Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное издание 1 страница




I

Принципы и организация комплектования учреждений для аномальных детей

9* 131

Типы учреждений для аномальных детей

Общественное положение аномальных детей и принципы организации системы специальных учреждений

История общественного воспитания и обучения аномальных детей в России по существу начинается со второй половины XIX века. До Великой Октябрьской социалистической революции организованным обучением и воспитанием абсолютное большин­ство детей с отклонениями в развитии охвачено не было. Так, к началу 80-х годов XIX века в России было только одно С.-Петер­бургское училище для слепых, три училища для глухих — в Пе­тербурге, Москве и Варшаве и несколько приютов и частных школ для умственно отсталых детей, в которых воспитывалось, обучалось или призревалось не более двух тысяч воспитанников.

К началу XX века только в двух вспомогательных школах оказывалась логопедическая помощь детям. Вместе с тем, по данным конца XIX века, количество слепых в России составляло почти 250 тыс. человек, глухих 150 тыс., количество слабоумных в тяжелой степени, т. е. нуждающихся в общественной помощи, достигало 200 тыс.

Проблема обучения и воспитания аномальных детей впервые обсуждалась в 1896 году на 2-м съезде представителей профес­сионального и технического образования, где была создана сек­ция призрения и обучения слепых, глухонемых и ненормальных детей. Здесь рассматривались вопросы общественного положения аномальных детей в России, привлечения внимания правительст­ва и общественности к воспитанию глухих, слепых и умственно отсталых детей, расширения сети специальных учреждений и улучшения их состояния. Работа этой секции представляла со­бой по существу первый в России съезд дефектологов. Участники съезда подтвердили, что забота об аномальных детях — долг об­щества. Они определили не только основные формы помощи этим детям, но и типы, структуру учреждений для них — как школь­ных, так и дошкольных. При решении этих вопросов был учтен опыт работы зарубежных учреждений для аномальных детей.

Решения съезда по проблемам призрения, лечения и обуче­ния аномальных детей стали программой деятельности всей рус­ской общественности по оказанию столь необходимой им помощи.

Однако в условиях царской России не представлялась воз­можной реализация этой программы и в деле организации обу­чения и воспитания аномальных детей, развития системы специ­альных учреждений для них не произошло каких-либо сущест­венных изменений.

В дальнейшем передовыми представителями врачебной и пе-


дагогической общественности России конца XIX — начала XX ве­ка на различных форумах не раз ставились вопросы воспитания и обучения аномальных детей. Появилось много замечательных энтузиастов, проявивших немало ценных пропагандистских ини­циатив, обогативших теоретические и практические основы спе­циального обучения и воспитания, осуществивших ряд важных организационных мероприятий по оказанию помощи аномальным детям. В этот период был внесен определенный вклад в дело ор­ганизации специальных учебно-воспитательных учреждений. Од­нако эти специальные учреждения не входили в государственную систему народного образования и обслуживали лишь малую часть детей из числа нуждающихся в специализированной по­мощи. Учебно-воспитательные задачи этих учреждений были крайне ограничены. Воспитание и обучение детей с дефектами развития строилось на филантропической основе, а острые про­блемы развития системы специальных учреждений оставались нерешенными.

После Октябрьской революции Советское государство взяло на себя заботу об учреждениях для аномальных детей, передав их в ведение Народного комиссариата просвещения. Таким об­разом, обучение и воспитание детей с недостатками физического и умственного развития стало составной частью единой государ­ственной системы народного образования. Все мероприятия го­сударства, направленные на борьбу с беспризорностью, дефек­тивностью, на их профилактику, на общее оздоровление подрас­тающего поколения, назывались в те годы «охраной детства». В новом государстве не должно быть обездоленных, «ничьих» де­тей. В документах того времени, посвященных этой проблеме, под­черкивалась необходимость выделения аномальных детей в особые школы и вспомогательные группы.

Эти детские учреждения строились на трудовых началах, в ус­ловиях самообслуживания изживался филантропический инва­лидный взгляд на роль специальных заведений для аномальных детей. Социальное воспитание пришло на смену социальному призрению. Против замкнутой системы воспитания этих детей вы­ступил Л. С. Выготский. Сеть учреждений для аномальных ин­тенсивно росла: создавались детские дома, школы, приемники, распределители и другие учреждения.

В 1920 году открылся I Всероссийский съезд по борьбе с дет­ской дефективностью, на котором в числе других обсуждались вопросы организации дифференцированной сети специальных уч­реждений и основные принципы построения в них учебно-воспи­тательного процесса.

Н. К- Крупская проявляла заботу об аномальных детях, под­черкивала необходимость и важность создания сети учебно-вос­питательных заведений для детей с дефектами физического и умственного развития.

Были приняты важные правительственные постановления, на-


правленные на обеспечение школьного всеобуча аномальных де­тей в единой системе народного образования, к созданию диф­ференцированной системы специальных учебно-воспитательных учреждений, подготовки для них квалифицированных кадров.

В ходе реализации этих постановлений решались основные вопросы работы специальных школ: классификация аномальных детей, типология специальных учебно-воспитательных учрежде­ний, совершенствование содержания и методов учебно-воспита­тельной работы, подготовка аномальных детей к общественно по­лезному труду.

Дифференцированная система специальных учреждений для аномальных детей в данное время включает не только школьные, но и дошкольные, а также различные вечерние учебные заведе­ния для взрослых глухих и слепых.

Большая часть специальных учреждений — школы-интернаты, где дети находятся на полном государственном обеспечении. Учи-теля-дефектологи получают двадцатипроцентную надбавку к за­работной плате с учетом особой специфики и сложности их труда.

После получения общего среднего образования выпускники с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппара­та могут получить образование в соответствующих их возможно­стям средних и высших учебных заведениях. В специальных школах обеспечивается подготовка, позволяющая после ее окон­чания продолжать профессиональное образование без отрыва от трудовой деятельности.

Сеть специальных учреждений соответствует разработанным в советской дефектологии принципам дифференцированного обу­чения аномальных детей. На эти учреждения распространяются принципы организации учреждений общей системы народного образования в нашем государстве.

Однако, осуществляя обучение и воспитание в специальных учреждениях в соответствии с принципами общей педагогики, де­фектология учитывает особенности аномальных детей и конкре­тизирует общие подходы к организации обучения и воспитания лиц с различными отклонениями в психофизическом развитии.

Важными принципами построения системы специальных уч­реждений являются ее государственный характер, единство, все­общность, общедоступность и обязательность обучения. Это озна­чает, что все специальные учебные заведения, входящие в общую государственную систему народного образования, создаются на единых началах, которые обеспечивают общие цели подготовки аномальных детей. Закон о всеобщем и обязательном обучении полностью распространяется на детей с отклонениями в разви­тии. Сеть специальных школ, обеспеченная соответствующими учебными планами, программами и специальными учебниками, способствует реализации этого закона. Все аномальные дети, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения, имеют


право поступить в специальные учреждения независимо от пола и социального положения.

Одним из ведущих является принцип дифференцированности системы учреждений для аномальных детей. Все вышеназванные категории детей с дефектами развития существенно отличаются друг от друга, обладают неповторимыми психофизическими осо­бенностями и своеобразием личности. Каждая группа этих детей нуждается в особой организации их воспитания и обучения, в различных методах коррекционно-воспитательной работы.

Для каждой категории аномальных детей созданы специаль­ные учреждения: детские сады и школы для слепых и слабови­дящих, дошкольные и школьные учреждения для глухих и слабо­слышащих, специальные дошкольные учреждения и вспомога­тельные школы-интернаты для умственно отсталых, детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и др.

- Сеть специальных учреждений в нашей стране организуется в соответствии с принципом учета возрастных особенностей ано­мальных детей. По возрастным данным все учреждения для лиц с аномальным развитием делятся на три типа:

1) дошкольные учреждения (детские сады, детские дома для
дошкольников, дошкольные отделения при спецшколах, группы
при массовых детских садах);

2) школы и школы-интернаты для различных категорий ано­
мальных детей;

3) вечерние школы для взрослых, производственно-техниче­
ские училища, техникумы (или специальные группы при обычных
техникумах).

• Все учреждения для аномальных детей работают над реали­зацией задач общеобразовательной и профессиональной подго­товки. Принцип сочетания общеобразовательного и профессио­нально-трудового обучения положен в основу работы специаль­ных школ. Изучение основ наук сочетается в специальных шко­лах с практической трудовой подготовкой и овладением опреде­ленной трудовой профессией.

Учебные планы всех специальных школ включают профессио­нально-трудовое обучение, которому в часах отводится значи­тельное место, а производственная практика на предприятиях способствует совершенствованию трудовой подготовки аномаль­ных детей. Профессионально-технические училища готовят ква­лифицированных рабочих. Профилирование труда, выбор про­фессии осуществляется с учетом психофизических особенностей и возможностей детей.

Подготовка детей с отклонениями в развитии к самостоятель­ной трудовой жизни в обществе ставит перед специальными уч­реждениями задачу строить учебно-воспитательный процесс по типу массовых школ, но с учетом особенностей воспитанников, обусловленных дефектом. Социальная адаптация и реабилитация


аномальных детей, их дальнейшее обучение, совершенствование и развитие во многом зависят от организации работы специаль­ных учреждений на основе принципа учета особенностей обуче­ния этих детей в соответствии с требованиями массовой школы. Руководствуясь этим принципом, специальные учреждения стре­мятся, исходя из возможностей детей с отклонениями в развитии, приблизить их общеобразовательную подготовку к соответствую­щим требованиям обучения в массовой школе.

Овладение определенным объемом знаний, умений и навыков аномальными детьми в сравнении с учениками массовой школы занимает по времени более длительный период. Чтобы получить общеобразовательную подготовку в объеме 8 классов массовой школы, глухие дети учатся 12 лет. При этом они в 9—12 классах получают производственную подготовку по определенной специ­альности. Дальнейшее образование (полное среднее, соответст­вующее 10 классам массовой школы) глухие имеют возможность получить в специальной вечерней школе.

Слепые и слабовидящие дети, обучаясь по программам массо­вой школы, успешно овладевают общеобразовательной подготов­кой в объеме массовой десятилетки за 11 лет обучения в специ­альной школе.

Специальные учебно-воспитательные учреждения осуществля­ют обучение детей и взрослых с различными аномалиями слуха, зрения, речи, интеллекта, движений, а также детей с комплекс­ными нарушениями развития. Большая часть этих учреждений находится в системе республиканских министерств народного об­разования (специальные детские сады и школы, специальные ве­черние школы для взрослых), некоторые относятся к системе ми­нистерств социального обеспечения (детские дома для глубоко умственно отсталых детей и для слепоглухонемых), а отдельные подведомственны министерствам здравоохранения (школы-сана­тории для детей с нарушениями психического развития, клиники для детей и взрослых с нарушениями речи и логопедические ка­бинеты при поликлиниках).

В специальных учебно-воспитательных учреждениях аномаль­ные дети получают в зависимости от типа школ начальное, вось­милетнее, а некоторые — среднее образование.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществ­ляется в двух типах специальных школ-интернатов: для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей (в двух от­делениях).

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для глу­хих детей являются учебно-воспитательными учреждениями, ре­шающими задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенса-


цяи недостатков их развития. Эти школы имеют в своем составе 1—12 классы и подготовительный класс для детей, не получив­ших организованную дошкольную подготовку к обучению в шко­ле. В 1 класс принимаются дети семилетнего возраста, а в под­готовительный— шестилетки. Глухие дети, обучаясь в школе-ин­тернате, получают образование в объеме восьмилетней общеоб­разовательной школы. Учащиеся выпускного 12 класса сдают экзамены, и им выдается свидетельство о восьмилетнем образо­вании.

Школа-интернат для глухих детей, учитывая особенности их развития, решает общие с общеобразовательной школой задачи воспитания и обучения, дает общеобразовательную, политехниче­скую и трудовую подготовку. Особое внимание уделяется форми­рованию и развитию словесной речи и словесно-логического мыш­ления, а также развитию остаточного слуха, коррекционной и компенсаторной работе.

Работа по формированию и развитию внятной устной речи глухих учащихся, расширению активной речевой практики осу­ществляется на всех уроках и во внеклассное время.

Разнообразная трудовая деятельность учащихся от самооб­служивания и уроков предметно-практического обучения до уро­ков трудовой подготовки занимает ведущее место в учебно-вос­питательной работе.

Обучение с 1 по 7 класс ведется по специальным учебным программам и учебникам, а с 8 по 12 класс — по программам и учебникам массовой школы (соответственно предназначенным для 5—8 классов). Предельная наполняемость классов в школе глухих— 12 человек.

Трудовое обучение глухих детей начинается с 12-летнего воз­раста в группах производственно-трудовой подготовки с напол­няемостью 5—7 человек.

При наличии соответствующего контингента в школе органи­зуются классы для глухих детей с тяжелыми нарушениями опор­но-двигательного аппарата (1—12 классы) и классы для умст­венно отсталых (в степени дебильности) глухих детей (1—9 клас­сы). Наполняемость таких классов — 5—7 детей.

Лечебно-профилактическая, восстановительная, санитарно-ги­гиеническая и консультационная работа в школе-интернате про­водится врачами-специалистами (оториноларинголог, психоневро­лог, педиатр) и медсестрами. Эта работа направлена на макси­мальное сохранение остаточного слуха детей. Она включает на­блюдение за динамикой слуховой функции каждого учащегося, рекомендации к применению звукоусиливающей аппаратуры.

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для сла­бослышащих и позднооглохших детей являются учебно-воспита­тельными учреждениями, осуществляющими воспитание, общеоб­разовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.


Учебно-воспитательная работа в этих школах направлена на решение общеобразовательных задач и обеспечение профессио­нальной подготовки. Решение этих задач в условиях специально­го обучения способствует преодолению последствий снижения слу­ха— речевого недоразвития и связывается с формированием, раз­витием и коррекцией словесной речи как средства общения и ору­дия мышления. Методы, применяемые учителями и воспитателя­ми, должны стимулировать детей к активной речевой деятель­ности, развитию слухового восприятия и навыков чтения с губ. Все классы школы оснащены звукоусиливающей аппаратурой, помогающей более эффективному восприятию материала урока и улучшающей произношение учащихся. Коррекционная работа по преодолению речевого недоразвития и обусловленных им специ­фических особенностей общего психического развития проводится на всех уроках и во внеклассное время.

Школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших при­нимает детей от 7 лет и имеет два отделения. Первое — для детей с легким недоразвитием речи вследствие нарушения слуха. Это дети, практически владеющие речью с небольшими речевыми де­фектами: недостатками произношения, незначительными наруше­ниями фонематического и грамматического строя речи, звуко-бук-венного состава слов. Срок обучения в первом отделении—10 лет (1—10 классы).

Второе отделение — для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции. У таких детей при ограниченном запасе слов и крайне искаженном произношении грубо нарушен грамматический строй речи. Обучение продолжа­ется 12 лет (с 1 по 7 класс по специальным программам и учеб­никам, а дальше по программам и учебникам 5—8 классов мас­совой школы).

В школе для слабослышащих выпускники первого и второго отделений (соответственно за 10 и 12 лет) получают образование в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. При первом отделении организуются 11—12 классы, что позволяет выпускни­кам получить среднее образование, а при втором отделении в слу­чае необходимости создаются дошкольные группы для детей 4— 6-летнего возраста. Наполняемость классов—12 человек.

При школах для слабослышащих и позднооглохших с ослож­ненными дефектами при первом или втором отделении (в зави­симости от уровня речевого развития) могут быть открыты клас­сы для учащихся, имеющих наряду с дефектами слуха наруше­ния опорно-двигательного аппарата или интеллекта.

Для детей с дефектами слуха дошкольного возраста органи­зованы специальные дошкольные учреждения. Работа этих уч­реждений, комплектуемых с учетом речевой подготовки, состоя­ния слуха и возраста, наряду с общими разделами воспитания включает формирование речи, произношения, компенсацию и кор­рекцию недостатков развития.

 

9 Заказ 2366


Дети с глубокими нарушениями зрения обучаются в школе-интернате для слепых и школе-интернате для слабовидящих. Пер­вый тип специального общеобразовательного, лечебно-восстано­вительного учреждения предназначен для воспитания и обучения слепых детей с полной потерей зрения (они составляют 6—8%) или имеющих остаточное зрение (до 0,04 нормального зрения).

Абсолютно (тотально) слепые дети пользуются в учебной ра­боте тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприя­тия учебного материала и ориентации в пространстве.

Частичновидящие учащиеся с остротой зрения в пределах от 0,01 до 0,04 в основном пользуются зрительно-тактильно-кинесте­тическим и слуховым способами восприятия и ориентации.

Учитывая огромное значение остаточного зрения для психиче­ского и физического развития этих детей, в школах создаются оптимальные условия, позволяющие многим из них пользоваться зрением при некоторых видах работ. Это способствует развитию функции остаточного зрения и повышению возможностей зри­тельного восприятия (при некоторых клинических формах нару­шения зрения). Учащиеся этой школы находятся под постоянным наблюдением врача-офтальмолога, психоневролога и педиатра. Организованы два типа школ-интернатов для слепых детей: деся­тилетняя, дающая образование в объеме восьмилетней общеобра­зовательной школы, и двенадцатилетняя, дающая общее среднее образование. Наполняемость классов—12 человек.

В школе для слепых дети получают политехническое образо­вание и профессиональную подготовку.

Содержание обучения в школе для слепых детей в основном соответствует содержанию обучения в массовой школе, с некото­рым увеличением времени на изучение программного материала. Вместе с тем ряд дисциплин (физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение и др.) имеет спе­циальные программы.

Групповые и индивидуальные занятия по лечебной гимнасти­ке, ритмике, исправлению речи и других недостатков развития необходимы для подготовки к усвоению программного материала. Коррекционно-воспитательная работа направлена на преодоле­ние вторичных отклонений в развитии слепых детей и осущест­вляется с помощью специальных приемов обучения, специального оборудования, учебных пособий и тифлотехиических средств.

Обучение общеобразовательным предметам ведется по учеб­никам массовой школы, напечатанным рельефно-точечным шриф­том. Трудовое и профессиональное обучение проводится в учебно-производственных мастерских, оборудованных специальными ра­бочими инструментами, приспособлениями и машинами.

Особое коррекционно-воспитательное значение имеют для сле­пых детей контакты и совместная деятельность со зрячими деть­ми и взрослыми.


В школах-интернатах для слабовидящих детей обучаются и воспитываются дети с остротой зрения 0,05—0,4 на лучше видя­щем глазу, а также дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях и дру­гими характерными особенностями слабого зрения.

К школам-интернатам для слабовидящих относятся десяти­летние общеобразовательные политехнические школы, соответст­вующие массовым восьмилетним, и двенадцатилетние средние по­литехнические школы с производственным обучением, обеспечи­вающие подготовку в объеме массовой средней школы.

В школах для слабовидящих детей осуществляются всесторон­нее психофизическое коррекционное развитие учащихся, компен­сация последствий зрительных нарушений, охрана, укрепление и возможное восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

Успех обучения и воспитания слабовидящих детей зависит от условий зрительной работы. В классе используются специальный учебный и наглядный материал, специальные оптические и тех­нические средства и методы обучения, направленные на коррек­цию искаженных зрительных представлений детей. Школьное обо­рудование приспособлено к индивидуальным особенностям зре­ния детей: повышенное освещение (но не более 500 лк), специаль­ная конструкция парт с подвижной наклонной крышкой, учебни­ки массовой школы, напечатанные более крупным шрифтом, тет­ради с особой разлиновкой. Количество учащихся в классе не должно превышать 12 детей.

При школах-интернатах для слабовидящих по мере необхо­димости организуются классы для слепых детей, а в школах-ин­тернатах для слепых — соответствующие классы для слабовидя­щих. В школах смешанного типа обучение слепых и слабовидя­щих детей осуществляется в раздельных классах.

Слепые и слабовидящие дети с нарушением интеллекта обу­чаются во вспомогательных классах, созданных при соответствую­щих школах-интернатах.

Дошкольное воспитание детей с тяжелыми нарушениями зре­ния ведется в специальных детских садах, главной задачей кото­рых является компенсация зрительного дефекта и преодоление его последствий. Эти учреждения воспитывают, лечат, по возмож­ности восстанавливают и развивают нарушенные функции зрения у детей, готовят их к обучению в специальной школе.

Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушения­ми относятся к системе народного образования и здравоохране­ния. В поликлиниках работают слухоречевые и логопедические кабинеты, куда обычно обращаются дети дошкольного возраста и взрослые. Специальные занятия, в процессе которых устраня­ются различные речевые нарушения, проводят специалисты с высшим педагогическим образованием — учителя-логопеды.

К специализированным лечебно-учебным учреждениям Мини-


стерства здравоохранения, оказывающим помощь дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми нарушениями (различными формами алалий и афазий, дизартрии и ринолалий, аграфий и дисграфий, заикания и пр.), принадлежат логопедические стацио­нары при психоневрологических больницах. В этих учреждениях групповая и индивидуальная логопедическая работа проводится учителями-логопедами с учетом характера и причин речевого на­рушения, особенностей психического развития детей. Эффектив­ности логопедической работы способствуют медикаментозные, пси­хотерапевтические и физиотерапевтические мероприятия. Такое комплексное коррекционное лечебно-педагогическое воздействие на речевые нарушения продолжается в течение длительного вре­мени: от 3 месяцев до года.

Большая часть детей, страдающих патологией речи, получает помощь в системе учреждений народного образования. Это спе­циальные логопедические детские сады или логопедические груп­пы при обычных детских садах, где коррекция недостатков речи начинается с раннего возраста.

Широкое распространение в системе народного образования получили специальные учреждения для учащихся массовых школ с различными речевыми нарушениями, отрицательно отражаю-. щимися на их успеваемости. Для таких детей организуются лого­педические пункты в одной или нескольких массовых школах района с целью оказания логопедической помощи всем нуждаю­щимся в ней школьникам данного района. Учитель-логопед про­водит логопедическое обследование учащихся массовых школ, относящихся к его логопункту. Кроме выявленных при обследо­вании на логопедический пункт принимаются дети с недостатка­ми речи по направлению врачей районной поликлиники, учите­лей, просьбе родителей. На групповых, реже индивидуальных за­нятиях учитель-логопед работает над устранением недостатков устной и письменной речи, различных характерных речевых на­рушений (недостатков произношения, чтения, письма, заикания, общего недоразвития речи и пр.). Группы подбираются в соот­ветствии с характером речевого нарушения. Индивидуальные за­нятия рассчитаны на детей, не подготовленных к работе в груп­пе. Занятия проводятся регулярно три раза в неделю в контакте с родителями и учителями и заканчиваются после устранения не­достатков речи у учащихся.

Дети с тяжелым аномальным речевым развитием при нор­мальном слухе и первично сохранном интеллекте обучаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях — школах-ин­тернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Вследствие речевой патологии эти дети не могут учиться в массовой школе и требуют специально организованных условий обучения. В шко­лах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, являю­щихся общеобразовательными учебными заведениями, обучаются


дети, страдающие алалией, афазией, тяжелой дизартрией и дисла-лией, алексией, аграфией, резко выраженной дисграфией и тяже­лой формой заикания.

В первом отделении школы — с одиннадцатилетним сроком обучения (1—11 классы) и с подготовительным классом для де­тей, не прошедших специальной дошкольной подготовки, учатся дети с тяжелым общим недоразвитием речи, характеризующимся разнообразными отмеченными выше речевыми нарушениями.

Во втором отделении — с девятилетним сроком обучения (1 — 9 классы)—учатся дети только с тяжелой формой заикания при нормальном общем развитии других сторон речи. Наполняемость классов—12 человек.

Учащиеся данной школы-интерната (первого и второго отде­лений) получают образование в объеме восьмилетней общеобра­зовательной школы.

Главная задача школы-интерната состоит в коррекции дефек­тов устной и письменной речи, отклонений в психическом и фи­зическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков, ак­тивизации речевых форм общения.

Состав учащихся школы-интерната в конце каждого учебного года пересматривается. Педагогический совет школы на основа­нии заключения медико-педагогической комиссии решает вопрос о переводе некоторых учащихся в массовую школу (по мере уст­ранения, ослабления речевого дефекта) или специальную школу другого типа. Дело в том, что в данный тип специального учреж­дения могут быть направлены дети с речевым недоразвитием вто­ричного характера, вызванного снижением слуха или интеллекта. В таких случаях необходимо немедленное содействие администра­ции школы-интерната переводу этих детей в соответствующие уч­реждения.

Умственно отсталые дети составляют наиболее значительную категорию аномальных детей и в зависимости от степени и ха­рактера интеллектуального недоразвития обучаются в специаль­ных учебно-воспитательных учреждениях, входящих в систему народного образования или социального обеспечения.

В нашей стране создана дифференцированная система специ­альных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей.

В системе народного образования функционируют специаль­ные детские сады и специальные детские дома, а также дошколь­ные группы при специальных школах-интернатах для умственно отсталых детей. В эти дошкольные учреждения принимаются де­ти с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложнен-ной формы», в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреж­дений—физическое, умственное и нравственное развитие, а так­же подготовка к обучению во вспомогательной школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении направлена на преодоление и предупреждение дефектов развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.