КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребности человека 2 страница
Вопрос 1: деятельность, ее структуры и виды.
Деятельность – это активное целенаправленное отношение человека к окружающему миру. Структура деятельности: То, на что направлена деят. человека, называется объектом деятельности. Тот, кто действует, называется субъектом деятельности. Деят. можно представить в виде формулы: Мотив – Цель – Действие – Результат Мотив – это причина, побуждающая действовать. Потребность – это осознанная нужда в чем-либо. Потребности могут быть: биологические, социальные, идеальные. Виды деятельности: Игра – через имитацию осуществляется познание окружающего мира. Учение – это систематическое усвоение знаний. Труд – создание общественно полезного продукта. Общение – возникает психический контакт проявляющейся в обмене информации. Деятельность может быть разрушительная или созидательная.
Вопрос 2: особенности социальной стратификации (слои) современной России
В процессе реформ 90х г. XX в. соц. стратиф. Российского общества сильно изменилась. 1. в советском обществе была основана на власти и статусе, а в современном на доходах и владении собственностью. 2. сложился многочисленный слой предпринимателей. 3. появились новые виды деятельности – бизнес, коммерция. 4. расслоение общества, огромная разница в доходах. 5. начал формироваться средний класс. Характеристика современной стратификации:
Большинство представителей этого слоя выступает против реформ.
Стратификация нашего общества подвижна, меняется в зависимости от подъема и спада произ-ва, экономики и переходу к новым технологиям.
Вопрос 1: социализация личности.
Социализация – это процесс освоения норм жизни и культурных ценностей общества. В ходе социализаций человек приобретает знания, умения, навыки необходимые для адаптации. Стадии социал.:
В качестве объекта для подражания выступают: близкие люди, затем люди своего пола и возраста, а так же люди достигшие успеха. Цель жизни обычно понимается как жизненный ориентир, к которому устремлены мысли и поступки. Смысл жизни. Человек выстраиваетсвою систему ценностей, определяет свои возможности и стремится к реализации цели. Виды соц. поведения: массовое, групповое, анти социальное, девиантное (отклоняющееся), противоправное.
Вопрос 2: понятие власти. Политическая система общества.
Власть – это возможность человека воздействовать на чье-либо поведение и деятельность с помощью различных механизмов: силы, законов, традиций. Политическая власть распространяется на все общество, ее решение обязательны. Деятельность по поводу власти и связанные с ней отношения называется политикой (искусство управления). Главная проблема политики: захват, исполнение и удержание власти. Типы власти:
Политические институты – это государство и его органы, политич. режимы, профсоюзы.
Политич. нормы: правовые, уставные, моральные, традиционные. Политич. культура и идеология это степень законности власти в глазах народа – это назыв. лигитивностью.
Вопрос 1: познание как деятельность.
Познание – это активное отражение действительности в сознании человека. Субъектом познания выступает человек, а объектом – природа, общество. Познание можно разложить как 2 крупные мыслительные операции:
Ступени познаний:
Цель познания – это достижение истины, достоверного отражения действительности. Методы познания: Наблюдение – изучение отдельных предметов и явлений. Эксперимент – проверка гипотезы, выявление новых явлений. Опыт – он позволяет определить объективную действительность.
Вопрос 2: молодежь, как соц. группа.
Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. К молодежи относят людей в возрасте 16 – 30 лет. Сложность вступления молодежи в самостоятельную жизнь порождает различные формы протеста: преступность, наркоманию, суицид и т. д. Формируется особая молодежная культура, которую называют субкультурой. Это стремление заявить о себе, своей непохожести, отличии, что выражается в особом стиле жизни, моде, музыкальном пристрастии. Соц. незащищенность, разрушение, смена ценностей влияет на молодежь, задавая тенденции для целого поколения. Молодежь является наиболее мобильной частью общества, которая оказывает воздействие на изменение состава соц. слоев населения. Поэтому молодежь – это субъект развития общества, от которого зависит перспективы и традиции этого развития.
Вопрос 1: мировоззрение, свобода и ответственность.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.
Мировоззрение – это совокупность взглядов на объективную реальность. Мировоззрение бывает: научное, ненаучное, религиозное, атеистическое, человеконенавистническое, гуманистическое, революционное, консервативное. Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают старшие. Мировоззрение играет след. роль:
Свобода – это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями. Однако свободный выбор человека связан с его моральной и правовой ответственностью перед обществом. Ответственность не ограничивает свободу человека, а обеспечивает его существование в коллективе. «Свобода человека находит предел в свободе другого».
Вопрос 2:
Вопрос 1:
Вопрос 2: нации и межнациональные отношения.
В структуре общества выделяют исторически сложившиеся этнические группы – этносы. Это большие группы людей, обладающие общей культурой, сознанием и общей исторической судьбой. В развитии человечества появились разные этнические группы: род, племя, народность, нации. Нация появляется в период капитализма с появлением индустриальной цивилизации. Ее объединяет территория и язык. На земле существует более 2х тыс. наций, народностей и племен. В межнациональных отношениях действует две тенденции. 1. К отделению и образованию независимого национального гос-ва. (Распад Югославии и Советского Союза). 2. К объединению и образованию многонационального гос-ва. (Европейский союз). Типичные причины межнационального конфликта:
Вопрос 1: межличностные конфликты.
1 вопрос: Соц. Науки. Человек, индивид, личность.
Соц. науки изучают человека и общество. К ним относится: философия, история, экономика, социология, политология, этика, эстетика, этнография, психология, антропология, футурология. Процесс становления и развития человека называется антропогенез. Социогенез – процесс развития общества. Это началось 2,5 млн. лет назад. Основные этапы становления:
Человек становится человеком только среди людей. Человек – это живое существо, наделенное разумом и речью. Индивид — отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств. Личность – это совокупность физических, соц., и духовных черт. Это система черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Компоненты личности: характер, способности, задатки, одаренность, талант, гениальность. Воля – это сознательное регулирование человеком его поведения и деятельности.
Вопрос 2: соц. конфликты.
Это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к осуществлению своих интересов в ущерб интересам других. Причины:
Последствия могут быть: Положительными, когда конфликт помогает регулировать общественные интересы и разряжает соц. напряженность. Отрицательными, когда конфликт может привести к серьезным потрясениям, войне, революции. Виды конфликтов:
Условия разрешения конфликтов:
Вопрос 1: деятельность, ее структуры и виды.
Деятельность – это активное целенаправленное отношение человека к окружающему миру. Структура деятельности: То, на что направлена деят. человека, называется объектом деятельности. Тот, кто действует, называется субъектом деятельности. Деят. можно представить в виде формулы: Мотив – Цель – Действие – Результат Мотив – это причина, побуждающая действовать. Потребность – это осознанная нужда в чем-либо. Потребности могут быть: биологические, социальные, идеальные. Виды деятельности: Игра – через имитацию осуществляется познание окружающего мира. Учение – это систематическое усвоение знаний. Труд – создание общественно полезного продукта. Общение – возникает психический контакт проявляющейся в обмене информации. Деятельность может быть разрушительная или созидательная.
Вопрос 2: особенности социальной стратификации (слои) современной России
В процессе реформ 90х г. XX в. соц. стратиф. Российского общества сильно изменилась. 1. в советском обществе была основана на власти и статусе, а в современном на доходах и владении собственностью. 2. сложился многочисленный слой предпринимателей. 3. появились новые виды деятельности – бизнес, коммерция. 4. расслоение общества, огромная разница в доходах. 5. начал формироваться средний класс. Характеристика современной стратификации:
Большинство представителей этого слоя выступает против реформ. Стратификация нашего общества подвижна, меняется в зависимости от подъема и спада произ-ва, экономики и переходу к новым технологиям.
Вопрос 1: социализация личности.
Социализация – это процесс освоения норм жизни и культурных ценностей общества. В ходе социализаций человек приобретает знания, умения, навыки необходимые для адаптации. Стадии социал.:
В качестве объекта для подражания выступают: близкие люди, затем люди своего пола и возраста, а так же люди достигшие успеха. Цель жизни обычно понимается как жизненный ориентир, к которому устремлены мысли и поступки. Смысл жизни. Человек выстраиваетсвою систему ценностей, определяет свои возможности и стремится к реализации цели. Виды соц. поведения: массовое, групповое, анти социальное, девиантное (отклоняющееся), противоправное.
Вопрос 2: понятие власти. Политическая система общества.
Власть – это возможность человека воздействовать на чье-либо поведение и деятельность с помощью различных механизмов: силы, законов, традиций. Политическая власть распространяется на все общество, ее решение обязательны. Деятельность по поводу власти и связанные с ней отношения называется политикой (искусство управления). Главная проблема политики: захват, исполнение и удержание власти. Типы власти:
Политические институты – это государство и его органы, политич. режимы, профсоюзы. Политич. нормы: правовые, уставные, моральные, традиционные. Политич. культура и идеология это степень законности власти в глазах народа – это назыв. лигитивностью.
Вопрос 1: познание как деятельность.
Познание – это активное отражение действительности в сознании человека. Субъектом познания выступает человек, а объектом – природа, общество. Познание можно разложить как 2 крупные мыслительные операции:
Ступени познаний:
Цель познания – это достижение истины, достоверного отражения действительности. Методы познания: Наблюдение – изучение отдельных предметов и явлений. Эксперимент – проверка гипотезы, выявление новых явлений. Опыт – он позволяет определить объективную действительность.
Вопрос 2: молодежь, как соц. группа.
Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. К молодежи относят людей в возрасте 16 – 30 лет. Сложность вступления молодежи в самостоятельную жизнь порождает различные формы протеста: преступность, наркоманию, суицид и т. д. Формируется особая молодежная культура, которую называют субкультурой. Это стремление заявить о себе, своей непохожести, отличии, что выражается в особом стиле жизни, моде, музыкальном пристрастии. Соц. незащищенность, разрушение, смена ценностей влияет на молодежь, задавая тенденции для целого поколения. Молодежь является наиболее мобильной частью общества, которая оказывает воздействие на изменение состава соц. слоев населения. Поэтому молодежь – это субъект развития общества, от которого зависит перспективы и традиции этого развития.
Вопрос 1: мировоззрение, свобода и ответственность.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение. Мировоззрение – это совокупность взглядов на объективную реальность. Мировоззрение бывает: научное, ненаучное, религиозное, атеистическое, человеконенавистническое, гуманистическое, революционное, консервативное. Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают старшие. Мировоззрение играет след. роль:
Свобода – это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями. Однако свободный выбор человека связан с его моральной и правовой ответственностью перед обществом. Ответственность не ограничивает свободу человека, а обеспечивает его существование в коллективе. «Свобода человека находит предел в свободе другого».
Вопрос 2: этнические общности, признаки наций и тенденции их развития.
В структуре общества выделяют исторически сложившиеся этнические группы – этносы. Это большие группы людей, обладающие общей культурой, сознанием и общей исторической судьбой. В развитии человечества появились разные этнические группы: род, племя, народность, нации. Нация появляется в период капитализма с появлением индустриальной цивилизации. Ее объединяет территория и язык. На земле существует более 2х тыс. наций, народностей и племен. В межнациональных отношениях действует две тенденции. 1. К отделению и образованию независимого национального гос-ва. (Распад Югославии и Советского Союза). 2. К объединению и образованию многонационального гос-ва. (Европейский союз). Типичные причины межнационального конфликта:
Вопрос 1: человек в группе.
Соц. общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающихся более менее одинаковыми чертами, образом жизни, интересами. Общности не создаются сознательно людьми, а складываются под воздействием общественного развития. Группа – это совокупность людей, которые имеют общие интересы, ценности и нормы поведения. Бывают большие и малые. По характеру взаимоотношений:
По способу организации и регулирования взаимодействий такие группы могут быть:
Признаки группы: пол, доход, национальность, возраст, родство, профессия. В каждом обществе существует соц. неравенство. Отношения могут носить различный характер: конфликтный, сотрудничество, соперничество. Соц. отношения регулируются: нравственными нормами поведения, обычаями, законами, инструкциями.
Вопрос 2: нации и межнациональные отношения.
В структуре общества выделяют исторически сложившиеся этнические группы – этносы. Это большие группы людей, обладающие общей культурой, сознанием и общей исторической судьбой. В развитии человечества появились разные этнические группы: род, племя, народность, нации. Нация появляется в период капитализма с появлением индустриальной цивилизации. Ее объединяет территория и язык. На земле существует более 2х тыс. наций, народностей и племен. В межнациональных отношениях действует две тенденции. 1. К отделению и образованию независимого национального гос-ва. (Распад Югославии и Советского Союза). 2. К объединению и образованию многонационального гос-ва. (Европейский союз). Типичные причины межнационального конфликта:
Вопрос 1: межличностные конфликты.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов. Конфликт это одна из сторон общения. Типы конфликтов: внутри личностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой. Типичные психологические причины конфликтов:
В конфликтных ситуациях используется такой термин как «конфликтоген» - это слово или действие способствующие назреванию конфликта. Различаю такие типы конфликтов:
В конфликте необходимо выработать стратегию поведения: избегание конфликта, приспособление или уступка, компромисс.
Вопрос 2: политика и политическая система общества.
Власть – это возможность человека воздействовать на чье-либо поведение и деятельность с помощью различных механизмов: силы, законов, традиций. Политическая власть распространяется на все общество, ее решение обязательны. Деятельность по поводу власти и связанные с ней отношения называется политикой (искусство управления). Главная проблема политики: захват, исполнение и удержание власти. Типы власти:
Политические институты – это государство и его органы, политич. режимы, профсоюзы. Политич. нормы: правовые, уставные, моральные, традиционные. Политич. культура и идеология это степень законности власти в глазах народа – это назыв. лигитивностью.
Вопрос 1: структура и развитие общества.
Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной деятельности больших групп людей. Общество отделяется от природы, но тесно с ней связано. В процессе развития человечества существовали разные человеческие сообщества: первобытное стадо, род, племя, народность, нации. Чтобы понять термин «общество» нужно различать такие понятия как: Страна – территория, имеющая границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Гос-во – это политическая организация данной страны, включающая органы правления. Общество – Это соц. организация данной страны основой, которой является соц. структура. В науке общество рассматривается как сложная динамично-развивающаяся система. Система – это комплекс взаимно действующих элементов. Сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная. Все сферы взаимосвязаны. Общество выполняет следующие функции:
Вопрос 2: соц. статус и соц. роли личности.
Соц. статус – это положение человека в обществе, связанное с его правами и обязанностями. Каждый человек включен во множество соц. групп и связей, поэтому обладает множеством статусов. Статусный набор включает: пол и возраст, место жительства, семейное положение, профессии, должность, национальность, религия. Главным статусом считается тот, на который больше всего отражается образ жизни и круг общения человека. Личный статус – это положение человека в малой группе, связанное с оценкой его качеств родными и близкими. К основным разновидностям статуса относится:
Также различают смешанный статус, т. е. полученный по стечению обстоятельств. Несовпадение статусов возникает:
Многие статусы и роли сопровождаются внешними символами (одежда, знаки отличия, язык)
Вопрос 1:общественное развитие и общественный прогресс.
Карл Маркс предложил типологию общественных формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую (состоящую из 2х этапов: социализм и коммунизм). Каждый новый этап характеризуется тем, что использует все предыдущие достижения. Изменения в обществе связаны с постоянной деятельностью человека по удовлетворению своих потребностей. В обществе происходят как быстрые изменения, так и медленные. Источники изменений:
Движущие силы развития общества: соц. противоречия, производительные силы, способ произ-ва, и обмена, разделение труда, соц. революции, потребности и интересы. Общество находится в непрерывном развитии и движении. Соц. развитие осуществляется:
Возврат к уже отжившим отношениям – есть деградация. Когда общество стоит на месте и не развивается – это стагнация.
Вопрос 2: социальные нормы и контроль.
Соц. контроль – это механизм поддержания общественного порядка, система регулирования поведения людей. Соц. контроль делает общество стабильным, предсказуемым и управляемым. Контроль бывает внешний (полиция, армия, прокуратура) и внутренний – это саморегуляция на основе совести. Механизм соц. контроля:
Кроме этих видов существуют спец. нормы, которые действуют в определенных условиях: санитария, этикет. Например: Формальные нормы и санкции: «+» - премии, благодарности. «-» - штраф, лишение прав, свободы. Неформальные: «+» - похвала, комплемент. «-» - укор, порицание, побои. Но внутренним регулятором соц. поведения является внутренний самоконтроль.
Вопрос 1:
Вопрос 2: девиантное поведение (отклоняющееся).
Это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество. Отклоняющиеся нормы могут носить как негативный, так и позитивный характер. Их общая черта: вред, ущерб наносимый обществу, группе. Особо опасны массовые отклонения. Причиной отклоняющегося поведения является результат деградации человека или некоторые особенности человека, физический недостаток, слабоумие. Преступность является самым опасным отклоняющимся поведением, так как этот поступок противный закону и вызывает тяжелые последствия. Черты человека, готового преступить закон: Нарушение равновесия, искажение представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Опасность и вред алкоголизма и наркомании: утрата самоконтроля, агрессивность, нарушение общественного порядка.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |