Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Риторика в Древней Руси. Древнерусский риторический идеал




Вопрос 3. Постантичная риторика

Эпоха христианства отвергла античную культуру как языческую; была забыта и риторика. Однако потребности, связанные с подготовкой священников к проповедям, к общению с паствой, с верующими, породили новую отрасль риторики — церковное (богословское) красноречие, или гомилетику, которая унаследовала античные принципы.

Так, выдающийся церковный деятель IV-V вв. Аврелий Августин в своих сочинениях и рекомендациях изложил систему ораторского мастерства, построения и произнесения проповедей преимущественно на библейские сюжеты. В раннем средневековье и вплоть до XI-XII вв. церковная риторика носит ярко выраженный поучительный, дидактический христианский характер, опирается на жития святых, на рассказы о чудесах, совершенных Божьей матерью, о страшном суде, содержит призывы к покаянию и к праведной жизни.

Эпоха Возрождения знаменуется новым подъемом внимания к риторике, это объясняется подъемом интереса к человеку, к личности; кумиром становится Цицерон. Риторика сближается с литературой.

Таким образом, изменение риторического идеала направлено от древнегреческой риторики к римской (искусству «хорошо говорить») и риторике средневековья — начала Возрождения (искусству «украшения речи»), когда основным требованием к речи стали не только ее внешняя, формальная красота и изящество, но к тому же правильность, безошибочность, ибо «душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хвалить Господа, не оскорбляя его ошибками» (так говорится в Указах Карла Великого).

В таком виде риторика оставалась частью гуманитарного образования вплоть до XIX в., а затем как учение о словесном выражении она растворилась в стилистике как части теории литературы. Остальные ее разделы потеряли практическое значение. Само слово «риторика» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.

В Древней Руси практика устного публичного выступления не была широко распространена, и произведения ораторского искусства были рассчитаны, прежде всего на чтение и обдумывание, на копирование и распространение, хотя известно, что мастера слова: Иларион в Киевской Софии, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский обращали свое слово к слушателям.

Важнейшая и ответственейшая цель слова в Древней Руси — объединение разрозненных мест и людей в целостный «русский мир». Это задача гармонизации, единения, задача нравственная. Она и определяет пафос слова и формирует образ его автора — «печальника Русской земли», положившего своей жизненной обязанностью способствовать исправлению «настроений своего века».

В древнерусском красноречии преобладают два основных жанра — дидактическое Поучение и торжественное панегирическое хвалебное Слово. «Поучение» имеет целью формирование идеалов, воспитание человеческой души и тела. Оно проще, доступнее, адресовано не слишком просвещенному, часто молодому читателю. «Слово» трактует высокие и общие темы: духовные, политические, государственные. Хвала князю или святому, проповедь сложнее по форме, обильнее украшены, обращены к более образованному кругу.

Первым древнерусским дидактическим сочинением, первым памятником русской педагогической риторики было «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты (XI в.). С него начинается история ораторской прозы Древней Руси. XI в. дал и знаменитое «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона — полемически острую и политическую декларацию славы и независимости Русской земли.

«Золотым веком русской литературы» и периодом расцвета древнерусского красноречия называют XII в. Он объединяет две культуры — византийскую и русскую, две поэтические системы — устную народно-поэтическую и высокую риторическую, две языковые стихии — русскую и древнеславянскую. Это столетие отмечено двумя вершинами: «Словом о полку Игореве» и ораторскими произведениями Кирилла Туровского.

Традиции получили продолжение в произведениях последующих столетий — в «Задонщине» (XIV в.), «Житии Сергия Радонежского» (XV в.), переписке князя Андрея Курбского и Иоанна Грозного (XVI в.). В них пафос слова создается стремлением преклонить душу читателя к добродетели, просветить и вооружить его против страстей неправды и зла, научить властвовать собой.

Старинному русскому красноречию были присущи: высокое уважение к книжному слову, мудрой речи, словесному мастерству; нравственно-поучительный пафос, призыв к добру и сила убеждения; вера в божественную природу мудрого слова. Все это и обусловило требования к речевому поведению, речи, определило риторический идеал Древней Руси.

1. Беседуй только с достойными. «При умном не делай глупости, а перед дураком не раскрывай ума своего», «Умному мужу что ни скажешь — примет это в сердце свое, а глупца, хоть кнутом бей его, ничему не научишь» («Повести об Акире Премудром», XII в.).

2. Выслушай собеседника. «...Кто послушает речь умного человека, то, словно изнывая от жажды, напьется студеной воды» (там же).

3. Кротость и смирение в публичной речи и в беседе.

4. Осуждение многословия, пустословия, несдержанности языка, грубости. Почему два уха и один язык? Следует два раза услышать и один раз сказать. «Безмолвное дело лучше бесполезного слова... Делай сказанное и не говори о сделанном» («Пчела»).

5. Хвала — добродетель. Хула — греховна. Доброе слово — первое, с чем надлежит обращаться к человеку. Хуже всего заглазная хула, ложь, клевета. Не престало злорадно хулить ближнего в несчастье. Запрещается и осуждается злоречие и выслушивание наговоров.

6. Полное отсутствие подобострастия и лести.

Таким образом, древнерусский идеал речевого поведения предполагает соблюдение основных христианских заповедей: кротости, смирения, любви к ближнему, уважение к нему, запрета лживого и клеветнического слова. Речь должна быть сдержанной во всех отношениях, не дозволялись крик и раздражение, проявление презрения.

Русской риторической традиции нельзя отказать в богатстве. Как и в средневековой Европе, на Руси было создано множество произведений гомилетического красноречия (проповедей). Однако до XVII в. обучение ораторскому искусству осуществлялось в форме подражания образцам, риторическая теория не была развита. В XVII же столетии, во-первых, появились новые образцовые творения — обращенные к народу «Слова», «Послания», «Беседы» протопопа Аввакума. Основное свойство его стиля — то, что в нем торжественно-книжные слова окружаются реалистически-повседневным ореолом, что подчинено одной задаче — сильному, непосредственному, живому воздействию на собеседника-читателя. Во-вторых, вышли первые руководства по риторике. В 1620 г. в русском переводе была опубликована «Риторика» Ф. Меланхтона, а авторами русских руководств выступили епископ Макарий и Симеон Полоцкий. Учебники риторики использовались в подготовке духовных служителей и были подвержены влиянию латинских образцов, имели богословскую направленность.

Наиболее заметный след в развитии теории риторики в XVIII в. оставило «Краткое руководство к красноречию» М. В. Ломоносова, сразу ставшее популярным в среде жаждущих образования молодых людей. Это было обусловлено рядом ее достоинств.

Во-первых, книга, в основном, носила светский характер и предназначалась для нужд просвещения.

Во-вторых, Ломоносов ратовал за научное содержание речей, за его богатство и глубину, т. е. за то, что придает смысл «сладкоречию».

В-третьих, он связал риторическую систему со стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную традицию).

Наконец, Ломоносов «соединил» риторику с русским языком, русской традицией, сделал ее русской наукой.

Труды по риторике создавал и другой выдающийся ученый того века, В. К. Тредиаковский. Самые образованные, оригинальные умы того времени оставили записки по красноречию по мастерству общения, например, известный государственный деятель М. М. Сперанский. В конце XVIII-XIX вв. риторика широко преподавалась в учебных заведениях, было создано много учебников, авторы которых (А. Ф. Мерзляков, И. С. Рижский, А. С. Никольский, А. Галич, Н. Ф. Кошанский, Н. Греч) считали риторику одной из ветвей «словесных наук» и рассматривали ее как науку высокой культуры речи, большой убеждающей силы, мастерства слова в разных условиях и в обращении к людям разного уровня образованности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.