Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Милетская школа




ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

РОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ «ФИЗИСА» (НАТУРФИЛОСОФИЯ)

Первоисточником греческой философии была мифология. При этом главенствующую роль играли космогонические мифы, рассказывающие о происхождении мира и человека. Произве­дения Гесиода, Гомера, Орфея стали своего рода основой для научно-философского осмысления проблем окружающего мира.

Ранние греческие философы несомненно испытывали влия­ние мифологических образов. В их произведениях мы можем обнаружить представления, характерные для древнегреческих мифов: о первичном бесформенном состоянии Вселенной, о постепенном развитии мира из хаотического состояния в сто­рону все большей упорядоченности, об отделении — нередко насильственном — неба от земли, о периодической гибели и новом рождении Вселенной.

Однако эти представления присутствуют у древнегреческих философов уже в демифологизированной форме, когда мысли­тели пытались объяснить явления природы и общества на ос­нове естественных причин, которые человек способен познать с помощью разума, путем их тщательного изучения. Само изуче­ние природы в те времена чаще всего осуществлялось посред­ством наблюдения за теми или иными природными явлениями. На основе наблюдения накапливались определенные факты, бла­годаря чему древние философы пытались найти некие законо­мерности жизни природы.

Происхождение и структура мира, свойства природы — вот главный объект, интересующий ранних древнегреческих философов. Еще Аристотель обратил внимание на этот факт и потому называл своих предшественников «физиками», т.е. исследователями природы. Сегодня для характеристики ран-


ней древнегреческой философии чаще других используются термины философия «физиса» или натурфилософия. Натур­философия — это наука, изучающая философию природы, «муд­рость природы».

Первые философские школы в Древней Греции возникли в VI в. до н.э. в Ионии — области, территориально расположен­ной в Малой Азии. Своего рода центром философии в то время был г.Милет. Поэтому часто употребляется термин «милетская школа», ибо философы ее представляющие были гражданами Милета. К ионийским философам причисляется также Герак­лит, живший в г.Эфесе, соседнем с Милетом полисе.

(VI в. до н.э.)

Основателем милетской школы считается Фалес Милетский (к. VII—н. VI вв. до н.э.). Фалес пользовался большим автори­тетом и при жизни, и после смерти. Философ, геометр, матема­тик, астроном, он, по некоторым данным, на основе математи­ческих расчетов предсказал солнечное затмение, которое про­изошло в 585 г. до н.э. Именно Фалесу приписывают заслугу определения протяженности года в 365 дней и разделения года на 12 месяцев по тридцать дней в каждом. Кроме того, он от­крыл некоторые математические и геометрические закономер­ности. И недаром Фалес Милетский всегда назывался первым среди полулегендарных древнегреческих «семи мудрецов».

Фалес не оставил после себя каких-либо научных сочинений или, во всяком случае, они не сохранились. Следовательно, мы можем определить его философские взгляды с определенной долей вероятности.

Значение Фалеса для развития мировой философской мысли прежде'всего заключалось в том, что он впервые поставил воп­рос, в котором выразил основную задачу философского знания: «Что есть все?» Этот вопрос уже во времена античности стал главным для философов.

Когда говорят о философии Фалеса, чаще всего имеют в ви­ду его космологическую концепцию. По дошедшим до нас све-


дениям мы можем выделить три основные составляющие этой концепции:

1) Начало всего есть вода.

2) Земля плавает на воде, подобно куску дерева.

3) Все в мире одушевлено.

Фалес утверждал, что «семена и зерна всего сущего имеют влажную природу», что все произошло из воды. Здесь можно заметить определенную связь с мифологическими представления­ми Гомера, который началом мира считал Океан. Однако у Фале-са вода теряет свое чисто мифологическое значение. Не суще­ство, не личность (гомеровский Океан) рождает мир. Вода — это своего рода первоматерия, обладающая вещественными характеристиками, свойствами естественного материального объекта.

В то же время Фалес признает и наличие богов. Но он счита­ет, что боги существуют не на далеком заоблачном Олимпе, а в самой природе, ибо по его мнению все в мире «полно богов». Даже магнит обладает божественной душой, благодаря чему и притягивает к себе железо.

Учение Фалеса исторически стало первым философским уче­нием, объясняющим процессы возникновения и существова­ния мира естественными причинами.

Другим милетским философом был Анаксимандр (VI в. до н.э.). О его жизни мы знаем крайне мало: известно, что он написал сочинение в прозе «О природе», от которого сохранился лишь фрагмент, а также не дошедшие до нас труды под названием «Карта мира» и «Глобус». Еще Анаксимандру приписывают изо­бретение солнечных часов.

В отличие от Фалеса, Анаксимандр началом мира считал не­кий апейрон, который «не знает старости», «бессмертен и неу-ничтожим». Из-за отрывочности сохранившихся сведений сегод­ня трудно дать полное определение апейрона. Видимо, это не­что бессмертное, безграничное и бесконечное, сопоставимое с мифологическим Хаосом. Однако апейрон не несет в себе ми­фологического значения. Это уже абстрактное, т.е. мысленное представление о первоначале мира, не связанное ни с каким бы то ни было мифологическим героем, ни с одним из материаль­ных объектов.

Апейрон, являясь первоначалом мира, производит из самого себя все остальные явления природы. Вследствии вращения апей­рона выделяются противоположные качества — влажное и су­хое, холодное и теплое. Затем эти качества смешиваются между


собой и возникают природные объекты. От смешения сухого и холодного — земля, от влажного и холодного — вода, от влаж­ного и теплого — воздух, от сухого и теплого — огонь.

В результате смешения различных качеств Вселенная приоб­ретает вид ряда колец. В центре Вселенной находится непод­вижно висящая Земля, имеющая форму цилиндра. Вокруг нее располагаются огненные кольца (или «ободы»), в которых в по­следовательном удалении от Земли находятся звезды, Луна и Солнце. Эти огненные кольца имеют отверстия и поэтому, ког­да они вращаются вокруг Земли, через отверстия люди могут видеть небесные тела.

Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал перио­дически повторяющимся, ибо по прошествии определенного вре­мени мир снова поглощается его беспредельным началом.

С представлениями о рождении мира связана и концепция Анаксимандра о рождении живого. По его мнению живое за­рождается во влажном иле, когда-то покрывавшем землю. Под воздействием небесного огня земля постепенно высыхает и не­которые живые существа, жившие в морях, выходят на сушу. Среди них были и некие рыбообразные существа, покрытые чешуей, в чреве которых зародились люди. Когда люди вырос­ли, то эта чешуя распалась.

Как видно, философия Анаксимандра тоже находилась еще под значительным влиянием мифологии — это и представления о бесформенном начале мира, и образ огненных колец, и ут­верждение цикличности развития мира. Исследователи счита­ют, что в данном случае прослеживаются мотивы не столько даже греческой, сколько восточной мифологии.

Еще один милетский философ, Анаксимен (VI в. до н.э.), в своем учении ближе Фалесу, нежели Анаксимандру, ибо выде­лял в качестве первоначала мира определенный физический объект. В своем труде «О природе» Анаксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха — либо путем разряжения, свя­занного с нагреванием, либо путем сгущения, приводящего к охлаждению. При этом Анаксимен указывал на конкретный физический механизм возникновения вещей из воздуха: в про­цессе ςτο сгущения образуются ветер, облака, земля и камень. Разряжение же приводит к тому, что воздушные испарения под­нимаются вверх и образуют огненные светила.

При изложении своего понимания структуры Вселенной, Анаксимен постоянно прибегает к методу аналогий. Так, обра­зование Земли из воздуха у него сравнивается с валянием шер-


сти, из которой образуется войлок. Сама Земля имеет столооб­разную, плоскую форму, и она не висит неподвижно в центре Вселенной, а поддерживается снизу воздухом. Солнце, Луна, звезды представляют собой огненные листья, при этом Солнце и некоторые звезды вбиты в небосвод наподобие гвоздей, а не­которые звезды плавают в воздухе.

Интересно Анаксимен объяснял движение небесного свода. По его мнению небосвод движется вокруг Земли, как шапочка, поворачивающаяся вокруг человеческой головы. Звезды, Солн­це и Луна не уходят за землю или под землю, а скрываются за ее северной, приподнятой частью. Так по Анаксимену происхо­дит смена дня и ночи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 76; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.