КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Некоторые особенности коррекционно-воспитательного процесса в школе для детей с задержкой психического развития
5* 67 Ее Все это говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговре- менного. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Отставание в мыслительной деятельности иссобенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных с такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Это обстоятельство в ряде случаев заставляет педагогов начальных классов ставить вопрос об умственной отсталости ребенка. Однако проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР исследования (В. И. Лубовский, 1981) показали, что при самостоятельном анализе и описании объекта, имеющего по меньшей мере 20 признаков, дети с ЗПР в среднем выделяют 6—7, в то время как их нормально развивающиеся сверстники выделяют не менее 12. Но эти же дети (с ЗПР) при оказании необходимой помощи (при объяснении принципа выполнения задания, выполнении аналогичного задания под руководством учителя) при повторном выполнении выделяют уже 10—11 признаков. Умственно отсталые дети до ипосле оказания им помощи выделяют 4— 5 и 5—6 признаков соответственно. То обстоятельство, что дети
с ЗПР после помощи оказываются в состоянии выполнить предложенное задание на близком к норме уровне, позволяет говорить об их качественном отличии от умственно отсталых детей. Своеобразна и речь рассматриваемой категории детей. _Многим из них присущи дефекты произношения, что, естественно, приводит к затруднениям в процессе овладевания чтением, письмом. Они имеют бедный (особенно активный) словарный запас. Имеющиеся у детей в словаре понятия зачастую неполноценны – сужены, неточны, а иногда и просто ошибочны. Дети с ЗПР плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается много неправильных грамматических конструкций. Ряд грамматических категорий ими вообще не ис-пользуется. Дети с ЗПР испытывают трудности в понимании иупотреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи. Речь детей с ЗПР старшего дошкольного и младшего школьного возраста качественно отличается от речи их нормально развивающихся сверстников и умственно отсталых детей. У них позже, чем в норме, возникает период детского «словотворчества», затягивается период использования в речи «неологизмов». У умственно отсталых детей этот период отсутствует вообще. Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу, в начальном периоде обучения они продолжают вести себя так, как дошкольники. Ведущим видом деятельности продолжает оставаться игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе, к учебе. Учебная мотивация отсутствует или выражена крайне слабо. Ряд исследователей считает, что состояние их эмоционально-волевой сферы и поведения соответствует как бы предшествующей возрастной стадии развития. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в его неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению и развитию чувства неполноценности, а с другой — к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда — в различных формах нарушения поведения.
Очевидно, что по особенностям учебной деятельности,_характеру повеления, состоянию эмоционально-волевой сферы дети с ЗПР значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Поэтому, как и в случае сумственно отсталыми детьми, для специального обучения и воспитания этой категории детей специфична коррекционная направленность. Учебно-коррекционная работа с детьми этой категории весьма обширна и разнообразна. Наиболее общие принципы и правила этой работы сводятся к следующему: необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий; необходимо предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности и т. п.); в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности; в системе коррекционных мероприятий необходимо предусматривать проведение подготовительных (к усвоению того или иного раздела программы) занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире; на уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей; во время работы с детьми учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности. Недоразвитие фонематического слуха, сниженная способность к запоминанию, недостаточная сформированность основных мыслительных процессов являются причинами того, что дети с ЗПР не могут в срок, отведенный программой массовой школы на букварный период, познакомиться со звуками родного языка и запомнить обозначающие их буквы. Поэтому в специальной школе обучению чтению и письму предшествует специальная коррекци-онная работа — подготовка к обучению грамоие. Она осуществляется на основе наблюдений школьников за явлениями языка, практических (дограмматических) сравнений, противопоставлений и обобщений этих явлений. Развитие речи входит как составная часть во все разделы обучения. В этот период необходимо максимальное развитие и обогащение чувственного опыта детей в области родного языка, т. е. формирование умений вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и вычленять из него звуки речи. Эта работа проводится в два этапа.
На первом этапе особое значение придается формированию приема вычленения звука из слова. Этому действию дети учатся постоянно. Подчеркнутое произношение звуков необходимо для того, чтобы ребенок научился слышать их в словах. Это вопрос временной, он благоприятствует развитию фонематического слуха и умения различать в дальнейшем звуки при обычном произ- несении слов. Поэтому как только выясняется, что ученик слышит в слове и выделяет изучаемый звук в любой позиции, ему предоставляется возможность осуществлять звуковой анализ без подчеркнутого интонирования фонем. Однако умение выделять из слова отдельные звуки еще не обеспечивает навыков звукового анализа и синтеза, необходимых для успешного овладения грамотой. Основной задачей второго этапа подготовки детей к обучению грамоте является выработка умения устанавливать точное место звука в слове, определять последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове. Обучение письму детей с ЗПР строится на основе методических рекомендаций по данному разделу программы, предназначенных для массовой общеобразовательной школы. Особенности речи, мышления, моторики (недостаточная ско-ординированность движений, слабое развитие мелкой моторики мышц руки), общая повышенная утомляемость, присущие большинству младших школьников с ЗПР, требуют самой тщательной подготовки каждого ребенка к обучению письму. Прежде всего необходимо соблюдать общие гигиенические требования: парта ученика должна соответствовать его росту во избежание нарушений осанки; расстояние от первой парты до доски — не менее 2 м, от последней парты — не более 8 м; свет должен падать с левой стороны сидящих учеников. Высота нижнего края доски — 85 см от пола; доска должна быть матовой.
,Пля выявления индивидуальных трудностей в овладении письмом, звуковым и звуко-буквенным анализом, а также для оказания учащимся своевременной помощи на ряде уроков подготовки к обучению грамоте необходимо присутствие логопеда. В букварный период продолжается формирование графических навыков письма. Дети учатся писать буквы, их соединения, слова, словосочетания и предложения. Школьники учатся списывать (печатного и рукописного текста, писать под диктовку и по памяти. Обучение чтению. Дети с ЗПР приходят в школу, как правило, не умея читать. Перед уроками чтения на первоначальном этапе стоит комплекс задач: формирование основ навыков чтения, развитие речи, а также общее развитие и воспитание. Подготовка к обучению чтению, так же как и письму, начинается в добукварный период и направлена на формирование звукового анализа и синтеза. В этот же период выделяется некоторое время на уроке для ознакомления учащихся с доступными художественными произведениями и для развития речи. В букварный период дети приступают к работе по учебнику для первого класса общеобразовательной школы и постепенно усваивают весь алфавит. Изучение связных текстов не предусмотрено программой подготовительного класса и переносится на следующий год. В дополнение к учебнику в течение всего года следует привлекать упражнения из пособий типа «Спутник букваря» Л. К. Назаровой, «Азбука» А. И. Воскресенской и т. п. На протяжении всего букварного периода, а на первоначальном этапе особенно, в обучении чтению важнейшее значение имеет звуко-буквенный анализ и синтез читаемых текстов. Обучение чтению основано на практическом усвоении детьми позиционного принципа русской грамоты. Обучение на уроках «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». Важнейшей задачей уроков «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», которые составляют неотъемлемую часть курса родного языка, является накопление и систематизация представлений и элементарных понятий о природе и жизни общества в тесной взаимосвязи с овладением приемами анализирующего наблюдения, действиями сравнения, анализа и обобщения. Такая направленность обучения исходит из принятого в отечественной психологии и дефектологии положения о том, что преодоление недостатков познавательной деятельности требует специальной систематической работы над формированием мыслительных операций. Обучение математике. Для овладения математикой как учебным предметом ребенок к моменту поступления в школу должен иметь практические сведения о количестве и размере предметов, уметь оперировать небольшими совокупностями. В играх, в повседневной деятельности дети учатся сравнивать предметы по некоторым параметрам. Как показали специальные психолого-педагогические исследования, дети с ЗПР к началу школьного обучения не приобрели многих элементарных практических математических знаний, умений и навыков, которыми владеют их нормально развивающиеся сверстники. Отсюда вытекает необходимость специальной коррек-ционно-подготовительной работы, направленной на восполнение пробелов в начальных математических знаниях и практическом опыте детей, на создание у них готовности к усвоению математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим в программе обучения детей с ЗПР предусмотрен подготовительный период, основными задачами которого являются: выявление имеющихся у детей математических знаний, формирование навыков учебной деятельности, подготовка к изучению программного курса математики. Детям с ЗПР необходимы многочисленные тренировочные упражнения. Поддерживать интерес к занятиям, а также предупреждать утомляемость учащихся следует путем чередования раз--личных видов деятельности. Трудовое обучение. Основные задачи обучения труду в школе для детей с ЗПР те же, что и в общеобразовательной школе. Специфические коррекционные задачи трудового обучения вытекают из особенностей развития детей этой категории и опреде- ляют его направленность на коррекцию недостатков их мысли-, тельной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности, на формирование учебной деятельности. В процессе обучения труду компенсируется недоразвитие эмоционально-волевой сферы школьников, формируются наблюдательность, настойчивость, самостоятельность. Коррекционная направленность трудового обучения предполагает максимальное расширение на уроках труда межпредметных связей, и в первую очередь с такими учебными предметами, как математика, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, т. е. дети с ЗПР особенно нуждаются в изучении одного и того же учебного материала в различных ситуациях, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний, умений и навыков. Общей особенностью детей с ЗПР при выполнении любого вида трудовой деятельности является то, что они недостаточно внимательно выслушивают инструкцию, хотят скорее начать действовать. У них не выработана привычка к трудовому усилию, к организованности, к доведению начатой работы до конца. У этих детей имеется отставание и в развитии отдельных положительных качеств личности и норм нравственного поведения, формирование которых составляет необходимую часть трудового обучения и воспитания. Сделанный акцент на негативной стороне характеристики детей с ЗПР преследует определенную цель — показать важность и необходимость осуществления на уроках труда целого комплекса коррекционных задач. Суммирование недостатков детей не должно зачеркивать их положительных качеств, которые позволяют им овладевать учебной программой в объеме массовой общеобразовательной школы. Дети этой категории могут продуктивно работать, хорошо использовать помощь, осуществлять перенос усвоенного навыка или способа действия в новые условия. Это обстоятельство несомненно может быть использовано как один из факторов дифференциальной диагностики при решении вопроса отграничения ЗПР от умственной отсталости. Обучение физической культуре. Физическое воспитание детей с ЗПР является неотъемлемой частью гармонического развития личности и неразрывно связано с их умственным, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием. В ходе обучения физической культуре решаются оздоровительные, образовательные и коррекционные задачи. В подготовительном классе оно направлено на укрепление здоровья и физического развития детей, на формирование и совершенствование ряда двигательных умений и навыков, координации движений, развития мелкой моторики кисти руки и т. п. Эти задачи также предусматривают сообщение учащимся элементарных сведений но вопросам укрепления здоровья и физического развития (о правильной осанке, дыхании, двигательном режиме), привитие гигиенических навыков. Чтобы полностью реализовать требования учебной программы и добиться необходимого эффекта в процессе обучения, учитель физкультуры должен иметь представление об особенностях психофизического развития и своеобразии двигательной сферы этих детей. На первых порах преподавателю необходимо удерживаться от желания учить детей сразу всему. Следует четко и точно рас-гланировать материал и сосредоточить внимание на решении небольшого количества задач, которые сводятся к следующему: — выявление уровня физической подготовленности учащихся — выявление индивидуальных особенностей двигательной сфе — обучение переодеванию в спортивную форму и аккуратно — обучение построению в одну шеренгу и в колонну по од Контрольные упражнения в конце года показывают, что систематическая работа на уроках физкультуры, направленная на поэтапное, осуществляемое в посильном темпе формирование предусмотренных программой движений, с подробным их объяснением и предварительным показом, с постоянным повторением и закреплением, приводит к тому, что учащиеся достаточно точно овладевают многими физическими упражнениями. Развиваемая на уроках физкультуры моторная сфера детей, их двигательная активность, пространственная ориентировка благоприятно сказываются впоследствии на учебной деятельности в процессе всех уроков учебного цикла. Уроки ритмики. Одной из форм специальной коррекци-онной работы с учащимися с ЗПР являются уроки ритмики. Содержанием уроков является музыкально-ритмическая деятельность учащихся, которая позволяет воздействовать на эмоционально-волевую сферу детей, совершенствовать двигательные навыки, способствует развитию мышления, произвольного внимания, памяти, формированию положительных качеств личности. Гимнастические и танцевальные упражнения, доступные для детей с ЗПР, ритмические упражнения со звучащими инструментами, свободные движения, игры и пляски выполняются с музыкальным сопровождением, что развивает у школьников чувство ритма, музыкальный слух и память, способствует пониманию средств музыкальной выразительности и их слуховой дифферен-цировке. Наряду с совершенствованием двигательных навыков происходит развитие общего мышечного тонуса, пространственной ориентировки, улучшается осанка, повышается весь жизненный тонус ребенка, что впоследствии положительно сказывается на всей учебной деятельности. Таким образом, содержание обучения основано на учебном материале массовой школы, однако разработанные для начальных классов специальные программы отличаются существенным своеобразием. Обучение по этим программам обеспечивает коррекцию недостатков развития детей, оно направлено на развитие умственной деятельности учащихся, на расширение запаса знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, на формирование интеллектуальной активности. В программе подготовительного класса по русскому языку и математике введен значительно более продолжительный, чем в массовой школе, подготовительный период, целью которого является ликвидация пробелов в знаниях и практическом опыте, образовавшихся у детей в дошкольные годы, а также первоначальная подготовка к усвоению основ образования. С этой же целью для детей, поступающих из массовой школы, введен продолжительный период повторения. Основное внимание в эти периоды уделяется развитию фонематических представлений, звуковому анализу и синтезу, формированию первоначальных знаний о количестве и количественных отношениях. Изучение наиболее трудных разделов программ по русскому языку, математике, природоведению в течение всего начального обучения предваряется особыми пропедевтическими разделами, задачей которых является накопление детьми практического опыта, наблюдений и сведений как базы для последующего усвоения нового материала. Особое коррекционное значение имеет программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», которая помлмо содержания общеобразовательной школы включает специфический раздел «Свойства предметов, ориентирование в пространстве», необходимый для формирования обобщенных представлений о цвете, форме, величине предметов, о свойствах материалов, о расположении предметов в пространстве. Коррекционные задачи решаются путем обучения анализу, сравнению, обобщению, различению явлений и понятий. Существенное значение для коррекционного учебно-воспитательного процесса имеют тщательно продуманные примеры и методы обучения с учетом индивидуального подхода к учащимся. Для детей с ЗПР принципиально важным является оптимальное сочетание практических и теоретических разделов обучения, чередование умственного напряжения и разрядки, организация систематических наблюдений, формирование приемов мыслительной деятельности. Чрезвычайно значимым является усиление слови-ной регуляции деятельности детей и нормализация их учебной деятельности в целом. При обучении предусматривается значительная расчлененность и строгая поэтапность преподнесения учебного материала, увеличение объема тренировочных упражнений, создание системы повторения пройденного материала, формирование учебных интересов. В воспитательной работе большое значение имеет преодоление негативного отношения детей к учению, создание доверительных отношений со взрослыми, формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду. Успешности учебно-воспитательного процесса способствует единство педагогического и медицинского воздействия на учащихся. Разработана система лечебно-профилактической работы, включающей как медикаментозную терапию и физиотерапию, так и врачебный надзор за режимом и санитарно-гигиеническими мероприятиями. Многолетнее экспериментальное обучение, осуществляющееся в специальных школах в ряде регионов страны под руководством НИИ дефектологии, результаты работы открываемых в последние годы специальных школ и классов показывают эффективность разработанной системы. Наблюдения за учениками некоторых школ (например, спецшкол-интернатов Москвы № 23, Горького № 10, Ленинграда № 3), переведенными в массовые школы после окончания начальных классов, показали, что все они справляются с учебной программой, адаптируются в новых школьных коллективах. Учителя массовых школ положительно характеризуют большинство возвратившихся к ним учеников. Несколько специальных школ — в Горьком, Москве, Кишиневе, Риге — уже имеют выпускников, у которых отмечается достаточно высокий уровень социальной адаптации. Актуальность и социальная значимость педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы задержки психического развития у детей, несомненны. Своевременное обеспечение адекватных условий обучения и воспитания для детей этой категории направлено на преодоление затруднений в учении у значительной части неуспевающих учащихся общеобразовательных школ, на охрану здоровья подрастающего поколения, на профилактику правонарушений несовершеннолетних, что способствует пополнению квалифицированными кадрами современного производства. Отсутствие до последнего времени современной диагностической службы, методов и методик выявления ЗПР в дошкольном возрасте приводило к тому, что эти дети, как правило, попадали в массовую общеобразовательную школу, где они, естественно, с первых дней обучения оказывались в категории неуспевающих, а из-за накапливающихся пробелов в знаниях они все в меньшей степени усваивали новый материал. Условный перевод в следующий класс только увеличивает этот дефицит и приводит к тому, что к неуспеваемости в учебной деятельности прибавляется педагогическая запущенность. Это, в свою очередь, усугубляет негативное отношение ребенка к обучению и в ряде случаев заставляет его искать пути компенсации и самоутверждения в различных антиобщественных поступках. Неправильное направление ребенка с ЗПР во вспомогательную школу приводит к тому, что в конечном счете он не получает полноценного образования и социальный статус его в будущем значительно ограничен сравнительно узким кругом рабочих профессий. С 1981 года в нашей стране выделен особый тип учебно-воспитательных учреждений для детей с ЗПР — специальные школы и специальные классы выравнивания для детей с ЗПР при массовых общеобразовательных школах. Структура этой школы имеет свою специфику. Она заключается в следующем. Если ребенок поступает сразу в школу для детей с ЗПР, минуя общеобразовательную школу (по направлению отборочной медико-педагогической комиссии), то он поступает в нулевой (подготовительный) класс и проходит программу начальной школы за 4 года (0—3 классы). Учащиеся, поступившие в школу для детей с ЗПР из массовой школы после года обучения, обучаются по другому структурному варианту (2, 3 и 3 дополнительный класс), проходя программу начальной массовой школы также за 4 года (с учетом обучения в 1 классе массовой школы). Обучение в 4—8 классах осуществляется по программе общеобразовательной массовой школы. По окончании начальной школы педагогический совет школы при участии медицинских работников рассматривает вопрос либо о переводе учащихся, успешно закончивших начальное обучение, в массовую общеобразовательную школу, либо — в случае глубоких, стойких форм ЗПР — о продолжении обучения в данной специальной школе. В целях коррекции недостатков психического развития учащихся начальных классов, ликвидации пробелов предыдущего обучения, а также для развития сенсомоторной сферы, пространственной ориентировки, запаса знаний и представлений об окружающем мире проводятся коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Эти занятия проводятся учителями как непосредственно после уроков, так и во второй половине дня согласно расписанию. В учебно-воспитательной работе школы для детей с ЗПР осуществляется принцип дифференцированного подхода на основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка, используются разнообразные формы и методы обучения, которые обеспечивают сознательное и прочное усвоение знаний, способствуют общему развитию детей, активизации и коррекции их познавательной деятельности. Продолжительность урока в подготовительном классе — 35 мин, после второго урока в этом классе организуется перерыв в течение 40 мин, который обычно проводится на воздухе в виде игры или прогулки. Продолжительность урока в 1—8 классах — 45 мин. В течение урока во всех классах отводится время для физкультурной паузы. Для учащихся начальных классов обязателен дневной сон. Для отдельных учащихся старших классов сон организуется по рекомендации врача. В соответствии с учебным планом проводятся факультативные занятия с учетом подготовленности и интересов учащихся. Школы для детей с ЗПР при открытии комплектуются только в составе начальных классов при количестве учащихся не менее 80 человек. Впоследствии наполняемость школы не должна превышать 360—400 человек. Предельная наполняемость классов, воспитательных групп и групп продленного дня не должна превышать 20 человек. В школе осуществляется комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая и профилактическая работа. Выпускники школы сдают экзамены на общих основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы. Вопросы и задания 1. Раскройте состояние проблемы ЗПР в современной дефектологии. 2. Приведите клиническую систематику ЗПР. 3. Назовите характерные психологические особенности младших школьни 4. Что позволяет говорить о качественном отличии детей с ЗПР от умствен 5. Назовите основные принципы коррекционно-воспитательной работы с 6. На примере анализа обучения детей с ЗПР какому-либо общеобразова 7. Какова структура школы для детей с ЗПР? Литература 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития де 2. Дети с задержкой психического развития/Под ред. Т. А. Власовой, 3. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учите 4. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовитель ГЛАВА V. ДЕТИ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |