Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы собеседников, характер их поведения и возможности достижения взаимопонимания.




Беседа и ее виды. Продуктивные и непродуктивные модели беседы.

Самая распространенная форма общения — это беседа. В «Словаре современного русского литературного языка» дается такое определение «беседы».

1. Разговор (обычно продолжительный); обмен мнениями. Дружеская, задушевная беседа // официальный разговор с кем-либо. Беседа с лечащим врачом // предназначенный для печати, передачи по радио, телевиденью и т.п. разговор, обмен мнениями журналиста с кем-либо, интервью. Беседа корреспондента с главой делегации.

2. Собеседование на политические, научные и т.п. темы, рассчитанные на обмен мнениями между присутствующими; выяснение кого-либо вопроса // о популярной лекции, передаваемой по радио, телевидению, или о научно-популярной статье в газете.

Аккумулируя эти значения слова, приходим к выводу, что беседа всегда имеет диалогический характер.

Беседы очень разнообразны по своим темам и видам.

По сфере использования беседы делятся на бытовые, «светские», деловые.

Бытовые — связаны с нашей повседневной жизнью, с обиходом, с решением домашних вопросов.

«Светская» — происходит скорее «из вежливости», «по необходимости». Она может создать предпосылки для дальнейшего общения. Это беседа на улице, в транспорте, за столом, когда приглашены в гости.

Деловые беседы ассоциируются с общением на работе, с исполнением служебных обязанностей, решением производственных вопросов.

По сфере применения – деловая и бытовая беседа. Деловые беседы по характеру обстановки в которой обсуждаются вопросы подразделяются на официальные и неофициальные. Каждая из указанных категорий подразделяется следующим образом (по характеру обсуждаемых вопросов):

- кадровая;

- дисциплинарная;

- проблемная;

- организационная;

- творческая;

- прием посетителей.

Типы собеседников

1 - «3акрытый ТИП»

Главная ценность - «я сам», Я и есть самое интересное

Право на речь - это право на власть; следовательно, нужно любой ценой захватить инициативу, выдвинуть и развернуть свою тему, бороться и победить.

Стратегия - подчинение себе (авторитарная модель, доминирование, создание иерархии).

Мой партнер (собеседник) - объект, которым я могу манипулировать; в разговоре я командую, он – подчиняется.

Хочу показать себя, полюбоваться собой, высказаться сам.

2 - «Открытый ТИП»

Главная ценность, т. е. самое интересное, - мой собеседник и тема разговора.

Не важно, кто главенствует - я сам или другие; иерархия (отношение господства) мешает подлинному взаимодействию, делает его неинтересным.

Стратегия - равноправное сотрудничество, а не борьба

Мой партнер - особый, не зависящий от меня самостоятельный мир, которым я вовсе не должен управлять. Лучше с ним познакомиться: как интересно!

Хочу узнать и понять другого, слушать и слышать его.

Здесь два типа собеседников, два обобщенных портрета: человека, сосредоточенного на себе («закрытый тип»), и человека, сосредоточенного на своем партнере по беседе («открытый тип»). В основе различий этих портретов - две противоположные позиции участников беседы, которые в яркой образной форме раскрыл Цицерон: «Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого; напротив, следует стараться, чтобы каждый имел свой черед в разговоре, как и во всем остальном».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.