Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задержка психического развития психогенного происхождения




4* 51


Не меньшее значение имеют и те формы олигофрении, при ко­торых диффузное поражение коры головного мозга сочетается с локальными поражениями в теменно-затылочной области левого полушария. В этих случаях клиническая картина олигофрении является крайне сложной, ибо она складывается из сочетания не­доразвитого мышления с нарушением пространственного восприя­тия. Последнее, в свою очередь, затрудняет процесс овладения представлением о числе. При этой форме олигофрении дети ис­пытывают значительные затруднения даже при осваивании про­стейших счетных операций. Коррекционная работа с этими деть­ми должна вестись в плане развития у них главным образом про­странственных представлений и понятий.

Последнюю группу детей-олигофренов составляют дети, у ко­торых на фоне недоразвития познавательной деятельности отчет­ливо выступает недоразвитие личности в целом. В этих случаях резко изменена вся система потребностей и мотивов, присутству­ют патологические наклонности. Основная патологическая особен­ность в этом случае заключается в том, что диффузное пораже­ние коры головного мозга сочетается с преимущественным недо­развитием лобных долей. При исследовании этих детей выявля­ется грубое своеобразное нарушение моторики: движения их не­уклюжи, неловки, дети не могут себя обслужить. У некоторых от­мечается столь резкое изменение походки, что можно говорить об апраксии ходьбы. Движения плохо или почти не автоматизирова­ны. Специфической особенностью этих детей язляется разрыв между произвольными и спонтанными движениями. Так, при пол­ной невозможности выполнить какие-либо движения по инструк­ции эти же движения дети могут выполнить спонтанно. Особен­ности моторики этих детей дают основание предполагать, что не­доразвитие лобной коры, расположенной перед моторным полем и над подкорковыми двигательными узлами, приводит к наруше­нию организации движения на более высоком функциональном уровне. У этих детей также отмечаются своеобразные изменения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, необидчивы. Поведе­ние их лишено стойких мотивов. При полной сохранности сенсор­ной и моторной стороны речи у таких детей отмечается склон­ность к подражанию речи взрослых («резонерство»). Особенно нарушается регулирующая функция речи, которая играет важную роль в формировании и дифференциации мотивов, эмоционально-волевой сферы личности в целом. Коррекционно-воспитательная работа в отношении детей данной группы должна строиться ис­ходя из качественного своеобразия структуры дефекта. В первую очередь следует использовать те педагогические приемы, которые направлены на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.

В некоторых случаях при олигофрении выявляются такие фор­мы, при которых имеет место сочетание общего интеллектуаль-


 

ного недоразвития с выраженными психопатическими формами по­ведения. Это наиболее трудные в воспитательном плане дети. Грубые со сверстниками и старшими, недисциплинированные, не­редко имеющие патологические влечения, они не умеют регули­ровать свое поведение общепринятыми морально-этическими нор­мами. Патогенетически эта форма олигофрении характеризуется сочетанием диффузного поражения коры полушарий головного мозга с наличием подкорковых очагов, что, как правило, под­тверждается электроэнцефалографическими методами исследо­вания.

Кроме описанных выше основных форм олигофрении, среди учащихся вспомогательной школы встречаются дети с более ред­кими формами олигофрении, а также дети, умственная отсталость которых вызвана неолигофренической этиологией. Остановимся на некоторых из них.

Олигофрения при аномалиях половых хромосом. Клиника оли­гофрении при хромосомных нарушениях имеет особенности в фи­зической и психической сферах. Сочетание ряда соматических признаков, психопатических синдромов, тип динамики соматиче­ских и психических нарушений создают определенную специфику клинической картины.

Олигофрения при синдроме Клайнфельтера. Данный синдром встречается только у мужчин. Кариотип таких больных представ­лен 47 хромосомами за счет дополнительной Х-хромосомы (47ХХУ).

Для внешнего облика больных с синдромом Клайнфельтера характерны феминные (женские) черты: нежная кожа лица с пуш­ком вместо оволосения, округлый подбородок, высокий рост с ев-нухоидными пропорциями телосложения. Имеется недоразвитие половых желез и бесплодие. Наблюдаются дисплазии (искривле­ние и укорочение средней фаланги мизинцев, неправильный рост зубов, деформация ушных раковин, готическое нёбо, неправиль­ные формы черепа), иногда грубые деформации грудной клетки, стоп, уплощенное переносье, микроцефалия.

У большинства больных обнаруживается нерезко выраженная рассеянная неврологическая симптоматика, диффузная мышечная гипотония, симптомы вегетативной дистонии.

Тип психических расстройств характеризуется двумя общими чертами — сниженным интеллектом и личностными особенностями. По данным многолетних наблюдений лаборатории клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР сре­ди олигофрении данного патогенеза преобладают легкие формы (неглубокая дебильность), сопровождающиеся снижением психи­ческой активности, слабостью побуждений к деятельности, а так­же своеобразной структурой личности (психической инфантильно­стью, неустойчивостью внимания, повышенной внушаемостью, сен-витивностью со склонностью к невротическим реакциям).

По катамнестическим данным при неосложненных формах оли­гофрении с синдромом Клайнфельтера отмечается неплохая дина-


мика интеллектуального развития: увеличивается запас знаний и представлений об окружающем, уровень трудовых умений и на­выков, повышается интерес к обучению.

Олигофрения при полисомии1 половых хромосом. При нара­стании количества Х-хромосом (XXX —трисомия, ХХХХ — тетрасо-мия и ХХХХХ — пентасомия) нарастает степень поражения ин­теллекта, достигая глубокой дебильности или имбецильности. Со­матические дисплазии у этих больных выражены грубее. По глу­бокому поражению интеллекта и наличию множественных сома­тических аномалий эти больные иногда напоминают детей с бо­лезнью Дауна.

Олигофрения при синдроме Шерешевского — Тернера. Эта ано­малия встречается только у женщин и характеризуется отсутстви­ем одной половой хромосомы во всех клетках (ХО) или в части, клеток организма (мозаичные варианты). Соматический облик этих больных типичен. При резком отставании в росте они вы­глядят старше своего возраста. Лицо старообразное, низкая гра­ница роста волос на лбу и шее, деформированные, низко распо­ложенные ушные раковины, широкая короткая шея, часто с кры­ловидными кожными складками от затылка к плечам, густо по­крытыми волосами. Характерна диспластичность телосложения: бочкообразная грудная клетка с широко расставленными и низко расположенными сосками. Молочные железы отсутствуют. Встре­чаются готическое нёбо, неправильный прикус и рост зубов, глу­боко сидящие, прямоугольной формы ногти, обилие пигментных пятен на коже. Своеобразие строения лица и телосложение на­поминают характерный вид «сфинкса». Синдром Шерешевского — Тернера накладывает особый отпечаток на структуру интеллекту­ального дефекта, делая его несколько атипичным. Так, черты пси­хического инфантилизма определяют некоторую непосредствен­ность мимики, интонаций, преобладание игровых интересов и при­митивных фантазий даже в старшем школьном возрасте. С ин­фантильностью могут своеобразно сочетаться целенаправленность в деятельности, усидчивость, трудолюбие и тщательность в работе. В структуре интеллектуального дефекта выделяется недоразвитие пространственного анализа и синтеза. Отмечаются нарушения мо­торики и динамического праксиса.

Проведенные катамнестические исследования подтверждают необходимость ранней диагностики и активного выявления ано­малий половых хромосом, так как страдающие ими дети нужда­ются в своевременной медикаментозной терапии, постоянной ме­дико-педагогической коррекции, воспитании ранней трудовой на­правленности и профессиональной ориентации, соответствующей их интеллектуальным возможностям.

Олигофрения, осложненная гидроцефалией. Гидроцефалия воз-

1 Полисомия — наличие добавочных Х-хромосом в кариотипе мужчин и женщин.


никает в результате стойкого нарушения баланса между секреци­ей ликвора и условиями его всасывания. Она характеризуется увеличением объема ликворосодержащих пространств головного мозга: желудочков и субарахноидальных пространств. Развивает­ся постнатально.

По характеру течения гидроцефалию делят на прогрессирую­щую и компенсированную. В тех случаях, когда после какого-то периода существования прогрессирующей гидроцефалии внутри­черепное давление нормализуется, заболевание приобретает ком­пенсированный характер. Однако желудочки мозга и при компен­сированной форме гидроцефалии остаются расширенными.

Многие авторы рассматривают гидроцефалию как симптом, сопутствующий различным патологическим проявлениям, другие — как самостоятельное заболевание.

По вопросу этиологии гидроцефалии высказываются различ­ные точки зрения. Ряд авторов подчеркивает роль наследствен­ных факторов в происхождении врожденной гидроцефалии, опи­сывая семейные формы, близнецов-гидроцефалов, наличие гидро­цефалии в ряде поколений. Другие авторы рассматривают пато­логию родов как фактор, имеющий наибольшее значение в воз­никновении гидроцефалии. Внутричерепные кровоизлияния и про­никновение крови в ликвор встречаются при родовых травмах довольно часто.

В настоящее время нет достаточно точных данных о частоте гидроцефалии. Количество умственно отсталых детей при гидро­цефалии отмечается в 0,4—2,0% случаев.

Наиболее характерными для гидроцефалии являются сниже­ние работоспособности (повышенная утомляемость, нарушение внимания), своеобразные изменения поведения, нередко с элемен­тами выраженной лобной недостаточности (повышенный фон на­строения с эйфорическим характером, снижение критики к себе и окружающим, недоучет ситуации). Эти особенности сочетаются как с нормальным уровнем интеллекта, так и с различными сте­пенями его снижения. Чаще у этих детей отмечается хорошо раз­витая произносительная сторона речи со склонностью к резонер­ским рассуждениям, с множеством штампов и оборотов из речи взрослых.

При исследовании высших корковых функций нередко отмеча­ются псевдооптические и псевдоамнестические явления. В процес­се обучения у этих детей наблюдаются специфические ошибки в письме в виде пропуска букв, слогов, слов, перестановка букв в слове. Хотя эти дети имеют представление о числе и элементар­ных числовых отношениях, они плохо овладевают приемами уст­ного счета, не удерживают в памяти простейшие примеры, усло­вия задачи. Им свойственна повышенная возбудимость, импуль­сивность и в некоторых случаях недостаточная мотивированность поведения. Вся перечисленная симптоматика носит неустойчивый характер, нарастает в связи с общим утомлением и меняется в


зависимости от условий, в которых ребенок выполняет то или иное задание.

При данной форме олигофрении необходимо наряду с обыч­ными коррекционно-педагогическими методами применять специ­альные коррекционные мероприятия, направленные на организа­цию деятельности ребенка. Ребенка нужно учить удерживать в памяти словесные инструкции, преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца, оценивать собственные действия и их ко­нечный результат.

Олигофрения при врожденном сифилисе возникает вследствие болезни матери сифилисом в период беременности. В этих случаях у ребенка выявляются соматические и неврологические признаки раннего врожденного сифилиса: может иметь место грубый ин­теллектуальный дефект.

Патология плода может быть обусловлена как проникновени­ем бледных трепонем через плаценту, так и действием сифилити­ческих токсинов, которые вырабатываются трепонемами («дистро­фический сифилис»). Сифилитические токсины оказывают влия­ние не только на плод, но и на генеративные клетки родителей, вызывая поражение зачатка. Подобные заболевания относятся к группе парасифилитических.

Олигофрения парасифилитической этиологии среди учащихся вспомогательных школ встречается примерно в 1—3% случаев. У этих детей отмечается легкая остаточная неврологическая симп­томатика, жалобы на головную боль, плохую переносимость жары, духоты. У большинства до 11 —17 лет отмечается ночной энурез. Психическое недоразвитие отмечается с раннего детства. Запаз­дывает развитие ходьбы и речи. Дети плохо включаются в игры, не принимают их условий. Аффективная лабильность проявляется в повышенной плаксивости, возбудимости, упрямстве, склонности к конфликтам и агрессии. В школе сразу выявляются трудности в обучении: непонимание учебного материала, особенно счетных операций, грамматических правил и т. п.

В условиях вспомогательной шкалы у этих учащихся рано выявляется патология поведения: агрессивность, расторможен-ность влечений и т. д. В случаях, когда симптомы, осложняющие интеллектуальное недоразвитие, имеют негрубый характер, на­блюдается относительно неплохая динамика психического разви­тия и, как правило, хорошая социально-трудовая адаптация.

Умственная отсталость при фенилкетонурии. Врожденные де­фекты метаболизма (нарушения секреторной функции эндокрин­ной системы) занимают особое место среди наследственных форм умственной отсталости у детей.

Одной из наиболее часто встречающихся форм нарушения аминокислотного обмена является фенилкетонурия (ФКУ). Этиоло­гия и механизм этого заболевания достаточно сложны, поэтому отметим только то, что в результате нарушения обмена амино­кислот мозг с первых дней жизни попадает в неблагоприятные


для нормального развития условия, что ведет к возникновению в нем деструктивных и дегенеративных изменений.

ФКУ является текущим дегенеративным процессом по типу прогрессирующей деменции.

Нервно-психические нарушения не ограничиваются умствен­ной отсталостью, но включают в себя и различные формы нару­шения поведения, неустойчивость и снижение работоспособности и внимания, церебрастенические явления, неврозоподобные и пси­хотические расстройства.

Анализ адаптации к школе детей с ФКУ показал, что наибольшие трудности отмечаются, как правило, на первом и втором году обучения. Дети с трудом вступают в контакт с педа­гогами и сверстниками. Они плохо переносят любые изменения внешней среды и часто дают негативные реакции на требования педагога и попытки включить их в детский коллектив. Для пре­одоления трудностей адаптационного периода большое значение имеет контакт педагога с ребенком. При правильном педагогиче­ском подходе удается достичь более быстрого привыкания ребен­ка к школе, нормализации его поведения в классе, исполнения требований, контакта с детьми. Все это создает более благопри­ятные условия для воспитания и обучения. В то же время смена педагога, перевод в другую школу или класс почти во всех слу­чаях ведет к срыву установленного с таким трудом стереотипа и повторному возникновению патологических реакций.

Деменция (от лат. dementia — безумие)—слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности, критики, памяти, ослабле­ние и огрубение эмоционально-волевой сферы.

В детском возрасте деменция возникает в результате органи­ческих поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалитель­ных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы).

В отличие от олигофрении нарушения деятельности мозга при деменции наступает после определенного периода нормального развития ребенка.

5. Глубоко умственно отсталые дети — имбецилы и идиоты — помещаются в специальные детские дома системы социального обеспечения. В тех случаях, когда глубоко умственно отсталые дети находятся в семье, они получают пенсию как инвалиды дет­ства.

В ряде зарубежных стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию глубоко умственно отсталых детей (имбецилов) с целью их дальнейшей социальной адаптации. Обучение и воспитание глубоко умствен­но отсталых детей осуществляются в специальных учреждениях различного типа (специальные школы, классы, центры и т. п.).

В СССР в течение ряда лет под руководством и при непосредст­венном участии АПН СССР проводится экспериментальное обу-


чение детей-имбецилов во вспомогательной школе № 486 Москвы и № 14 г. Орла. С 1987 года в детских домах для глубоко ум­ственно отсталых детей введены должности педагогов-дефектоло-гов, что позволит значительно улучшить учебно-коррекционную работу с этой категорией аномальных детей.

Большое внимание уделяется научным вопросам медико-соци­альной помощи глубоко умственно отсталым детям, которыми за­нимаются Центральный институт экспертизы трудоспособности ин­валидов (ЦИЭТИН) Министерства социального обеспечения РСФСР, Днепропетровский институт восстановления и эксперти­зы трудоспособности инвалидов (ДИВЭТИН) Министерства со­циального обеспечения УССР.

Постоянно совершенствуются организационные формы дея­тельности специальных учреждений. В настоящее время ряд дет­ских домов-интернатов работает по режиму пятидневки. Это дает возможность шире использовать столь необходимые для развития имбецилов социальные контакты и привлекать родителей к непо­средственному участию В/ воспитании ребенка.

Во многих домах-интернатах имеются диагностические груп­пы, куда направляются вновь поступившие воспитанники. В тече­ние 3—4 месяцев у них выявляются возможности в развитии по­знавательной деятельности, овладении навыками самообслужива­ния, трудовой деятельности.

Большое внимание уделяется совершенствованию системы кор-рекционно-воспитательной работы, которая включает в себя ряд этапов.

На первом этапе (от 4 до 8 лет) проводится работа по вы­работке санитарно-гигиенических навыков и развитию моторики. Воспитанников приучают к адекватному поведению в столовой и других общественных местах детского дома. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, осуще­ствляется подготовка к школьному обучению.

На втором этапе (с 8 до 16 лет) продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. В этот период детей обучают навыкам счета и элементарной грамоте, большое внима­ние уделяется развитию речи.

Задачей третьего этапа (16—-18 лет) является социальная адаптация.

Цель коррекционно-воспитательной работы с глубоко умствен­но отсталыми детьми — трудоустройство и дальнейшее приспособ­ление к жизни, в том числе в условиях окружающей социальной среды.

Достижение поставленных целей обеспечивается решением сле­дующих основных задач работы с глубоко умственно отсталыми детьми:


 

1. Развитие всех психических функций и познавательной дея­
тельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Основное внимание в этой работе должно быть направлено на
умственное развитие учащихся.

2. Формирование у глубоко умственно отсталых детей правиль­
ного поведения.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация — как итог
всей работы.

Вопросы и задания

1. Что включает в себя понятие «умственная отсталость» в современной
отечественной дефектологии?

2. Дайте психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых де­
тей дошкольного возраста.

3 Расскажите о системе помощи умственно отсталым дошкольникам в СССР.

4. Назовите основные признаки олигофрении и степени умственной отста­
лости при этом синдроме.

5. Назовите основные образовательно-воспитательные задачи вспомогатель­
ной школы.

6. Что такое «коррекция», «компенсация» и «адаптация» применительно к
умственно отсталым учащимся?

7. Каким образом вспомогательная школа решает проблему социальной
адаптации учащихся?

8. Назовите виды умственной отсталости неолигофренической этиологии.

9. Расскажите о формах помощи глубоко умственно отсталым детям в на­
шей стране.

Литература

1 Власова Т. А., П е в з н е р М. С. О детях с отклонениями в разви­тии. — М., 1973. —С. 37—46.

2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение
умственно отсталых дошкольников. — М., 1985.

3. Д у л ь н е в Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шко­
ле/Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. — М, 1981. —С. 5—17, 143—176.

4. Катаева А. А., С требе л ев а Е. А. Дошкольная олигофренопедаго­
гика.—М., 1988.— С. 4—62.

5. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая под­
готовка детей с глубоким нарушением интеллекта. — М., 1988.

6 Принципы отбора детей во вспомогательные школы/Под ред. Г. М. Дуль-нева и А. Р. Лурии. — М., 1973. —С. 4—19, 40—96.

7. Рубинштейн С. Я- Психология умственно отсталого школьника.—
М., 1979.

8. Учащиеся вспомогательной школы: Клинико-психологическое изучение/
Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. — М., 1979. —С. 6—36.



ГЛАВА IV. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1. Понятие «задержки психического развития» и ее классификация

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся на­чальной массовой общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которые не мо­гут быть отнесены к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети были отнесены к особой категории — детей с задержкой психиче­ского развитая (ЗПР).

М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (1968, 1973) было обращено внимание на роль эмоционального развития в формировании лич­ности ребенка с ЗПР, а также на значение нейродинамических расстройств (астенических и церебрастенических состояний). Со­ответственно была выделена задержка психического развития, возникающая на основе психического и психофизического инфан­тилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и задержка, возникающая на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов, приведших к астеническим и церебрастеническим состояниям организма.

Различие патогенетических механизмов обусловливало и раз­личие прогноза. ЗПР в виде неосложненного психического инфан­тилизма расценивалась как прогностически более благоприятная, большей частью не требующая специальных методоз обучения. При преобладании же выраженных нейродинамических, в первую очередь стойких церебрастенических расстройств, ЗПР оказыва­лась более стойкой и нередко нуждающейся не только в психо­лого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.

В результате дальнейшей научно-исследовательской работы К. С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая систе­матика задержки психического развития1. Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу: конституционного происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения, церебрально-органического проис­хождения. Каждый из этих типов может быть осложнен рядом болезненных признаков — соматических, энцефалопатических, нев­рологических — и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений позна­вательной деятельности, свою этиологию.

1 Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития де­тей/Под ред. К. С. Лебединской. —М., 1982. —С. 7.


 


Представленные клинические типы наиболее стойких форм за­держки психического развития в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотноше­ния двух основных компонентов этой аномалии: структурой ин­фантилизма и характером нейродинамических расстройств. В за­медленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной моти­вации и производительности, а с нейродинамическими расстрой­ствами— тонус и подвижность психических процессов.

Задержка психического развития конституционного происхож­дения — так называемый гармонический инфантилизм (неослож-ненный психический и психофизический инфантилизм, по класси­фикации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой), при котором эмоцио­нально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоцио­нального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их по­верхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, М. С. Певзнер и Т. А. Власова связывают с незрелостью мотива-ционной сферы и личности в целом, преобладанием игровых ин­тересов. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоцио­нально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, наличие семейных слу­чаев, непатологичность психических особенностей позволяют пред­положить преимущественно врожденно-конституционную этиоло­гию этого типа инфантилизма. Однако нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с негрубыми обмецно-трофическими расстройствами, внутриутробными или пер­вых лет жизни.

Задержка психического развития соматогенного происхожде­ния. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной сома­тической недостаточностью различного происхождения: хрониче­скими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в пер­вую очередь сердца. В замедлении темпа психического развития детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижаю­щей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет ме­сто и задержка эмоционального развития — соматогенный инфан­тилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуве­ренностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физи­ческой неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.



 


связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствую­щими правильному формированию личности ребенка. Как извест­но, неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психиче­ской сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального развития. В та­ких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности.

Этот тип задержки психического развития следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

ЗПР психогенного происхождения наблюдается прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустой­чивости (Г. Е. Сухарева, 1959), чаще всего обусловленной явле­нием гипоопеки — условиями безнадзорности, при которых у ре­бенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не сти­мулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуаль­ных интересов и установок. Поэтому черты патологической незре­лости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабиль­ности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представле­ний, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития личности по типу «кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой — изнеживающим вос­питанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоя­тельности, инициативности, ответственности. Для этого психоген­ного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому уси­лию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к тру­ду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант патологического развития личности по невротическо­му типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявля­ют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и дру­гим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется лич­ность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой про­является в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативе.

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных типов и неред­ко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятель­ности и занимает основное место в данной аномалии развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве слу­чаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфек-


ции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсико-дистрофирующих заболеваний первых лет жизни.

Анамнестические данные часто указывают и на замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

В соматическом состоянии наряду с частыми признаками за­держки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недо­статочность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) не­редко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет иск­лючить патогенетической роли нарушений вегетативной регуля­ции; могут наблюдаться и различные виды диспластичности тело­сложения.

В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефаль-ные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), явления вегетативно-со­судистой дистонии.

Церебрально-органическая недостаточность прежде всего на­кладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР — как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ре­бенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересо­ванность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость име­ет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием крити­ки. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Само стремление к игре нередко выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях, Зачастую в игру превращается деятельность, требующая целена­правленной интеллектуальной деятельности, например приготов­ление уроков.

В зависимости от преобладания того или иного эмоциональ­ного фона можно выделить два основных вида органического ин­фантилизма: неустойчивый — с психомоторной расторможенкостью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью и тормо­зимый— с преобладанием пониженного фона настроения, нереши­тельностью, боязливостью.

Для ЗПР церебрально-органического происхождения характер­ны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недо­статочностью памяти, внимания, инертностью психических процес­сов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а так­же недостаточностью отдельных корковых функций.

Психолого-педагогические исследования, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В. И. Лубовского, констатируют у этих детей неустойчивость внимания, недостаточ-


ность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсор­ной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и дей­ствий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в «правом-левом», явления зеркальности в письме, затруднения в различе­нии сходных графем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 61; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.