Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное пространство и капитал




СОЦИОЛОГИЯ П. БУРДЬЕ

Из истории социальных идей мы знаем, что в социологии почти всегда сосуществовали два противоречащих друг другу направления - объективизм и субъективизм (или физикализм и психологизм). Объективистская позиция (Дюркгейм, Маркс) утверждает, что объяснение социальной жизни должно исходить не из представлений участвующих в ней субъектов, а из причин, лежащих за пределами сознания. То есть структурализм, признает существование в самой социальной системе (а не только в языке, мифах, сознании людей) объективных структур, не зависящих от сознания и воли субъектов, и способных влиять на их действия и стремления.

Субъективистская позиция (А.Щюц, Г.Гарфикель) утверждает противоположное: каждый из нас, на уровне обыденного сознания, наблюдая социальную реальность, изначально что-то выделяет, считая важным и значимым, а на что-то не обращает внимания. Тем самым каждый придает социальной реальности свою структуру и значения, фактически конструирует свой мир, свое понимание мира, которое воспринимает как реальность повседневной жизни, и именно эти сформированные его обыденным сознанием объекты мышления мотивируют его на определенное поведение в его мире.

Французский социолог Пьер Бурдье (1930-2002г.)утверждает, что это противо-поставление не верно, что объективизм и субъективизм находятся в диалектической взаимосвязи, и создает свою теорию, которую назвал структуралистский конструктивизм или конструктивистский структурализм.

По его мнению, в социальной системе существуют некие объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, способные стимулировать или ограничивать действия и стремления людей (в этом его структурализм), но сами эти объективные структуры создаются социальными практиками агентов (в этом его конструктивизм).

Ключевые понятия социологии Бурдье: социальное пространство, габитус, агент, капитал существовали и до него, но он дал им свое оригинальное толкование.

Социальный мир и географический мир, в которых мы живем – это не одно и то же, но с оциальный мир также реален как географический, и его можно представить в форме многомерного пространства, состоящего из множества полей сил, точнее совокупности объективных отношений сил, которые навязываются всем агентам, входящим в это поле и которые несводимы к намерениям индивидуальных агентов или же к их непосредственным взаимодействиям. Агенты и группы агентов определяются в этих полях по их относительным позициям, способным придавать их владельцам силу и власть в этом пространстве.

Социальное пространство включает в себя много полей, и агент может занимать позиции одновременно в нескольких из них. Поле, по Бурдье, — это специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в конкуренции или в кооперации, определяемыми социально и в большой степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают.

Система образования, государство, церковь, политические партии, профсоюзы — это, не аппараты (т.е. не механизмы, запрограммированные на достижение определенных целей), а поля, в которых агенты и институции борются в соответствии с закономерностя-ми и правилами, сформулированными в этих пространствах игры (иногда борются за сами эти правила), чтобы овладеть специфическими выгодами, являющимися целями в данной игре. Доминирующие в данном поле могут заставить его функционировать в свою пользу, но им придется учитывать сопротивление, встречные требования, претензии тех, кто находится в подчиненной позиции.

Действующие свойства, взятые за принцип построения социального пространства, являются различными видами власти или капиталов, которые имеют хождение в различных полях. Отдельные виды капитала (экономический капитал в его разных формах, культурный, социальный, символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем), как козыри в игре, являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле. Позиция каждого агента в социальном пространстве в целом определяется его позициями в различных полях, т. е. в распределении власти активированной в каждом отдельном поле.

Например, капитал, который в объективированном состоянии существует в форме экономического капитала, представляет собой власть над полем, точнее, власть над продуктом и механизмами, стремящимися утвердить производство этого продукта. Во власти над продуктом может быть аккумулирован прошлый труд, в частности, власть над совокупностью средств производства, а власть над механизмами производства – это власть над доходами и прибылью.

Объем культурного капитала определяет шансы на получение выигрыша во всех играх, где задействован этот культурный капитал и где он участвует в определении позиции в социальном пространстве.

Символический капитал означает доверие или признание власти тех, кто занял соответствующее положение. Так наиболее весомыми оказываются суждения людей, обладающих значительным символическим капиталом, которым социальное положение позволяет даже навязывать остальным наиболее подходящую для себя шкалу ценностей.

Символическая власть, навязывающая определенные представления, например, выявляющая и определяющая присущее обществу социальное расслоение, оказывается политической властью: она способна создавать новые группы, манипулировать объективной структурой общества. Государство в борьбе за монополию на классификацию социального расслоения может играть роль могущественного арбитра, вместе с тем бюрократической власти никогда, даже при поддержке научных авторитетов, не удается достичь полного господства и добиться абсолютного права формировать и навязывать легитимное видение социальной реальности. Потому что в действительности в социальном мире постоянно происходят столкновения различных ветвей символической власти, каждая из которых стремится реализовать собственное представление о легитимной структуре общества, то есть конструировать его согласно своим интересам.

Дипломы об образовании (равно как и дворянские титулы) выступают как реальные формы символической собственности, обеспечивающие общественное признание. Так, диплом о среднем или высшем образовании представляет собой частицу общепризнанного и гарантированного символического капитала и открывает перед своим обладателем общепринятый в данном поле путь продвижения вверх.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.