Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка и техника публичной речи. Приемы управления вниманием аудитории.




Общие рекомендации по подготовке к публичной речи.

1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета.

2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы репетировали лекции перед зеркалом по нескольку раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями.

3. Репетировать речь нельзя «по кускам», а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. 4. Кроме того, готовясь к речи, вы можете составить «шпаргалку» - несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запоминать - смотрите в «шпаргалку»!

5. Перед тем как репетировать речь, составьте план.

6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи - аудиторию, помещение.

7. Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффекту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запоминания: ваша цель - запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть.

8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.

9. И последний совет: на листке плана оставьте широкие поля - на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соотв. раздел. На основной части листка напишите фактическую часть («шпаргалку») к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произнесите речь на ходу.

Работа оратора по управлению вниманием.

При подготовке к речи проанализируйте свою аудиторию с точки зрения спектра ее интересов.

2. Учитывайте информированности, (запас знаний) слушателей и их возможности.

3. Контролируйте темп речи. Постоянно следите, не слишком ли быстро вы говорите, успевают ли слушатели следить за ходом ваших мыслей.

4. Стимулируйте слушателей. Представьте себя на месте слушателя: вы вынуждены сидеть неподвижно и молча да еще напрягать волю, чтобы не увлекаться мухами и воронами.

5. «Квантуйте» речь: разбивайте речевой поток на кванты - доли, интервалы, соответствующие: а) смысловым частям изложения и б) пульсации внимания адресата. Внимание слушателей как бы пульсирует: около пяти минут оно «включено», затем наступает «микросон». Период длительностью 5-7 минут и будет для нас основной единицей членения речи - ее «квантом».

Разделяя речь на кванты, нужно знать и иметь в виду две важные психологические закономерности восприятия и запоминания.

Первая: лучше всего запоминается то, что дается вначале и в конце всей речи и каждого отдельного ее кванта. Это так называемый «эффект начала и конца» или «эффект границы». Поэтому кванты речи должны получить в речевом поведении говорящего четко выраженные, отмеченные границы: это перемена позы, жест, пауза, писание на доске, повторение и т. д. Границы квантов отмечаются и голосом: изменением его громкости, высоты.

Вторая: вокруг важных, в смысловом отношении «зон» речи должны быть «пустые» зоны, заполненные «несерьезным» содержанием: шуткой, анекдотом, примером (это отдых). Тогда смысловые центры речи воспринимаются именно как узловые, центральные моменты и хорошо запоминаются. Эта закономерность называется «эффектом свободного пространства памяти».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.