Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По изучению дисциплины




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По видам и темам учебных занятий

VI. Примерное распределение бюджета времени

Функциональная структура педагогического общения менеджеров.

26. Педагогика ведения переговоров.

27. Педагогический статус и педагогическая культура менеджера.

28. Профессиональная подготовка менеджеров.

29. Основы профессионального самовоспитания менеджера.

 

V. Литература

а) Основная:

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.

б) Дополнительная:

Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.

Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики: В 2 ч. - М., 1996-1997.

Голованова Н. Ф. Общая педагогика: Учеб. пособие. - СПб., 2005.

Горовая В. И., Уляев С. И. Гуманитаризация образования и профессиональная культура специалиста. - М., 2004.

Данилова М. М., Шарухин А. П., Шарухина Т. Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма: Монография. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

Жуков А. А., Закорин Н. Д. Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма. - СПб., 2005.

Заборская М. Г. Современная философия образования. - СПб., 2004.

Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т.- М., 1982.

Корнетов Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. – Новосибирск, 2003.

Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие. – М., 2006.

Макаренко А.С. Соч.: В 7т.- М., 1954.

Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - М., 2004.

Сибирская М. П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. - М., 2002.

Смирнов И. П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации профессионального образования. - М., 2004.

Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М., 1987.

Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Ушинский К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1974. - Т.1. – С. 13-31.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1953.

Чернова Ю. К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения. - Тольятти, 2000.

Чернышев А. В. Профессиональная переподготовка и повышение
квалификации специалистов гостиничного комплекса. - М., 2000.

Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. - М., 2003.

Шарухин А.П. Психология менеджмента. – СПб.: Питер, 2005.

 


В современных условиях важной предпосылкой формирования профессиональных компетенций, конкурентоспособности и профессионально значимых качеств успешного специалиста в области связей с общественностью выступает изучение дисциплины «Профессиональная педагогика» (ПП).

Учебная дисциплина «Профессиональная педагогика» занимает важное место в профессиональной подготовке будущих специалистов и способствует выработке современного понимания хозяйствующей организации как педагогической системы, технологий управленческо-педагоги-ческого воздействия руководителей и специалистов по связям с общественностью на работников предприятий и фирм с целью формирования у них необходимых профессиональных и личностных качеств, сплочения трудового коллектива и создания в нем здоровой морально-психологической атмосферы.

«Профессиональная педагогика» является новой отраслью знаний, многопрофильной и междисциплинарной, связанной с такими дисциплинами, как «Социальная психология», «Теория организации», «Психология менеджмента», «Управление персоналом», «Психология и педагогика», «Организационное поведение», «Психология массовой коммуникации», «Конфликтология», «Профессиональное и деловое общение» и др.

Основная цель учебно-методического комплекса (УМК) по «Профессиональная педагогике» - оказать студентам факультета массовых коммуникаций всех форм обучения методическую помощь в изучении учебной дисциплины, повысить эффективность аудиторной и самостоятельной учебной работы.

Особенность предлагаемого учебно-методического пособия заключается в том, что в нем в лаконичной форме представлен весь методический материал, необходимый при изучении данной учебной дисциплины.

Учебно-методический комплекс (УМК) включает рабочую учебную программу (целевая установка и организационно-методические рекомендации, тематический план и основные дидактические единицы, примерный перечень вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы, бюджет времени по темам и формам обучения), рекомендации по изучению дисциплины, планы семинаров, примерную тематику рефератов и методические рекомендации для студентов заочной формы обучения по их написанию, тестовые задания и краткий словарь основных терминов.

Студентам следует помнить, что центральное место в ходе освоения курса «ПП» отводится лекции. Лекция в большей части отличается монологичностью, в ней рассматриваются ключевые положения науки, фундаментальные и инновационные вопросы практики. Работа студента на лекции предполагает не столько умение подробной записи всего, что говорит преподаватель, сколько способность обобщать сказанное в краткие тезисы, выделять главное, отыскивать логические и смысловые связи между материалом данной и предыдущих лекций, отмечать непонятные места с тем, чтобы позднее разобраться с неясным вопросом.

Умение эффективно и плодотворно работать на лекции является признаком высокой учебной культуры обучаемого и во многом определяет успешное освоение дисциплины в целом.

Важно научиться составлять конспект лекции. Для этого необходимо знать следующие методические приемы конспектирования:

1. В тетради целесообразно оставлять широкие поля. Широкие поля (или чистая страница разворота) нужны для того, чтобы в дальнейшем можно было бы вносить необходимые дополнения в содержание лекции.

2. Заголовки и подзаголовки следует выделять: либо подчеркивать, либо писать буквами большего размера.

3. Каждую новую мысль, новый фрагмент лекции лучше всего начинать с красной строки.

4. Встречающиеся в лекции перечисления рекомендуется нумеровать цифрами: 1, 2, 3…, или буквами: а, б, в…. Причем, перечисления лучше всего записывать столбцом. Такая запись придает конспекту большую наглядность и способствует лучшему запоминанию материала.

5. Суть проблемы, важнейшие положения на которые обращает внимание преподаватель, а также определения целесообразно выделять, - подчеркнуть, взять в рамку, записать другим цветом, сделать соответствующие пометки на полях типа: «Главное», «Это важно», «!!!» и т.д.

6. Каждому студенту желательно выработать свою, удобную и понятную для него систему сокращений и условных обозначений. Например, часто встречающиеся понятия можно записать сокращенно, начальными буквами, например: «Профессиональная педагогика – ПП», «Межличностные коммуникации - МлК», «Элементы корпоративной культуры – ЭКК» и т.д. Это экономит время, позволяет записывать каждую лекцию достаточно подробно, обеспечивает свободу «маневра» на лекции, дает возможность сконцентрировать внимание на содержании излагаемого материала.

Искусство конспектирования – дело не простое, но, вполне доступное. Не все получается сразу. Однако труд, умноженный на упорство и волю – надежная гарантия успеха.

Лекция, как бы она ни была важна, сама по себе не решает главной задачи, которая связана с тем, чтобы дать обучаемым максимальный объем знаний, научить самостоятельному научному поиску, привить умения и навыки решения стоящих профессиональных задач, помочь определиться с гражданской позицией и развить профессиональную этику. Все эти цели достигаются в ходе групповых занятий, основным видом которых является семинар.

В переводе с латинского языка слово «семинар» означает, буквально: «рассадник знаний». Это - вид занятий, на котором ведется обсуждение темы по заранее подготовленным ответам на вопросы плана семинара.
В отличие от лекции, семинар характеризуется не монологичностью, а диалогичностью. Главное в нем – достижение образовательных целей посредством активного поведения (публичного и доказательного отстаивания своего мнения и критического осмысления того, что говорят другие).

Семинар носит и контрольную функцию: в ходе него преподаватель и сами обучаемые определяют степень усвоения материала.

Семинар учит правильно организовывать свое выступление, овладевать общенаучной и профессиональной лексикой, убедительно аргументировать и обосновывать свою позицию.

Подготовка к семинару начинается на лекции. Именно лекция представляет собой основную и наиболее экономичную форму получения и усвоения информации за время обучения в вузе. Студент, внимательно прослушавший и добросовестно законспектировавший лекцию, не теряет времени даром. По материалу лекции он легко может представить основные направления своей будущей работы по подготовке к семинару. Не случайно народная мудрость гласит: «Самые бледные чернила лучше самой хорошей памяти» или «Все, что написано пером, не вырубить и топором».

Студенты, по каким-либо причинам пропустившие семинар, а также получившие по их итогам неудовлетворительные оценки, отчитываются перед преподавателем в дополнительно назначенное время.

Подготовка к семинарскому занятию предполагает активную самостоятельную работу. Для самостоятельной работы нужно использовать все необходимое:

– План семинарского занятия;

– Конспект лекции;

– Полученные в библиотеке учебные пособия и учебники, журналы, монографическую литературу и др., в т.ч. использовать возможности Интернета.

Как наиболее эффективно подготовиться к семинару по «ПП»? Практика показывает, что главная ошибка, которую допускают студенты, состоит в том, что, открыв план семинарского занятия и взяв одно из рекомендованных учебных пособий, они сразу приступают к конспектированию заранее определенного вопроса. Это в корне неправильно!

При подготовке к семинару существует определенная последовательность действий, которая помогает оперативно и успешно справиться с поставленными учебными задачами.

Сначала необходимо внимательно вдуматься в вопросы семинара.. Затем просмотреть свой конспект лекций, чтобы на основе сделанных записей получить основное представление о содержании каждого вопроса семинарского занятия. Потом обратиться к дополнительной литературе, чтобы доработать и расширить свои представления проиллюстрировать их соответствующими фактами, цифрами, примерами.

Таким образом, конспект лекции будет обогащен необходимыми дополнениями. Более того, это будет хорошим заделом в подготовке не только к семинару, но и к зачету.

Большое значение в курсе «ПП» придается работе студентов по подготовке сообщений и докладов, написанию рефератов для студентов заочной формы обучения на заданные и инициативные темы.

Доклад – это форма подготовки и изложения вопроса, имеющего ключевое значение для рассматриваемой темы семинара. Вся группа не может качественно подготовить этот вопрос ввиду его сложности, дефицита времени и литературы. Поэтому его поручается сделать одному из обучаемых. Обычно доклад рассчитывают на 12-15 минут устного выступления, в котором и излагаются основные его положения. В ходе подготовки доклада пишется его полный текст или тезисы.

Как готовить доклад? Прежде всего необходимо самому или с помощью преподавателя осмыслить тему, разобраться с кругом проблем, которые должны быть освещены. После этого составляется план доклада, подбирается литература и, при необходимости, учебно-наглядный материал: слайды, схемы, видеофильмы и т.д. Логика изложения может быть произвольной. Однако лучше, если прозвучит сначала актуальность рассматриваемой проблемы, затем будет раскрыта сущность, структура педагогического явления, влияющие на него факторы, применяемые технологии для решения педагогических задач, а в конце будет сделан обобщающий вывод.

Изложение доклада должно быть четким, аргументированным, максимально лаконичным. По окончании доклада необходимо быть в готовности ответить на возникшие у слушающих вопросы.

Сообщение отличается от доклада и количественными и качественными характеристиками. Тема сообщения, в отличие от темы доклада, не носит концептуального характера, а посвящена частным вопросам обсуждаемой проблемы. Рассчитано сообщение на 7-10 минут устного выступления. Требования к его подготовке и изложению те же, что и к докладу.

Самостоятельная работа, подготовка докладов и сообщений, написание рефератов хотя и закладывают прочные основы хорошего ответа на семинарском (практическом) занятии, но автоматически не гарантирует его. Чтобы успешно участвовать в семинаре, необходимо знать требования к устному выступлению, а также критерии оценки ответа.

Вот основные из них:

1. Знание учебного материала (степень изучения рекомендованной литературы по теме; способность дать оценку существующим точкам зрения по проблеме; творческое владение понятийным аппаратом «ПП» и других учебных дисциплин).

2. Степень проявления творческого (креативного) мышления и самостоятельности в подходе к раскрытию обсуждаемых вопросов (умение нестандартно мыслить, выделять главное; способность отстаивать свою позицию при опоре на знание теории и практики рассматриваемого вопроса и делать выводы).

3. Форма изложения материала (умение определить предмет обсуждения; логичность, краткость формулировок; умение делать выводы; отсутствие привязанности к конспекту).

4. Активность на занятии (проявление интереса к теме занятия; стремление задавать и уточнять вопросы; участие в дискуссии; наличие доработанного конспекта по теме занятия и др.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 46; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.