Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Кризис риторики в XIX в. и ее возрождение в ХХ в.




В конце первой половины XIX в. риторика входит в полосу кризиса. К этому времени как научная дисциплина она исчерпала себя, дав начало нескольким особым областям филологии, а преподавание ее в гимназиях нередко бывало более чем скучным и отдавало средневековой схоластикой с присущей ей схематичной сухостью и догматизмом. Следует отметить, что такое же положение переживала риторика в это же время и в Европе.

В русской послереволюционной школе и вузе риторика была решительно отставлена, как предмет, якобы мешающий развитию творческой мысли и речи. К тому были глубокие социальные причины: в тоталитарном обществе мастерство свободного слова, воздействующего на умы и души сограждан, было более чем опасным.

На Западе и на Востоке (Япония) возрождение риторики началось с середины XX столетия. Для философии и гуманитарных наук этого времени характерен «языковой поворот» — повышенное внимание к языку и, шире, символической активности как наиболее показательной и важной черте человека. Отказ от абсолютизации стандартов математизированного естествознания, переоценка роли чувственного познания, повышение внимания к качественным (т. е. не количественным) описаниям, перенос внимания на отношения между знаками и людьми, использующими их в тех или иных целях (прежде всего, целях воздействия на других людей), — все это привело к тому, что науки гуманитарного цикла стали остро нуждаться в особой логике гуманитарного познания. Именно забытая риторика оказалась способной выполнить эту роль. «Мы вступили в новый период истории идей, когда, — писал в 1983 г. Т. Конли, — возрождение интереса к риторике — это результат консенсуса между мыслящими людьми, что господствующие философские и научные методы и принципы устарели, исчерпали себя или обанкротились».

Совершенно особое положение занимает современная риторика среди гуманитаристики в США. Ей принадлежит центральное место и в системе теоретического гуманитарного знания, и в системе учебных дисциплин. Американскую риторику называют «самым совершенным инструментом манипуляции общественным мнением» (О. Брынская). Она необходима в культуре массовой информации и массовой коммуникации, в мире масс-медиа, и, естественно, занимает там самый верх «пирамиды знания». Риторика в США считается не просто наукой, но как бы предметом государственной идеологии, а потому насаждается, направляется и охраняется.

Весьма своеобразна и удивительно интересна риторическая культура современной Японии. Главная особенность речевого этикета японцев — повышенное внимание и чуткость к собеседнику. Причиной возникновения этой черты была своеобразный традиционный образ жизни замкнутыми группами при весьма тесном контакте друг с другом. В 40-е гг. прошлого века вследствие причин, связанных с изменением стиля жизни, ее демократизацией, развитием языковых контактов внутри страны и с представителями иных культур, научно-техническим прогрессом, возникает своя риторическая теория, получившая название «теория языкового существования». Она исследует, какие формы принимает речевое общение между людьми, каким правилам подчиняется речевое поведение человека. Японцы, как и американцы, верят в то, что улучшение речевого общения — важное средство совершенствования и развития общества. Поэтому «японская неориторика» пользуется сейчас вниманием и авторитетом.

Возрождение риторики в России началось еще в 20-е гг. К сожалению, высказанные тогда замечательными отечественными философами и филологами идеи, касающиеся предмета и объекта риторики, методов риторических исследований и способные придать древней науке новую жизнь, так и остались неосуществленными. «Область риторического» — область свободной, выразительной, культурной, воздействующей, убеждающей речи — стала запретной. Возрождение риторики не состоялось. Начало не получило продолжения. Вплоть до 60-х гг. лишь отдельные ответвления риторики пользовались поддержкой властей, например, мастерство агитатора и пропагандиста. В 60-70-е гг. появляются первые признаки возврата риторики: переиздаются труды античных ораторов, публикуются исследования, возрождаются некоторые приемы, а в 80-е гг. наблюдается взрыв интереса к ее изучению среди молодежи.

Однако не следует думать, что русская речевая традиция умерла и попытки восстановить отечественную речевую культуру напоминают скорее попытки реанимации, а не подлинного возрождения. Лучшие речевые образцы в среде ученых и преподавателей сохраняют и по сей день черты риторического идеала, продолжающие отечественную культурную традицию. И если в академическом и бытовом красноречии русский речевой идеал воплощается неосознанно, интуитивно, то в одной из сфер сохранение отечественного речевого идеала имело и имеет характер вполне целенаправленный. Эта сфера — Церковь, проповедническая деятельность православного священства. Поэтому можно сказать, что современная риторика в России не столько создается заново, сколько возрождается на новом уровне. И при осознанном отношении к русской речевой культуре, при понимании ее древности, богатства и ценности, при упорной целенаправленной работе ученых, преподавателей и тех, кто учится риторике, отечественные традиции не только восстановятся, но и будут развиваться, что просто необходимо сегодня.

Безусловно, к концу XX — началу XIX вв. представления о прекрасной речи изменились, должен измениться и риторический идеал. В наши дни красота речи связывается не со словесной красотой, а с функциональностью. Чем лучше и полнее речь осуществляет цель говорящего, тем она совершеннее. Кроме того, признаками красоты речи являются стройность, смысловая насыщенность и глубина. Современная риторика — это прежде всего школа мысли, а затем уже школа слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.