КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессионализация как социальный процесс
КАК ПРОЦЕСС ВКЛЮЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЮ
Деятельность любой группы всегда направлена на достижение некоторой цели. Для организации как группы характерна множественность целей[1], а тем самым — множественность деятельностей. Достигнув одну из целей, организация ставит следующую, и так далее. Постановка новых целей происходит не хаотически, а в соответствии с функционированием особого механизма, называемого миссией организации. Таким образом, реализация миссии связана с особой формой деятельности — профессиональной. Её специфика заключается в том, что завершение одной деятельности при достижении её целей ведёт через осознание результатов к новому целеполаганию и новой деятельности в рамках той же профессии. Профессия может трактоваться как форма социальной активности, реализуя которую человек изменяет структуру социальных процессов. Каждая профессия предполагает не только совокупность знаний, умений и навыков, но и наличие способностей, как общих, так и специальных. Способность, в свою очередь, выступает в качестве механизма для формирования действий (как умственных, так и предметных). Для формирования любого действия в качестве необходимого внутреннего условия выступают общие способности, а достаточного — специальные. В свою очередь, формирование любого действия развивает общие способности, а развитие специальных требует специфически предметного действия. Соответственно, профессией можно считать ту сферу жизни социума, а значит — и проявления социальной активности, в которой возможно развитие специальных способностей при формировании специальных предметных (профессиональных) действий.
Становление специалиста как профессионала обозначается термином профессионализация. Именно профессионализация и составляет содержание квалификационной практики[2]. В ходе практики студенты ставят перед собой и решают практическую — профессиональную — задачу, существующую для организации, причём способом, который до этого в организации не применялся. Такое решение задачи и будет результатом действия в профессиональной деятельности. Важнейший момент профессионализации для выпускника факультета психологии — профессиональное самоопределение. Рефлексируя свои склонности и способности (в рамках выполнения задания по курсу "Психология жизненного пути"), выпускник факультета определяет, какие действия он выполняет наиболее эффективно, и, тем самым, как он будет специализироваться в рамках профессии психолога. Специализация повышает успешность работы в конкретной организации, обеспечивая эффективность решения задач в конкретной предметной области.
1.2. Трудоустройство как условие профессионализации для студента Однако прежде чем начать решение задач организации, молодой специалист должен в неё включиться. Предпочтительным объектом квалификационной практики студента, в отличие от всех предыдущих, является организация, в которой выпускник будет работать, поэтому задача включения, по сути, есть задача трудоустройства. Центральный момент трудоустройства — собеседование. В каждой организации выработаны свои правила проведения собеседования. Проблемы трудоустройства подробно обсуждаются в курсе "Психология жизненного пути", поэтому здесь мы приведём лишь некоторые важные дополнительные советы. 1. Даже если Вы планируете работать в организации временно, включите эту работу в Вашу карту карьеры. Определите, хотя бы приблизительно, продолжительность Вашей работы в ней. Соотнесите её с перспективой самой организации. Отобразите Ваше представление о развитии фирмы и Вашей возможной роли в этом процессе. Во время собеседования, рассказывая о своих ожиданиях, ссылайтесь на эти представления (в сослагательном наклонении).
2. В большинстве организаций сегодняшней России штатная должность психолога отсутствует. Там, где она есть, должностная инструкция, как правило, не соответствует квалификации. Наконец, если даже инструкция адекватна, ей далеко не всегда соответствует сложившаяся практика организации. Характерна ситуация, в которой существующую должность психолога до Вас занимал человек, имевший весьма скромные познания в психологии. Это могло создать негативную установку относительно возможностей психологии в целом и Ваших в частности. Такая установка будет проявляться в процессе собеседования, затрудняя общение с работодателем. В этой ситуации необходимо мягко, но настойчиво перевести разговор в русло "здесь и теперь". 3. В некоторых организациях на психолога смотрят не как на специалиста, а как на шамана, который, поколдовав опросниками, может решить все проблемы. В этом случае Вам будут предлагать нагрузку, совершенно непосильную для одного человека. В Ваших интересах сразу определить максимальный объём работы, который Вы реально сможете выполнить. Если работодатель продолжает настаивать на своём (даже обещая неограниченную зарплату), стоит ещё раз оценить другие варианты трудоустройства. В этом случае высока вероятность того, что через некоторое время руководитель разочаруется не только во всемогуществе психологии вообще, но и в Ваших возможностях в частности и даже реально полученные Вами важные результаты не убедят его в обоснованности Вашего оклада. 4. На собеседовании Вам могут задавать неожиданные и очень личные вопросы. Отвечать на них в любом случае необязательно (за исключением трудоустройства в некоторые правоохранительные органы). Иногда такие вопросы задаются не ради ответа, а в качестве теста экстремальной ситуации. В других случаях — это просто проявление той или иной степени бестактности со стороны проводящего собеседование. Если такова внутренняя культура организации — подумайте, подходит ли она Вам.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |