Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионализация как социальный процесс




КАК ПРОЦЕСС ВКЛЮЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЮ

 

Деятельность любой группы всегда направлена на дости­жение некоторой цели. Для организации как группы характерна множественность целей[1], а тем самым — множественность деятельностей. Достигнув одну из целей, организация ставит следующую, и так далее. Постановка новых целей происходит не хаотически, а в соответствии с функционированием особого механизма, назы­ваемого миссией организации. Таким образом, реализация миссии связана с особой формой деятельности — профессиональной. Её специфика заключается в том, что завершение одной деятельности при достижении её целей ведёт через осознание результатов к но­вому целеполаганию и новой деятельности в рамках той же про­фессии.

Профессия может трактоваться как форма социальной ак­тивности, реализуя которую человек изменяет структуру социаль­ных процессов. Каждая профессия предполагает не только сово­купность знаний, умений и навыков, но и наличие способностей, как общих, так и специальных. Способность, в свою очередь, вы­ступает в качестве механизма для формирования действий (как умственных, так и предметных). Для формирования любого дейст­вия в качестве необходимого внутреннего условия выступают об­щие способности, а достаточного — специальные. В свою очередь, формирование любого действия развивает общие способности, а развитие специальных требует специфически предметного дейст­вия. Соответственно, профессией можно считать ту сферу жизни социума, а значит — и проявления социальной активности, в кото­рой возможно развитие специальных способностей при формиро­вании специальных предметных (профессиональных) действий.

Становление специалиста как профессионала обозначается термином профессионализация. Именно профессионализация и составляет содержание квалификационной практики[2]. В ходе прак­тики студенты ставят перед собой и решают практическую — про­фессиональную — задачу, существующую для организации, причём способом, который до этого в организации не применялся. Такое решение задачи и будет результатом действия в профессиональной деятельности.

Важнейший момент профессионализации для выпускника факультета психологии — профессиональное самоопределение.

Рефлексируя свои склонности и способности (в рамках выполнения задания по курсу "Психология жизненного пути"), выпускник фа­культета определяет, какие действия он выполняет наиболее эф­фективно, и, тем самым, как он будет специализироваться в рамках профессии психолога. Специализация повышает успешность рабо­ты в конкретной организации, обеспечивая эффективность реше­ния задач в конкретной предметной области.

 

1.2. Трудоустройство как условие профессионализации для студента

Однако прежде чем начать решение задач организации, молодой специалист должен в неё включиться. Предпочтительным объектом квалификационной практики студента, в отличие от всех предыдущих, является организация, в которой выпускник будет работать, поэтому задача включения, по сути, есть задача трудо­устройства. Центральный момент трудоустройства — собеседова­ние. В каждой организации выработаны свои правила проведения собеседования. Проблемы трудоустройства подробно обсуждаются в курсе "Психология жизненного пути", поэтому здесь мы приве­дём лишь некоторые важные дополнительные советы.

1. Даже если Вы планируете работать в организации временно, включите эту работу в Вашу карту карьеры. Определите, хотя бы приблизительно, продолжительность Вашей работы в ней. Соотнесите её с перспективой самой организации. Отобразите Ваше представление о развитии фирмы и Вашей возможной роли в этом процессе. Во время собеседования, рассказывая о своих ожиданиях, ссылайтесь на эти представления (в сослага­тельном наклонении).

2. В большинстве организаций сегодняшней России штатная должность психолога отсутствует. Там, где она есть, должно­стная инструкция, как правило, не соответствует квалифика­ции. Наконец, если даже инструкция адекватна, ей далеко не всегда соответствует сложившаяся практика организации. Ха­рактерна ситуация, в которой существующую должность пси­холога до Вас занимал человек, имевший весьма скромные по­знания в психологии. Это могло создать негативную установку относительно возможностей психологии в целом и Ваших в частности. Такая установка будет проявляться в процессе со­беседования, затрудняя общение с работодателем. В этой ситуации необходимо мягко, но настойчиво перевести разговор в русло "здесь и теперь".

3. В некоторых организациях на психолога смотрят не как на специалиста, а как на шамана, который, поколдовав опросни­ками, может решить все проблемы. В этом случае Вам будут предлагать нагрузку, совершенно непосильную для одного че­ловека. В Ваших интересах сразу определить максимальный объём работы, который Вы реально сможете выполнить. Если работодатель продолжает настаивать на своём (даже обещая неограниченную зарплату), стоит ещё раз оценить другие ва­рианты трудоустройства. В этом случае высока вероятность того, что через некоторое время руководитель разочаруется не только во всемогуществе психологии вообще, но и в Ваших возможностях в частности и даже реально полученные Вами важные результаты не убедят его в обоснованности Вашего оклада.

4. На собеседовании Вам могут задавать неожиданные и очень личные вопросы. Отвечать на них в любом случае необяза­тельно (за исключением трудоустройства в некоторые право­охранительные органы). Иногда такие вопросы задаются не ради ответа, а в качестве теста экстремальной ситуации. В дру­гих случаях — это просто проявление той или иной степени бестактности со стороны проводящего собеседование. Если та­кова внутренняя культура организации — подумайте, подходит ли она Вам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.