КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности, выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности, окружающему миру. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, ценностях, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентации членов группы обеспечивает ее сплоченность (как ценностно-ориентационное единство). ИНСТРУКЦИЯ: Внимательно прочтите список А. Проранжируйте (пронумеруйте), пожалуйста, указанные в нем ценности от наиболее важной для вас (ей присваивается ранг № 1) до наименее значимой (ей присваивается последний ранг № 18). Аналогичная работа проводится со списком Б.
Список А (терминальные ценности): • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность), • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) • здоровье (физическое и психическое) • интересная работа • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) • наличие хороших и верных друзей • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, коллег по работе), • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие),
• продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование), • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей), • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), • счастливая семейная жизнь, • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом), • творчество (возможность творческой деятельности), • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности): • аккуратность (чистоплотность), • умение содержать в порядке вещи, порядок в делах, • воспитанность (хорошие манеры), • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), • жизнерадостность (чувство юмора), • исполнительность (дисциплинированность), • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), • непримиримость к недостаткам в себе и других, • образованность (широта знаний, высокая общая культура), • ответственность (чувство долга, умение держать слово), • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), • смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов, • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), • честность (правдивость, искренность) • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), • чуткость (заботливость). Полученные результаты заносятся в сводную таблицу. Для выявления ценностно-ориентационного единства можно проанализировать терминальные ценности, получившие первые пять позиций у учеников класса.
Показатель сплоченности группы — ценностно-ориентационное единство (Немов Р.С.) рассчитывается по формуле: где n — сумма выборов, приходящихся на ценности, получившие в группе первые пять рангов, m — сумма выборов по этим же ценностям, получившим у других членов группы последние пять рангов (с 14 — по 18). N = LK — общее количество выборов, сделанных членами данной группы, где L — число членов группы, К — количество ценностей первых пяти рангов, выбранных членами данной группы. В группах с максимально возможным ЦОЕ все участники выбирают одни и те же ценности.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |