Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексические нормы




Упражнение 1. Напишите словосочетания, из смещения (контаминации) ко­торых появились новые ненормированные выражения.

Образец: Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

Одержать успехи; оказать внимание; поставить вечер, концерт; потерпеть потери.

 

Поднять тост; играть значение; оказать вред; занять звание чемпиона; за­щитить степень.

 

Упражнение 2. Отметьте случаи лексического плеоназма. Исправьте пред­ложения.

1. Сейчас в компании нет свободных вакансий. 2. Наши средства строго лимитированы и ограничены. 3. Нам нужны специалисты по проверке и тести­рованию программного обеспечения. 4. Тезисы статьи нужно бы уменьшить и минимизировать. 5. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию. 6. Не нужно пользоваться упрощенными, схематизированными, общепринятыми стереоти­пами и представлениями об авангардных работах скульптора Михаила Шемя­кина. 7. В творческой манере художника Врубеля наблюдается константное по­стоянство мотива русской народной сказки. 8. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 9. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 10. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 11. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «су­рового стиля» в архитектуре. 12. Реформа ведется при одновременном сосуще­ствовании старых и новых структур управления. 13. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сни­маться за границей. 14. Участники творческой экспедиции рассказали о пер­спективах на будущее. 15. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.

Упражнение 3. Найдите случаи тавтологии, исправьте предложения.

1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. Товарные биржи были сформированы в форме акционер­ных обществ. 4. Вновь после длительного перерыва возобновляется постановка «Гамлета». 5. Подводя итоги, можно подытожить следующие соображения... 6. Последствия вашей оплошности последуют незамедлительно. 7. Он снова по­чувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 8. В прошлом году выдался неурожайный год. 9. Мы каждый месяц платим абонентскую пла­ту за радиоточку. 10. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.

Упражнение 4. Укажите случаи «смешения стилей» в следующих фра­зах.

1. В портфелях творческих объединений «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. 2. На предприятии системати­чески хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 3. Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке. 4. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33 (включая законы, указы и т.п.). 5. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 6. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 7. По наблюдению автора на­стоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 8. Стала просто очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 9. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 10. Надо бы задействовать в качестве ключе­вого человеческий фактор.

Задание 5. Определите, в каких предложениях иноязычные слова употреблены неправильно.

1. Студент выступил на семинаре с полным аншлагом. 2. Они обожают все иностранное, настоящие ксенофобы. 3. На брифинге присутствовали предста­вители различных политических партий и конфессий. 4. У этой студентки вы­сокий менталитет. 5. Он отлично разбирается в этой области знаний, настоящий дилетант! 6. Студенческий билет и зачетная книжка - обязательные ингредиен­ты каждого студента. 7. Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам или другим санкциям воздействия. 8. Как показал отборочный турнир, финские спортсменки остаются самыми серьезными оппонентами нашим лыж­ницам. 9. Основное внимание в этой статье уделено ранним проявлениям, де­бюту астмы. 10. По окончании университета многие станут компетентными специалистами.

Упражнение 6. Восстановите паронимические пары. Составьте словосоче­тания с каждым из паронимов.

Абонент-   длительный -   отписка -  
адресант-   доходчивый -   усвоить -  
бережливый-   драматичный -   отборочный -  
будничный -   душевный -   понятливый -  
весомый-   жилой -   проступок-  
воинствующий -   злостный-   предоставление -  
вражеский -   искусственный -   проблематичный -  
выборочный-   каменный -   реалистичный -  
гарантированный -   мелочный -   скрытый -  
гордость-   обеднить -   сытный-  
гуманный -   основать -   тактичный-  
двойственный -   надеть -   типичный -  
демократичный -   оборотный -   удачливый -  
дипломант -   опасливый -   факторы -  

 

Упражнение 7. Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов. Ис­правьте ошибки.

1. Народ терпел двойственный гнет. 2. Он одел праздничный костюм. 3. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. 4. Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории. 5. В конце собрания слово представили профессору Попову. 6. Бывшие заслуги здесь во внима­ние не принимаются. 7. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 8. Ученый стоял у источников ракетостроения. 9. Артист завоевал признательность зрителей. 10. Искусство влияет на рост культурности человека. 11. Главное для писателя - душевный мир человека. 12. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 13. Взгляд у него не то умоляю­щий, не то серьезный, не то возмутительный. 14. Учитель произвел опрос учащихся. 15. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании».

Упражнение 8. Определите тип ошибок, связанных с нарушением лексических норм. Исправьте предложения.

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. По мнению автора работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 3. В ближайшие годы следует удешевить себестоимость товаров, выпускаемых этой фабрикой. 4. Своей подвижнической деятельностью мать Тереза заслужила широкую известность во всем мире. 5. Исполнительская власть на местах должна активизировать свою деятельность. 6. Решительность его поступка удивила всех. 7. В полку царило воинствующее настроение. 8. Большое место в докладе было уделено проблемам молодежи. 9. Всем командировочным необходимо получить у секретаря направление в университетскую гостиницу. 10. Тяжелый массивный крест, маленькая шапочка из бархата и красная мантия - по этим кардинальным регалиям вы отличите кардинала от простого священника. 11. В этом плане отмечены хозяйские постройки: летняя кухня, беседка, сарай, гараж. 12. Недавно она защитила степень магистра в Оксфордском университете. 13. Позвольте вас уверить, что в будущем подобные прецеденты не повторятся. 14. С этой страной у нас построены дипломатические отношения. 15. Диссертант горячо спорил со своими абонентами. 16. Картина вызывает грустное и жалкое впечатление. 17. Я читаю как художественные произведения, так и современные детективы и фантастику. 18. Вашему вниманию предоставляется доклад о творчестве М.Зощенко. 19. В разговоре он допустил сильную ошибку. 20. Большое влияние имеет на молодых телевидение. 21. Зачем же принимать такие скоропостижные решения? 22. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки по Волге.23. Зимой Дениску согревали мемуары о летнем отдыхе. 24. Опыт работы и знание иностранных языков имеют большую роль в собеседовании при устрой­стве на работу. 25. Каковы причины мотивации такого неординарного поступ­ка? 26. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональ­ных знаний. 27. Врач предупредил о том, что есть возможность тяжелых ос­ложнений. 28. Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели. 29. Этот агрегат позволяет внушительно сни­зить температуру соединения металлов. 30. Он пользовался приоритетом у коллег. 31. На улице холодно, не забудьте одеть шапку. 32. Его слова внушают мне большое сомненье. 33. В это день у него было очень превосходное на­строение. 34. Он просто великолепный руководитель и ведущий лидер, ему нет равных. 35. Он вроде бы говорит хорошо, и прикид у него цивильный. 36. Птица камнем бросалась в воду и взлетала вверх. 37. Когда мы подошли к оленю, он пошел к опушке, изредка оглядываясь назад.

 

Упражнение 9. Объясните значение фразеологизмов. Укажите фразеологизмы, относящиеся к разговорному стилю. Держать рот на замке, взяться за перо, открывать новую страницу, отсеивать плевелы от зерен, стрелочник виноват, плюс-минус, обращать в пепел, от сотворения мира, авгиевы конюшни, ахиллесова пята, белая ворона, гордиев узел, дамоклов меч, дары данайцев; объятия Морфея; посыпать пеплом голову; прокрустово ложе; сжечь корабли; сизифов труд; со щитом или на щите; три кита.

 

Упражнение 10. Отметьте, какие из этих форм не соответствуют нормам литературной речи.

1. Глубже - более глубокий - более глубже, выше - более высокий - более выше, более низкий - пониже, веселее- веселей, звонче - звончее - более звонкий, слаще - слаже - сладче, теплее - теплей, дешевле - дешевше - дешевее - подешевле, хлеще - хлестче, ловче - ловчее, моложе - младше - помоложе.

2. Сильнейший - самый сильный - сильнее всех, интереснейший - интереснее всех - самый интересный, самый лучший - наилучший, наименьший - самый меньший - меньше всех, самый благородный - благороднейший, самый простой - простейший, честнее всех - самый честный - честнейший.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.