Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Орфическая теогония по Иерониму и Гелланику




(Излагается Дамаскием в труде «О началах»)

Печатается по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. — М., 1989. С. 61—62. Перевод А.В.Лебедева.

[Орфическая теогония] по Иерониму и Гелланику — если только это не одно и то же лицо — такова: «Сначала были вода и ил, который затвердел в землю», — говорит он, полагая пер­выми эти два начала — воду и землю; землю — как рассеиваю­щуюся по своей природе, воду — как склеивающую и связую­щую ее, а предшествующее двум единое начало опускает как неизреченное, ибо уже само умолчание о нем указует на его неизреченную природу. Третье начало, идущее после двух, ро­дилось из них, т.е. из воды и земли, и являет собой «Дракона [Змея] с приросшими головами быка и льва, а посреди [них] — лик бога. На плечах у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос [Время], он же Геракл. С ним соединена Ананкэ [Необ­ходимость] — то же самое существо, что и Адрастея — бесте­лесная, распростертая по всему космосу и касающаяся его границ». Под этим, я думаю, подразумевается третье субстан­циальное начало, только он признал его мужеженским, чтобы указать на производящую причину всех вещей. Я полагаю так­же, что теология, изложенная в «Рапсодиях», опустив два пер­вых начала (вместе с одним, предшествующим двум и передан­ным посредством молчания), начала с этого третьего, следую­щего за двумя, как с первого, которое хоть в какой-то мере выразимо в слове и доступно человеческому слуху. Действи­тельно, высокочтимый в той [«Рапсодической теогонии»] Не­стареющий Хронос был «отцом Эфира и Хаоса»; и согласно этой [Иеронимовой теории] тоже именно этот Хронос-Змей рож­дает тройное потомство: «влажный Эфир», как он говорит, «без­граничный Хаос» и, кроме того, в-третьих, «мглистый Эреб [Мрак]». Это вторая триада, по его учению, соответствует пер-


вой, как потенциальная — отчей. Поэтому третий член ее есть «мглистый Эреб», отчий и крайний — «Эфир», и не просто [«Эфир»], а «влажный», а средний — «безграничный Хаос». В них [Эфире, Хаосе, Эребе], по его словам, «Хронос родил яйцо». Таким образом, это предание тоже полагает [яйцо] по­рождением Хроноса, и оно также порождается в них [Эфире, Хаосе, Эребе], так как из них тоже эманирует третья умопости­гаемая триада. Какова же она? [Во-первых], яйцо, [во-вторых], двоица заключенных в нем существ, мужского и женского, рав­но как и множество содержащихся в среднем [члены триады] семян, и, в-третьих, кроме того, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие голо­вы быков, а на голове — чудовищный змей, принимающий все­возможные обличья зверей». Его надо рассматривать как ум триа­ды, этого третьего бога; средние роды, множество и двоицу — как потенцию, а само яйцо — как отчее начало третьей триады. Эта теология также, [подобно Рапсодической], воспевает Про-тогона [Перворожденного бога] и величает Зевса «распорядите­лем всех и всего космоса», почему он и зовется также Паном.


ГЛАВА II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.