КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7 Стоимостное измерение и текущий бухгалтерский учет
Оценка имущества представляет собой способ выражения в бухгалтерском балансе учета и отчетности отдельных видов имущества и источников его образования в денежном измерителе. От правильности оценки объектов бухгалтерского учета зависит реальность данных, на основании которых составляется бухгалтерская отчетность и определяется финансовый результат деятельности предприятия. Оценка имущества предприятия, обязательств, хозяйственного процесса ведется в валюте действующей на территории страны, то есть в тенге. Способы оценки: 1) Первоначальная стоимость – это затраты на сооружение, приобретение, установление основных средств. 2) Текущая стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях, то есть с учетом достигнутого уровня развития производительных сил, достижений научно-технического прогресса и уровня производительности труда. 3) Балансовая стоимость определяется вычитанием из первоначальной или текущей стоимости суммы износа (амортизации). Объектами учета, подлежащими оценке, являются: 1. Нематериальные активы. В текущем учете отражаются по первоначальной и/или текущей стоимости. В балансе отражаются по балансовой стоимости. 2. Основные средства наряду с первоначальной стоимостью учитываются по балансовой и текущей стоимости. Перевод первоначальной в текущую происходит в результате переоценки. Переоценка основных средств связана с инфляционными процессами и направлена на приближение первоначальной оценки к реальной. В текущем учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости или по текущей (если была переоценка). В балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости.
3. Сырье и материалы в синтетическом учете и отчетности отражаются по их фактической себестоимости. 4. Готовая продукция отражается в балансе по фактической себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, материалов, энергии, трудовых ресурсов и т.д. 5. Товары в балансе отражаются по розничным или продажным ценам. 6. Краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения отражаются в суммах, вытекающих из содержания хозяйственных операций и подтвержденных первичными документами. В РК существуют три метода оценки запасов материальных ресурсов при списании их в производство: 1. Метод ФИФО (first-in-first-out) – это оценка материальных ресурсов по их первоначальной стоимости. Применяется такое правило: "первая партия на приход – первая в расход", то есть сначала списываются в расход материалы по цене первой закупленной партии, затем второй, третьей и т.д. 2. Метод специфической идентификации. 3. Метод средней себестоимости. Таким образом, в самом общем виде оценка есть способ выражения экономических событий в денежном измерителе. Калькуляция представляет собой способ исчисления себестоимости продукции путем суммирования издержек (затрат) производства или обращения, относящихся к единице продукции. Вопросы калькулирования возникают перед бухгалтером на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции. В процессе исчисления себестоимости продукции необходимо исходить из четкого представления, что такое объект калькулирования и калькуляционная единица. Объект калькулирования – это продукт производства (деталь, изделие, группы однородных изделий), то есть продукция разной степени готовности, виды работ или услуг. Калькуляционная единица – это измеритель объекта калькулирования, обычно она совпадает с единицей измерения (кг, м, т, ц и т.д.).
Группировка текущих затрат осуществляется по элементам и статьям калькуляции. Состав затрат, включаемый в издержки производства или обращения, регламентирован положением о составе затрат. Данное положение имеет своей целью обеспечить единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость на предприятиях всех форм собственности и видов деятельности. Необходимость группировки затрат по элементам обусловлена потребностью получить информацию, позволяющую ответить на вопрос, что и сколько затрачено в отчетном периоде на изготовление конкретного объекта. Затраты, формирующие себестоимость, группируются по следующим элементам: 1) материальные затраты; 2) затраты на оплату труда; 1) отчисления на социальные нужды; 2) амортизация основных средств и нематериальных активов; 3) прочие затраты (налоги, сборы, платежи по обязательному страхованию имущества и др.) Затраты на производство продукции подразделяются по следующим признакам. По составу и назначению затраты делятся на: основные – непосредственно связанные с технологическим процессом (материалы, оплата труда, амортизация); накладные – расходы по обслуживанию основного и вспомогательного производства. По способу включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты делятся на: прямые – связанные непосредственно с производством продукции, они включаются в себестоимость непосредственно в момент их возникновения (сырье, материалы, заработная плата и т. д.); косвенные – относятся на себестоимость продукции в конечном итоге, а в момент их возникновения не включаются в себестоимость отдельных видов продукции, так как являются общими для нескольких видов продукции или изделий. Поэтому их в течение месяца учитывают на отдельных счетах, а в конце месяца распределяют между отдельными видами продукции или изделий. По степени зависимости от объема производства затраты подразделяются на: условно-переменные – это затраты, которые в результате роста объема производства увеличиваются в своем объеме; условно-постоянные – затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Различают нормативную, плановую (сметную) и фактическую (отчетную) себестоимость. Нормативная исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую предприятие на момент составления калькуляции, исходя из технического уровня производства и существующей технологии, расходует на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов. Плановая – себестоимость каждого изделия, рассчитанная по отдельным калькуляционным статьям, размера которых предприятие намерено достичь к концу отчетного периода, предварительно реализовав в отчетном периоде заранее спланированные организационно-технические мероприятия, направленные на достижение плановой себестоимости ниже нормативной. Фактическая – результат фактической величины затрат на конкретный вид продукции в отчетном периоде. В течение месяца затраты учитываются по нормативной себестоимости. В конце месяца с учетом отклонений от норм и их изменения рассчитывается фактическая себестоимость всей продукции по следующей формуле 4:
Фс = Нс ± Он ± Ин, (4)
где Фс – фактическая себестоимость; Нс – нормативная себестоимость; Он – отклонения фактических затрат от норм («+» перерасход, «-»экономия) Ин – изменения внутри нормы (в сторону увеличения или уменьшения).
Все затраты, относящиеся к выпущенной из производства продукции, подсчитываются и делятся на ее количество. Таким путем определяется себестоимость единицы конкретной продукции. Определяющей фазой в процессе расширенного общественного воспроизводства является процесс производства, так как именно на этом этапе осуществляется производство материальных благ.
Однако процесс производства не может протекать нормально, если ему не предшествует четко отлаженный механизм процесса заготовления производственных запасов. Этот процесс состоит из ряда экономических событий, включающих приобретение предприятием у поставщиков сырья, материалов, других ресурсов, обеспечивающих необходимый процесс производства. Основными задачами процесса снабжения являются: 1. Правильно и своевременно исчислить объем заготовления. 2. Выявить возможные потери на пути продвижения материальных ценностей от поставщика и произвести с ним расчеты. 3. Исчислить фактическую себестоимость приобретенных предметов труда. Бухгалтерский учет определяет действительную величину затрат предприятия на заготовку каждого вида предметов труда, при этом показатели себестоимости приобретенных предметов отражают не только общую величину затрат, но и отдельные составляющие ее расходов. Все эти операции отражаются в учете в соответствии с условиями, определенными в договорах, заключенных их участниками. Таким образом, фактическая себестоимость заготовления материалов складывается из их покупной стоимости + транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Вся информация по заготовлению материалов формируется на основании первичной учетной документации, выписываемой поставщиками и транспортными организациями (счета-фактуры, ПП, товарно-транспортные накладные, спецификации и т.д.). На предприятиях исчисление фактической себестоимости, как правило, совпадает с реальными процессами осуществления хозяйственных операций по заготовлению материалов. Поэтому текущий учет процесса их заготовления ведется сразу по их фактической себестоимости. В плане счетов предусмотрено наличие и движение производственных запасов отражать на счете 1310 «Сырье и материалы». На счете 1310 «Сырье и материалы» накапливается информация о наличии и движении товарно-материальных ценностей в оценке по фактической себестоимости их заготовления. Фактическая себестоимость заготовления формируется исходя из стоимости материалов по договорным или иным ценам и издержек по их завозу (ТЗР). Процесс производства представляет собой совокупность операций по изготовлению продукции. Участие в производстве трех основных моментов – труда, предметов труда и средств труда – приводит к образованию у предприятия соответствующих расходов. Расходами предприятия на изготовление продукции являются: ·заработная плата, выплачиваемая рабочим; ·стоимость предметов труда, израсходованных на изготовление продукции; ·мортизация (уменьшение ценности имущества в результате износа) средств труда в производстве. ·Кроме того, предприятие несет расходы на обслуживание производства и управления. К ним относятся: ·заработная плата управленческого и обслуживающего персонала; ·стоимость предметов труда, расходуемых на общепроизводственные нужды (отопление и освещение помещений, содержание их в чистоте и т.п.); ·амортизация зданий и хозяйственного инвентаря цехов предприятия. Общая сумма всех перечисленных расходов предприятия составляет себестоимость продукции. Себестоимость, складывающаяся в процессе производства, называется производственной. Результатом расходов на производство является выпуск готовой продукции. Расходы на производство и выпуск продукции представляют собой две стороны производственного процесса, отражаемые в бухгалтерском учете. Основными задачами бухгалтерского учета на стадии производства являются: 1. Определение фактического объема производства. Для этого выявляется общее количество как всей произведенной продукции, так и продукции каждого вида. Объем конкретных видов продукции устанавливается в денежном и натуральном измерениях. 2. Исчисление фактической себестоимости продукции. С этой целью находят величину затрат предприятия на весь выпуск и каждый ее вид в отдельности, используя данные об отдельных расходах, включенных в себестоимость. Для учета процесса производства в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета: 8110 «Основное производство», 8310 «Вспомогательные производства», 8410 «Накладные расходы» и др. Важнейшим из счетов, предназначенных для учета процесса производства, является калькуляционный счет 8110 «Основное производство». В дебет данного счета в отчетном периоде на конкретные виды продукции списывают стоимость расходов в виде основных материалов, основной заработной платы производственных рабочих, затрат топлива на технологические цели и др. Это основные расходы. Они подлежат включению в себестоимость конкретных наименований продукции (работ, услуг) прямым путем. Себестоимость отдельных видов продукции определяется на основе показателей аналитических счетов, открываемых к счету 8110 «Основное производство». Отдельную группу расходов формируют расходы на обслуживание и управление основным и вспомогательным производством. Учет их ведется на счете 8410 «Накладные расходы». Процесс продаж продукции (работ, услуг) является завершающим в круговороте хозяйственных средств. Задача учета - предоставить аппарату управления достоверную и своевременную информацию о фактических издержках производства и продаже конкретных наименований выпущенной продукции. Эта информация является одним из основных источников определения продажной цены на рынке аналогичных товаров и валовой (балансовой) прибыли от реализации продукции. Последняя исчисляется как разность между договорной стоимостью реализованной продукции и ее фактической себестоимостью. Неизбежные расходы, которые несет предприятие по продаже за свой счет, принято называть расходами по реализации. Их состав включает расходы на тару и упаковку продукции на складе, по доставке ее до пункта (станции, порта, пристани) отправления, включая расходы по нагрузке в транспортные средства, комиссионные и иные сборы, уплачиваемые сбытовым и иным посредническим организациям, расходы на рекламу, организацию выставок и т.п. Некоторые из перечисленных выше расходов (например расходы на упаковку и транспортировку) включаются в себестоимость отдельных наименований продукции прямым путем. Если такая возможность отсутствует, то распределение их осуществляется косвенным путем. В качестве базы распределения между отдельными видами отгруженной продукции могут быть установлены объем, вес, производственная себестоимость и другие показатели. Другие расходы сразу списываются на себестоимость отгруженной продукции (работ, услуг). Себестоимость реализованной готовой продукции списывается сразу в дебет счета 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» с кредита счета 1320 «Готовая продукция». На стоимость реализованной готовой продукции по стоимости реализации покупателям дается бухгалтерская проводка: Дебет счета1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков», Кредит счета 6010 «Доход от реализации продукции и оказания услуг». В конце отчетного периода бухгалтерские счета 7010, 6010 и другие закрываются путем списания накопленных сумм на счет 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)». В дебет счета 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)» списываются расходы на продажу в сумме, относящейся к проданной продукции: Дебет счета 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)» Кредит счета7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг». По кредиту счета 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)» показывается продажная (договорная) стоимость проданной продукции. Сопоставлением суммы оборота по кредиту данного счета с суммой оборота по его дебету исчисляется финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи. Когда сумма по кредиту больше суммы оборота по дебету, предприятие имеет прибыль от продажи продукции; в обратном случае – убыток. Следовательно, счет 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)» является сопоставляющим счетом. Полученный финансовый результат (прибыль, убыток) от продажи продукции за отчетный период связан с закрытием счета 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)» и поэтому имеет нулевое сальдо. При наличии прибыли за отчетный период в учете делается запись: Дебет счета 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)» Кредит счета 5510 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года». В том случае, когда по итогам отчетного периода получен убыток, составляется бухгалтерская проводка: Дебет счета 5510 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года» Кредит счета 5610 «Итоговая прибыль (итоговый убыток)».
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение оценки имущества. 2. Какие законодательные документы положены в основу оценки имущества? 3. В какой валюте оценивают имущество на территории Российской Федерации? 4. Какие требования предъявляются к оценке? 5. Каким образом осуществляется оценка? 6. Дайте определение себестоимости, производственной и полной себестоимости, а также калькуляции. 7. Назовите виды калькуляции? Практические задания по теме 7: Задание 7.1 Подберите каждому термину его определение:
Задание 7.2 На основании исходных данных необходимо: - составить проводки; - рассчитать фактическую себестоимость материалов «А» и «Б», израсходованных на производство продукции; - определить фактическую себестоимость продукции «А» и «Б»; - определить себестоимость единицы продукции «А» и «Б».
Распределение транспортно-заготовительных расходов рекомендуется выполнить в виде таблиц:
Распределение накладных расходов рекомендуется выполнить в виде таблиц:
Задание 7.3 На основании исходных данных (таблица) необходимо: - составить проводки; - определить полную себестоимость продукции «А» и «Б»; - определить результат от реализации продукции двух видов; - определить рентабельность реализованной продукции.
Распределение коммерческих расходов рекомендуется выполнить по таблице:
Задача 7.4 На основе данных для выполнения задачи необходимо: - подготовить журнал регистрации хозяйственных операций; - открыть схемы счетов и отразить на них хозяйственные операции; - подсчитать обороты за месяц и вывести остатки на конец месяца; - исчислить фактическую себестоимость приобретенных материалов. Остатки по счетам для учета процесса снабжения
Хозяйственные операции процесса снабжения за отчетный месяц:
Задача 7.5 На основе данных для выполнения задачи: - подготовить журнал регистрации хозяйственных операций; - открыть схемы счетов и отразить на них хозяйственные операции; - подсчитать обороты за месяц и вывести остатки на конец месяца; - определить фактическую себестоимость готовой продукции; - составить баланс АО «Ника» на 1 февраля 200_г.
Баланс ОАО «Ника» на 1 января 200_г.
Хозяйственные операции ОАО «Ника» за январь 200_г.:
Задача 7.6 На основе данных для выполнения задачи: - подготовить и заполнить журнал регистрации хозяйственных операций; - открыть схемы счетов и отразить на них хозяйственные операции; - подсчитать обороты за месяц и вывести остатки на конец месяца; - определить и списать результат от реализации продукции; - составить баланс на 1 марта 200_г. ОАО «Дон».
Баланс ОАО «Дон» на 1 февраля 200_г.
Хозяйственные операции ОАО «Дон» за февраль 200_г.:
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |