Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие риторики в России




Первое учебное пособие по риторике появилось в России в начале XVII века. Это был переводной учебник риторики Ф. Меланхтона, профессора греческого языка и теологии, жившего в Германии в XVI веке.

Неоценимый вклад в развитие русской риторики внес М.В. Ломоносов. Его «Краткое руководство к красноречию» является продолжением античных традиций. «Российская грамматика» и ряд других грамматических и риторических сочинений являются важным этапом развития русской риторики. Отметим наиболее важные мысли из «Краткого руководства…».

Ø Ломоносов дает определение риторики как искусства не только убеждать, но и переубеждать. «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонить других к своему об оной мнению».

Ø Ученый обращает пристальное внимание не только на логическую аргументацию, но и на психологию доводов, выявление причин, «от каких представлений каждая страсть возбуждается…».

Ø Автор «Краткого руководства к красноречию» ориентируется не только на произнесенные, но и на письменные образцы публичной речи.

Ø Ломоносов говорит о формировании национального языка во всем его стилистическом многообразии, прежде всего через художественную речь.

Ø И, наконец, в данной работе есть очень важные наблюдения, касающиеся связи между содержанием убеждающей речи (например, силлогизмами) и наиболее эффективной формой ее языковой реализации (например, выбором союза).

Интерес к риторике в России в конце XVIII – начале XIX вв. имел те же закономерные последствия, что и на Западе. Сначала – эпоха расцвета, однако, постепенно предмет риторики как науки суживается, и от него одна за другой отходят области словесности, превращаясь в отдельные и самостоятельные дисциплины. Обособляются теория поэзии, стилистика, хотя еще долгое время они продолжают излагаться в курсах риторики. На основе риторики возникают следующие научные дисциплины: стилистика, поэтика, герменевтика, теория литературы. В начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Прекрасные учебники по риторике («Общая риторика» и «Частная риторика») пишет Н.Ф. Кошанский, учитель А.С. Пушкина.

Заслуживает особого внимания работа известного государственного и политического деятеля М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия». Особое внимание уделял М.М. Сперанский эмоциональности речи, экспрессивности в слове и анализу природы «страстей».

В первой половине XIX века литературные критики во главе с В.Г. Белинским организовали против риторики пропагандистскую кампанию. Идея значимости литературной критики и художественной литературы была поставлена во главу угла, филологические предметы были представлены только русским языком и литературой, риторика была постепенно исключена из системы образования.

В результате «учебная риторика фактически становилась нормативно-стилистическим учением и постепенно стала третироваться как учебная дисциплина, не имеющая серьезных научных оснований». Массовым видом словесности становится художественная литература. «Хотя университетские профессора на пороге второй половины XIX века пытались показать, что существует «истинное и ложное красноречие», что предубеждение против красноречия основано на его «злоупотреблении», возобладала, обобщенно выражаясь, базаровская точка зрения: «Аркадий, друг, не говори красиво…» – пишет исследователь русской риторики В.И. Аннушкин (Базаров – герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

В итоге ряд выдающихся филологов выдвинули тезис о том, что главным видом речи является художественная литература, а основными фигурами в филологии должны стать писатель и критик. Риторика же не нужна вовсе.

Русская судебная риторика (60-е годы XIX – начало XX вв.)

Задачи судебного красноречия – «пленить, доказать и убедить». Русское судебное красноречие развивается после судебной реформы 1864 года, с введением суда присяжных и с учреждением присяжной адвокатуры. Судебных ораторов XIX века объединяло не только уважение к своей профессии, но и широкая образованность, правовая и общая эрудиция, тщательный анализ собранных доказательств, сила слова. Судебные речи конца XIX – начала XX вв. можно рассматривать как феномен языка и культуры. Они отличаются по манере изложения и стилю. Популярный адвокат С.А. Андреевский считал, что в уголовную защиту полностью должны быть перенесены все приемы литературы. «Говорить с публикой надо так, как это делает наша литература. Сделавшись судебным оратором, прикоснувшись на суде присяжных к «драмам действительной жизни», – писал он, – я почувствовал, что и я, и присяжные заседатели, мы воспринимаем эти драмы, включая сюда свидетелей, подсудимого и бытовую мораль процесса, совершенно в духе и направлении нашей литературы. И я решил говорить с присяжными, как говорят с публикой наши писатели. Я нашел, что простые, глубинные, искренние и правдивые приемы нашей литературы в оценке жизни следует перенести в жизнь. Каждый преступник вырастает среди нормальных людей и для того, чтобы объяснить преступление, адвокат неминуемо должен прежде всего, с глубокой правдивостью понять и определить все его окружающее… Без этого немыслимо объяснить преступление».

Для достижения этой цели фабула уголовного дела часто представлялась судебным оратором как сюжет, что было наиболее оптимальной формой в условиях суда присяжных и позволяло воссоздать приемлемую модель поведения человека. Речи таких известных адвокатов, как Ф.Н. Плевако, А.И. Урусова, В.Д. Спасовича, В.И. Жуковского и других отличались тонким психологическим анализом действий подсудимого, необыкновенной образностью, выразительностью. Приведем пример одной речи В.И. Жуковского: «Подсудимый был полтора года в одиночной камере. Знаете ли вы, господа присяжные заседатели, что такое одиночное заключение? Это – три шага в длину, два шага в ширину и…ни клочка неба!»

В условиях дореволюционной России судебное красноречие имело целью не только объективное исследование обстоятельств дела, но и воздействие на суд присяжных. Со временем чисто внешняя сторона речи (элоквенция) выдвинулась на первое место, а топика (учение о нахождении аргументов) практически исчезла из риторики. Риторика стала призываться юристами только как дисциплина, способная обучить красноречию. Основное внимание стало уделяться тропам и фигурам речи, а не поиску аргументов.

Тем не менее, судебные речи талантливых русских юристов А.Ф. Кони, П.А. Александрова, М.Ф. Громницкого и других с полным правом называют прекрасными образцами судебного ораторского искусства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 84; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.