Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Локальное производство социального мира




ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ

 

Основоположник этнометодологии американский социолог Гарольд Гарфинкель, полагает, что социальные взаимодействия индивидов на локальном уровне детерминированы не уровнем рационализации общественной жизни (Вебер) и не ценностями и коллективными представлениями (Дюркгейм), а тем, как индивиды сами оценивают сложившиеся обстоятельства, исходя из того, что они ориентируются на фоновые ожидания и при этом обладают собственной практической рациональностью.

Этнометодология, как наука, изучает методы организации повседневной практической деятельности, характерные для определенного культурного социума. Этнометодологи не исследуют практическую деятельность, организованную осмысленно, сообразно формальной логики. Напротив, их интересует то, как люди на основе знания здравого смысла, подчас сами, не осознавая того, используют конкретные методы взаимодействия друг с другом, исходя из общепринятых в их культуре моделей поведения.

Гарфинкель предложил, по существу, новый предмет исследования и новые методы, которые позволили анализировать спонтанные социальные изменения, вызванные латентными, неосознаваемыми механизмами социальной коммуникации между людьми.

По Гарфинкелю, общее понимание индивидами социальной жизни приходит не только извне через принятие общих культурных норм и ценностей, под воздействием надындивидуальных институциональных структур и социального взаимодействия, оно может конструироваться и изнутри. То есть социальный порядок во многом есть продукт собственной спонтанной активности индивидов, который получается именно таким, каким его создали сами участники социального взаимодействия, разумеется, с учетом ранее обретенных правил и знаний, полученных от их культурной группы.

 

По мнению Гарфинкеля, социальная структура воздействует на сознание индивида через “ фоновые ожидания ”, под которыми имеются в виду социально одобряемые установки на те, или иные действия, которые могут не осознаваться и не подвергаться рефлексии самими деятелями. Однако фоновые ожидания не пассивно воспринимаются: индивиды придают им личностный, практически рациональный смысл, перерабатывают, а иногда и существенно деформируют. По мнению социолога, социальная жизнь представляется упорядоченной в определенном виде только потому, что члены общества активно заняты приданием смысла всему тому, что происходит в процессе интеракций. Задача этнометодологии заключается в том, чтобы показать механизм конструирования постоянно меняющейся социальной действительности, выходя в итоге на изучение фоновых ожиданий.

 

По Гарфинкелю, фоновые ожидания могут быть выявлены с помощью индексации ”, означающей, что смысл любого явления или социального взаимодействия вытекает из его контекста, является “индексированным” в конкретной ситуации. Другими словами - смысл любого социального действия можно понять только в определенном локальном контексте.

Так, люди с готовностью принимают как истину слова тех, кого считают экспертами, но те же мысли могут восприниматься спорными (то есть по другому индексироваться), если будут произнесены теми, чье мнение не является для людей убедительным.


ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

Классическая наука:

- социальные законы также объективны и не подвластны времени, как законы природы;

- субъективные факторы и случайности могут иметь место, но в принципе не могут радикально повлиять на характер социальных явлений, тем более не могут изменить направление социально-исторического развития;

- стадии развития, пройденные одними народами, должны повторяться в истории других народов.

 

 

Но еще в конце XIX – начале ХХ вв. Н. Данилевский, О.Шпенглер, Н. Кондратьев, П. Сорокин и др. – опираясь на историческую практику, высказывали «крамольные» идеи, что нет законов и причин, по которым все страны должны проходить одни и те же стадии развития! Тогда взгляды этих ученых сурово критиковали.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.