топосы). Хрия Раскрыть содержание 2-ого этапа риторического канона (диспозиции): использование топосов в аргументации; хрия как модель построения аргументирующей речи Примеры применения топосов в описании, повествовании, рассуждении
14. Языковые средства выразительности речи Содержание 3-его этапа риторического канона: тропы и фигуры Перечень основных тропов и фигур
15. Полемическое мастерство Классификация споров, полемические приемы, уловки в споре Изучение речей выдающихся ораторов и лекторов прошлого и современности. Подготовка риторического анализа текстов их выступлений.  

Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Античная риторика (имена, труды) Изучение дополнительной литературы по риторике, истории древнего мира, энциклопедий Реферат
2. Риторика и логика Изучение взаимосвязи законов логики и риторики Творческая письменная работа в произвольном жанре
3. Нейролингвисти ческое программирова ние (НЛП) как средство речевого поведения Ознакомиться с литературой, рассматривающей проблемы НЛП Методическая разработка дискуссии по изученной теме

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература

1. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие. М.:Флинта: Наука, 2007.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов-на- Дону, 2007.

3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2001

4. Культура русской речи. Учебник для вузов (под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева). М., 2000.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов. М., 2002.

6. Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1995.

7. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. М., 2002.

8. Тимошенко Т.Е. Риторика: практикум. М.: Флинта: Наука, 2009.

Дополнительная литература

1. Аннушкин В.И. Первая русская риторика. М., “Знание”, 1989. №1.

2. Античные риторики. // Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1978.

3. Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель профессор М.И.Панов. М., 1997.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Для учащихся ВУЗов и колледжей. Ростов – на- Дону, 1995.

5. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.

6. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. М., 1996.

7. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

8. Далецкий Ч. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб., 1995.

9. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. М., 1996.

10. Зарифьян И.А. Общая и частная риторика в истории курса “Теория словесности” // Риторика. №1. С. 96–123.

11. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.

12. Карнеги Д. Как перестать беспокойным и начать жить. М., 1994.

13. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов учебных заведений с углубленным изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий. М., 1994.

14. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. М., 1997.

15. Ломоносов М.В. краткое руководство к красноречию. Полное собрание сочинений. М., Л., 1951. Т.7.

16. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1995.

17. Мастера красноречия. М., 1991.

18. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

19. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М., 1996.

20. Никольская С.Т. Техника речи. М., 1978.

21. Об ораторском искусстве. Сост. А.Толмачев. 4-е, М., 1973.

22. Основы ораторского мастерства. М., 1990.

23. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.

24. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. СПб., 1996.

25. Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Доклады Первой Всероссийской конференции по риторике. Ред. В.И.Аннушкин, А.А.Волков, К.В. Карпюк. М., 1998.

26. Риторика. Специализированный проблемный журнал. 1995 – 1997. №1 – 4.

27. Риторика. Хрестоматия. Составитель В.И.Аннушкин. Пермь, 1994.

28. Рождественская Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

29. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

30. Розенталь Д.Э., Голуб И.В., Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1997.

31. Сопер Поль С. Основы культуры речи. М., 1992.

32. Хавин М. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб., 1997.

33. Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. М., 1987.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.