Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности человека 3 страница




Иногда к девиантному поведению относят и положительные отклонения: таланты, новаторство, рекорды.

 

Вопрос 1: формации и цивилизации

 

Основоположником формационного подхода к истории является Карл Маркс (1818 - 1883)

Этот подход основан на обобщении исторического опыта Европы. Он выдвинул теорию общественно – экономических формаций (ОЭФ).

ОЭФ определяется способом производства: производительные силы + производственные отношения.

Производство силы – это люди и средства производства, которые быстро изменяются.

Производственные отношения – это отношения, которые складываются между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ. Они изменяются гораздо медленнее.

Карл Маркс определил 5 формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная капиталистическая, коммунистическая (социализм и коммунизм).

Цивилизационный подход. Он реализуется на основании обобщения исторического опыта человечества.

Цивилизационный подход отрицает единство исторического процесса и заявляет о замкнутом развитии каждой цивилизации.

Основой считается не способ производства как у Карла Маркса, а духовная культура. (Данилевский, Шпинглер, 8).

Недостаток Ц. подхода проявляется в том, что нельзя просмотреть единую историю человечества, «+»: он позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов.

 

Вопрос 2: семья как малая группа и социальный институт.

 

Семья – это союз лиц, основанный на браке, родстве и взаимной заботе. Это основная ячейка общества.

Семья выполняет след. функции:

  1. Воспроизводство населения.
  2. Эмоционально – психологическая.
  3. Первичная социализация.
  4. Функция соц. контроля.
  5. Хозяйственно – экономическая.
  6. Передача статуса.

Виды семьи:

  1. Патриархальная – когда вместе живут и ведут общее хозяйство разные поколения.
  2. Нуклеарная – дети и родители отделяются от бабушек и дедушек.

Отношения в семье регулируются моральными нормами: обычаями и традициями.

Большую роль играет религия.

Принципы семейно-брачных отношений: добровольность союза, равенство прав, разрешение споров по взаимному согласию, забота об обучении и воспитании детей.

 

Вопрос 1: глобальные проблемы современности.

 

К глобальным проблемам относят: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодоление экологического кризиса и его последствий, проблемы охраны здоровья и другие.

Следствие экологического кризиса: возросло потребление природных ресурсов и те из них, что являются невозобновляемыми, будут исчерпаны через несколько десятилетий.

Не меньшую опасность представляет загрязнение планеты, Мирового океана и атмосферного воздуха.

Перспектива выхода из экологического кризиса – в изменениях производственной деятельности человека.

Научно Технический Прогресс – позволяет предотвратить негативные воздействия, создает возможность для экологически чистого производства.

Проблема войны и мира. Война как способ решения международных проблем несет только отрицательные последствия. Решение проблемы: признание приоритета общечеловеческих ценностей, отказ от войны как от средства решения споров, признание права народов свободно и выбирать свою судьбу.

Проблема «север-юг» - это отставание стран «третьего мира» от ведущих держав Запада. Решение при помощи международного сотрудничества различных стран.

 

Вопрос 2: государство, как политический институт и государственные органы РФ.

 

Гос-во – это способ политической организации управления и регулирования общественных интересов.

Признаки гос-ва: территория и проживающие на ней население; органы власти и управления; суверенитет – это независимость гос-ва в международных отношениях; сбор налогов и привлечение займов; наличие символов гос. власти (столица, гимн, герб, флаг).

Гос-во имеет разные формы правления. Если власть передается одним лицом по наследству, то это монархия (Англия). Если верховная власть избирается на всенародных выборах – это республика (президентская, парламентская, смешанная).

Федерация – собственные конституции, уставы, органы.

Унитарное – не имеет свою конституцию, законы, правители в них назначаются центром.

Конфедерация – объединяет полностью независимые гос-ва.

Гос-во выполняет внутренние функции: политическая, экономич., социальная, экологическая, правоохранительная, национально – культурная.

Органы РФ:

Представительные, исполнительные, законодательные, надзирательно - контрольные инстанции, охрана общественного порядка.

 

Вопрос 1: понятие о культуре, ее значение и виды.

 

Культура означает возделывание, образование, развитие. Употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура). А так же сфера деятельности или жизни (культура быта, художественная).

Это сфера духовной жизни людей, средство отражения окружающего мира.

Противоречия культуры:

  1. Между традиционной культурой и новыми тенденциями ее развития.
  2. Между нормативностью культуры и свободой ее интерпретации.
  3. Между социализацией личности и ее индивидуальностью.

Культура подразделяется:

  1. Мировая и национальная
  2. Материальная и духовная
  3. Философская, художественная и правовая

Функции культуры: человеческая, информационная, познавательная, ценностная, нормативная, потребительская.

Виды культуры:

  1. Поп – культура – (массовая) носит развлекательный характер.
  2. Элитарная – требует спец. знания.
  3. Экранная – связана с появлением кино, компьютеров.

 

Вопрос 2: особенности социальной стратификации (слои) современной России

 

В процессе реформ 90х г. XX в. соц. стратиф. российского общества сильно изменилась.

1. в советском обществе была основана на власти и статусе, а в современном на доходах и владении собственностью.

2. сложился многочисленный слой предпринимателей.

3. появились новые виды деятельности – бизнес, коммерция.

4. расслоение общества, огромная разница в доходах.

5. начал формироваться средний класс.

Характеристика современной стратификации:

  1. Верхний слой – элитные и близкие к ним группы. 6 %
  2. Средний класс – (около 18%) мелкие и средние предприниматели, менеджеры, администраторы. Обладают достаточным капиталом, невысоким соц. престижем.
  3. Базовый слой – (66%) рабочие, массовые профессии торговли и сервиса.
  4. Нижний слой - (10 % населения) наименее квалифицированные работники.

Большинство представителей этого слоя выступает против реформ.

Стратификация нашего общества подвижна, меняется в зависимости от подъема и спада произ-ва, экономики и переходу к новым технологиям.

 

Вопрос 1: наука и образование.

 

Наука является одной из форм духовной культурой общества.

Функции современной науки:

  1. Культурно – мировозреческая
  2. Непосредственная производительная сила общества
  3. Катализатор процесса непрерывного совершенствования производства

Таким образом, наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь.

Проблема этики в науке:

К этике мы отнесем нормы, правила и общечеловеческие требования и запреты. Проблемы неоднозначности, а порой и опасности соц. последствий научных исследований.

 

Вопрос 2: политический статус личности.

 

К политическим правам на свободу личности относят: право избирать и быть избранным, право объединятся в общественные организации и политические партии, право проводить митинги и демонстрации.

Таким образом, человек имеет право принимать участие в управлении делами общества и гос-ва как непосредственно, так и через своих представителей.

В политической структуре общества человек выполняет определенные функции или роли: депутата, избирателя, митингующего.

Не всегда политическая деятельность эффективна и созидательна.

Митинг прямо позволяет высказать свое мнение. Это организационная форма политических действий.

В тоже время, митинг как сходка может превратится в неуправляемый процесс. В этом случае народ превращается в толпу, а демократия из власти народа в охлократию – власть толпы. Чувства в этом случае преобладают над разумом.

Негативные последствие неизбежны, если не соблюдаются демократические правила поведения: правдивая и выверенная информация, сдержанный тон речи ораторов, терпимость к противоположной точке зрения.

 

Вопрос 1: наука и образование.

 

Роль образования в жизни общества. На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации – усвоение.

В наши дни каждый 4 житель земного шара не умеет читать и писать. На это влияет снижение качества образования и отставание от современных требований.

Образование рассматривается ныне как одна из основных ценностей, без которой невозможно дальнейшее существование человечества.

Гуманизация – нравственное воспитание человека.

Гуманитаризация – усиление внимания общества к изучению общественной дисциплины, имеющее первостепенное значение в жизни современного человека.

Интернационализация – это создание единой системы образования для разных стран.

 

Вопрос 2: демократия.

 

В переводе с греч. власть народа. Она дает возможность участвовать гражданам в управлении государством.

Признаки демократии:

  1. Выборность власти народом.
  2. Равенство прав граждан.
  3. Контроль представительных органов за исполнительной властью.
  4. Право меньшинства.
  5. Отчетность выборных органов перед своими избирателями.
  6. Гласность.

Различают две формы демократии:

  1. Непосредственная – прямое участие граждан в управлении. (Референдумы, митинги).
  2. Представительная – участие в политике через выборных представителей.

Для формирования демократии необходимы предпосылки:

  1. Достаточный уровень соц. – экономич. развития страны.
  2. Разнообразные формы собственности.
  3. Обеспечение свободы личности и независимости от гос-ва.
  4. Высокая степень политической культуры граждан.

 

Вопрос 1: мораль – как регулятор соц. поведения.

 

Мораль – это свод общепринятых правил, с помощью которых поддерживается общественный порядок, отражает общие представления о добре и зле.

Этика – наука о морали и нравственности.

Мораль относится к системе общественных ценностей.

Культурные ценности:

  1. Материальные – дома, одежда.
  2. Социально – политические – Гос-во, закон, природа, человек.
  3. Духовные - познавательные, эстетические, моральные.

Нравственные представления начинаются с понятий добро и зло. Это центральная категория морали. Долг, справедливость, честь, совесть, достоинство, любовь, счастье – это дополнительные категории.

 

Вопрос 2: роль СМИ в политической жизни.

 

При любом политическом режиме СМИ играют важную роль, но особенно их роль возрастает в условиях демократии, свободы слова. СМИ называют «четвертой властью».

Телевидение, радио, пресса, интернет способны направить общественное мнение в нужное русло.

В условиях рыночной экономики, когда многое продается и покупается, включая идеи, точки зрения, позиции независимость СМИ и их сотрудников относительна.

Вместе с тем возможности СМИ не следует преувеличивать, потому - что общественное мнение, предвыборное настроение избирателей, популярность лидеров складываются в конечном итоге под влиянием реальных, очевидных фактов.

Как элемент политической системы СМИ призваны поддерживать и развивать ту или иную политическую идеологию.

 

Вопрос 1: религия в современном мире.

 

Религия – это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культуры.

Мировые религии:

Буддизм – самая ранняя религия.

Христианство – правила изложены в заповедях Моисея.

Ислам – (мусульманство) самая поздняя религия. Покорность. Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться самостоятельно.

Религия энергично вмешивается во все сферы жизни людей.

Элементами религиозной веры является то, при помощи чего люди обращаются к своему божеству. Это могут быть культы, обряды, жертвоприношение. Чтение каких-либо священных рукописей.

Фактор, поддерживающий религиозность – страх. (Перед смертельной опасностью или своими действиями, поступками).

В 1054 г. произошел раскол на западное (католичество) и восточное (православие) христианство.

Люди могут не верить в другую религию, но заповеди о нравственности принимает каждый. Следуя им, мы чувствуем себя защищенными.

 

Вопрос 2: выборы и избирательные системы.

 

По конституции гражданин РФ обладает избирательными правами и в то же время сам может быть избран.

Избирательное право имеет ряд принципов:

  1. Всеобщее избирательное право – С18 лет. Лишены этого права отбывающие наказание и признанные по суду не дееспособными.
  2. Прямое – избиратель голосует «за» или «против».
  3. Тайное – исключается всякий контроль за избирателями.
  4. Участие в выборах свободное и добровольное.
  5. Открытость и гласность избирательных комиссий.

Избирательный процесс: назначение выборов, составление списков избирателей, образование избирательных участков, формирование избирательских комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов, определение результатов.

Все это регулируется избирательными системами.

Виды избирательных систем:

  1. Мажоритарная – проведение выборов по одномандатным округам.
  2. Пропорциональная – основана на подачи голосов за партийные списки.
  3. Смешанная – сочетание систем.

Президент РФ избирается по мажоритарной системе, а депутаты по смешанной.

Избирательные комиссии подразделяются: центральная, избирательная комиссия субъектов РФ, окружная, территориальная, участковая.

 

Вопрос 1: искусство и его роль в жизни людей.

 

Искусство – часть культуры, это форма общественного сознания, отражение действительности в художественных образах.

Искусство возникло вместе с человеком. Древние греки называли искусством умение строить дома, управлять гос-ом, лечить людей.

По мере развития человека усложнялось и его художественное восприятие, что способствовало развитию разных форм художественного освоения мира.

Искусство подразделяется на следующие виды:

  1. Архитектура – общественная, жилая, промышленная, садово-парковая.
  2. Живопись – портрет, натюрморт, пейзаж…
  3. Скульптура – круглая и рельефная.
  4. Декоративно – прикладное – мебель, одежда, посуда.
  5. Литература – отражение действительности в словесно – письменных образах.
  6. Музыка.
  7. Театр. Цирк. Балет. Кино. Фотоискусство. Эстрада.

Искусство выполняет следующие функции:

Эстетическое воспитание, совершенствование человека и очищение души, познавательная.

 

Вопрос 2: политические партии, политические системы.

 

Партия представляет собой организационно оформленную группу, объединяющую активных приверженцев тех или иных целей.

Партия решает ряд важных задач:

  1. Выражают соц. интересы групп.
  2. Выполняют функции проводника соц. интересов проводя в жизнь политические решения.
  3. Определяют коллективные цели, значимые для всего общества.
  4. Создают политич. элиты и воздвигают политич. лидеров.

Существует несколько классификаций политич. партий:

  1. В зависимости от способа связи с избирателями – кадровые и массовые.
  2. В зависимости от участия в политической власти – правящие и оппозиционные.
  3. По отношению к существующему политическому строю: революционные, реформистские, консервативные.

 

 

Вопрос 1: правовое государство.

 

Гос-во обладает рядом признаков: общая территория, проживающее на ней население, органы власти и управления, правовая и судебная система, национальная налоговая и финансовая политика.

Государство обладает суверенитетом (независимость во внутренней и внешней политике).

Существуют две формы правления:

  1. Монархия – власть одного передаваемая по наследству. Может быть сословно – представительная, абсолютная, конституционная,
  2. Республика – органы власти выбираются народом. Может быть президентская, парламентская, смешанная.

Политические режимы – это способы и методы, которыми действует власть – это характер ее отношения с обществом.

Виды режимов:

  1. Тоталитарный – полный контроль государства за всеми сферами жизни.
  2. Авторитарный – основан на диктатуре, власти одного лица или правящей группы.
  3. Демократический – соблюдение прав и свобод граждан, формирование власти выборным путем.

 

Вопрос 2: типы обществ.

 

Вопрос 1: Соц. мобильность.

 

Это перемещение людей или соц. групп в структурах общества. Обычно они связаны с изменением статуса. Виды мобильности:

  1. Индивидуальная – изменение статуса 1 человека.
  2. Групповая – это изменение в положении общества больших соц. групп. Причинами это бывают такие политические события как войны и революции, экономич. реформы.
  3. Вертикальная – понижение или повышение статуса.
  4. Горизонтальная – перемещение в структуре общества без изменения статуса.
  5. Географическая – ее принято называть миграцией, она имеет две стороны: эмиграция – выезд, иммиграция – въезд.

 

Вопрос 2: правовое государство.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 42; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.