Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Габитус и агент




Каждый индивид ощущает свое место в этом многомерном социальном пространстве, свои возможности (что можно и чего нельзя себе позволить), ощущает чувство дистанции (которую обозначают и держат, уважают или заставляют других уважать). И эта ощущаемая им социальная позиция формирует у него то, что Бурдье называет габитус – его модель рационального и эмоционального восприятия и оценки своего положения в обществе, формирует его собственную классификацию социального мира и своего места в нем, формирует модели его поведения, его стратегии.

Габитус позволяет агенту спонтанно, зачастую неосознанно ориентироваться в социальном пространстве и реагировать более или менее адекватно на события и ситуации, приводит к формированию склонности и готовности агента реагировать, говорить, ощущать, думать определенным - тем, а не другим - способом.

Другими словами, габитус, как "система прочных приобретенных предрасполо-женностей», которуюпроизводит объективная социальная среда, позволяет индивиду не только «чувствовать свое место» и иметь сознательное или подсознательное стремление к достижению конкретных целей, но превращает его в агента, способного вносить изменения в саму эту среду, в существующие структуры.

То есть в отличие от прежних толкований, агент у Бурдье - не просто активная действующая личность, которую (как марионетку) сформировало общество, а оператор конструирования объектов, потому что является носителем практик определенного сорта и способен осуществлять стратегии, направленные на сохранение или изменение своей позиции в социальном пространстве. Важно также заметить, что агент у Бурдье – не только индивид, но и группа и класс, это некая социальная единица, социальный организм. Соответственно и габитус может быть не только индивидуальным, но и групповым, коллективным, классовым.

Габитус - ключевое понятие теории Бурдье, - являясь продуктом истории, производит практики, как индивидуальные, так и коллективные, а следовательно - саму историю в соответствии со схемами, порожденными историей. Он обеспечивает активное присутствие прошлого опыта, который (существуя в каждом социальном организме в форме схем восприятия, мышления и действия), более верным способом, чем все формальные правила и явным образом сформулированные нормы, дает гарантию тождества и постоянства практик во времени.

Габитус дает способность свободно порождать мысли, восприятия, выражения чувств, действия, но даваемая им свобода обусловлена и условна: она не допускает ни создания чего-либо невиданно нового, ни простого механического воспроизводства изначально заданного, а продукты габитуса всегда лимитированы историческими и социальными условиями его собственного формирования.

 

Таким образом, габитус как приобретенная система порождающих схем делает для агента возможным свободное продуцирование любых мыслей, восприятий и действий, но (!) всегда вписанных в границы, свойственные специфическим условиям производства данного габитуса и только им.

«Классы на бумаге и в реальности»

Бурдье неоднократно подчеркивал, что теоретические определения не имеют сами по себе никакой ценности, если их нельзя заставить работать в эмпирическом исследовании, и как «практический» социолог и социальный критик, всегда ратовал за практическую мысль в противовес «чистой» мысли или «теоретической теории».

Споря с К. Марксом, Бурдье говорит о том, что на базе знания пространства позиций можно вычленить классы как совокупности агентов, занимающих сходную позицию, которые, будучи размещены в сходных условиях и подчинены сходным обусловленностям, имеют все шансы для обладания сходными свойствами и интересами, имеют основания для объединения в группу со сходным поведением, которое можно вычислить заранее. Но вычлененные таким образом теоретические классы, это не настоящие классы в смысле группы, как писал Маркс, «мобилизованные», готовые к борьбе и т.п. Это лишь возможный класс, поскольку он есть совокупность агентов, которые объективно будут оказывать меньше сопротивления в случае необходимости их «мобилизации», чем какая-либо другая совокупность агентов.

Другими словами, классы, которые можно вычленить в социальном пространстве, не существуют как реальные группы. Существует лишь пространство отношений, которое столь же реально, как географическое пространство, и перемещения внутри которого оплачиваются работой, усилиями и временем. И вероятность мобилизации в реальные группы, в организованные движения, с их лидерами, официальными представителями, аппаратом и т. п. (что собственно и заставляет говорить о «классе») будет обратно пропорциональна удаленности в этом пространстве. И наоборот, чем агенты ближе в социальном пространстве, тем больше вероятность объединить их в реальную группу.

В социальном пространстве нельзя объединять любого с любым, невзирая на глубинные различия их позиций, например, в экономическом или культурном поле. Однако это не исключает, что можно организовать агентов по другим признакам деления: этническим, национальным и т. п. И если более вероятно мобилизовать в одной реальной группе только рабочих, нежели рабочих и их работодателей, то, тем не менее, возможно, например, под угрозой войны, спровоцировать их объединение на базе национальной идентификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.