Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы и задачи для самостоятельной работы .




Содержание дисциплины

 

Раздел 1 Общие сведения
1.1 Понятие о форме и размерах Земли.
При изучении темы следует усвоить основные термины и понятия, уяснить порядок определения положения точек на земной поверхности с помощью различных систем координат, разобраться с системой высот точек.
Для лучшего усвоения материала рекомендуется кратко законспектировать и вычертить сопровождающие схемы.
Вопросы для самоконтроля.
1. Основные вопросы, которые изучаются в дисциплине «Основы геодезии и топографии».
2. Роль геодезии в области геологического, минералогического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического картирования и картографирования.
3. Определение положение точки на земной поверхности.
4. Высота точки, отметка точки и превышение.
5. Уровенная поверхность Земли и ее назначение.
1.2 Изображение земной поверхности на плоскости.
Следует усвоить определение: карта, план, порядок вычисления горизонтального проложения и уклона линии, превышения между двумя точками на поверхности земли.
Вопросы для самоконтроля.
1. Горизонтальное проложение.
2. Карта и план, отличие между ними.
3. Уклон линии и как его подсчитать.
4. Границы, при которых уровенную поверхность можно считать за плоскость при измерении расстояний.
5. Метод проекций в геодезии
Раздел 2 Работа с топографическими картами

При изучении темы нужно усвоить, что такое плоские прямоугольные координаты и их приращения, направление осей координат, усвоить методику решения прямой геодезической задачи. Нужно научиться пользоваться таблицами вычисления приращений координат, усвоить методику обработки замкнутого теодолитного хода и разомкнутого хода. Научиться строить план полигона. Уметь контролировать вычисления и построение плана.
Вопросы для самоконтроля
1. Плоские прямоугольные координаты.
2. Сформулировать определение прямой геодезической задачи.
3. Решение обратной геодезической задачи.
4. Определение приращений координат и формула их вычисления.
Масштабы.
При изучении темы следует понять и запомнить определение масштаба и его суть, виды основных масштабов, их точность. Порядок построения линейного и поперечного масштабов и порядок работы с ними.
Условные знаки.
При изучении темы усвоить классификацию условных знаков, наиболее распространенные зачертить в конспект.
Рельеф местности и его изображение на топографических картах и планах.
При изучении темы усвоить, что такое рельеф, его типовые формы, методы изображения рельефа на чертежах, свойства горизонталей. Начертить соответствующие схемы в конспект.

Вопросы для самоконтроля.
1 Масштаб карты. Виды масштабов.
2 Точность масштабов и как ее определить.
3 Виды условных знаков.
4 Рельеф местности и его типовые формы.
5 Основные методы изображение рельефа.
6 Суть изображения рельефа способом горизонталей.
7 Высота сечения рельефа, заложение горизонталей, уклон линии.
8 Определение отметки точки на плане в горизонталях.
10 Определение превышения между двумя точками на плане.
11 Определение уклона линии на плане.
3. Ориентирование направлений.
При изучении темы нужно усвоить смысл ориентирования линии на местности. Этими линиями могут быть оси различных сооружений или коммуникаций, оси проездов, красные линии кварталов и т.п. Для ориентирования этих линий и служат азимуты и румбы. Зная эти углы осей сооружений, можно установить аналитическую связь между данными осями.
Следует уяснить, что дирекционный угол во всех точках будет одинаков, а азимуты – различны, что дирекционные углы и азимуты отличаются между собой на угол сближения меридианов.
Нужно хорошо усвоить формулы вычисления азимутов (дирекционных углов) последующих сторон по известным азимутам предыдущих линий и углу между ними.
Вопросы для самоконтроля.
1 Азимут. Виды азимутов. Их назначение. Прямой и обратный азимут.
2 Румб линии. Прямой и обратный румб, отличие. Пределы изменения.
3. Зависимость между азимутами и румбами.
4 Дирекционный угол. Прямой и обратный дирекционный угол.
5 Вычислить дирекционный угол последующей стороны (линии), если известен дирекционный угол предыдущей линии и угол между этими линиями.
6 Буссоль. Ее назначение.
Раздел 4 Понятие об опорных геодезических сетях и съемках.
При изучении материала раздела следует уяснить, что геодезические сети являются опорными для разбивочных работ. Нужно также обратить внимание на состав полевых работ при проложении теодолитного хода и порядок обработки его материалов, вычисление координат точек хода, построение плана. Внимательно изучить методы горизонтальной съемки.
Вопросы для самоконтроля
1. Виды геодезических сетей.
2. Типы геодезических знаков.
3. Назначение теодолитного хода.
4. Состав полевых работ по замкнутому теодолитному ходу.
5. Порядок обработки материалов теодолитного хода.
6. Построение плана теодолитного хода.
Раздел 5. Оптические геодезические приборы.

1.Устройство, зрительные трубы: астрономические, земные.

2.Подготовка зрительной трубы к наблюдениям.

3.Угломерные круги (горизонтальный, вертикальный), их устройство. Оцифровка лимбов, отсчётные приспособления – штриховой и шкаловый микроскопы.

4.Уровни - цилиндрические, круглые.

5.Теодолиты, их марка по ГОСТу.

Раздел 6.Угловые и линейные измерения.

1.Измерение горизонтальных и вертикальных углов с помощью геодезических приборов (теодолиты, тахеометры).

2.Способы измерения горизонтального угла.

3.Определение коллимационной ошибки, определение места нуля.

4.Линейные измерения.

5.Применяемые приборы: механические, оптические, физико-оптические.

6.Работа с мерной лентой на местности: подготовка трассы, вешение, технология работы с мерной лентой. Введение поправок в измерения: за компарирование, температуру, наклон линий.

7.Нитяной дальномер, определение расстояний с помощью нитяного дальномера.

Вопросы для самоконтроля.

1 Какие приборы используют для измерения горизонтальных и вертикальных углов?

2. Теодолит, его устройство?

З. Подготовка теодолита для измерения углов.

4. Требования к взаимному положению осей теодолита?

5. Что называется местом нуля (МО) вертикального круга и для чего его нужно знать?

б. Способы измерения горизонтальных углов?

7. Устройство зрительных труб геодезических инструментов.

8. Устройство уровней. Их виды.

9. Поверки и юстировки теодолита.

10. Какова последовательность работ при подготовке теодолита к наблюдениям?

1.Принцип измерения горизонтальных и вертикальных углов.

2.технология работы с мерной лентой.

3.Введение поправок в измерения: за компарирование, температуру, наклон линий.

Общие сведения о нивелировании
Для достаточно полного изучения раздела нужно хорошо познакомиться с устройством нивелира, с нивелирными рейками, научиться делать отсчеты по рейкам, усвоить методику выполнения основных поверок нивелира и его юстировку. Знать состав работ и порядок их выполнения на станции при выполнении технического нивелирования. Научиться обрабатывать материалы нивелирования, вычислять отметки точек.
Вопросы для самоконтроля
1 Способы геометрического нивелирования.
2 Назначение и устройство нивелира.
3 Установить нивелир в рабочее положение.
4 Поверки нивелиров. Главное условие нивелира.
5 Последовательность сложного нивелирования.
6 Порядок заполнения журнала нивелирования.
8 Обработка результатов нивелирования.
9 Нивелирные рейки.

Раздел 8. Топографические съемки.

1.Виды топографических съемок и применяемые приборы.

2.Тахеометрическая съемка.

3.Работа на станции при прокладке тахеометрического хода по созданию съёмочной сети.

4.Работа на станции при съёмке ситуации и рельефа.

5.Камеральная обработка и построение топографического плана.

6.Применение электронных тахеометров для съемок.

1. Как классифицируют топографические съемки в масштабах 1:5000 и крупнее?

2. Каковы отличительные особенности теодолитной (горизонтальной), тахеометрической, вертикальной и аэрофототопографической съемок?

3 Какие способы применяют для съемки контуров (ситуации)?

4. Каковы особенности съемки застроенных территорий?

5. Чем отличается журнал теодолитной съемки от журнала тахеометрической съемки?

б. Что называется абрисом съемки? Чем отличается абрис тахеометрической съемки от абриса теодолитной съемки?

7. Как вычисляют превышения реечных точек относительно станции при тахеометрической съемке?

8. Как выполняют разбивку участка на квадраты, нивелирование по квадратам и вычисление отметок при вертикальной съемке?

9. Что такое отметка горизонта инструмента? Для каких целей ее необходимо вычислять?

Раздел 9. Использование спутниковых технологий.

  1. Использование спутниковых технологий и приборов GPS для геодезического обеспечения всех видов геологических работ на местности («ГЛОНАСС», «NAVSTAR»).

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

Задание 1. Вычисление исходных дирекционных углов линий; решение прямой геодезической задачи

Задача 1. Вычислить дирекционные углы линий ВС и CD, если известны

дирекционный угол αав и измеренные правые по ходу углы β1 и β2 (рис. 1).

Исходный дирекционный угол αав берется в соответствии с шифром и

фамилией студента: число градусов равно двухзначному числу - двум

последним цифрам шифра плюс число минут 30,2 плюс столько минут, сколько

букв в фамилии студента.

Пример:

20°+30,2'+7(букв)=20° 37,2'

Чуев 85229 αав =29°34,2'

Иванова 85020 αав =20°37,2'

Соколов-Осадчий 85002 αав =2°44,2'

Руднев 85100 αав =0°36,2'.

 

Правый угол при точке В (между сторонами АВ и АС) для всех β1 = 189°59,2'; правый угол при точке С (между сторонами ВС и CD) β2 = 159°28,0'

 

Дирекционные углы вычисляют по правилу: дирекционный угол последующей стороны равен дирекционному углу предыдущей стороны плюс 180° и минус горизонтальный угол, справа по ходу лежащий.

Следовательно, αВС = αАВ + 180°- β1;

αСД = αВС +180°- β2

 

 

Пример. Вычисление дирекционных углов выполняем столбиком:

αАВ…….29°34,2'

+180°

209°34,2'

-189°59,2'

αВС……19°35,0'

+ 180°

199°35,0'

-159°28,0'

αСД 40°07,0'

 

Примечание. Если при вычислении уменьшаемое окажется меньше вычитаемого, то к уменьшаемому прибавляют 360°, Если дирекционный угол получается больше 360°, то из него вычитают 360°.

 

 

Рис. 1. К вычислению дирекционных углов сторон теодолитного хода

Задача 2. Найти координаты хс и ус точки С (рис. 1), если известны координаты хв и ув точки В, длина (горизонтальное проложение) dBC линии ВС и дирекционный угол αАВ этой линии. Координаты точки В и длина dВС. берутся одинаковыми для всех вариантов: хв = -14,02 м,

ув= + 627,98 м, dBC = 239,14 м, Дирекционный угол αВС линии ВС следует взять из решения предыдущей задачи.

Координаты точки С вычисляются по формулам: хс = хв + Δ хвс усв+ Δ увс

где Δ хвс и Δ увс - приращения координат, вычисляемые из соотношений Δхвс =dBCcos αВС

и Δувс = dBC sin αВС

Вычисления приращений координат рекомендуется вести на микрокалькуляторе для инженерных расчетов.

Пример. Дано: dВС= 239,14 м; αВС = 19°35'. Выполнив вычисления, получаем

Δ хвс = +225,3 м; Δувс =+80,1 5м.

Решение каждой задачи должно сопровождаться схематическим чертежом, соответствующим выполняемому варианту.

В задаче 1 пример подобран так, что вычисленный дирекционный угол αСД последней линии должен получиться на 10°32,8' больше, чем исходный дирекционный угол αАВ. Это должно служить контролем правильности решения первой задачи.

Решение задачи 2 непосредственно не контролируется. К ее решению надо
подойти особенно внимательно, так как вычисленные координаты хс и ус точки С будут использованы в следующем задании.

Задание 3. Вычисление координат вершин теодолитного хода.

Работа состоит из следующих этапов: обработка ведомости вычисления координат вершин теодолитного хода;

построение теодолитного хода по вычисленным координатам в масштабе 1:2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 65; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.