Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план семинарских занятий




Введение

ПРОГРАММА КУРСА

Студент должен

знать:

— традиционное определение риторики;

— сущность современного красноречия;

— базовые понятия современной риторики;

— задачи и содержание курса;

уметь:

— различать общую и частные риторики.

Риторика: традиционное определение. Сила слова. Слово о современном мире: утраты и поиски.

Сущность современного красноречия. Риторика как теория и практика эффективного, целесообразного общения.

Общая и частные риторики. Задачи и содержание курса. Рекомендации по индивидуальной работе и самообразованию.

Раздел I. ИСТОКИ, ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО КРАСНОРЕЧИЯ

Т е м а 1. Риторический идеал античности

Студент должен

знать:

— риторический идеал софистов;

— основные риторические положения Аристотеля, Платона (Сократа), Цицерона;

— риторический идеал античности;

уметь:

— анализировать тексты античных ораторов;

— своевременно разоблачать софистические доводы.

Понятие риторического идеала. Риторический идеал и культура. У истоков красноречия древности: Гомер. Риторика и демократия. Риторический идеал софистов.

Риторический идеал Платона (Сократа) и Аристотеля. Риторический идеал Цицерона.

Изменения риторического идеала после падения республики в Риме!

 

Т е м а 2. Русские традиции красноречия

Студент должен

знать:

— традиции древнерусского красноречия;

— основные риторические положения М.В. Ломоносова;

— первые учебники риторики;

уметь:

— использовать основы древнерусского риторического идеала в своем речевом поведении.

Традиции древнерусского красноречия.

Статус слова и красноречия в древнерусской культуре.

Требования к речевому поведению и речи — основы древнерус­ского риторического идеала.

Первые книги по риторике в России. Учебники риторики.

Русские традиции красноречия и современность.

Т е м а 3. Судебное красноречие в России

Студент должен

знать:

— виды красноречия;

— особенности судебного красноречия;

— нравственные основы судебной речи;

— великих судебных ораторов России;

уметь:

— использовать кодекс ритора, составленный А.Ф. Кони и П.С. Пороховщиковым для различных ситуаций общения;

— пользоваться вербальными и невербальными приемами оратор­ского этикета Ф.Н. Плевако;

— анализировать речи известных судебных ораторов прошлых сто­летий (А.Ф. Кони, К.Ф. Хартулари, А.И. Урусова, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского, В.Д. Спасовича, Н.И. Холева и т.д.).

Виды красноречия: академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное.

Общая характеристика судебного красноречия.

Из истории. Великие судебные ораторы России.

Нравственные основы судебной речи.

Лаконичность, образность, логичность судебной речи.

Судебная речь как разновидность публичной речи. Экстралингвис­тические и лингвистические признаки судебной речи. Защитительная (адвокатская) и обвинительная (прокурорская) речи.

Вербальные и невербальные приемы ораторского этикета Ф.Н. Плевако.

 

Раздел II. РИТОРИКА И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Т е м а 4. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели

Студент должен

знать:

— речемыслительную деятельность человека при создании выска­зывания;

— понятия «этос», «логос», «пафос», их толкование и возможнос­ти речевого функционирования;

— структуру речевой ситуации;

уметь:

— решать риторические задачи, учитывая при этом речевую ситуацию: участников, отношения, цели, обстоятельства.

Речевое событие как основная единица речевого общения. Составляющие речевого события.

Речевая ситуация. Структура речевой ситуации: участники, отношения, цели, обстоятельства.

Мотивация и целеполагание.

Речевые цели (намерения).

Ситуации и ролевые игры.

 

Т е м а 5. Речевое действие. Социальные и речевые роли

Студент должен

знать:

— речь и мышление;

— речь как процесс превращения мысли в слово;

— речь как продукт речевой деятельности;

— восприятие речи и ее понимание;

— организацию обратной связи;

уметь:

— учитывать особенности устной и письменной форм речи;

— совершать речевые поступки с помощью слов;

производить анализ речевых действий;

— различать профессионально значимые жанры (обвинительную и защитительную речи);

— различать социальные и речевые роли юриста.

Речь и мышление. Речевое мышление. «Речь — это канал развития интеллекта» (Н.И. Жинкин).

Речь как процесс, «процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» (Л.С. Выготский).

Как совершать поступки с помощью слов: речевое действие.

Анализ речевых действий. Ступени подготовки и исполнения речевого высказывания.

Восприятие речи и ее понимание.

Обратная связь, ее организация.

Речь как продукт речевой деятельности (текст).

Сравнение устной и письменной форм речи.

Социальные и речевые роли юриста.

 

Т е м а 6. Образ и поведение говорящего

Студент должен

знать:

— из чего складывается образ говорящего как система свойств личности;

— как обеспечивается эффективность речи;

— что такое «ораторский страх» и правильная установка;

— требования к образу и поведению говорящего;

уметь:

— вырабатывать уверенность в себе;

— использовать способы борьбы со стрессом и его следствиями в речи.

Эффективность речи и личность говорящего. Образ говорящего как система свойств личности. «Обаяние» и речевой артистизм. Уверенность говорящего и «право на речь». «Ораторский страх» и волнение. Правильная установка. Способы борьбы со стрессом и его следствиями в речи. Искренность в речевом поведении. Объективность говорящего. Увлеченность предметом речи.

 

Т е м а 7. Законы и принципы современной общей риторики

Студент должен

знать:

— законы и принципы современной общей риторики;

уметь:

— учитывать законы риторики;

— пользоваться принципами современной общей риторики.

Первый закон риторики и принципы диалогизации речевого по­ведения.

Внимание к адресату как принцип речевого поведения. Принцип близости. Принцип конкретности.

Принцип движения: требование второго закона риторики. Спосо­бы создания движения в речи.

Третий закон — закон эмоциональности речи. Риторические средства и принципы выполнения третьего закона.

Риторические средства и принципы, служащие выполнению закона удовольствия.

Взаимосвязь законов общей риторики.

Принцип коммуникативного сотрудничества. Стратегии речевого поведения.

Раздел III. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН

 

Т е м а 8. Изобретение содержания речи (инвенция)

Студент должен

знать:

— что такое классический риторический канон и его этапы;

— что значит «топ, топика» как смысловая модель;

— виды смысловых моделей;

уметь:

— пользоваться смысловой схемой речи;

— «размножать» идеи;

— использовать метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи.

Риторический канон и современное красноречие. Этапы класси­ческого риторического канона.

Что такое изобретение? Тема и ее выбор.

«Общее место» (топ, топика) как смысловая модель.

Смысловые модели «Род и вид», «Целое — части».

Смысловые модели «Определение», «Свойства».

Смысловые модели «Имя», «Сопоставление».

Смысловые модели «Причина и следствие», «Обстоятельства».

Смысловая схема речи.

Как «размножаются» идеи?

Метод «дерева» при составлении смысловой схемы речи.

 

Т е м а 9. Расположение изобретенного (диспозиция)

Студент должен

знать:

— типологию речевых произведений;

— назначение планов и их виды;

— композиции и жанры речи;

— модели и схемы рассуждений;

— основные виды аргументов;

— структуру и виды доказательств;

уметь:

— описывать предмет речи;

— использовать основные стратегии повествования;

— рассуждать, опираясь на классический образец речи-рассужде­ния (хрия);

— выяснять полноту понимания выдвигаемых тезисов, т.е. гра­мотно спорить;

— склонять оппонента к своей точке зрения.

Типологии речевых произведений.

Назначение планов и их виды.

Композиции и жанры речи.

Основные стратегии повествования.

Классический образец речи-рассуждения (хрия).

Модели и схемы рассуждений.

Основные виды аргументов.

Работа с аргументами и их расположение.

Структура и виды доказательства.

Требования, ошибки и уловки, относящиеся к тезису.

Требования, ошибки и уловки, относящиеся к аргументам.

Дискуссионная речь.

 

Т е м а 10. Словесное выражение (элокуция)

Студент должен

знать:

— что такое «хорошая речь»;

— функциональные стили речи;

— тропы и прочие средства выразительности речи;

— риторические фигуры и их роль в речи;

уметь:

— использовать тропы и прочие выразительные средства в речи;

— использовать риторические фигуры и другие средства диалогизации речи;

— производить различные виды анализа фрагментов речей;

— редактировать речь.

Что такое «хорошая речь», или культура речи.

Риторика и стиль. Функциональные стили речи.

Судебная речь как разновидность публичной речи.

Выбор слова. Юридическая лексика в контексте профессионально­го образования юриста.

Понятие риторического тропа. Смысловые особенности тропов и их риторические возможности. Тропы и прочие средства выразитель­ности речи.

Метафора. Метонимия. Ирония. Парадокс. Иносказание. Общие рекомендации к использованию тропов в речи. Понятие риторической фигуры. Антитеза. Градация. Повтор. Период.

Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи.

Риторическое восклицание. Риторический вопрос. Риторическое обращение. Введение чужой речи. Фигуры, создающие эмоциональ­ный контакт с адресатом.

Раздел IV. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Т е м а 11. Взаимодействие оратора и слушателей

Студент должен

знать:

— о свойствах внимания,

— об общих принципах управления вниманием аудитории,

— о своеобразии ораторского монолога;

уметь:

— управлять вниманием аудитории;

— использовать скрытые и открытые формы диалога;

— пользоваться языковыми средствами контакта;

Нравственный долг оратора.

Общие принципы управления вниманием аудитории.

Свойства внимания, существенные для оратора.

«Квантование» речи.

Своеобразие ораторского монолога.

Скрытая форма диалога и открытый диалог.

Языковые средства контакта.

 

Т е м а 12. Невербальные средства оратора

Студент должен

знать:

— невербальные средства общения;

— понятие «конгруэнтность»;

— словарь ораторских жестов;

уметь:

— использовать в своей публичной речи адекватные невербальные средства общения;

— правила для регулирования голоса, жестов и мимики;

— словарь ораторских жестов.

Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения: экстра- и паралингвистические, оптико-кинетические, проксемика.

Функции жестов в профессиональном общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая).

Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в про­цессе профессионального общения. Понятие «конгруэнтность» (совпадение слова и жеста).

Особенности «языка внешнего вида» (языка телодвижений и жес­тов) в судебной речи.

Профессионально значимые качества голоса юриста (чистота и ясность тембра, широкий диапазон по высоте и громкости, выносливость, помехоустойчивость, суггестивность (способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата).

Интонация и ее роль в профессиональном общении.

Правила для регулирования голоса, жестов и мимики.

 

Т е м а 13. Основы техники речи судебного оратора

Студент должен

знать:

— основы техники речи;

— качества фонационного (озвученного) дыхания;

— интонации и паузы в публичной судебной речи;

уметь:

— следить за собственной дикцией;

— работать над фонационным (озвученным) дыханием;

— определять необходимый темп речи;

— рассчитывать необходимую громкость, тональность голоса. Качества фонационного (озвученного) дыхания.

Темп речи, сила и высота голоса.

«Звуком рисуешь видимое слово» (В. Яхонтов).

Ясность и четкость произношения.

«Уметь просто и красиво говорить — целая наука» (К. С. Станиславский). Интонации и паузы в публичной речи.

 

Т е м а 14. Публичное выступление

Студент должен

знать:

— базовые понятия риторики;

уметь:

— самостоятельно предвосхищать развитие ситуации общения;

— свободно общаться с различными собеседниками;

— свести к минимуму страх перед аудиторией;

— уважать собеседника, своевременно разоблачать софистические доводы;

— применять законы логики и соблюдать логическую канву дискуссионного диалога;

— слушать и слышать не только себя, но и собеседника;

Подготовленное публичное выступление.

Общие понятия об успешной речевой деятельности. Преодоление чувства неуверенности и страха перед выступлением Подготовка к публичному выступлению. Характеристика основных этапов публичного выступления.

Представление о повседневной подготовке к публичным выступлениям. Характеристика основных этапов подготовки ораторской речи. Способы выступления. Особенности экспромта. Анализ речи. Определение понятия «контакт с аудиторией». Ораторский монолог как монолог особого типа. Эффект живой реакции. Скрытая форма диалога. Открытый диалог. Основные факторы, влияющие на установление контакта между оратором и слушателями. Роль личности оратора в обеспечении успеха публичного выступления.

Самоконтроль и самооценка.

Синтетическая и аналитическая оценки публичного выступления (речи) Риторический анализ публичного выступления.

 

№ п/п Тема семинарского (практического) занятия Количество часов  
Повышенный уровень Базовый уровень
1. Античное ораторское искусство: теория и практика    
2. Общеевропейский Ренессанс и красноречие в Древней Руси    
3. Судебное красноречие в России    
4. Изобретение содержания речи (инвенция)    
5. Расположение изобретенного (диспозиция)    
6. Приемы убеждения и воздействия    
7. Теория аргументации. Виды аргументов    
8. Словесное выражение (элокуция)    
9. Профессиональный имидж оратора    
10. Основы полемического мастерства    
11. Невербальные средства судебного оратора    
12. Основы техники речи судебного оратора    
13. Публичное выступление (по предложенным темам). Контрольная работа[*]    
  ИТОГО    



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.