КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1 Введение в стратегическое управление
Т 73 Орел 2016 СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: практикум И.А. Тронина, Г.И. Татенко ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: практикум Г.И. Татенко И.А. Тронина Патофизиология нервной системы. Патофизиология эндокринной системы. Патофизиология почек. 1. Биохимические методы исследования в клинико-диагностических лабораториях / О.А. Тимин, Т.К. Клементьева, В.Ю. Серебров и др. – Томск: STT, 2002. – 244 с. 2. Александров В.П. Мочекаменная болезнь: Лечение и профилактика. – СПб.: Невский проспект, 2002. – 128 с. 3. Нефрология: Руководство для врачей /Под. ред. И.Е. Тареевой: В 2 т. – М.: Медицина, 1995. – Т.1. – 496 с.; Т. 2. – 416 с. 4. Рябов С.И. Нефрология. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 672 с. 5. Д.А. Шейман. Патофизиология почки / Под. ред. Ю.В.Наточина. – М.: БИНОМ; СПб.: Невский диалект, 2001. – 206с. 1.Балаболкин М.И. Эндокринология. – М.: Универсум паблишинг, 1998. – 582 с. 2. Вильям М. Кэттайл, Рональд А Арки. Патофизиология эндокринной системы / Пер. с англ. – СПб.; М.: Невский диалект: БИНОМ, 2001. – 336 с. 1. Калюжный Л.В. Физиологические механизмы боли и аналгезии // Физиол. журн. – 1991. - №4. – С.123 – 133. 2. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 154 с. 3. Прощаев К.И., Ильинский А.Н., Князькин И.В. Кветной И.М. Боль. Молекулярная нейроиммуноэндокринология и клиническая патофизиология. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2006. – 304с. 4. Еникеев Д.А., Васильева Т.В., Идрисова Л.Т. Спектрально-когерентный анализ электроэнцефалограмм у детей с пароксизмальными расстройствами сна. – ООО «Издательство «Диалог», Уфа, 2006. – 212с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА
Рекомендовано редакционно-издательским советом ОГУ им. И.С.Тургенева в качестве учебно-методического пособия
УДК 005.21(075) ББК 65.050.9(2Рос)2я7 Рецензенты: доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент и государственное управление» Орловский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Головина Т.А.
кандидат экономических наук, исполнительный директор ООО «Стальные гарантии» Татенко С.А. Т73 Тронина, И.А. Стратегия управления организацией: практикум: учебно-методическое пособие / И.А. Тронина, Г.И. Татенко, – Орел: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2016. – 120 с. Практикум является необходимым учебно-методическим пособием, предназначенным для использования на практических занятиях студентами, изучающими дисциплину «Стратегия управления организацией». В нем содержатся основные выводы и теоретические положения по курсу «Стратегия управления организацией», контрольные вопросы для повторения и обсуждения, практикующие упражнения и хозяйственные ситуации для анализа, рекомендуемый порядок их выполнения, тесты, приводится список необходимой литературы. Учебно-методическое пособие призвано обеспечить более глубокое усвоение материала курса и закрепление необходимых знаний, получаемых в процессе его изучения.
УДК 005.21(075) ББК 65.050.9(2Рос)2я7
ã ОГУ им. И.С.Тургенева, 2016 ã Тронина И.А., Татенко Г.И., 2016 СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..6 Раздел I Стратегия в системе управления организацией..…………….9 Тема 1 Введение в стратегическое управление..…………………9 Тема 2 Концептуальные основы и инструментарий стратегического управления...………………………………....…17 Раздел II Анализ и выбор стратегической позиции……………….....32
Тема 3 Определение направления развития предприятия……...32 Тема 4 Анализ стратегических факторов среды предприятия....41 Тема 5 Портфельный анализ…………………………………......55 Тема 6 Определение стратегии………………………………......63 Раздел III Выполнение стратегии……………………………….…….85 Тема 7 Условия реализации стратегии………………….……….85 Тема 8 Стратегические изменения в организации………….......93 Тема 9 Оценка и контроль выполнения стратегии……..…..….105 Рекомендуемая литература……………………………………………….....…………..119
ВВЕДЕНИЕ
Управленческая деятельность в современных условиях выступает как один из важнейших факторов функционирования организации, обеспечения ее выживаемости и устойчивого развития. Современной модификацией управления, нацеленной на выработку долгосрочной стратегии победы в конкуренции, создание управленческого инструментария для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы, является стратегический менеджмент. Разработка и применение методологии и конкретных форм стратегического управления вызваны глубокими объективными причинами, обусловленными ускорением темпов изменений среды всех видов деятельности. Это результат эволюции теории и практики планирования и управления. Дисциплина «Стратегия управления организацией», находясь в системе наук об управлении, является интегрирующим курсом, который объединяет менеджмент, маркетинг, экономику организации, финансовый менеджмент, информационные технологии, организационное поведение и т.д. Управлять стратегически — значит понимать и оценивать состояние и динамику развития отрасли, в которой действует организация, принимать во внимание ожидания заинтересованных групп или групп поддержки и своевременно реагировать на их запросы. Менеджеры должны уметь определять стратегические и оперативные цели в их взаимосвязи, выявлять сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы, исходящие от внешней среды. В каждом конкретном случае успех планирования, разработки и осуществления стратегии зависит как от глубины усвоенных менеджером теоретических знаний в области стратегического менеджмента, так и от опыта, интуиции, искусства управления — т.е. всего того, что связано, скорее, с «чувствованием» проблемы, а не с рациональным анализом, расчетом, критериями и формализованным контролем. Таким образом, стратегический анализ, стратегическое планирование и реализация стратегии — это процессы применения знаний и опыта, использования правил и интуиции, действий в соответствии с установленными алгоритмами.
Цель учебно-методического пособия — помочь студентам освоить практические навыки принятия управленческих решений посредством анализа конкретных ситуаций и решения ситуационных упражнений. Эти методы позволяют обучаемым: - активизировать теоретические знания; - развивать навыки анализа и творческого мышления; - находить альтернативные варианты в условиях неопределенности и риска; - формировать умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнерами и принимать коллективные решения; - учиться самостоятельно отбирать необходимые знания для решения ситуационной проблемы, осваивая алгоритмы управленческих решений; - вырабатывать уверенность в себе и в своих силах, убежденность в том, что в реальной практической ситуации они смогут профессионально решать проблемы менеджмента. Наконец, в процессе работы над ситуациями и упражнениями у обучаемых менеджеров формируется способность к конкурентной борьбе, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личностные ценности и установки, что для управленца чрезвычайно важно. В процессе изучения дисциплины важное место занимает контроль знаний студентов. Для оценки уровня усвоения учебного материала используется метод контрольных тестов. Их цель — оценить уровень знаний и профессиональной подготовки обучаемых. Тестирование широко используется в практике современного менеджмента. Этот метод является очень эффективным, так как позволяет конкретизировать необходимую информацию, обработать ее и сделать выводы. По существу, ответ на вопросы теста — это выбор альтернативы, своего рода имитация управленческого решения.
Важную роль при изучении любой дисциплины играют контрольные вопросы. Они помогают активизировать в памяти теоретические знания, систематизировать их и сформулировать основные положения, выводы и закономерности стратегического управления. Практикум структурирован по разделам и темам. Их содержание соответствует учебной программе, разработанной на основе требований образовательного стандарта. В каждую тему входит краткая теоретическая часть, вопросы для повторения и обсуждения, ситуации для анализа и практикующие упражнения, тесты. В конце практикума приводится список рекомендуемой литературы.
Раздел I Стратегия в системе управления организацией
План практического занятия 1 Предпосылки развития стратегического управления в России 2 Уровни систем управления организацией 3 Этапы становления стратегического управления Стратегическое управление является быстро развивающейся областью науки и практики, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами. Впоследствии стратегическое планирование и управление вошло в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран мира. Основными предпосылками развития стратегического управления в организациях выступают следующие: 1) быстрые изменения внешней среды организации, которые стимулируют появление новых методов, систем и подходов к планированию и управлению. 2) происходящие интеграционные процессы 3) процесс глобализации бизнеса. В соответствии с эволюционной концепцией теории управления задачи руководства в современных организациях распределяются по трем основным уровням – оперативному, инновационному и стратегическому. На стратегическом уровне вырабатывается реакция на глобальные изменения во внешней среде, корректируются цели деятельности организации в соответствии с выполняемой миссией, выбирается корпоративная стратегия, подготавливаются системы, структуры и управленческая культура для реализации стратегии. Стратегия включает набор целевых установок для инновационного уровня управления. На нем происходит адаптация организации к изменениям в рыночной и инновационной дифференциации внутри областей хозяйственной деятельности, формируются целевые установки для соответствующих функций. На оперативном уровне в пределах целевых установок по набору сегментов "продукт-рынок" составляется подробный план хозяйственных операций по функциональным подразделениям. Появление приемов стратегического управления и их внедрение в практику работы фирм можно проследить, затронув историю развития корпоративного планирования и управления. В развитии корпоративного планирования и управления выделяют 4 этапа: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический менеджмент. Стратегический менеджмент определяется как комплекс: - стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации; - конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития. Родоначальником стратегического планирования и управления является Игорь Ансофф. Он рекомендует рассматривать стратегическое управление как систему, состоящую из двух подсистем: - анализ и выбор стратегической позиции; - оперативное управление в реальном масштабе времени. Таким образом, стратегический менеджмент является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс разработки и реализации стратегии, а также оценку и контроль.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |