Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы 1-го рейтингового контроля




СРС 15

СРС 14

Практическое занятие №14

Тезисы лекции

СРС 13

Предложить правила воспитания неагрессивного поведения личности. Форма отчета: конспект, объем 1-2 стр.

Основная литература:

Психолого-педагогический практикум: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

Дополнительная литература:

Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова сущность проектирования психолого-педагогических исследований?

2. Назовите этапы проектирования психолого-педагогических исследований.

 

Тема 14,15. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия(4 часа)

Цель: сформировать представления об организационных формах активного взаимодействия

Формы изучения: лекция, практическое. СРС.

Основные понятия: взаимодействие, формы взаимодействия

Сущность взаимодействия. Характеристика организационных форм активного психолого-педагогического взаимодействия. Классификации организационных форм активного психолого-педагогического взаимодействия.

Тема: Направленность и педагогическое творчество.

Задачи.

Выявление мотивов творческой деятельности.

Развитие стремления к самовыражению.

Задания.

3. «Сочини рассказ»

Студенты находятся в круге, им предлагается сочинить рассказ о школе, в которой собрались и работают самые нетворческие учителя скептики.

Кто-то из студентов начинает — говорит одну – две фразы, с которой начинается рассказ. Далее, двигаясь по часовой стрелке, каждый по очереди продолжает повествование, произносит свои фразы.

Необходимо напомнить студентам правило построения любого рассказа, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

4. «За и против»

Студенты находятся в круге. Бросая мяч друг другу, необходимо называть аргументы «за» и «против» творческой деятельности педагога. Доводы должны чередоваться (тот, кто начинает, бросая мяч, предлагает аргументы «за», второй — «против», третий — «за» и т.д.). В игре могут использоваться формулировки: «Творчество необходимо педагогу потому, что…» и «Творчество педагогу мешает потому, что…».

Эти упражнения позволяют студентам через описание противоположностей осознать, что такое педагогическое творчество и в чем оно проявляется.

Разработать фрагмент нестандартного урока (необычная форма, место проведения, оригинальные, интересные приемы организации работы с детьми, занимательный материал и т.д.). Предмет, тема, возраст детей выбираются по желанию студента. (Можно выполнять задание в микрогруппах по 3—4 человека.)

Основная литература.

1.Психолого-педагогический практикум: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

Дополнительная литература:

Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.

 

Практическое занятие №15 Тема: Игра как форма проектировочной деятельности.

Задачи.

Развитие у студентов способностей к проектированию и моделированию различных игровых ситуаций.

Воспитание творческого отношения к игровой форме деятельности.

Развитие организаторских и коммуникативных способностей.

Задания.

Для организации и проведения коллективных творческих дел существует ряд общих правил:

1. Студенты разбиваются на микрогруппы по 5—7 человек. В дальнейшем состав групп обязательно должен меняться, работать стабильными группами нельзя.

2. На самостоятельную подготовку отводится 20—25 мин.

3. Педагог вмешивается в работу только в крайних случаях или если нужен совет, объяснение и т. п.

После проведения каждой игры оценивается эффективность ее планирования и осуществления, оцениваются организаторские и творческие способности ведущего: как объяснял условия игры, как настраивал и заинтересовывал игрой, как распределял роли, делил на команды, следил за выполнением условий или их изменением, оказывал помощь, решал неожиданно возникающие проблемы и т.д.

1. «Защита фантастических проектов».

Группы представляют собой творческие объединения, например: архитекторы, художники, конструкторы, модельеры и т.д. Все группы одновременно создают город (театр, школу, одежду, машины и т. п.) будущего. За 20—25 мин группа готовит чертеж или рисунок выбранного проекта и план его защиты. Например: при защите проекта «Школа будущего» группы могут обсудить оптимальное месторасположение школы; нарисовать форму классов, рабочих столов, доски; продумать систему оценок, режим дня; придумать названия изучаемых предметов в будущем; школьную форму учеников и т.д.

При защите один человек от группы дает полную характеристику проекта. Остальные могут отвечать на вопросы аудитории.

Сама защита требует полной мобилизации педагога. Важно удерживать общение на уровне деловой игры, следить, чтобы спор не вышел за ее рамки.

2.«Со6ытие в картине».

Студентам предлагается внимательно рассмотреть репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию. После того как она побывала в руках каждого игрока по два-три раза, ее откладывают.

При совместном обсуждении студентам нужно вспомнить: содержание картины; ее сюжет; основное событие, запечатленное художником; характеры персонажей; биографии людей и их изменение под влиянием изображенного на картинке событий.

Затем студентам предлагается придумать условия, в результате которых кардинально изменятся отношения между людьми отдельные человеческие действия, из которых складывается и которыми характеризуется событие; поступки и логика действий отдельных персонажей и т.п. Например: начался пожар; событие, происходящее на картине, случится через сто лет; внезапное появление (или исчезновение) значимых предметов или людей и т.д.

Разбившись на группы по 5—б человек, студенты «рисуют» новую картину. Они застывают в позах, меняя мимику, пластику, действия или поступки героев репродукции.

3. «Мы — артисты».

Группам дается общее задание: выбрать любое художественное произведение — это может быть сказка, басня, любое стихотворное произведение или проза, песня и т.д.

Затем студентам предлагаются условия (т. е. предлагаемые обстоятельства), в которых они должны будут проинсценировать выбранное художественное произведение. Например, выбирается жанр исполнения (комедия, трагедия, драма и т.д.), вид искусства (водевиль, опера, кино, балет, цирк и т.д.), стиль исполнения (реализм, триллер, фантастика и т.д.), национальность артистов (эстонцы, украинцы, грузины, итальянцы, эвенки и т. д.) и т. п. далее от фантазии самих студентов и педагога будет зависеть выбор показа. Например: всем группам дается одна и та же сказка и вид искусства — кино, а каждая группа выберет себе национальность и стиль исполнения. Так, кинофильм «Красная шапочка» можно показать как французскую мелодраму, американский триллер, итальянский боевик... Или же всем группам задается вид искусства и национальность — «грузинский» балет, а каждая группа выбирает себе художественное произведение и стиль исполнения.

После показа проводится анализ увиденного. Оценивается умение студентов работать коллективно, соответствие исполнения заданным условиям.

4. «Эстафета».

Каждая группа студентов становится комитетом по организации эстафеты: она выбирает направление (например: спортивное, музыкальное, художественное и т. д.), продумывает конкурсы, систему судейства, необходимое оборудование и инвентарь.

Педагог может задать группам определенные условия, например: эстафета должна быть для летнего оздоровительного лагеря, или для определенного возраста детей, или с обязательным использованием мяча на всех этапах эстафеты, или только для девочек (мальчиков), и т.д.

Составить картотеку игр (не менее 10).

Литература.

Психолого-педагогический практикум: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова сущность организационных форм взаимодействия?

2. Назовите основные формы психолого-педагогического взаимодействия.

3. Дайте характеристику формам психолого-педагогического взаимодействия.

Основная литература.

Психолого-педагогический практикум: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.

 

Дополнительная литература

Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! [Текст]/ Ш.А. Амонашвили. – М., 1987.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В.И. Журавлев. – М., 1995.

Кузнецова, В.С. Кузнецова Л.Н. Культура общения педагога: программа курса по выбору [Текст]/ В.С.Кузнецова, Л.Н.Кузнецова. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004.

Леви, В. Искусство быть собой (индивидуальная психотехника) [Текст]/ В. Леви. – М., 1991.

Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб.заведений [Текст]/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М., 2001, -512 с.

Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]/ П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое образование России, 2004.

Подласый, И.П. Педагогика [Текст]/ И.П. Подласый. – М., 2000, - 400 с.

Радугин, А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений [Текст]/А.А. Радугин. – М.: Центр, 2002. - 272 с.

Профессиональная культура учителя [Текст]/ В.А. Сластенин. – М., 1993.

Психогимнастика в тренинге [Текст] / Н.Ю. Хрящева. – СПб., 2001.

Психологические тесты [Текст] / А.А. Карелин: в 2-х т. – М., 2001. – Т.2.

Современный словарь по педагогике [Текст]/ Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001.

1. Работа с научным текстом.

2. Креативность в структуре педагогической деятельности.

3. Конфликт. Приемы разрешения конфликтных ситуаций.

4. Игра как форма проектировочной деятельности.

5. Восприятие и понимание научного текста.

6. Невербальные и вербальные средства общения.

7. Активное слушание. Обратная связь.

8. Проблемная ситуация.

9. Педагогическое общение.

10. Идеальный и реальный учитель.

11. Идеальный и реальный ученик.

12. Профессиональная деятельность педагога.

13. Стили общения.

14. Позиция в общении, тактика поведения.

15. Педагогическое творчество.

16. Индивидуальные особенности восприятия человеком других людей.

17. Мимика и пантомимика.

18. Профессиональная культура учителя.

19. Педагогическая диагностика.

20. Конструктивное общение. Позиции конструктивного общения.

 

Вопросы 2-го рейтингового контроля:

1. Консультирование по проблемам смысла жизни и основам мировоззрения.

2. Проблема столкновения мировоззрения консультанта и клиента. (Логотерапия В. Франкла, консультирование жертв деструктивных культов, предложение новой философии в терапии А. Эллиса, столкновение клиента с разными теоретическими картинами мира в разных подходах в практической психологии).

  1. Групповые формы психологической помощи (групповая психотерапия).
  2. Групповые формы обучения социально-психологическим навыкам (социо-тренинги).
  3. Общее и особенное в оказании помощи в практической психологии и в социальной работе.
  4. Практическая психология в бизнесе. Психологические аспекты организационного консультирования.
  5. Практическая психология в политике: цели, средства, результаты.
  6. Психологическая и социально-психологическая экспертиза.
  7. Практическая и прикладная психология социальных проектов и инноваций: принципы, опыт и уроки.
  8. Практическая психология и проблемы псевдонауки и оккультизма.
  9. Психология критического мышления.
  10. Проблемы целей, средств и границ психологических воздействий и технологий. Вредящие эффекты психологических воздействий, психоагрессия и психонасилие: основные проблемы и критерии.
  11. Проблемы психологического манипулирования: критерии допустимых манипуляций и манипулятивное психонасилие.
  12. Манипулятивная групповая психоагрессия и групповое психонасилие: проблема деструктивных культов.
  13. Принципы и методы психологической защиты и активного формирования здоровой психологической среды.
  14. Практическая психология и средства массовой коммуникации: навыки конструктивного пользования СМК (медиапедагогика) и проблема негативных эффектов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.