Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Становление риторики в Древней Греции




Тема 1. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ

Тема 1. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ

Синченко Г.Ч.

 

 

Материалы к лекции по дисциплине «Риторика»

 

 

Время – 4 часа

 

Специальность 030501. 65 Юриспруденция

 

Омск 2009

 

Материалы к лекции по дисциплине «Риторика» обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и политологии 9 февраля 2009 г., протокол № 9.

 

Вопросы:

1. Становление риторики в Древней Греции

2. Понятие риторического идеала. Риторический идеал античности

3. Постантичная риторика

4. Риторика в Древней Руси. Древнерусский риторический идеал

5. Кризис риторики в XIX в. и ее возрождение в ХХ в. Риторический идеал современности

 

Риторика возникает в Древней Греции в VI-V вв. до н. э. В это время у греков складывается, пользуясь выражением отечественного ученого, крупного специалиста по истории античной философии А. Ф. Лосева, «небывалый культ слова». Корень этого явления следует искать в экономических, политических и мировоззренческих преобразованиях, получивших оформление в полисном устройстве. Создание полиса — явление чрезвычайной важности, ставшее знаменательной вехой, подлинным открытием в общественной и культурной жизни эллинов.

В комплексе предпосылок возникновения риторики выделим два аспекта: политический и философский.

Политический аспект. В наследство от рухнувшей микенской цивилизации, представлявшей собой общество дворцовой экономики, новорожденным городам-государствам достались две мощные общественные силы — сельские общины и военная аристократия. Поиск равновесия и согласия между ними привел к выработке нового социального пространства, центрированного на агору — площадь для общественных собраний, где свободно и аргументированно дискутировались различные вопросы. Греческая политическая жизнь стремилась стать предметом публичного обсуждения граждан, которые считались равными и для которых государственное управление было общим делом. Проблема власти решалась в демократическом горизонте, что определило первую форму человеческой мудрости — софию. С ней неразрывно связано появление плеяды выдающихся личностей, которых Греция почитает как своих первых и истинных мудрецов. Предметом софии стал мир людей. Какие элементы его составляют, каковы его противоборствующие силы, как установить между ними гармонию, объединить их, чтобы хаос сменился состоянием порядка — вот круг занимавших ее вопросов.

Дух состязательности (агóна), пронизывавший все сферы общественной жизни, определил и выбор орудия власти. Политическим инструментом, ключом влияния управления и власти становится слово. Оно утрачивает прежнюю ритуальную сущность, претензии на авторитарное изречение истины и выливается в спор, дискуссию, диалог, предполагая наличие публики как арбитра, поднятием рук выносящего окончательное решение. Представляющие общий интерес вопросы, включая политику и правосудие, ставятся под контроль всех граждан и решаются в результате прений. Политическое искусство состоит, по сути дела, в мастерском владении речью, и логос с самого начала осознает себя, свои правила, свою эффективность через политическую функцию. Дебаты, разгорающиеся на собраниях и в судебных процессах, требуют умения убеждать. Политики выступают на народных собраниях (Фемистокл, Демосфен), полководцы произносят речи перед войском (Перикл), граждане борются за справедливость в суде (Антифон, Лисий), восхваляют героев, общественные события, ведут диалоги, вступают в словесные баталии.

Как видим, красноречие необходимо не только на собраниях и в судах. Многолюдны празднества, поминки, дружеские встречи. В этих условиях умение выразительно и содержательно говорить стало насущной потребностью каждого. И в ответ на потребность общества в высокой речевой культуре рождается риторикатеория, мастерство и искусство красноречия.

Итак, знания, нравственные ценности, техника мышления выносятся на площадь, подвергаются критике и оспариванию. Отсюда возникает необходимость составления речей, имеющих четко отточенную форму антитетических доказательств. Дух агона, воплотившись в республиканской форме правления, сделал, по словам В. Г. Белинского, «красноречие самым важным и необходимым искусством».

Философский аспект. Во-первых, собственно появление философии — умосозерцания, теории — означало разделение мира в сознании на явление и сущность: в сущности реальность не такова, какой она предстает в опыте и какой люди привыкли ее видеть. Школа элеатов во главе с Парменидом доказывала абсолютную однородность и неподвижность бытия, которое можно последовательно мыслить. Понятно, что этот тезис противоречит данным чувств, показывающих мир многообразным, многокрасочным переплетением великого множества возникающих, меняющихся и исчезающих явлений. А от разрыва чувства и ума один шаг до разрыва слова и вещи. Первое сделалось условным обозначением второй. Отделившись от своего предмета, слово предстало особым образованием и предметом исследования.

Во-вторых, в условиях демократии пристальное внимание античной культуры к физической и духовной жизни человека привело к возникновению индивидуализма и субъективизма, получивших теоретическую легитимацию в учении и практике софистов. Софисты выступили глашатаями «общественного человека». В свободном государстве всякий человек вправе судить не только о государственных делах, но и вообще о любом предмете. «Человек — мера всех вещей…» (Протагор), с его мнением должны считаться. Одно мнение не истиннее другого — оно лишь более или менее убедительно, а чтобы выяснить это, надо освоить технику рассуждения (диалектику) и убеждения (риторику). «Тот, кто умело владеет обоими искусствами, может… добиться торжества своего мнения, а в этом и заключается цель идеального “общественного человека”»[1].

Истоки красноречия прослеживаются в героических эпосах. Прежде всего, это гомеровские поэмы. Гомер для древних греков — первый учитель красноречия. Четкость и обдуманность структуры речи, направленность каждой ее части на хорошо осознанную оратором задачу, непринужденное владение словом обнаруживается в любой из речей, составляющих сложную словесную ткань «Илиады» и «Одиссеи». Но одних древних образцов не хватало, и появились профессии ритора (учителя красноречия) и логографа (составителя речей).

Невозможно точно назвать имя родоначальника риторики. Пожалуй, лучше вести речь не о единственном человеке, а о группе «сооснователей». Аристотель якобы считал первым ритором философа Эмпедокла. Источники доносят также сведения об ученике последнего ораторе и адвокате Кораксе (Кораке), в V в. до н. э. открывшем в Сиракузах школу красноречия и, по преданию, написавшем первый (позднее утраченный) учебник риторики. «Красноречие — это служанка (работница) убеждения», — наставлял Коракс. В свою очередь, учеником Коракса был оратор Лисий (459-380 до н.э.), из школы которого, как говорят, вышел знаменитый софист Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н. э.). Иногда зарождение риторики датируют 427 г. до н. э., когда Горгий прибыл в Афины и поразил ее граждан своей ораторской техникой. Постепенно накапливалось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем («Риторика»), в Риме — Цицероном («Оратор», «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах»), Квинтилианом («Риторические наставления») и другими античными мыслителями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.