Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича




Система ценностных ориентации определяет содержатель­ную сторону направленности личности, выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности, окружающему миру. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, ценностях, убеждениях, интере­сах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познава­тельными и волевыми ее сторонами. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складыва­ются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентации членов группы обеспечивает ее сплочен­ность (как ценностно-ориентационное единство).

ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно прочтите список А. Проранжируйте (пронумеруйте), пожалуйста, указанные в нем ценности от наиболее важной для вас (ей присваивается ранг № 1) до наименее значимой (ей присваивается последний ранг № 18). Аналогичная работа проводится со списком Б.

 

Список А (терминальные ценности):

• активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насы­щенность),

• жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

• здоровье (физическое и психическое)

• интересная работа

• красота природы и искусства (переживание прекрасного в при­роде и в искусстве)

• любовь (духовная и физическая близость с любимым челове­ком)

• материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных

затруднений)

• наличие хороших и верных друзей

• общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег по работе),

• познание (возможность расширения своего образования, кру­гозора, общей культуры, интеллектуальное развитие),

• продуктивная жизнь (максимально полное использование сво­их возможностей, сил и способностей),

• развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование),

• развлечения (приятное, необременительное времяпрепровож­дение, отсутствие обязанностей),

• свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках),

• счастливая семейная жизнь,

• счастье других (благосостояние, развитие и совершенствова­ние других людей, всего народа, человечества в целом),

• творчество (возможность творческой деятельности),

• уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутрен­них противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

• аккуратность (чистоплотность),

• умение содержать в порядке вещи, порядок в делах,

• воспитанность (хорошие манеры),

• высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания),

• жизнерадостность (чувство юмора),

• исполнительность (дисциплинированность),

• независимость (способность действовать самостоятельно, ре­шительно),

• непримиримость к недостаткам в себе и других,

• образованность (широта знаний, высокая общая культура),

• ответственность (чувство долга, умение держать слово),

• рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения),

• самоконтроль (сдержанность, самодисциплина),

• смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов,

• твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями),

• терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения),

• широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки),

• честность (правдивость, искренность)

• эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в рабо­те),

• чуткость (заботливость).

Полученные результаты заносятся в сводную таблицу. Для выявления ценностно-ориентационного единства можно проанали­зировать терминальные ценности, получившие первые пять пози­ций у учеников класса.

Показатель сплоченности группы — ценностно-ориентационное единство (Немов Р.С.) рассчитывается по формуле:

где n — сумма выборов, приходящихся на ценности, полу­чившие в группе первые пять рангов,

m — сумма выборов по этим же ценностям, получившим у других членов группы последние пять рангов (с 14 — по 18).

N = LK — общее количество выборов, сделанных членами данной группы, где L — число членов группы, К — количество цен­ностей первых пяти рангов, выбранных членами данной группы.

В группах с максимально возможным ЦОЕ все участники выбирают одни и те же ценности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.