Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность в отличие от общения




ВВЕДЕНИЕ

Тема 8. Духовная жизнь общества

Тема 7. Право

Тема 6. Политика

Тема 5. Экономическая сфера жизни общества

Тема 4. Социальные отношения

Тема 3. Общество

Тема 2. Познание

Тема 1. Человек

Введение

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МОПУ

Учебно-методическое пособие рекомендовано к печати

МОСКВА, 2008

Для абитуриентов

Сборник учебно-тренировочных тематических тестовых заданий

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Методические материалы обсуждены и утверждены на заседании общеуниверситетской кафедры истории Московского городского педагогического университета. Пособие содержит: основные рекомендации к выполнению тестовых заданий по обществознанию с учетом требований к ЕГЭ; тематические тестовые задания, соответствующие содержательным линиям ЕГЭ по обществознанию; ключи к тестовым заданиям.

Автор-составитель: доц. Аверьянова Г.И.

Под общей редакцией проф. Кириллова В.В.

Зав. кафедрой – проф. Рябов В.В.

Зам. зав. кафедрой – проф. Кириллов В.В.

Содержание

Ключи к тестовым заданиям

 

Обществознание – интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук - наук о человеке и обществе, получить комплексное и целостное знание об обществе. Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе и имеет ряд особенностей.

Прежде всего, изучение человека и общества невозможно с помощью методов точных и естественных наук. Здесь инструментом познания выступают абстракции – то есть отвлеченные понятия, основанные на рассуждении о целом на основе вычленения его частей и наоборот вычленении части на основе ее связей с целым. Любое понятие – это абстракция. Следовательно, второй особенностью овладения обществознанием является умение оперировать понятиями, исходя из того, что мыслить абстрактно, не значит мыслить только обобщенно. Конкретное есть единство многообразного. Именно так можно понять общество, когда, изучая отдельные его стороны, только и можно постичь его целостно.

Таким образом, знание обществознания предполагает: 1) умение оперировать понятиями для выявления реальных проблем развития общества. Проблема – это сущностный вопрос. Иначе на него ответить невозможно. То есть ответить можно, но – не на поставленный вопрос; 2) умение оперировать опытом социальным и личным; 3) делать выводы из той точки зрения, которая отстаивается и носит как личностное, так и мировоззренческое значение.

Данное учебно-методическое пособие призвано помочь абитуриентам самостоятельно ориентироваться в пространстве наук об обществе, включенных в ЕГЭ по обществознанию, с учетом названных особенностей изучения дисциплины.

Задания, включенные в пособие, сгруппированы в восемь тем, соответствующих содержательным линиям ЕГЭ по обществознанию. Это: человек, познание, общество, экономика, социальные отношения, политика, право, духовная жизнь общества,.

Каждая тема включает: требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к данной содержательной линии, основные понятия темы, инструкции к выполнению заданий различных типов и разновидностей и разного уровня сложности (базового, повышенного, высокого).

Задания первого типа (уровень А) – это задания с выбором ответа: а) задания, содержащие предметный вопрос и предлагающие четыре ответа на него, один из которых правильный. Проверяемый уровень знаний – базовый; б) задания, предлагающие для анализа два суждения по определенной проблеме курса и требующие определить их истинность. Проверяемый уровень знаний – повышенный.

Задания второго типа (уровень В) – это задания с кратким ответом. Среди них четыре разновидности: а) задания, требующие восполнить пробел в схеме (базовый уровень проверки знаний); б) задания, требующие вставить пропущенное слово или словосочетание в предложенной фразе (повышенный уровень проверки знаний); в) задания на установление соответствия позиций, предложенных в двух столбах или колонках (повышенный уровень); г) задания повышенного уровня на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка.

Задания третьего типа (уровень С) – задания со свободным развернутым ответом. Среди них следующие разновидности: а) задания на перечисление признаков, характеристик какого-либо явления или объекта одного класса (базовый уровень проверки знаний); б) задания, требующие раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере (повышенный уровень); в) задания-задачи, включающие в себя условие в виде конкретной ситуации социальной жизни, определенного социального факта и вопросы, основанные на их содержании (повышенный уровень); г) составные задания на анализ и интерпретацию предложенного текста по вопросам-заданиям, которые в совокупности и образуют составное задание. Вопросы-задания включают как умение находить информацию непосредственно в тексте, так и применять знания обществоведческого курса, устанавливать связи, делать умозаключения, выводы, формулировать оценочные суждения и собственную аргументацию (высокий уровень сложности); д) альтернативные задания на выбор одного из предложенных проблемных (а часто и парадоксальных) суждений и высказываний известных мыслителей по определенной области знаний, входящей в обществоведческий курс, и рассуждения по выдвинутой проблеме в виде сочинения-эссе с опорой на знания обществоведческого курса, факты социальной жизни, личный опыт с аргументацией обоснования своей позиции (высокий уровень сложности).

Типы и разновидности заданий важно понимать и различать, так как на их основе строится каждый вариант работы ЕГЭ и от умения их выполнять зависит успех на экзамене.

Тема 1. «ЧЕЛОВЕК»

 

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Человек»:

Антропогенез: теории происхождения человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Индивид и индивидуальность. Человек как личность, ее социализация и воспитание. Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности, их классификация. Интересы и способности человека. Сознательное и бессознательное в деятельности человека. Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение. Общение и деятельность, их соотношение. Функции общения. Цель и смысл жизни человека. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, антропогенез, социоантропогенез, бытие человека, способности, мотивы, потребности, интересы, деятельность, сознательное и бессознательное в деятельности человека, общение, самопознание, свобода личности и необходимость, воля, смысл жизни, нравственный выбор, совесть.

Задания уровня А

Инструкция к выполнению заданий: выберите один правильный ответ из 4-х предложенных.

 

1. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира, постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

1) И. И. Мечников

2) И. П. Павлов

3) Ч. Дарвин

4) Ж. Кювье

2. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

1) средства должны соответствовать целям

2) цель состоит в получении достоверного знания

3) субъектом выступает отдельная личность

4) результатом является новый продукт

 

3. Ученик для учителя является:

1) объектом деятельности

2) конкурентом

3) субъектом деятельности

4) коллегой

 

4. К агентам вторичной социализации не относятся:

1) радиожурналист

2) двоюродный брат

3) преподаватель вуза

4) руководитель предприятия?

 

5. Закончите утверждение: «Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни» скорее всего основывается на способности человека

1) вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

2) давать отпор любым агрессивным выпадам против него;

3) приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;

4) к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

6. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) оба суждения неверны

 

7. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.